26. /къ Г. Адинцову/

Христосъ воскресе!

Прелюбезнѣйшiй о Господѣ собратъ Михаилъ Дмитрiевичь! всеуниженно жѣлаемъ тебѣ о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися и благодушествовали въ находящихъ.

Прiятное ваше писаньице вложенное во общемъ исправно получили и содержанiю по силѣ скудоумiя нашего вняли. Благодаримъ вашу любовь, всеусерднѣйше, за сообщенiе о Батюшкиномъ*, что онъ по вашей къ нему вѣрѣ и усердiю – во время годичнаго дня своего преставленiя соизволилъ утѣшить тебя печалiю и унынiемъ обремененнаго, да, еще, и обѣщаетъ тебя сопричислить въ число своего сообщества.

- Только да вѣсть твоя любовь что надо съ упованiемъ благодушествовать благодушествовать и терпѣть, и сiе ваше терпѣнiе – хотя и въ мiрѣ – но причтется какъ искушающемуся въ жизни монашеской; поелику Премилосердый Господь судитъ всякаго человѣка по произволенiю, по усердiю то-есть по дѣйству сердечному. Вы вспомнитѣ исторiю о Св. Мученикахъ Андрiанѣ и Наталiи, гдѣ писано, что Св. Наталiя хотя и не мучена тѣломъ но за произволенiе, соизволенiе о неограниченное усердiе къ мученiю причислена Божественнымъ Повелѣнiемъ къ лику. Святыхъ Мучениковъ. И многiя таковымъ подобныя образцу обрѣтаются въ повѣствованiяхъ о Св. Отцахъ.

Однако, вы не подумайте, чтобъ мы васъ вовсе удерживали въ мiрской жизни; но нѣкое время надо потерпѣть вамъ, какъ я, многогрѣшный, и прежде лично вамъ это совѣтовалъ и въ письмѣ тоже писалъ, почему съ разсмотрѣнiемъ и благодушiемъ сiе разсудитѣ и въ силу совѣтуемаго вникнетѣ; пусть я человѣкъ плотскiй и живу во всякомъ небреженiи и лѣности, и потому маловѣрный – по своему мудрованiю и будетъ сомнѣваться въ моихъ совѣтованiяхъ какъ бы они были плотскiя, но однако кто съ вѣрою простою и нелюбопытною будетъ воспрiнимать оные, тотъ можетъ неприлучшуюся получать пользу. К томуже вышеозначенный мой совѣтъ подтвердили и неоспорили сонныя вамъ видѣнiя: - какъ прежнее о которомъ писали вы что видѣли островъ и на немъ отроковъ въ бѣлыхъ одеждахъ, и говорящихъ, что  «повремени прiдешь къ намъ», и въ Батюшкиномъ* явленiи вы писали что изволилъ сказать: «но терпѣть надо». Почто же большаго утвержденiя требовать?» И не должно посему болѣе безпокоиться и малодушествовать, но со упованiемъ и мужествомъ расположиться терпѣти, пока Премилосердый Господь своимъ неизглаголаннымъ и Непостижимымъ Промысломъ подастъ вамъ способ и случай къ совершенному оставленiю мiра и всего еже въ немъ.

Ежели бы намъ кто сказалъ, что снамъ недолжно вѣрить, то мы съ тобою скажемъ тому, - точно такъ: простымъ снамъ запрещено святыми отцами вѣрить, но въ котором снѣ будетъ видится Животворящiй Крестъ, тому вѣровать должно по свидѣтельству Св. Варсонуфiя Великаго*, что дiаволъ можетъ на прелесть нашу представить ложный видъ Христа, Св. Причастiе и прочее, но Св. Креста «необрѣтаетъ другимъ образомъ вобразити»; и по симъ частямъ эти сны вѣроятны* и душамъ нашимъ на созиданiе и утвержденiе посылаются, - Но если вы малодушiемъ угнетаемы скажите: мнѣ во снѣ сказано немного потерпѣть, а  вотъ, другой годъ терплю и проч.» - На сiе вамъ отвѣтствуется отъ Божественнаго Писанiя: «у Господа Бога тысяща лѣтъ яко день единъ»: [кн. Св. Петра Дам. лист. 84 въ словѣ 8-м], т. е. – въ Царствiи Небесномъ, а намъ здѣсь съ нашими прискорбными дѣянiями и в малодушiи – и время кажется протяговать.

По возможности слабыхъ силъ нашихъ мы вашей любве отъ многаго малое на хартiи сей написали для утвержденiя бѣдствующей души твоей. И, сокротя, пребываемъ съ нашими достодолжнымъ почтенiемъ и преданностiю ваши покорные слуги и недостойные богомольцы – многогрѣшнiи Iеросх. Антiохъ и Леонидъ,* многогрѣшный и недостойный Послушникъ Сергiй – прекословiемъ недугующiй**; и заочно вообще униженно кланяется. Всепокорнѣйше просимъ засвидѣтельствовать отъ насъ ничтожныхъ научувствительнѣйшее почтенiе Его Преподобiю Валаамскаго Преображенскаго монастыря монаху о. Iоанникiю съ поклоненiемъ. Да напомнитѣ ему ж Пиѳагору  ли сталъ онъ подражать въ молчанiи.

25 апр. 1824 г. Алек. Свир.монастырь.



* о. Ѳеодора

* т.е. о. Ѳеодора.

* Смот: отвѣтъ 415 къ книгѣ С. Варсонуфiя В.

** Примѣч. Но когда и Св. Крестъ видится то и тогда разсуждать о таковомъ снѣ велѣко съ совѣтомъ старца какъ о семъ пишетъ С. Варсонуфiй въ томъ же 415-мъ отвѣтѣ или в 413-мъ согласно опечатки означенной въ концѣ книги.

* далѣе слѣдуютъ собственноручные подписи. Примеч.

** на счетъ сей странной подписи надо объяснить что въ характерѣ Старца было растворять свои увѣщанiя и обличенiя шутками, почему вѣроятно по диктовкѣ Старца была сдѣлана сiя подпись.