35.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй Димитрiй В-чь! Усердно жѣлаемъ вамъ о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися!

Благопрiятное ваше писанiе пущенное вами отъ 21-го съ пчтою мы имѣли удовольствiе получить 25-го, и прочитывая оное вняли содержанiю. Взаимно васъ привѣтствуемъ съ наступившею Страстною Седмицею, а равно и съ приближающимся Высокоторжественнымъ и Всерадостнѣйшимъ всѣхъ праздниковъ праздникомъ.

На счетъ полученнаго вами отъ нашего недостоинства правила – хотя вы по слабости здоровья и неисполняетѣ, а потому и вкусу плодовъ его не ощущаетѣ; но по крайнѣй мѣрѣ будете о семъ сожалѣть и окаявать себя яко должника и несоблюдателя отеческихъ преданiй. Тогда Примилосердый Господь, видя ваше раскаянiе, по Неизреченному Своему человѣколюбiю и Милосердiю силенъ и всемогущь сим* оное пополнить. Также и на счетъ отставки – да соблагодушiемъ ожидаемъ и терпѣнiемъ да отецемъ по апостолу на предлежащiй намъ подвигъ! И да вѣруемъ, что Всемилостивый Господь – всячески лучшее о насъ устрояетъ.

…А что вы изволите писать объяснительно о своихъ чувствахъ и соразсмотрительностяхъ касательно неизвѣстнаго старца, - что уже вы нынѣ къ прiобрѣтенiю своей пользы не можете продолжать къ нему приверженности и довѣренности, но ощущаетѣ въ себѣ хладность и противоположность въ душевныхъ чувствованiяхъ и притомъ пополняетѣ, что и мое съ нимъ обращенiе по духу – было принужденное и отъ единомудрiя удаленное… Хотя во истину мало мой духъ успокоивался его неоткровенностiю и замысловатыми его предпрiятiями, но однако я, непотребный, - не довѣряя своему чувствованiю и подобной вашей понятливости и соразбирательности и прочимъ… - нудилъ себя до избытка какъ въ сообращенiяхъ такъ равно и въ довѣрiи… внутреннѣ же со благонадежiемъ уповалъ ко Всемогущаго Испытателя душъ и сердцеъ Господа, который всячески устроитъ о мнѣ вѣщь въ пользу убогой души моей, и, за молитвы отца моего и душевнаго благодѣтеля достопамятнаго Батюшки отца Ѳеодора, Господь Своимъ Милосердiемъ не презрѣлъ мое благонадежiе, но сотворилъ по милости своей, и всѣ недостатки моихъ дѣянiй обратилъ на благое; при чемъ – и открылъ* моему недостоинству о мудрованiи его и дерзкихъ поступкахъ кои до зѣла казались опасными… Но мы, съ тобою, должны о немъ молится тако: «Спаси Господи и помилуй батюшку о. С. А. его же молитвами прости и моя согрѣшенiя. …Сказать прямо – мы еще должны благодарить Премилостиваго Бога даровавшаго намъ естественное понятiе! А кольми паче мы – немощнѣйшiе немощнѣйшихъ; …да, еще, хотя бы и получили нѣкое чувство и понятiе, но не можемъ дерзнуть сказать чтобы сiе было отъ благодати или отъ ученiя внѣшняго любомудрiя… А потому, должны опасатся, чтобъ не преткунутыя о камень жестоты – самомнѣнiя… и проч.

…И до высокой потребности… хотя намъ мало случалось… однако видѣлся, но отъ дальнихъ разговоровъ удалялся, а что ему отъ Высш. Нач. приказано то – по нашему мнѣнiю – должна ему быть въ семъ польза, но впрочемъ единъ Господь Всевидящимъ Своимъ Окомъ вѣсть вся и несодѣянная.

О случившихся съ вами событiяхъ благодарить надо Премилосердаго Господа, утѣшающаго наше младенческое дѣянiе не по дѣламъ нашимъ; но по Неизреченной Милости Своей преподаетъ намъ сими благодѣянiями познать вкусъ на опытѣ: что значитъ «Iисусъ сладчайшiй спаси мя». И паки въ 33-мъ Псалмѣ: «вкусите и видите яко благъ Господь: «сiи дѣйствiя… не токмо похожи на объясненныя Св. Священномученикомъ Петромъ Дамаскиномъ въ 3-хъ видѣнiяхъ, но и еще есть на сiи похожее у Св. Исаака СIрина въ 44-мъ словѣ, кое и помѣщаю: «…и аще паки зриши въ душѣ твоей: в коем ждо помыслѣ движущемся въ ней и всякой памяти и видѣнiяхъ яже въ безмолвiи твоемъ – исполняемы очи твои слезъ и дождящiяся по ланитамъ твоимъ кромѣ понужденiя, - разумѣй яко начать бытии предъ тобою отвергенiе оплоту* въ разрушенiе сопротивныхъ. И аще обрѣтаеши въ себѣ, во время и время, погружаему мысль твою внутрь тебе, безъ промышленiя еже о ней внѣ чина обычая**, и пребываетъ что въ часъ онъ, или еже есть***, и по сихъ зриши уды* твоя аки бы въ немощи мнозѣ, и царствуетъ миръ на помыслѣхъ твоихъ, и самое тебѣ сiе пребываетъ присно, уразумѣй, яко начать облакъ осенити на скинiю твою». Итакъ, прелюбезнѣйшiй, теперь хотя и чувствуешь, что уже Премилосердый Господь, по Своему неизчетному Милосердiю, показуетъ вамъ путь по Словамъ Его Святымъ въ Евангелiи: «ему же аще волитъ Сынъ открытии», и -: «прiидите ко Мнѣ вси труждающiеся и обремененнiи и Азъ упокою вы». Возмите иго Мое на себе и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть»; но при всемъ нашемъ положенiи или внутреннемъ дѣйствiи, и чувствiи – да подражаемъ по возможности силъ нашихъ Кроткому и Смиренному сердцемъ законодавцу, и воистину тогда – и паче болѣе – ощутимъ покой въ душѣ своей!!! И паки слыши Св. Исаака СIрина отъ слова 40-го -: Охраняйся да не наймножее изнеможетъ тѣло твое, яко да не укрѣпится на тя нерадѣнiе и устудитъ душу твою отъ вкуса дѣланiя ея. Яко же на мѣрилѣ, приличествуетъ извѣсити коемуждо жительство свое. Вовремя то, въ неже насыщаешися, охранися мало отъ еже къ себѣ дерзновенiя. Съ цѣломудрiемъ да будетъ сѣдѣнiе твое и вовремя нужды твоя. Паче же бывай цѣломудръ и чистъ во времясна твоего, и соблюдеши, неточiю помысломъ твоимъ, но и удесы* твоими. Хранися отъ возношенiя во время добрыхъ измѣненiй**. Немощь твою и невѣжество твое противу тонкости самаго того возношенiя въ молитвѣ тощно* покажи Господеви да не оставленъ бущеши искушенъ бытии въ скверныхъ. Блудъ бо послѣдуетъ гордыни, и возношенiю прелесть». Отъ множайшихъ малое напомянувше вашей любве и пожѣлавъ продолжать теченiе дней вашихъ со благонадежiемъ и упованiемъ на Промыслъ и Покровительство Всемогущаго и Великодароватиго Господа нашего Iисуса Христа, пострадавшаго за весь человѣческiй родъ и Своею Дражайшею Кровiю Искупившаго. Той да сохранитъ и вразумитъ и просвТитъ васъ Своею Благодатiю и сопричтетъ ко избранному Своему слвоесному стаду и соустроитъ все въ благопотребный конецъ! А я, многогрѣшный, пребываю о семъ съ преискреннѣйшимъ моимъ жѣланiемъ вашъ покорный слуга и недостойный богомолецъ – многогрѣшный Iеросхимонахъ Леонидъ; со всѣми единомысленными униженно заочно кланяемся.

1827-го года Марта 28-го.



* т. е. самоукоренiемъ. Прим.

* Это слово «открылъ» теперь ясно подтверждаетъ слова многихъ знавшихъ покойнаго старца о дорованномъ ему Свыше дарѣ прозрѣнiя. – Прим.

* т.е. преграды. Прим.

** внѣ обыкновеннаго порядка.

*** съ часъ или сколько бы то ни было.

 

* члены.

*

*

* членами.

** въ тебѣ

 

* искренно.