1
[i]
<9044126>
М. С. О. Н. Господи Іисусе Христе
Б<о>же нашъ помилуй насъ.
Достопочтеннейшая по д<у>ху дочь Анна Ивановна.
Писаніе ваше я ничтожнейшій получилъ, и прочитавши
оное сколько слабое мое понятіе объяло понять слога внялъ, и во первыхъ вы
пишите дабы я злонравный смягчилъ какой то праведный гнѣвъ свой, которой
только вы чувствуетѣ что заслужила. Но я непотребный подебѣлости
моего понятія таковаго ничего не ощущаю! Что же касающееся, до означаемаго вами
Святила; которое по вашему мнѣнію, или лучше сказать пристрастію, своими
лучами сіяло и освещало и спасало многія души. И доколь сіе свѣтило сіяло
и спасало произволяющихъ, помощію и благодатію Господа, нашего Іи<у>са
Христа! А когда премилостивый Господь предъ усмотрелъ, по своей благости и
предъ видѣнію: что, довольно на плодоносящей земли посѣялъ
сѣмя слово Б<о>жіе и многимъ проказалъ<???> нелѣстный и
терніемъ усланный путь тѣлесныхъ Скорбей въ вводящій<???> въ
царствіе Б<о>жіе; и которыя со усердіемъ и вѣрою пріяли, и
сотщаніемъ будутъ продолжать, и въ спомоществованіе восхощутъ молитвы Его
призывать, милосердіемъ всемогущаго спасутся. А кто изъ противомудрствующихъ
презрѣютъ и вознерадятъ, о Его здравыхъ словесехъ, согласныхъ съ
Б<о>жественнымъ писаніемъ, и преданіемъ С. О<те>цъ, то
тѣ должны совистію мучится, дондеже достодолжное покаяніе принесутъ и
раскаются Господу Богу, и получатъ прощеніе.
Но и вы предомною раскаевшись во мнимомъ оскорбленіи.
И я васъ завольное признаніе, прощаю и разрѣшаю. А предкѣмъ
виновнѣе чувствуетѣ, свое оскорбленіе и совисть васъ беспокоитъ то
и въ томъ вы должны въ кого слѣдуетъ съ подробнымъ объясненіемъ хотя
написмѣ, и я васъ увѣрить дерзаю что получитѣ совершенное
облегченіе души и совисти своей. А хотя уже, и было отъ второй половины,
объясненіе для васъ мучительное, но и вы кратко но не ясно объяснили
// л. 105
<9044127>
и по здравому разсужденію пренужно повторить и со
умилительнымъ тономъ пояснить, и премилосердый Господь за вольное твое
признаніе по своему обычному милосердію проститъ, и совисть твою облегчитъ и умиротворитъ!
и мнимый вами змій который вы почувству вашему ощущаетѣ что угрызаетъ со
вокупясь съ червемъ, сердцѣ ваше изъ чезнетъ изгнанъ будетъ благодатію
всемогущаго Господа! Что же касающееся до вашего сознанія и раскаянія, и что до
сихъ поръ любите и обожаетѣ достойнаго любви существо, о коемъ мечтается
вашымъ чувствамъ остраствованнымъ, что еще Творецъ, не создавалъ святее и
прекраснее! Но <???> несмысленная Анна, и косная сердцемъ и оболщенная
подвидомъ мнимаго благоговенія сладострастнымъ похоти вожделеніемъ. И погрязшая
въ тину злосмраднаго вождѣленія! Вы очувствуйтесь и уразумѣите
козни всеобщаго врага діавола, которой васъ оболстилъ и омрачилъ вашы мысленныя
чувствы и уязвилъ /твое/ сердцѣ отъ<???> не осторожности и не охраненія:
и примѣсилъ любовь плоцкую къ любви д<у>ховной, и отъ духовныя
любве преложилъ тя въ страстну и впала ты бедняжичка въ скорби
безполѣзны: И во увѣреніе свое[го]/й/ поползновенности, подщися
прочитать С. Сυмеона новаго Богослова 125ю главу. Оная для васъ
прилична къ нравоученности; Намъ Самъ Спаситель ограничилъ заповѣдію,
Любовь, и различилъ мѣру оной; Единаго Господа Бога, всемъ сердцемъ и
всемъ помышленіемъ; А ближняго своего яко самаго себѣ; и О<т>ца
духовнаго со благоговеніемъ, и вѣровать что онъ единственно
свидѣтель, и что кто исповѣдаетъ, онъ выслушавъ, соразсудя, и по
вѣрѣ исповѣдовшегося, разрѣшаетъ; и благодать
Б<о>жія, свыше ниспосылается, облегчеваетъ, тайно, исповѣдавшегося!
Также и кто вѣру имѣетъ къ старцу, или старицѣ, тоже каковъ
бы нибылъ Святъ и опытенъ во искуствѣ Старецъ; но чрезъ его судъ
// л. 105 об.
по мѣрѣ вѣры вопрошающаго,
дѣйствуетъ и утѣшаетъ бл<а>годать Б<о>жія: Но только
настоящая вѣра оная душе назидательна испасительна для насъ, когда мы
оною употребляемъ, со благоговѣніемъ и цѣломудренными чувствами и
страхомъ Б<о>жіимъ; таковая наша вѣра воистинну объемлетъ плоды,
духовнаго любомудрія и руководствуетъ ко спасительной жизни! а когдаже отъ
неосторожности нашей и не сохраненія чувствъ и излишняго дерзновенія,
всезлобный врагъ преложитъ въ плоцкую и мягкою любовь, какъ и вы пострадали и
еще продолжаетѣ Страдать! Но плодовъ противныхъ вашей любве кажется
ненужно пояснять, поелику вы сами въ полной мѣрѣ оныя
чувствуетѣ; Но въ прочемъ буди извѣстна что таковая зараза страсти,
ничемъ такъ неисцѣляется какъ удалѣніемъ, другъ отъ друга; и мало
помалу устываетъ и ничтожается; и исцѣлевается душа, и благодушествуетъ.
А посему вы и должны благодарить премилосердаго Господа что помилосердію
Своему, устроилъ таковую ему удаленность.
А что вы вопрошаетѣ, отъ кого таковыя страсти
всеваются, то кажется вамъ можно понять изъ вышеписаннаго. А наиболея отъ
125й главы: Но однако, настоящее страсть сія въ насъ въ естествѣ
врожденная; Но врачуется исполненіемъ заповѣдей Б<о>жіихъ, и
Страхомъ Б<о>жіимъ. А какъ мы стобою, неподщились творить заповѣдей
Б<о>жіихъ, и охраненія оустныхъ нашихъ, и распустили чувствы свои съ
любодѣйными мысльми, и врагъ злокозненный діаволъ, видя наше таковое
нерадѣніе и въ сладострастію нахлонность, воспріялъ усиліе ввергнуть
тебѣ, въ сей ровъ сладострастный! И еще ежели тебѣ угодно яснее
узнать то, прочитайте въ 4й части добротолюбія: Г. Никиты Стифана
1й сотницы главы 50ю 51ю и 52ю и 53ю и оныя, тя объяснятъ и научутъ, что
таперь должна начинать творить.
А что вы объясняетѣ что, и дѣсти бумаги
недостанетъ
<На поляхъ слева вписано: /Когда ангилы небесныи
оставятъ славу Божію тогда я забуду васъ/. — Ред.>
// л. 106
<9044128>
на объясненіе всѣхъ чувствованій; Но я вашей
любве скажу, что не вколичествѣ но въ качествѣ, состоитъ наше
сознаніе; и С. Апостолъ, пишетъ, не въ словеси, но въ силѣ; о
упоминаемыхъ же вами помыслахъ, что чадо обносятся; съ пристрастіемъ смешенныя,
должно отъ себѣ отъ вергать и непринимать, потому что вредятъ и
обольщаютъ, твое сердцѣ, и причиняютъ скорбь бѣсполѣзную! Письма
по коль премилостивый Господь терпитъ премногимъ грѣхамъ моимъ, доходятъ
вѣрно и во всякой исправности. А потому и несумнѣвайтесь нивчемъ… И
отъ многаго малое по младоумію моему объяснилъ вашей любве, и заразными личными
занятіями не обходимыми, сокращаю; да и паки повторяю и рѣшительно
совѣтую что оставте намѣреніе поездку въ нашу обитель, 1е что
должно утруждать начальницъ, 2е время холодное и суровой климатъ зимы, а ваша
немощь, 3е и въ здѣшней обители пріехавши неудобно будетъ вамъ свое
желаніе, исполнить, потому что ко мнѣ неудобно ходить, поелику, я
нынѣ крайнѣ занятъ своею братіею; и прочіими разными лицами. А вы
издержавшись на извощика; и врагъ вамъ ненанесъ бы скорби, что вотще проездите!
И Александра Ивановна пріезжала но какое надѣялась получить
/удовольствіе/ неполучила; А кажется, поехала безъ удовольствія; да ей гораздо
способней твоего бы было удобство поелику нашъ настоятель ей знакомъ и
уважаетъ; Господь же премилостивый, да просвѣтитъ тя да умудришися
восмиреніи и паче мною написанныхъ; Господь всемилостивый, да поможетъ
тебѣ, и да сохранитъ, и покрыетъ тебѣ отъ всѣхъ десныхъ и
шуйихъ сѣтей діавольскихъ /и да проститъ вся согрѣшенія твоя/ и азъ
недостойный, посылаю тебѣ мое отеческое прощеніе, и благословеніе, и
молитвами нашихъ О<те>цъ, и Матерей миръ Б<о>жій да почіетъ на
тебѣ. А я пребываю навсегда твой Богомолецъ Іерасхім<онахъ> Левъ,
со братіею кланяемся.
<На поляхъ слева вписано: /отъ 20го декабря
1841го года/. — Ред.>
// л. 106 об.