11. /къ другому лицу/

N. N.

Изволите вы изъяснять мнѣ худѣйшему скорбь вашу о неблагонравіи старшаго сына вашего; чѣмъ онъ огорчаетъ васъ и супругу вашу. Просите помолится о совращеніи его съ пути порока и наставленіи на путь добродѣтели, а вмѣстѣ съ тѣмъ ищите и слова отъ меня въ утѣшеніе вашей скорби.

Слухи, дошедшія до васъ, о мнимыхъ моихъ добродѣтеляхъ, премного меня опечаливаютъ; ежели и Св. Апостолъ не стыдился называть себя первымъ грѣшникомъ, то что же я могу сказать о себѣ? Или помыслить? – И не смѣю иметь смѣлость къ дерзновенію въ молитвѣ.

Впрочемъ и не могу во все отрицатся, о заповѣдавшихъ мнѣ, приносить ко Господу грѣшную мою молитву. Но Господь, внимая болѣе вѣрѣ вашей нежели худѣйшей моей молитвѣ – силенъ даровать вамъ просимое, аще усмотритъ сіе на пользу. Бездна судебъ Божіихъ для насъ непостижима! И – несодѣянная нами видятъ Очи Его солнца свѣлѣйшія. Онъ глубиною богатства Премудрости и Разума Своего вся на пользу устрояетъ; чего мы и постигнуть не можемъ.

Молитесь Его благости съ возложеніемъ на Него упованія своего и спасеніи сына вашего. Такожде призывайте и теплую заступницу нашу Пречистую Дѣву Богородицу. Ея Молитвы и Предстательство сильны даровать вамъ сына вашего спасеннымъ.

Воззрите на блуднаго сына, который иждивъ имѣніе отеческое и пришедъ въ нищету, обратился къ Небесному Отцу. Можетъ быть и вашъ сынъ – чрезъ какія либо несчастія и скорби или болѣзни познаетъ свою нищету душевную и обратится къ богатому въ Милости Небесному Отцу съ истиннымъ раскаяніемъ; и принять будетъ отъ Него яко же и блудный сынъ. А дотолѣ неоставляйте взывать и просить Бога, укоряя себя что – какъ пишитѣ – по грѣхамъ вашимъ наложенъ на васъ сей крестъ. Считая виновнымъ грѣхи свои, можетъ быть не тѣ представляете себѣ на видъ кои сему причиною, почему объ оныхъ и нераскаяваетесь. Въ нынѣшнее время многіе примѣры видимъ – и не прямо относя къ вамъ, скажу: слѣпая любовь родителей къ дѣтямъ, потворство и жалѣніе наказывать в юности – многое имѣютъ вліяніе на разстройство въ нравственности. А также и нынѣшнее воспитаніе: учатъ только для свѣта, а будущности едва касаются. Говорятъ: мы учимъ закону Божію; но сколько на это Божія, прежде и послѣ, насѣваются плевелъ, которые подавляютъ все доброе. Прекрасно выразился о семъ Высокопреосвященнѣйшій Евгеній, бывшій Курскій, а нынѣ Ярославскій, въ Словѣ на Рождество Богородицы, напечатанномъ въ Хрістианскомъ чтеніи*: - «до чего мы дожили, что и ѣтей учатъ нынѣ не по книгамъ Слова Божія! Сколько премудрѣе были насъ отцы наши, кои дѣтей своихъ начинали учить чтенію молитвами и Псалмами Пророка Божія! А нынѣ учатъ баснями и свѣтскими повѣстями. Отъ такаго то воспитанія собираются и плоды достойные – невѣріе и вольнодумство. Пріученный въ дѣтствѣ языческому, можетъ ли имѣть вкусъ и склонность къ христіанскому. Далѣе, жѣлаютъ родители, чтобы дѣти ихъ были славны въ мірѣ, - отпускаютъ ихъ и опрѣделяютъ – гдможно бы скорѣе имѣть ходъ по службѣ, не щадятъ иждивенія, даютъ имъ довольно денегъ – оружія убивающаго душу. А тамъ сообщество неприличное доводитъ ихъ до крайняго разстройства, и – бѣдные родители обманываются въ своихъ надеждахъ.

Разсмотрите и вы себя – не было ли чего подобнаго сему; въ томъ и приносите покаяніе и поставьте урокъ дѣтямъ своимъ въ воспитаніи ими дѣтей своихъ.

Не знаю можетъ ли Вамъ принесетъ утѣшеніе скудоумное мое сіе писаніе; но я написалъ отъ искреняго моего усердія и жѣланія вамъ мра и утѣшенія отъ Подателям всѣхъ благъ Господа нашего Iисуса Хріста…

недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхъимонахъ Левъ.

 



* въ сентябрѣ 1838-го года.