14. /къ другому лицу/

N. N.

…Получилъ писаніе Ваше съ приложеніемъ отъ усердія вашего лептовъ. Вы, не получивъ въ скорости моего отвѣта, можетъ быть и поскорбѣла на меня; но какъ во всѣхъ случаяхъ управляетъ нами Божій Промыслъ, такъ и въ этомъ разѣ видно нужно было испытать ваше терпѣніе – чрезъ медленное полученіе мною письма вашего и отвѣтъ закоснѣлъ.

Усматривая изъ письма вашего обдержащую васъ скорбь, причиняемую вамъ столь близкимъ сердцу вашему лицемъ съ ущербомъ имъ своего душевнаго устроенія – не могу быть равнодушнымъ, не сострадая вамъ, излившимъ сердце ваше предъ моею худостію. Но долженъ сказать вамъ истину, что, дошедшія до васъ слухи о моихъ будто бы благотворныхъ молитвахъ и полезныхъ наставленіяхъ – со всѣмъ несправедливы. Я не нахожу въ себѣ отнюдь таковыхъ дарованій, кромѣ немощей и грѣховъ моихъ; но, уповая на Неизреченное Божіе къ грѣшнымъ милосердіе, не отчаяваюсь въ спасеніи грѣшной души моей. А если кто изъ благомыслящихъ Христіанъ, имѣвшихъ со мною скудоумнымъ собѣсѣдованіе о своихъ недоумѣніяхъ и скорбяхъ, и получилъ отраду сердцу своему, то сіе я приписываю Премилосердому Господу – по вѣрѣ приходящихъ, дарующему Слово къ утѣшенію.

Видя васъ въ толикой скорби сущую, пріемлю участіе въ соболѣзнованіи о васъ, и, не дерзая уповать на свой разумъ, призываю въ помощь Господа дарующаго къ пользѣ людей Своихъ и безсловеснымъ даръ слова и приношу вамъ въ утѣшеніе скудоумныя сіи совѣты, уповая, что Премилосердый Господь, не въ премудрости слова, но, въ силѣ вѣры вашей и моего усердія силенъ излить сладчайшій бальзамъ утѣшенія на оскорбленное сердце ваше.

Человѣкъ, находящійся въ скорби, и, неимѣющій кому открыть оную, болѣе чувствуетъ отягощенія и отѣсненія въ сердцѣ своемъ, а чрезъ объясненіе и сообщеніе другому, а паче – по вѣрѣ, уже чувствуетъ нѣкоторое облегченіе, хотя и неполучивъ должнаго удовлетворенія.

Я увѣренъ, что вы несомнѣнны въ Промыслѣ Божіемъ управляющемъ міръ и промышляющемъ о всякой твари; кольми же паче – о насъ умномъ и словесномъ его твореніи искупленномъ Предражайшею – Кровію Воплотившагося Сына Его Господа нашего Iисуса Христа, а потому и начинаю къ вамъ какъ къ истинной Христіанкѣ вѣрующей и повинующейся Слову Божію.

Вы также находитесь подъ Промысломъ Божіимъ и чтобы ни случилось съ вами все Его мановеніемъ и попущеніемъ происходитъ; и сладостная и скорбная – по мѣрѣ нашего устроенія къ пользѣ и спасенію нашему. Сладостными утѣшаетъ достойныхъ, а скорбными наказуетъ за грѣхи наши содѣянными нами въ безуміи – или возбраняетъ дабы не впали еще въ большія. Вѣруйте сему и таковымъ разумомъ несите скорбь вашу, вмѣняя себя бытии достойную грѣховъ ради: [кои, хотя мнѣ неизвѣстны, но нѣтъ человѣка ктобы могъ сказать что не имѣлъ грѣха], и кайтесь объ нихъ такимъ образомъ въ этомъ скорби получите себѣ облегченіе, укрѣпляя себя Священнымъ Писаніемъ, которое во многихъ мѣстахъ побуждаетъ насъ къ терпѣнію, изъ коихъ предложу вамъ слѣдующія: въ Посланіи къ Евреемъ въ главѣ 12-й С. Апостола Павла пишетъ: «забысте утѣшеніе еже вамъ яко сыномъ глаголетъ: сыне мой не пренемогай наказаніемъ Господнимъ ниже ослабѣвай отъ него обличаемъ. Его же бо любитъ Господь, наказуетъ: біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ. Аще наказаніе терпите, яко же сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ: который бо есть сынъ его же ненаказуетъ отцеъ; аще же безъ наказанія есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодѣйчищи есте, анне сынове». И въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ въ 14-й главѣ тотъ же Апостолъ поучая учениковъ утѣшалъ ихъ пророчествуя: яко многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствіе Небесное.

Изъ сего должны мы замѣтить, что посылаемые намъ скорби суть знаменіемъ къ намъ любви Божіей, конецъ которыхъ есть неотъемлемая польза души. И не пренемогайте въ несеніи оныхъ, но съ покорностію крестъ свой несите и благодарите Создателя, ибо  непремѣнно на лучшее и полезное произыти имутъ скорбныя приключенія, хотя мы слѣпотствующіе сего и неразумѣемъ, а паче – когда ищемъ пріятностей жизни и ихъ не получаемъ.

Но скорбь ваша кажется вамъ болѣе неутѣшимою потому, что ни однихъ васъ касается, но близкій сердцу вашему человѣкъ находится въ разстройствѣ по нравственному отношенію, а отчего какъ благоденствія въ здѣшней жизни отщетится, такъ и спасеніе его въ опасности. Это точно великая скорбь, но что же дѣлать? Если не въ силахъ отвратить ее, должны нести и терпѣть… Онъ имѣетъ самовластіе, и знаетъ, что ухдо и что хорошо, то никто другой какъ онъ самъ причиною и самъ можетъ обратится на истинный путь при помощи Божіе.

Вы конечно, не въ силахъ его исправить, но – неоставляйте дѣлать ему дружескія совѣты о оставленіи неприличныхъ христіанину дѣяній, а при случающихся отъ сего послѣдствіяхъ думайте, что оныя наказаніемъ Божіимъ вамъ попущены. Молитесь за него Господу и Пречистѣй Богородицѣ, призывайте въ помощь Угодниковъ Божіихъ, - то что кажется отъ человѣкѣ невозможно, то отъ Бога возможно» сдѣлается. Богъ силенъ обратить его приводя въ чувство – или броздами или уздою челюсти востягнетъ не приближающагося къ Нему», по прочеству Св. Давида, т. е. какими либо скорбными случаями привлечетъ его къ покаянію, токмо вы неотчаявайтесь и не оставляйте Врача, но прибѣгайте всегда къ Нему. Чрезъ скорби то мы и къ Богу приближаемся, а въ благоденствіи забываемъ Сотворшаго насъ».

Еще, во утѣшеніе свое прочтитѣ въ сочиненіяхъ С. Димитрія. [Ростов. чуд.] статью: «во утоленіе въ скорбяхъ сущихъ» И въ Духовномъ его алфавитѣ о терпѣніи скорбей; увидите что оныя суть маловременны и преходязи, но – не безъ Воли Божіей бываютъ.

Я вамъ преложилъ по силѣ слабаго моего ума совѣтованіе, но утѣшеніе вамъ послать состоитъ въ Волѣ Божіей; аще съ Вѣрою пріимите совѣтъ сей, то получите врачеваніе скорбному вашему сердцу; чего вамъ отъ искренняго сердца моего жѣлаю. Поручая васъ Покрову Божі исправшиваю на васъ Божіе благословеніе и остаюсь недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ.