(? съ Б. о. М.) хх

4. /къ другому лицу/.

NN.

…Извѣстно мнѣ было какое имѣлъ ты ревностное усердіе и жѣланіе — оставя многомятежный міръ послѣдовать Христу и искать спасенія души своей въ священныхъ обителяхъ — въ званіи монашескомъ: «примѣтатися въ дому Божіемъ», о чемъ зѣло духомъ радовался. Но нынѣ радость моя сія — въ печаль и сѣтованіе преложися, услышавъ отъ добролѣтельнаго и духовнаго твоего брата, что ты свое намѣреніе и расположеніе отлагаешь до времени. Къ оному же сѣтованію и страхъ меня объемлетъ – о суетномъ и самонадѣянномъ твоемъ отлаганіи. Въ вашей ли волѣ состоитъ продолженіе жизни? Писано бо есть: «отъ утра есть – до вечера не суть!» И Iовъ Праведный пишетъ: «вчерашни есмы» - вчерашній день извѣстно прожили, а настоящій день неизвѣстно проживемъ ли. И паки писано: «отъ утра до вечера измѣняется время». А Евангельскій богачь не явнымъ ли служитъ примѣромъ и доказательствомъ, что время жизни нашей состоитъ въ Волѣ Божіей, а — не въ нашей. Онъ, собравъ жита своя и благая своя, думалъ на многа лѣта оными въ благоденствіи наслаждаться, и «реку говоритъ, души моей: луше! имаши многа блага на лѣта многа — яждь, пій и веселися». Но — обманулся, бѣдный! и вмѣсто того услышалъ Гласъ свыше: «безумне! въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси кому будутъ?!» И Св. Апостолъ въ Посланіи Своемъ къ Солунянамъ учитъ въ 5-й главѣ: «а о лѣтѣхъ и временѣхъ не требѣ вамъ писати: сами бо извѣстно вѣсте, яко день Господенъ яко татъ въ нощи приходитъ. Егда бо рекутъ миръ и утвержденіе, тогда внезапу нападетъ на нихъ всегубительство и погибель». Надобно помятовать, что мы смертны и непрельщаться временными благами: неуподобляться несмысленнымъ скотамъ, которые, нечая воскресенія мертвыхъ утѣшаются видимыми благами.

Извѣстно же изъ Писанія*, что «еще брашку сущу во устѣхъ ихъ смерть взыде на ня» (Псал: 77); и, о подобныхъ вамъ торговыхъ людяхъ пишетъ Св. Апостолъ Iаковъ: «слышите, нынѣ глаголющіи — днесь или утре пойдемъ во онъ градъ и сотворимъ ту <нрзб> едино, и куплю дѣемъ и пріобрѣтеніе — иже невѣсте что утре случится кая бо жизнь ваша? Пора бо есть, — яже вмалѣ является потомъ же изчезаетъ» (Глав. 4. стх. 13). Изъ всѣхъ сихъ приведенныхъ Писаній видимъ сколь опасно отлагать время покаянія и дѣло попеченія о своемъ спасеніи. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ въ 3-й Степени пишетъ: «какъ скоро почувствуешь въ себѣ къ благочестію пламя, то бѣги скоро; ибо незнаеши когда онъ погаснетъ и когда во тьмѣ тебя оставитъ»? Когда ты ощущалъ въ себѣ таковое пламя, то знай, что это было званіе Божіе, ибо благія мысли всѣваются въ сердца наша отъ бога; и «кто оныя презираетъ самъ презрѣнъ будетъ отъ Бога понеже, по Слову Божію, недостойны сами себя сотвористе Вѣчному Животу».

Вы скажитѣ: вездѣ есть спасеніе — и въ мірѣ, съ женою, можно спастися?... Истинно, правда, — но тамъ болѣе требуется труда къ исполненію Божіихъ Заповѣдей: жена, дѣти, попеченіе о стяжаніи, богатство, мірская слава, — все сіе служитъ большимъ препятствіемъ къ благоугожденію Богу. Заповѣди же Божіи всѣмъ повелѣно исполнять а не однимъ монахамъ; монахамъ же точію излишнее — сохраненіе себя въ дѣвствѣ и нестяжаніи[*]; — которые способствуютъ къ исполненію прочихъ заповѣдей; незаботимся о пищи и о одѣяніи – и въ оныхъ Промысломъ Божіимъ оскудѣнія неимѣемъ. Онъ сказалъ: «ищите прежде Царствія Божія и правды Его и сія вся приложатся вамъ». Въ мірскомъ же житіи удобнѣе увлекаются въ преступленіе Заповѣдей Божіихъ, имущее въ сердцѣ залогъ страстей: не только не пекутся о искорененіи ихъ, но и несчитаютъ за нужное, а напротивъ за необходимое, по мірскимъ обычаямъ; и при всяком случаѣ – пришедшей винѣ является и дѣйствіе страстей.

Скажемъ, напримеръ о сребролюбіи. Пишетъ Св. Апостолъ Павелъ: «хотящіи богатитися впадаютъ въ напасти и сѣти и въ похоти многи несмысленны и вредающія — яже погружаютъ человѣка во всегубительство и погибель. Корень бо всѣмъ злымъ есть сребролюбіе» (1 Тимоѳ: гл. 6. ст. 9). Кто избѣгнетъ сего злаго корня? — вскій старается о снисканіи стяжанія: иногда — съ неправдою и съ лихоимствомъ, съ божбою и прочими небогоугодными дѣлами; — здѣсь уже неспрашивай о любви къ ближнему; о которой такъ много Самъ Господь заповѣдываетъ въ Святомъ Евангеліи и Святые Апостолы учили.

Сластолюбіе также господствуетъ въ мірѣ. Противъ него такъ Господь заповѣдываетъ: «да неотягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піанствомъ, и печальми житейскими и внезапу найдетъ на вы день той! Горе вамъ насыщеннымъ яко взалчете!» (Лк. Гл. 21) А вторый Евангельскій богачь, наслаждаясь на всякъ день свѣтло – по смерти какую участь получилъ? – Огнь Вѣчный!!

Кто же себѣ въ міру откажетъ въ наслажденіи; отъ котораго разжизается пламень похоти плотскія; а оная отлучаетъ умъ отъ Богу и ввергаетъ въ ровъ страстныхъ плотскихъ паденій; за что сколь великія посылаются отъ Бога наказанія — Св. Писаніе намъ возвѣщаетъ; а между тѣмъ нетолько дѣйство грѣховное но и мысленное поползновеніе вмѣняется въ преступленіе — «всякъ бо иже воззритъ на жену коеже вождѣлѣти ея — уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. гл. 5. ст. 28). А Св. Апостолъ Павелъ и наказаніе возвѣщаетъ: «не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни сквернители, ни малакіи, ни мужеложницы – Царствія Божія не наслѣдятъ» (1 Кор. Гл. 6. ст. 9). И паки ко Евреемъ въ главѣ 6-й стихъ 21-й: блудникомъ же и прелюбодѣемъ судитъ Бог». Хотя и позволено мірскому имѣти жену; но какимъ онъ обяжется попеченіемъ и печалію; - По Писанію: «не женивыйся печется о Господнихъ како угодити Господеви, а оженивыйся печется како угодити женѣ» (1 Кор. гл. 7, ст. 32).

Съ сими же попеченіями сопряжены скорби и заботы, а паче — когда еще будетъ несогласіе съ женою: между тѣмъ, сѣти и козни вражіи предстоятъ на вождѣлѣніе другихъ — въ сопротивленіе Заповѣдямъ Божіимъ.

Слава же мірская сколь увлекаетъ человѣка отъ Богу и Святыхъ Его Заповѣдей извѣстно изъ Словъ Господныхъ: «возлюбиша человѣцы славу человѣческую паче нежели Славу Божію» (Ин.12:43); и: «како можете вѣровати Богу, славу отъ человѣкъ пріемлюще, а славы, яже отъ единаго Бога, неіщуще» (Ин. 5, 41, 44). Видите ли, что и самая Вѣра отъ славы человѣческой оскудѣваетъ, то можетъ ли при этомъ исполнится любовь къ Богу и къ ближнему. «Не любяй бо ближняго, его же видитъ, како можетъ любити Бога его же не видитъ».

Всѣ сіи главнѣйшія страсти: сребролюбіе, сластолюбіе и славолюбіе – многое дѣлаютъ препятствіе къ исполненію Заповѣдей Божіихъ; и – пребывающему въ мірѣ – весьма трудно съ ними бороться и не быть уязвлену. Господь, зная сіе неудобство къ блгоугожденію глаголетъ: «неможете Богу работати и мамонѣ» (Лк.16,13), и ищущему спасенія юношѣ совѣтуетъ: «иди продаждь имѣніе и даждь нищимъ и иди въ слѣдъ Мене» (Мф.19:21). Святые Апостолы много учили о вредѣ, происходящемъ отъ любви міра; такъ Св. Iоаннъ въ главѣ 2й пишетъ: «не любите міра — ни яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ — нѣсть любви Отчи въ немъ; яко вся яже въ мірѣ похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, — нѣсть отъ Отца, но отъ міра сего есть» (1 Ин. 2, 15) и «міръ преходитъ и – похоть его, а творяй Волю Божію пребываетъ во вѣки». Святый же Апостолъ Iаковъ пишетъ: «невѣсте ли яко любы міра сего – вражда Богу есть; иже бо восхощетъ другъ бытии сіру – врагъ Божій бываетъ». И Св. Павелъ къ Римлянамъ: «мудрованіе плотское вражда на Бога есть – закону Божію непокаряется, ниже бо можетъ». (глав. 28 ст. 7).

Не съ тѣмъ сіе пишу, чтобъ судить міръ, - это не наше дѣло, Богъ всѣмъ Судія; Онъ силенъ и изъ онаго многихъ привести въ чувство скорбями, болѣзнями или — другимъ какимъ образомъ отлучить сердца ихъ отъ пристрастія къ міру, вреждающаго ихъ; и — спасти души ихъ; ибо Онъ: «нехощетъ смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему; того бо ради и Сына Своего послалъ есть въ міръ».

Міръ же, о которомъ пишется не любить его, и который повреждаетъ насъ, — суть страсти дѣйствуемыя между людьми, и — хотящему спастися и благоугодити Богу невозможно быть неуязвлену отъ нихъ — отъ упражненія и сообращенія съ людьми «плотская мудрствующими».

Потому сіе Вамъ пишу, чтобъ показать въ чемъ состоитъ вредъ отъ міра хотящихъ благоугодити Господу, такъ какъ вы имѣли званіе Божіе къ выходу изъ міра и презрѣли оное; но «всякъ возложъ руку свою на рало и зря вспять 0 нѣсть управленъ въ Царствіе Божіе!

Возлюбленный брате! Имѣя къ тебѣ любовь по Бозѣ, съ болѣзненнымъ сердцемъ напоминаю тебѣ – не найдешь ли чего изъ вышеписанныхъ страстей, удерживающихъ тебя въ мірѣ и могущихъ отвлечь тебя отъ любви Божіей. — Св. Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ?: «аще земному царю насъ зовущу и жѣлающу предъ его лицемъ намъ воинствовати — мы ни мало не коснимъ и неотрицаемся отъ сего подвига, но вся оставльше — поспѣшно къ нему притекаемъ, то да внимаемъ себѣ — да некакъ Царя царей, Господа господей и Бога боговъ, призывающаго насъ къ ангельскому сему чину, по лѣности и нерадѣнію своему преслушавше, — на Страшномъ ономъ Судище обрящемся безотвѣтни» (въ Степени 4й). И въ другомъ мѣстѣ: - Можетъ и житейскими попеченьми, аки бы желѣзными узами обложенный, туда шествовати, но съ неудобствомъ. Ходятъ бо и тѣ коихъ ноги связаны узами, однако, всегда претыскаются, и отъ сего преткновенія воспіемлютъ язвы. Безженный, необложенный путы мірскихъ дѣлъ подобенъ есть неимущему связанными руки своя узами… сего ради безпреткновенно можетъ, егда восхощетъ, тещи къ житію иноческому. Оженивыйся же подобенъ есть носящу на рукахъ и на ногахъ своихъ узы!» Боюсь да непадаетъ отвѣтъ сей и на тебя прислушавшаго званіе Божіе! Извѣстно знай, что врагъ спасенія нашего старается разными козньми удержать тебя въ мірѣ, и — благая міра сего обольщаетъ; готовъ и всѣ сокровища и пріятности представить, — только бы отвлечь отъ спасительнаго намѣренія; и — злокозненный совѣтъ преложитъ, что и въ монастырѣ согрѣшаютъ; а также и скорбми монашескими устрашить покусится. На сіе тебѣ скажу, хотя бы ты и вся благая міра сего пріобрѣлъ, но оное не прочно и скоропреходяще, и бываетъ поводомъ къ преступленію Заповѣдей Божіихъ. По слову Господню: «неудобь богатый внидетъ въ Царсквіе Божіе»; и совѣсть твоя неизбавится отъ угрызенія и упрековъ; и что всего мучительнѣе – посреди благъ міра не имѣеть міра и спокойствія душевнаго!... Но большею частію случается что и не попуститъ Господь сего, недастъ ни въ чемъ счастія и успѣха. Это опытомъ надъ многими я видѣлъ, кои за презрѣніе званія Божія пострадали.

Что мы всѣ не безгрѣшны и въ монастырѣ живущіе; въ томъ нельзя прекословить — «никтоже бо чистъ отъ грѣха, аще и единъ день житія его будетъ»; въ беззаконіяхъ зачинаемся и «во грѣсѣхъ раждаемся» и возрастаемъ; однако въ монастырѣ удобнѣе къ возстанію и покаянію, потому что, по обычаю, часто исповѣдываются предъ духовникомъ и причащаются Святыхъ Таинъ; такимъ образомъ если что случится на совѣсти — въ тоже время прибѣгаютъ къ духовнику, каяся и зазирая себя; и получаютъ въ тоже время разрѣшеніе оставаясь послѣ сего въ совѣсти покойны. По правиламъ отеческимъ введеннымъ обыячаямъ въ обители многіе даже и ежедневно очищаются совѣсть свою краткимъ прзнаніемъ и исповѣданіемъ предъ Отцемъ духовнымъ и въ самыхъ даже малыхъ поползновеніяхъ; ибо сокрушеніе сердца и всегдашнее соболѣзнованіе о грѣхахъ для насъ нужно необходимо; а въ мірскомъ обычаѣ – едва въ годъ единожды сходятъ къ духовнику на Исповѣдь; но и тогда, за множество народа пришедшаго къ нему на Исповѣдь, - весьма кратко съ нимъ изъясняются: въ прочее же время и не подумаютъ поговорить и посовѣтоваться о спасеніи души; а нѣкоторые два года и болѣе остаются безъ сего душеспасительнаго врачеванія. Предложу тебѣ повѣсть отъ «Старчества»[†] приличную сей матеріи: «Братъ нѣкій вопроси Старца, глаголя: како, въ мірѣ суще, мірстіи люди, — постъ и молитвы презирающе и всякими брашны питающеся, безъ воздержанія ядуще и піюще, и еже даяти и взимати — другъ друга снѣдающе и по возделенію похотей своихъ всегда творящее и въ клятвопреступленіяхъ дни своя провождающее – не глаголятъ яко падохомъ или согрѣшеніемъ, - ни отъ Причащенія себе отлучаютъ; мы же, постомъ и молитвами и бдѣніи и сухоядѣніемъ пригвождаеми и всякаго покоя плотскаго лишаемы, - присно плачуще и сѣтующе и глаголемъ яко погибохомх и Царствія Небеснаго отпадохомъ, и повинни есмы гееннѣ? Сія слышавъ Старецъ воздохнувъ глаголаше: «добрѣ реклѣ еси, чадо, яко мірстіи неподаютъ: падоша бо единою дивнымъ и лютымъ паденіемъ и ниже возстати могутъ, ниже, ктому, пасти. И кая убо печаль діаволу бороти ему долу лежащихъ и николиже возстающихъ? Иноцы же не тако: но овогда побѣждающе, овогда же побѣждаеми, падающе и паки востающе, — оскорбляемы и оскорбляютъ, боримы и борятъ діавола. Мірстіи же не ктому: первый бо падежъ, многаго ради нечувствія пріемше, ниже вѣдятъ яко пали суть, и — отсюду невостаютъ. Обаче да увѣси, чадо, яко да не точію азъ — иже мнимся иноцы быти — требуемъ всегда <?> трезвитися и плакатися, но и велицыи постницы требуютъ слезъ и труда многа».

Ежели же васъ устрашаютъ монастырскія скорби, то и въ мірѣ несвободни суть отъ нихъ; нынѣшнія скорби ходатайствуютъ намъ Вѣчное Царство; въ псалмѣ 33-мъ писано бо есть: «многи скорби праведнымъ»; и индѣ: «многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царство Небесное», и паки: «недостойны страсти нынѣшняго времени къ хотящей Славѣ явитися намъ». И еще много обращемъ въ Св. Писаніи о необходимости скорбей въ жизни человѣческой, а паче — хотящимъ спастися и благоугодити Богу; но всѣ скорби посылаются по Волѣ Божіей, Всепремудрымъ Его Промысломъ къ пользѣ нашей —; по мѣрѣ каждаго — и устроенію — сколько — и когда находитъ нужнымъ Благость Божія искусить огнем скорбей человѣка —: «яко бо злато въ горнилѣ скорбей искусихъ — и обрѣте ихъ достойны Себе» Посему и скорбей устрашаться не надо, а — предавать себя въ Руцѣ Божіи. Онъ управитъ жизнь твою и приведетъ къ благому концу.

Любезный брате! Не подумай, что я пишу къ вамъ изъ какихъ либо видовъ, но единственно отъ состраданія къ тебѣ и отъ любви къ ближнему, жѣлая твоей души спасенія… недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ.

 



[*] Было: въ дѣвствѣ себя

[†] Примѣч. — такъ иногда называютъ Книгу подъ заглавіемъ «Отечникъ».