1
[i]
М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Господѣ Сестра
и по Духу дочь Анна Ивановна. Усердно желаю Вамъ о
единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Іисусѣ Христѣ радоватися.
Писаніе ваше я ничтожнѣйшій во свое время во
всякой исправности получилъ и содержанію онаго внялъ отъ писавать же до сего
часа никакъ время ни обстоятельства непозволяли и всѣ мои усиліи
оставались тщетными! Но и таперь оставя то которое вы полуколаумныя<???>
писали. А на второе вкраткости призвавши молитвы О<т>цовъ моихъ,
отписываю, вы вопервыхъ Анно пишитѣ и за очно припадаетѣ мысленно
съ горячайшею вѣрою, къ моему непотребству и проситѣ дабы я
недостойный, увѣрилъ васъ что возмогу вашы поползновеніи за очно
разрѣшить, и вашу совисть симъ умиротворить, и успокоить… Но какъ вашей
любве на сіе и что буду отвѣчать, сознаю свое недостоинство, и младоуміе,
и дабы вмѣсто мнимой пользы, не ввергнуть васъ, въ глубочайшій ровъ
бѣзвѣрія; А потому основываясь, на умѣренности, и
надѣюсь, на всѣмогущаго Господа врачующаго немоществующихъ и возставляющаго
падшихъ; то и да будетъ тебѣ извѣстно что въ древніе времѣна,
великіе свѣтильники и въ святости, благодатію сугубою одаренныя; по
великой вѣрѣ своей къ Богу, и ко онымъ Святымъ получали, подобныя
вашему прошенію, себѣ отъ подобныхъ, страстей разрѣшеніи, и
облегченіе… Но и вамъ совѣтую, продолжать, и толцать въ двери милосердія
всемилостиваго нашего Искупителя
// л. 96
<9044118>
и Спасителя, ибо Онъ Самъ пречистыми усты изрѣкъ
во С. Евангеліи, помѣщенныя словеса, просящему дастся, и толкущему
отверзется, то вы и не ожидайте отъ менѣ непотребнаго, уверенія на
словахъ, но вѣруйтѣ Господу, и по Его неизлѣдимой<???>
Бог<???>гости, и милосердію, по мѣрѣ вѣры, на самомъ
чувствованіи, и чрезъ недостойнѣйшаго, начертанныя строки: получить
облегченіе и утѣшеніе.
Что же касающееся до подробнейшаго вашего объясненія;
кажется довольно, объяснила, и потому, я уверенъ что вы, пришли<???> отъ
сылки вашего письма, довольно, по облегчились, въ своей <???>сти… По
елику осемъ таинственномъ дѣйствіи, нетокмо что я на самомъ опытѣ
испыталъ, но и многіе приверженные къ моей худости еще мнѣ
жительствующему за 1000 вер<стъ> пр<???>комъ объясняли, сіе! А
что вы по неопытности своей и младоумію, неимѣя достодолжной
осторожности, и отъ надм<???> и не познанія своей немощи и удобопоползновѣнности,
къ в<???> д<у>ховной любви, превратилъ вашъ умъ и чувствы, въ
сладостную любовь; А какъ вы таперь такъ жестоко поражены что едва только
осталось ввасъ, жизнь, и въ малѣ непогр<???> совершенно въ пропасть
отъ чаянія; и такъ дерзаю напи<???>нуть вашей любве, Спасителевы словеса
произнесенные, ко<???>левшему разслабленному; Се здравъ ктому
несогрѣ<???>да не<???>рѣе тебѣ будетъ. Такъ и
вамъ дочь моя, Анно, тоже<???> совѣтую, сознавши свои немощи по
осторожней быть въ <???>щеніи, даже, и со Святыми, они Святы и
безстрастны, <???> съ тобою отъ страстнейшихъ страстнейшіи, и потому
требуемъ охраненія… А какъ вы еще къ несчастію, отъ усилившейся ввасъ помысловъ
сладострастныхъ, и закоснѣлой
// л. 96 об.
Гордости, и дѣйствій прелѣсти отъ
самочиніемъ употребляемой вами умной молитвы; кои со общившысь вкупѣ даже
такъ вашы чувствы омрачаютъ, и повергаютъ въ сладострастныя, двизанія; что даже
самыя убивательныя во ображеніи оныхъ, иногда въ нѣдействіи остаются… А
сіе спасительное и убивательное означенныхъ сладострастій потому неуничтожаютъ;
не потому что несильны, они въ превосходной силѣ могутъ истреблять и
искоренять; но потому что вы понадлежащему какъ слѣдуетъ, не смирились. А
гдѣ смиренія достодолжнаго неимѣется, тому и благодать
Б<о>жія, не попущаетъ Богъ въ полнѣ спомоществовать, дабы
страждущей въ полнѣ, смирился; и того ради д<у>хъ, С. чрезъ пророка
царя Давида ясно г<лаго>летъ, смирихся, и спасемя<???>: и паки на
кого призрю; токмо на кроткаго и смиреннаго: и трепѣщѣщаго словесъ
Моихъ. А что вы отъ части описываетѣ тапѣрешнее ваше положеніе коловратности
и что надъ вами торжествуя, и веселится отвоемъ, нераденіи и пагубномъ
сладострастномъ дѣйствіи; но однако видимо что хотя ты и въ жалостнейшемъ
положеніи; но ясно что за молитвы благоугодившыхъ, нашихъ О<те>цъ и
Матерей, еще невидимо покровительствуетъ васъ благодать Б<о>жія, и лучь
нѣкоторый зари осіяватъ вашы чувствы къ теченію правой стези, къ,
положенію благаго начала, но только остается вамъ положится съ терпѣніемъ
// л. 97
<9044119>
по Апостольскому завѣщанію
тѣщи<???>, на предлежашій намъ подвигъ; вы просите дабы васъ
удержать отъ тлетворной<???> страсти Ма. хотя эпит<имьи>. То вы
видите дочь и каковое неудобство, и сколько ваше письмо уменя пролѣжало
подспудомъ. А наиболее отъ того, что на оное писать д<???> чтобъ кто
избра<???> неувиделъ; А ночью глаза ломютъ и слезы заливаютъ; А что при
таперешнихъ твоихъ положеніяхъ затрудняетесь вы въ недоумѣнностяхъ, и
удивляетесь моему непостоянству, и со обращенію съ вами Сестръ; то я вамъ
неимѣю силъ, дѣйствовать перомъ объяснить;
совѣтую<???>, совниманіемъ прочитать С. Ісаака Сυрина 79е
слово о гордыни, и во ономъ усмотришъ ясно, своего дѣЙнія <???>твы,
и отъ чего и какихъ винъ страждете, и чемъ врачеватся; о побывки же къ намъ вы
много не бѣзпокойтесь, аще Господь восхощетъ и живи будемъ, то можите по
просухѣ. А <???>во когда бы вы да потрудились за свои добрыя
дѣла пешочкомъ<???> съ какою благонадѣжною Сестрою, и сіе
вамъ предлагаю, на<??> для того, что издершки велики будутъ. А ежели съ
кемъ получится выгодно съехать, то и на сіе согласись; Господь премилостивый да
просвѣтитъ твой смыслъ да умудришися во смиреніи, поможетъ тебѣ, и
да сохранитъ, и покрыетъ отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ и да проститъ вся
согрѣшенія твоя, и азъ много грѣшный, п<осылаю???> тебѣ
мое отеческое прощеніе и благословеніе и моли<твы> нашихъ Матерей, миръ
Б<о>жій да ниспослется натебѣ, вашъ недостойный Богомолецъ и
д<у>ховный Отецъ, Іеросхімо<нахъ> Левъ, со братіею.
// л. 97 об.
А насчетъ показыванія писемъ, М. Маргарита хотя
любопытствуетъ, но вы можите сказать что моей воли нетъ, дабы вашы она письмы
[пис]читала; А что вы устрашаетесь ея крикомъ, и боязнію бываетѣ
одержима, дабы и въ тебѣ, невзашолъ, но отъ<???> несмыленная, ты
Анно, и косная сердцемъ; какъ безпопущенія Б<о>жія когда, кому бѣсъ
что можитъ, дѣйствовать; не ужели ты и добны<??> непонимаешъ, что и
въ тебѣ подобной бѣсъ во многихъ члѣнахъ дѣйствуетъ но
въ другомъ видѣ; вы внихните что, вы отсладострастной похоти, и о лишеніи
особы печалію и язвою болѣзни сердца поражены, какимъ омраченіемъ;
бѣсовскимъ дѣйствомъ, и въ полною страсть мал<???> ввержены,
кѣмъ; бѣсовскимъ дѣйствомъ и прочіе… То и почитай, что
повидимому она поболше обьемлема отъ бѣса въ страдательной, части, и
прочее. А вы попущены наиболея въ похотную часть, и подобно ей въ яросной
части; то и обои въ болѣзни мало различествующей въ дѣйствіихъ; А
что вы затрудняетесь, и безпокоитесѣ что много приходящихъ къ матушки
Анфіи, и что хлопаніемъ дверей ваше мнимое безмолвіе разсѣваютъ, и скуку
наводютъ
// л. 98
<9044120>
то и на сіе я вашей любве отвѣтствую, что вамъ
по вашему устроенію, крайнѣ напользу таковая молва, да<???> къ
душеназидательности ближнихъ; А наше и спасеніе въ томъ только и состоитъ, дабы
желать ближнимъ <своимъ???> предъ успѣянія; А вамъ врагъ влагаетъ
противоположность<???>, дабы вы смущались, и неисполняли заповѣди
самого Господа, и такъ пополученіи сего, да понудиши себѣ, во
С. По<???>ніе, чтобы тамъ, каковой крикъ непроисходилъ, и какъ
дверьми нехлопали, вы въ себѣ помысломъ во ображаетѣ, что я
схверная и прегордая, и въ близи притаковой врачебницы <???>верствіе мое
пользы мало пріемлю, то пусть хотя благомыслящіе и простотою одаренныя, души
свои назидаютъ и предъ успѣваютъ. А я за грѣхи моя потерплю шумъ и
стукъ и милосердый Господь, за ихъ молитвы, помилуетъ и меня окаянную.
<???> Анно ежели бы да ты при моей кельи пожила,
то бы, <услыхала???> нетаковою молву, однако, мои собратія, и сострадалцы
съ <???> претерпѣваютъ, и съ любовію переносютъ всю молву и
затрудненьи Христа ради и спасенія своихъ душъ, и вы подражаетѣ имъ.
// л. 98 об.