1                      [i]

<9044126>

М. С. О. Н. Господи Іисусе Христе Б<о>же нашъ помилуй насъ.

Достопочтеннейшая по д<у>ху дочь Анна Ивановна.

Писаніе ваше я ничтожнейшій получилъ, и прочитавши оное сколько слабое мое понятіе объяло понять слога внялъ, и во первыхъ вы пишите дабы я злонравный смягчилъ какой то праведный гнѣвъ свой, которой только вы чувствуетѣ что заслужила. Но я непотребный подебѣлости моего понятія таковаго ничего не ощущаю! Что же касающееся, до означаемаго вами Святила; которое по вашему мнѣнію, или лучше сказать пристрастію, своими лучами сіяло и освещало и спасало многія души. И доколь сіе свѣтило сіяло и спасало произволяющихъ, помощію и благодатію Господа, нашего Іи<у>са Христа! А когда премилостивый Господь предъ усмотрелъ, по своей благости и предъ видѣнію: что, довольно на плодоносящей земли посѣялъ сѣмя слово Б<о>жіе и многимъ проказалъ<???> нелѣстный и терніемъ усланный путь тѣлесныхъ Скорбей въ вводящій<???> въ царствіе Б<о>жіе; и которыя со усердіемъ и вѣрою пріяли, и сотщаніемъ будутъ продолжать, и въ спомоществованіе восхощутъ молитвы Его призывать, милосердіемъ всемогущаго спасутся. А кто изъ противомудрствующихъ презрѣютъ и вознерадятъ, о Его здравыхъ словесехъ, согласныхъ съ Б<о>жественнымъ писаніемъ, и преданіемъ С. О<те>цъ, то тѣ должны совистію мучится, дондеже достодолжное покаяніе принесутъ и раскаются Господу Богу, и получатъ прощеніе.

Но и вы предомною раскаевшись во мнимомъ оскорбленіи. И я васъ завольное признаніе, прощаю и разрѣшаю. А предкѣмъ виновнѣе чувствуетѣ, свое оскорбленіе и совисть васъ беспокоитъ то и въ томъ вы должны въ кого слѣдуетъ съ подробнымъ объясненіемъ хотя написмѣ, и я васъ увѣрить дерзаю что получитѣ совершенное облегченіе души и совисти своей. А хотя уже, и было отъ второй половины, объясненіе для васъ мучительное, но и вы кратко но не ясно объяснили

// л. 105

<9044127>

и по здравому разсужденію пренужно повторить и со умилительнымъ тономъ пояснить, и премилосердый Господь за вольное твое признаніе по своему обычному милосердію проститъ, и совисть твою облегчитъ и умиротворитъ! и мнимый вами змій который вы почувству вашему ощущаетѣ что угрызаетъ со вокупясь съ червемъ, сердцѣ ваше изъ чезнетъ изгнанъ будетъ благодатію всемогущаго Господа! Что же касающееся до вашего сознанія и раскаянія, и что до сихъ поръ любите и обожаетѣ достойнаго любви существо, о коемъ мечтается вашымъ чувствамъ остраствованнымъ, что еще Творецъ, не создавалъ святее и прекраснее! Но <???> несмысленная Анна, и косная сердцемъ и оболщенная подвидомъ мнимаго благоговенія сладострастнымъ похоти вожделеніемъ. И погрязшая въ тину злосмраднаго вождѣленія! Вы очувствуйтесь и уразумѣите козни всеобщаго врага діавола, которой васъ оболстилъ и омрачилъ вашы мысленныя чувствы и уязвилъ /твое/ сердцѣ отъ<???> не осторожности и не охраненія: и примѣсилъ любовь плоцкую къ любви д<у>ховной, и отъ духовныя любве преложилъ тя въ страстну и впала ты бедняжичка въ скорби безполѣзны: И во увѣреніе свое[го]/й/ поползновенности, подщися прочитать С. Сυмеона новаго Богослова 125ю главу. Оная для васъ прилична къ нравоученности; Намъ Самъ Спаситель ограничилъ заповѣдію, Любовь, и различилъ мѣру оной; Единаго Господа Бога, всемъ сердцемъ и всемъ помышленіемъ; А ближняго своего яко самаго себѣ; и О<т>ца духовнаго со благоговеніемъ, и вѣровать что онъ единственно свидѣтель, и что кто исповѣдаетъ, онъ выслушавъ, соразсудя, и по вѣрѣ исповѣдовшегося, разрѣшаетъ; и благодать Б<о>жія, свыше ниспосылается, облегчеваетъ, тайно, исповѣдавшегося! Также и кто вѣру имѣетъ къ старцу, или старицѣ, тоже каковъ бы нибылъ Святъ и опытенъ во искуствѣ Старецъ; но чрезъ его судъ

// л. 105 об.

по мѣрѣ вѣры вопрошающаго, дѣйствуетъ и утѣшаетъ бл<а>годать Б<о>жія: Но только настоящая вѣра оная душе назидательна испасительна для насъ, когда мы оною употребляемъ, со благоговѣніемъ и цѣломудренными чувствами и страхомъ Б<о>жіимъ; таковая наша вѣра воистинну объемлетъ плоды, духовнаго любомудрія и руководствуетъ ко спасительной жизни! а когдаже отъ неосторожности нашей и не сохраненія чувствъ и излишняго дерзновенія, всезлобный врагъ преложитъ въ плоцкую и мягкою любовь, какъ и вы пострадали и еще продолжаетѣ Страдать! Но плодовъ противныхъ вашей любве кажется ненужно пояснять, поелику вы сами въ полной мѣрѣ оныя чувствуетѣ; Но въ прочемъ буди извѣстна что таковая зараза страсти, ничемъ такъ неисцѣляется какъ удалѣніемъ, другъ отъ друга; и мало помалу устываетъ и ничтожается; и исцѣлевается душа, и благодушествуетъ. А посему вы и должны благодарить премилосердаго Господа что помилосердію Своему, устроилъ таковую ему удаленность.

А что вы вопрошаетѣ, отъ кого таковыя страсти всеваются, то кажется вамъ можно понять изъ вышеписаннаго. А наиболея отъ 125й главы: Но однако, настоящее страсть сія въ насъ въ естествѣ врожденная; Но врачуется исполненіемъ заповѣдей Б<о>жіихъ, и Страхомъ Б<о>жіимъ. А какъ мы стобою, неподщились творить заповѣдей Б<о>жіихъ, и охраненія оустныхъ нашихъ, и распустили чувствы свои съ любодѣйными мысльми, и врагъ злокозненный діаволъ, видя наше таковое нерадѣніе и въ сладострастію нахлонность, воспріялъ усиліе ввергнуть тебѣ, въ сей ровъ сладострастный! И еще ежели тебѣ угодно яснее узнать то, прочитайте въ 4й части добротолюбія: Г. Никиты Стифана 1й сотницы главы 50ю 51ю и 52ю и 53ю и оныя, тя объяснятъ и научутъ, что таперь должна начинать творить.

А что вы объясняетѣ что, и дѣсти бумаги недостанетъ

<На поляхъ слева вписано: /Когда ангилы небесныи оставятъ славу Божію тогда я забуду васъ/. — Ред.>

// л. 106

<9044128>

на объясненіе всѣхъ чувствованій; Но я вашей любве скажу, что не вколичествѣ но въ качествѣ, состоитъ наше сознаніе; и С. Апостолъ, пишетъ, не въ словеси, но въ силѣ; о упоминаемыхъ же вами помыслахъ, что чадо обносятся; съ пристрастіемъ смешенныя, должно отъ себѣ отъ вергать и непринимать, потому что вредятъ и обольщаютъ, твое сердцѣ, и причиняютъ скорбь бѣсполѣзную! Письма по коль премилостивый Господь терпитъ премногимъ грѣхамъ моимъ, доходятъ вѣрно и во всякой исправности. А потому и несумнѣвайтесь нивчемъ… И отъ многаго малое по младоумію моему объяснилъ вашей любве, и заразными личными занятіями не обходимыми, сокращаю; да и паки повторяю и рѣшительно совѣтую что оставте намѣреніе поездку въ нашу обитель, 1е что должно утруждать начальницъ, 2е время холодное и суровой климатъ зимы, а ваша немощь, 3е и въ здѣшней обители пріехавши неудобно будетъ вамъ свое желаніе, исполнить, потому что ко мнѣ неудобно ходить, поелику, я нынѣ крайнѣ занятъ своею братіею; и прочіими разными лицами. А вы издержавшись на извощика; и врагъ вамъ ненанесъ бы скорби, что вотще проездите! И Александра Ивановна пріезжала но какое надѣялась получить /удовольствіе/ неполучила; А кажется, поехала безъ удовольствія; да ей гораздо способней твоего бы было удобство поелику нашъ настоятель ей знакомъ и уважаетъ; Господь же премилостивый, да просвѣтитъ тя да умудришися восмиреніи и паче мною написанныхъ; Господь всемилостивый, да поможетъ тебѣ, и да сохранитъ, и покрыетъ тебѣ отъ всѣхъ десныхъ и шуйихъ сѣтей діавольскихъ /и да проститъ вся согрѣшенія твоя/ и азъ недостойный, посылаю тебѣ мое отеческое прощеніе, и благословеніе, и молитвами нашихъ О<те>цъ, и Матерей миръ Б<о>жій да почіетъ на тебѣ. А я пребываю навсегда твой Богомолецъ Іерасхім<онахъ> Левъ, со братіею кланяемся.

<На поляхъ слева вписано: /отъ 20го декабря 1841го года/. — Ред.>

// л. 106 об.

 



[i] Публ. по: НИОР РГБ Ф. 213. К. 79. Ед. хр. 09.