55.

Христосъ воскресе!

Духовная дочь А. Ө.! Здравствуй о Господѣ и благодушествуй во всѣхъ находящихъ приключеніяхъ!

Жалости достойное ваше увѣдомленіе, что матушка наша I. нездорова и мы, хотя многогрѣшніи и недостойни, но должны молить и просить Премилосердаго Господа о ея здравіи и благоденствіи; но только и то мы должны помнить, что слова Св. Ап. Iакова, много можетъ молитва праведнаго споспѣшествуема понимаются такъ, что при молитвѣ праведнаго или Святаго долженъ молится по возможности силъ и просящій о молитвѣ ихъ; и уже тогда молитва праведнаго ходатайствуетъ блага ему.

Но я, хотя и молюсь, но всѣмъ извѣстно, что я грѣшникъ, а неправедникъ, какъ она, матушка U. И сама, отчасти, могла замѣтить мои скаредныя и неблагопристойныя поступки неприличныя зрѣть ея святыни, изъ коихъ хотя самую малѣйшую часть понужусь на сей хартіи обяснить всѣмъ вамъ, а именно 1-е) о. П. я баловалъ въ дорогѣ, ѣхавши въ Кіевъ, и самъ съ нимъ баловался и виномъ просытымъ упивался… 2-е) во время ея бытности въ нашей Св. обители, и въ моей келліи когда она сидѣла, я отъ сстрастнѣйшихъ страстнѣйшій – ея обычнцю тишину нарушалъ различными видами и распоряженіями во время питія чая братіею, а особливо – единою приказалъ когда пріидетъ Деомидъ то чтобы его вытолкали въ шею, что было и учинено, и ея скромность на сіе до избытка соблазнилась, а кому слѣдовало не объяснилась; 3-е) Когда я былъ еще изъ Кіева проѣздомъ – согласовал и вспомоществовалъ о. П. составитъ смѣшную выдумку чтобы объявить простоту и беззлобіе о. Макарія, - и было смѣху значительно. 4-е) наконецъ у вашей келліи жестоко востяговалъ ее преподобство и укорялъ съ грубостію и невѣжествомъ – сколько мнѣ хотѣлось за оставленіе Матери и за поступки ея противу А.; но и прочіе мои неподобныя и скареюныя поступки, изъ коихъ малое отъ многихъ напомянувши ея святыни, паки прошу прощенія о прошедшихъ, и молитвъ святыхъ о утвержденіи будущихъ, слѣдовательно не она предо мною виновата, но я – собою занятый до избытка. Но, хотя я и просилъ у ея святыни прощенія, а равно и она у меня, и повидимому, простились; но, какъ мы съ нею мало когда трафлялись таковыхъ сухариковъ употреблять, кои показались довольно невкусны и несовмѣстны, а к тому же отъ презорства ея и прежнихъ такихъ замѣчаній – зміеночекъ скрывавшійся въ ея нѣдряхъ внутрь улуча таковый жестокій случай и возмиржавши въ змія, скрытно началъ ея беззлобивому уму и ожесточенному, однако, сердцу, - во оправданіе своей невинности въ таковомъ жестокомъ съ нею поступкѣ – напоминать всѣ не подобныя мои дѣянія и произносы, и сколь болѣе воспоминала столь болѣе оправдывала себя умственно, а сердце свое паче и паче ожесточала, - то теперь, по видамъ о ея устроеніи разсудительныхъ, полагать надо, что для исцѣленія ея требуется особенная Божія Помощь; да и я, сквернѣйшій, съ симъ согласую, что она имѣвши ко мнѣ прежде нѣкоторую вѣру и благорасположеніе – теперь въ таковомъ своемъ устроеніи, съ трудомъ почувствовать можетъ и таковую вѣру; къ несчастію ея прозоривый бѣсъ довольно полакомился и поторжествовалъ въ таковомъ ея долговременномъ смущеніи, да еще и въ каковыя святыя дни; словомъ сказать по моему младоумному разсужденію она теперь пришла въ такой тупикъ что уже почти некуда шагу ступить! Хотя сіи строки и съ плачемъ и съ сокрушеннымъ сердцемъ пишу, но едва ли что симъ малозначущимъ начертаніемъ помогу ея болѣзни; посовѣтуйте ей прочесть со вниманіемъ главу 31-ю книги Св. Сімеона Нов. Богослова, которую главу полагаю приличною къ ея теперешнему злостраданію, да позвольте мнѣ вамъ всѣмъ вообще, - я близкимъ къ таковому презоривому духу – напомянуть Св. Iоанна Лѣствичника отъ 4-й Степени о разбойникѣ, о коемъ Св. Iоаннъ съ удивленіемъ повѣдать: «онъ же, грѣхъ сво прямо возненавидѣвъ, и презрѣвъ всякій стыдъ, несумнѣнно на то* согласился: аще хощеши, отвѣтствовалъ онъ Настоятелю, то и посреде всего града Александріи учинити сіе непострыждуся, та же собираетъ оный Пастырь во храмъ вся своя овцы, числомъ триста тридесять, и при отправленіи Божественной литургіи [ибо день тогда былъ праздничный] по прочтеніи Евангелія, вводитъ наконецъ непорочнаго онаго осужденника, отъ нѣкіихъ изъ Братіи влекома, умѣренными ударами наказуема, руцѣ имуща связана, во власяницу облечена и пепломъ главу свою посыпавша, такъ что отъ однаго на него воззрѣнія всѣ предстоящіи, тронувшись, немедленно съ плачемъ возопили; ибо никто не зналъ чтобы сіе значило? – Потомъ оно близъ дверей церковныхъ пріиде, то священная оноя и человѣколюбивая глава веліемъ гласомъ къ нему восклицаетъ: «стани, недостоинъ бо ты сюда внити!» Пораженъ убо будучи онымъ изъ Святилища дошелщимъ до него гласомъ: [ибо онъ думалъ, яко же послѣ насъ удостовѣрялъ съ клятвою, что тогда ни гласъ человѣческій, но гласъ Грома слышалъ]: падъ абіе на лице свое трепетенъ – лежа убо на земли орошалъ оную слезами. Тогда паки отъ чуднаго онаго врача, о спасеніи его всѣми мѣрами старающагося, и всѣмъ людямъ образъ спасенія и прямаго смиренія подающаго, понуждаемъ былъ изрещи порознь предъ всѣми вся имъ содѣланная. – И каковъ былъ оный, Божіею Милостію, словесныхъ овецъ блюститель, таковаго Праведный Богъ послалъ ему Строителя въ ту обитель. Ибо Строитель человѣкхъ былъ трезвый предъ прочими, кротокъ столько, что такихъ людей мало. На сего великій Старецъ оный въ пользу другимъ, притворнымъ образомъ разгнѣвавшись во храмѣ, приказалъ его вонъ выслать прежде времени. Но я, зная, что онъ невиненъ въ томъ порокѣ, въ коемъ отъ пастыря былъ обличаемъ, наединѣ упрашивалъ онаго Настоятеля о немъ. Но премудрый сей начальникъ сказалъ мнѣ: и я сіе вѣдаю, что онъ невиненъ: но какъ беззаконно и сожаленія достойно вырвать хлѣбъ изъ устъ алчущаго отрока: равнымъ образомъ, - какъ себѣ самому, такъ и подвижнику вредитъ тотъ душевный наставникъ, который никогда не предлагаетъ ему случая получить вѣнцы, каковыя по его замѣчанію онъ заслужить можеъ – либо чрезъ понесеніе обдиъ, или уничиженія, либо посмѣній; первый вредъ есть, что настоятель отнимаетъ у подчиненнаго своего то награжденіе, которое бы онъ получить могъ за претерпѣніе напраснаго наказанія; кторый: что онъ добродѣтелью однаго инока, могъ бы и другихъ воспользовать, но того не сдѣлалъ; третій: - и самый величайшій вредъ – состоитъ въ томъ, что часто и тѣ самые, кои кажутся бытии трудолюбивыми, и терпѣливыми, по времени залѣнившись, и какъ бы совершенно добродѣтельные – отъ настоятеля своего никогда не видя обличеніе и выговору напослѣдокъ снисканную въ себѣ кротость и терпѣніе теряютъ».

И паки въ житіи Св. Пахомія Великаго, мая въ 15-й день, между прочимъ помѣщено странное произшествіе: единою идущу преподобному на нѣкое дѣло и увидѣвъ несущихъ мертвеца на погребеніе съ церковнымъ причтомъ великолѣпно по обычаю церковному, но преподобный, вшедъ въ собраніе, и вземъ гробъ опроверже, и по волѣ съ безчестіемъ влещи его по земли и тако предати его земли… Но и прочіи подобныя таковыя событія въ древнѣйшіе времена святыми и преподобными отцами, содѣянная странныя видѣнію, - ежели бы намъ, или мнѣ съ Матушкою Y. въ натурѣ представить эти зрѣлища, - и мы не увидѣвши еще о нихъ утвержденія отъ святыхъ отецъ, то когда бы кто изъ благоразсудительнѣйшихъ насъ вопросилъ: что таковыми поступками какую вы пользу пріобрѣли? – То я объ васъ вѣроятнаго ничего не могу сказать, а мы, съ матушкою Y., первыя бы соблазнились до избытка и на тѣхъ духоносныхъ мужей.

Да еще я, непотребный, наслышанъ отъ благомыслящихъ, что нѣкоторая изъ Старицъ, и – пожилыхъ лѣтъ, заразилась отъ неосторожности таковымъ же недугомъ т. е презорствомъ, и одному мнимому лѣкарю краемъ языка и яко почти отъ чужаго лица объяснила, что она больна, но къ несчастію, тотъ мнимый лѣкарь таковыхъ сердечныхъ болѣзней, и особливо кои отъ презорства – но такъ искусенъ врачевать. Жалко во первыхъ то что лѣкарь неискусенъ, второе – та отъ застенчивости и обычнаго стыда же могла ему предшествующихъ винъ къ таковой сердечной болѣзни побудившихъ объявить; и – она съ прискорбіемъ жаловалась его душевному другу, что онъ по однимъ догадкамъ неуврачевалъ ее тяжкую болѣзнь сердца; я не знаю какъ вы о семъ посудите, а по моему младоумному сужденію они оба не правы, тотъ мнимый лѣкарь за неискуство; а та за не объясненіе предпослѣдовавшихъ винъ и за неумѣстную застенчивость и стыдливость.

Да едва ли и искусный врачь возможетъ безъ послѣдняго уврачевать! Но видно она забыла слова Св. Iоанна Лѣств. – «объявляемыя раны не успѣютъ на горшее, но уврачуются».

Заѣхать мнѣ по различнымъ обстоятельствамъ не возможно, прошу прощенія, что яко человѣкъ въ чемъ можетъ погрѣшилъ: во первыхъ Матушкѣ Y. униженно кланяюсь, - а равно и всѣмъ вамъ; а что бы мнѣ на нее сердится – не дай Боже; пусть будетъ мирна и покойна и Господь ее за все проститъ и помилуетъ, и я грѣшный за все ее прощаю, - пусть меня да проститъ, - многогрѣшный Левъ!...

 



* т.е на исповѣдь предъ всею церковію.