1                      [i]

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Сестра

и по Духу дочь Анна Ивановна. Усердно желаю Вамъ о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Іисусѣ Христѣ радоватися.

Писаніе ваше я ничтожнѣйшій во свое время во всякой исправности получилъ и содержанію онаго внялъ отъ писавать же до сего часа никакъ время ни обстоятельства непозволяли и всѣ мои усиліи оставались тщетными! Но и таперь оставя то которое вы полуколаумныя<???> писали. А на второе вкраткости призвавши молитвы О<т>цовъ моихъ, отписываю, вы вопервыхъ Анно пишитѣ и за очно припадаетѣ мысленно съ горячайшею вѣрою, къ моему непотребству и проситѣ дабы я недостойный, увѣрилъ васъ что возмогу вашы поползновеніи за очно разрѣшить, и вашу совисть симъ умиротворить, и успокоить… Но какъ вашей любве на сіе и что буду отвѣчать, сознаю свое недостоинство, и младоуміе, и дабы вмѣсто мнимой пользы, не ввергнуть васъ, въ глубочайшій ровъ бѣзвѣрія; А потому основываясь, на умѣренности, и надѣюсь, на всѣмогущаго Господа врачующаго немоществующихъ и возставляющаго падшихъ; то и да будетъ тебѣ извѣстно что въ древніе времѣна, великіе свѣтильники и въ святости, благодатію сугубою одаренныя; по великой вѣрѣ своей къ Богу, и ко онымъ Святымъ получали, подобныя вашему прошенію, себѣ отъ подобныхъ, страстей разрѣшеніи, и облегченіе… Но и вамъ совѣтую, продолжать, и толцать въ двери милосердія всемилостиваго нашего Искупителя

// л. 96

<9044118>

и Спасителя, ибо Онъ Самъ пречистыми усты изрѣкъ во С. Евангеліи, помѣщенныя словеса, просящему дастся, и толкущему отверзется, то вы и не ожидайте отъ менѣ непотребнаго, уверенія на словахъ, но вѣруйтѣ Господу, и по Его неизлѣдимой<???> Бог<???>гости, и милосердію, по мѣрѣ вѣры, на самомъ чувствованіи, и чрезъ недостойнѣйшаго, начертанныя строки: получить облегченіе и утѣшеніе.

Что же касающееся до подробнейшаго вашего объясненія; кажется довольно, объяснила, и потому, я уверенъ что вы, пришли<???> отъ сылки вашего письма, довольно, по облегчились, въ своей <???>сти… По елику осемъ таинственномъ дѣйствіи, нетокмо что я на самомъ опытѣ испыталъ, но и многіе приверженные къ моей худости еще мнѣ жительствующему за 1000 вер<стъ> пр<???>комъ объясняли, сіе! А что вы по неопытности своей и младоумію, неимѣя достодолжной осторожности, и отъ надм<???> и не познанія своей немощи и удобопоползновѣнности, къ в<???> д<у>ховной любви, превратилъ вашъ умъ и чувствы, въ сладостную любовь; А какъ вы таперь такъ жестоко поражены что едва только осталось ввасъ, жизнь, и въ малѣ непогр<???> совершенно въ пропасть отъ чаянія; и такъ дерзаю напи<???>нуть вашей любве, Спасителевы словеса произнесенные, ко<???>левшему разслабленному; Се здравъ ктому несогрѣ<???>да не<???>рѣе тебѣ будетъ. Такъ и вамъ дочь моя, Анно, тоже<???> совѣтую, сознавши свои немощи по осторожней быть въ <???>щеніи, даже, и со Святыми, они Святы и безстрастны, <???> съ тобою отъ страстнейшихъ страстнейшіи, и потому требуемъ охраненія… А какъ вы еще къ несчастію, отъ усилившейся ввасъ помысловъ сладострастныхъ, и закоснѣлой

// л. 96 об.

Гордости, и дѣйствій прелѣсти отъ самочиніемъ употребляемой вами умной молитвы; кои со общившысь вкупѣ даже такъ вашы чувствы омрачаютъ, и повергаютъ въ сладострастныя, двизанія; что даже самыя убивательныя во ображеніи оныхъ, иногда въ нѣдействіи остаются… А сіе спасительное и убивательное означенныхъ сладострастій потому неуничтожаютъ; не потому что несильны, они въ превосходной силѣ могутъ истреблять и искоренять; но потому что вы понадлежащему какъ слѣдуетъ, не смирились. А гдѣ смиренія достодолжнаго неимѣется, тому и благодать Б<о>жія, не попущаетъ Богъ въ полнѣ спомоществовать, дабы страждущей въ полнѣ, смирился; и того ради д<у>хъ, С. чрезъ пророка царя Давида ясно г<лаго>летъ, смирихся, и спасемя<???>: и паки на кого призрю; токмо на кроткаго и смиреннаго: и трепѣщѣщаго словесъ Моихъ. А что вы отъ части описываетѣ тапѣрешнее ваше положеніе коловратности и что надъ вами торжествуя, и веселится отвоемъ, нераденіи и пагубномъ сладострастномъ дѣйствіи; но однако видимо что хотя ты и въ жалостнейшемъ положеніи; но ясно что за молитвы благоугодившыхъ, нашихъ О<те>цъ и Матерей, еще невидимо покровительствуетъ васъ благодать Б<о>жія, и лучь нѣкоторый зари осіяватъ вашы чувствы къ теченію правой стези, къ, положенію благаго начала, но только остается вамъ положится съ терпѣніемъ

// л. 97

<9044119>

по Апостольскому завѣщанію тѣщи<???>, на предлежашій намъ подвигъ; вы просите дабы васъ удержать отъ тлетворной<???> страсти Ма. хотя эпит<имьи>. То вы видите дочь и каковое неудобство, и сколько ваше письмо уменя пролѣжало подспудомъ. А наиболее отъ того, что на оное писать д<???> чтобъ кто избра<???> неувиделъ; А ночью глаза ломютъ и слезы заливаютъ; А что при таперешнихъ твоихъ положеніяхъ затрудняетесь вы въ недоумѣнностяхъ, и удивляетесь моему непостоянству, и со обращенію съ вами Сестръ; то я вамъ неимѣю силъ, дѣйствовать перомъ объяснить; совѣтую<???>, совниманіемъ прочитать С. Ісаака Сυрина 79е слово о гордыни, и во ономъ усмотришъ ясно, своего дѣЙнія <???>твы, и отъ чего и какихъ винъ страждете, и чемъ врачеватся; о побывки же къ намъ вы много не бѣзпокойтесь, аще Господь восхощетъ и живи будемъ, то можите по просухѣ. А <???>во когда бы вы да потрудились за свои добрыя дѣла пешочкомъ<???> съ какою благонадѣжною Сестрою, и сіе вамъ предлагаю, на<??> для того, что издершки велики будутъ. А ежели съ кемъ получится выгодно съехать, то и на сіе согласись; Господь премилостивый да просвѣтитъ твой смыслъ да умудришися во смиреніи, поможетъ тебѣ, и да сохранитъ, и покрыетъ отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ и да проститъ вся согрѣшенія твоя, и азъ много грѣшный, п<осылаю???> тебѣ мое отеческое прощеніе и благословеніе и моли<твы> нашихъ Матерей, миръ Б<о>жій да ниспослется натебѣ, вашъ недостойный Богомолецъ и д<у>ховный Отецъ, Іеросхімо<нахъ> Левъ, со братіею.

// л. 97 об.

А насчетъ показыванія писемъ, М. Маргарита хотя любопытствуетъ, но вы можите сказать что моей воли нетъ, дабы вашы она письмы [пис]читала; А что вы устрашаетесь ея крикомъ, и боязнію бываетѣ одержима, дабы и въ тебѣ, невзашолъ, но отъ<???> несмыленная, ты Анно, и косная сердцемъ; какъ безпопущенія Б<о>жія когда, кому бѣсъ что можитъ, дѣйствовать; не ужели ты и добны<??> непонимаешъ, что и въ тебѣ подобной бѣсъ во многихъ члѣнахъ дѣйствуетъ но въ другомъ видѣ; вы внихните что, вы отсладострастной похоти, и о лишеніи особы печалію и язвою болѣзни сердца поражены, какимъ омраченіемъ; бѣсовскимъ дѣйствомъ, и въ полною страсть мал<???> ввержены, кѣмъ; бѣсовскимъ дѣйствомъ и прочіе… То и почитай, что повидимому она поболше обьемлема отъ бѣса въ страдательной, части, и прочее. А вы попущены наиболея въ похотную часть, и подобно ей въ яросной части; то и обои въ болѣзни мало различествующей въ дѣйствіихъ; А что вы затрудняетесь, и безпокоитесѣ что много приходящихъ къ матушки Анфіи, и что хлопаніемъ дверей ваше мнимое безмолвіе разсѣваютъ, и скуку наводютъ

// л. 98

<9044120>

то и на сіе я вашей любве отвѣтствую, что вамъ по вашему устроенію, крайнѣ напользу таковая молва, да<???> къ душеназидательности ближнихъ; А наше и спасеніе въ томъ только и состоитъ, дабы желать ближнимъ <своимъ???> предъ успѣянія; А вамъ врагъ влагаетъ противоположность<???>, дабы вы смущались, и неисполняли заповѣди самого Господа, и такъ пополученіи сего, да понудиши себѣ, во С. По<???>ніе, чтобы тамъ, каковой крикъ непроисходилъ, и какъ дверьми нехлопали, вы въ себѣ помысломъ во ображаетѣ, что я схверная и прегордая, и въ близи притаковой врачебницы <???>верствіе мое пользы мало пріемлю, то пусть хотя благомыслящіе и простотою одаренныя, души свои назидаютъ и предъ успѣваютъ. А я за грѣхи моя потерплю шумъ и стукъ и милосердый Господь, за ихъ молитвы, помилуетъ и меня окаянную.

<???> Анно ежели бы да ты при моей кельи пожила, то бы, <услыхала???> нетаковою молву, однако, мои собратія, и сострадалцы съ <???> претерпѣваютъ, и съ любовію переносютъ всю молву и затрудненьи Христа ради и спасенія своихъ душъ, и вы подражаетѣ имъ.

// л. 98 об.

 



[i] Публ. по: НИОР РГБ Ф. 213. К. 79. Ед. хр. 09.