NN.

Письмо твое я получилъ, и на оное, повѣрѣ твоей, какъ Господь вразумилъ — тебѣ отвѣтствую:

Замѣчательно изъ письма твоего, что ты, испытывая Святое Писаніе, и, немогши постигнуть глубины онаго — колеблешься въ вѣрѣ; въ такомъ случаѣ совѣтую тебѣ: отринувъ всякое недовѣріе, вѣровать Святому Писанію и всему что въ Св. Евангеліи и апостольскихъ посланіяхъ написано; а, также, читай писаніе Святыхъ великихъ учителей церковныхъ Василія Великаго Григорія Богослова, Iоанна Златоустаго, Iоанна Дамаскина, Ефрема СIоанна Дамаскина, Ефрема Сірина и прочихъ, а, также – и нынѣшнихъ церковныхъ учителей; и – всему что они написали – вѣрь; ибо всему этому научилъ ихъ Дуъ Святый; вѣрую всѣмъ обѣщаніямъ и угрозамъ Божественнымъ; вѣруй, что будетъ воскресеніе мертвыхъ, судъ и воздаяніе по дѣламъ, то есть, праведникамъ Царство Небесное и прочая благая, уготованная Богомъ «яже око, по Словамъ Апостольскимъ, человѣческое не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не вниде». Касательно же Св. Писанія — въ немъ Разума духовнаго неизслѣдованная бездна, и — человѣческій умъ постигнуть его никакъ не можетъ, а наипаче помраченный страстьми и преданный суетѣ міра, — развѣ Самъ Богъ соблаговолитъ кому открыти. «Открываетъ» же Онъ не мудрецамъ вѣка сего но «младенцамъ», то есть: — смиреннымъ духомъи очищеннымъ отъ страсти; каковы были Святые Апостолы и прочіе Святые и праведные, и – пастыри церковные – благоугождающіе Богу.

Касательно же насъ: - мы должны плѣнять разумъ свой въ «послушаніе» Божіе, и вѣрить чему святая церковь научаетъ: какъ Божественнымъ Догматамъ, такъ и Священнымъ обрядамъ Ея и Нравственности; ибо глава Церкви есть Самъ Христосъ; Онъ же – и «Краегольный Камень» на коемъ основана Церковь. И потому Святой Апостолъ пишетъ къ Тимоѳею, что «Церковь есть столпъ и утвержденіе истины»; и, по слову Отца Церкви, Церковь, какъ и Святое Писаніе, — непогрѣшительна въ своихъ постановленіяхъ; въ которой не приложить, ни отнять, по своему мудрованію, власти не имѣемъ. По симъ причинамъ — разуму своему отнюдь не должно довѣрять, а также и противниковъ церковныхъ, то есть: раскольниковъ — слушать не должно; но — удаляться отъ нихъ, яко отъ душепагубныхъ волковъ.

Пишешь ты: можно ли, въ Вѣрѣ; имѣвши бракъ: то есть жену, и, живши въ неразлучности съ нею, — быть наслѣдникомъ Небеснаго Царствія? Касательно сего пункта Спаситель нашъ Iисусъ Христосъ сказалъ: «несте ли чли, яко Сотворивый исконна мужескій полъ и женскъ – сотворилъ Я есмь, и рече: сего ради – оставитъ человѣкъ отца своего и матерь и прилѣпится къ женѣ своей, и будета оба въ плоть едину, якоже к тому: нѣста два но плоть едина: еже убо Богъ сочета – человѣкъ да неразлучаетъ».* И Св. Апостолъ Павелъ сказалъ: «честна женитва во всѣхъ и ложе не скверно: блудникомъ же и прелюбодѣемъ судитъ Богъ (Евр. 13. 4)». Еще, чти къ Ефессеямъ въ главѣ 5й стихъ 25; и въ 1мъ посланіи къ Коринѳянамъ главы 7ю отъ 1го до 12 стиха; поелику Самъ Богъ сотворилъ мужа и жену, а когда Самъ Богъ сотворилъ ихъ — слѣдовательно — не на погибель душевную, но на пользу, и сказалъ: «раститеся и множитеся, и наполните землю» (Быт. 1. 28); и паки: «не добро человѣку единому сотворимъ ему помощника по нему.»( Быт. 2. 18)

Прочти и Исторію церковную, и увидишь: какъ въ Вѣтхомъ Завѣтѣ, такъ и въ Новой Благодати – сколько было праведниковъ въ мірѣ, жившихъ съ законными женами; - они не погибли, а получили Царствіе Небесное, такъ и нынѣ живущіе съ женами по закону не погибнутъ, но получалъ Жизнь Вечную. А что ты пишешь о каких-то людяхъ постникахъ, разлучившихся съ женами, живущихъ разно по домамъ и по временамъ собирающихся въ одномъ домѣ для отпрвленія по своему обычаю какой-то службы?.. О этихъ людяхъ можно безъ ошибки заключить, то они какіе нибудь раскольники а не правовѣрные; ибо противятся церкви и Ея постановленіямъ основываясь на своемъ помраченномъ страстьми и прелестію бѣсовскою разумѣ; и, потому, онѣ суть подражатели древнимъ еретикамъ, о каковыхъ ниже сего увидите. Въ Кормчей же помѣстнаго собора иже въ Гангрѣ, въ правилахъ 5мъ и 6мъ сказано: аще кто учитъ Домъ Божій, рекши Церковь, пріобидити и нерадѣти о ней, ни собиратися въ ней во время молитвы на пѣніе, да будетъ проклятъ». И паки: «аще кто кромѣ соборныя церкви о себѣ собирается, и, нерадя о церкви - церковная хощетъ творити несущу съ нимъ пресвитеру по Воли еписокоп, - да будетъ проклятъ!

При семъ скажу тебѣ о Еретикахъ, бывшихъ въ дрвности, кои гнушались законнымъ бракомъ и учили расторгать оный, а имянно были: 1-е). Маркіониты, 2-е). Евстафіане: они, кромѣ того что браки отвергали, охуждали мясоядущихъ и винопиющихъ, брачные ризы носщихъ, - гнушались и Причатіемъ Тѣла и Крови Христовой: [так же какъ и нынѣшніе русскіе раскольники - противники Церкви]: — учили въ церковь святую невходить на пѣніе и молитвословіе, и ходили во вретищахъ. За таковое ихъ лицемѣрное воздержаніе и осужденіе благочестивыхъ Святый помѣстный Соборъ, бывшій въ Гангрѣ, осудилъ и проклялъ,: (зри въ Кормчей означеннаго Собора правила 1е, 2е и 9е). Подобно сему: 3е). Мессаліане, 4е) Енкратисты и 5е) Богомилы — также учили расторгать законные браки, а сами тайно сквернились; такъ, какъ и нынѣ дѣлаютъ многіе изъ раскольниковъ.

И потому прошу и молю тковыхъ не слушать; но повиноваться церковнымъ Пастырямъ – приемникамъ Апостольскимъ; ходи въ церковь Божію; исповѣдуйся предъ служителемъ Христовымъ, пріобщайся Божественныхъ Таинъ, то есть Тѣла и Крове Христовой; и ежели, повидимому, что и увидите въ служителяхъ Христовыхъ дѣлаемое сану ихъ непристойное – бойся осуждать ихъ; поелику ихъ и насъ судить будетъ Судія Нелицепріятный: Самъ Богъ Iисусъ Хрисосъ.

И когда сохранишь сіе — не лишишься милости Божіей; а бракъ твой, или сожитіе съ женою, въ благочестіи — не воспрепятствуетъ тебѣ внити въ Царствіе Небесное: если будешь съ нею жить по Закону Христіанскому; поелику Церковь, основываясь на вышеписанномъ Священномъ Писаніи установила въ числѣ седми церковныхъ Таинствъ и Таинство Брака, которое служитъ <нрзб> къ размноженію рода человѣческаго; и потому, безъ сомнѣнія, живущіе по заповѣд<ямъ> Божіимъ и повинующіеся Церкви – наслѣдуютъ Царствіе Небесное… недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ.

 

 



* Матѳ. Ё9. 4-6.