15. /къ другому лицу/

N. N.

…Въ краткомъ очеркѣ письма вашего вижу положеніе жизни вашей, равно и вашей дочери; въ коей принимая по родительской любви живѣйшее участіе, усугубляется скорбь ваша и виною оскорбленій полагаете ея супруга. Вы ищите отъ меня ничтожнаго наставленія и утѣшенія въ вашей скорби; но я, сознавая себя недостаточнымъ къ таковымъ дѣйствіямъ, не могу взять на себя смѣлость къ обнадеживанію васъ въ утѣшеніи отъ моего разума. Богъ мира и всякія утѣхи силенъ даровать вамъ утѣшеніе и вразумленіе въ дѣлахъ вашихъ. Ежели же кто и получилъ чрезъ мою худость какое либо утѣшеніе, то сіе неиначе какъ Милосердый Господь по вѣрѣ ихъ, подавая Слово моему скудоумію, даровалъ имъ утѣшеніе. Не жѣлая васъ огорчить совершенно отрицаніемъ отвѣтствовать на письмо ваше, призываю въ Помощь Господа по вѣрѣ вашей; и предлагаю вамъ не хитрослетенные, но отъ усердія происходящія сіи строки.

Самое то, что вы съ покорностію и благодареніемъ Бога несете крестъ свой доставляетъ вамъ христіанское утѣшеніе и благонадежіе на Милосердіе Божіе удостоится въ Вѣчности Блаженства Уединенная ваша жизнь и скорби сердца разлучили васъ отъ шумныхъ мірскихъ приличій, которымъ повинуясь, - не вольно удалились бы отъ Бога и находились бы на пространномъ пути ведущимъ въ пагубу, коимъ многіе ходятъ.

Судя по наслышкѣ о вашихъ христіанскихъ чувствахъ, полагаю знаете Слово Божіе, которое учитъ насъ, что неможно работать Богу и мамонѣ» то есть міру; и что «лотяй бытии другъ міру врагъ Божій бываетъ»; ибо: «мудрованіе плотское аражда на Бога – есть» понеже «закону Божію непокаряется – ниже бо можетъ».

Господь, любя васъ, и стоимъ Промысловъ смотрительно совративъ васъ съ пространнаго пути, поставилъ на узкій и прискорбный вводящій въ животъ Вѣчный – малыми обрѣтаемый, по Словамъ Спасителя.

Вы поставляя виновнымъ вашихъ и дочери вашей скорбей супруга своего, яко о человѣкѣ не безъ погрѣшенія пребываете; и симъ, можетъ быть увеличиваете и отягощаете скорбь свою. Когда птица не падаетъ и власъ главы нашей не погибаетъ безъ Воли Божіей, то можетъ ли таковое испытаніе послѣдовать безъ Его Святой Воли и попущенія? Супругъ вашъ ничто иное какъ оружіе, коимъ дѣйствуетъ Богъ въ вашемъ испытаніи. О немъ должно сожалѣть сердечно и молить Премилосердаго Господа да обратить его на истинный путь и простить ему, какъ ваше оскорбленіе, такъ и прочіе грѣхи.

Не зная образа жизни вашей дочери и зятя, не могу и судить о нихъ, но то извѣстно, что Петербургская жизнь требуетъ большихъ расходов, что супругъ вашъ ничего имъ не даётъ – это кажется, также отнести можно къ Промыслу Божію попущающему имѣть нужду въ содержаніи и чрезъ то непредаваться роскоши – многихъ грѣховъ виновной, а привыкать къ умѣренности – виновной здравію душевному и тѣлесному. Вы же не оставляя ихъ по силѣ своею помощію снабжайте и совѣтами великодушно и безропотно переноситѣ недостатокъ, повинуясь Промыслу Божію вся на пользу устрояющему. Судьба людей подвержена многимъ измѣненіямъ – изъ богатыхъ и славныхъ міра переходятъ въ бѣдность и безславіе; и напротивъ – изъ бѣдности въ богатство и славу. Но и при изобилии сихъ благъ, когда сердце не имѣетъ мира, то не можетъ ничто принести утѣшенія. Сего-то мира должно просить и искать, который и даровалъ господь Своимъ ученикамъ и всѣмъ правовѣрующимъ въ Него «миръ Мой даю вамъ, миръ Мой оставляю вамъ».

Дочь ваша и зять зовутъ васъ на жительство въ Петербургъ, но вы не рѣшаетесь безъ –«- моего благословенія. Что же я значу? – ни провидецъ я, ни пророкъ, и какъ могу знать, что съ вами тамъ послѣдуетъ? Почему не могу сего взять на себя, дабы сказать вамъ рѣшительно, то или другое. Могу только напомнить, что перемѣна образа жизни изъ уединенія на молву – не надѣюсь, чтобы доставила вамъ пользу; и хотя пріятно быть вмѣсте съ близкими сердцу, но можетъ ли быть прочно сіе утѣшеніе? Итакъ въ семъ предавъ васъ свободной вашей волѣ, жѣлаю да соображается она Волѣ Божіей… недостойный богомолецъ вашъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Лев.