Здравствуй о Господѣ душевно и тѣлесно; увѣдомляю любовь вашу, что писаніе ваше получилъ исправно; въ коемъ описываете свое душевное и жизненное устроеніе, о такъ весьма безпокоитесь. Да нельзя и не безпокоиться, но мы въ дѣлахъ Божія промысла только какъ младенцы, и вовсе ничего не понимаемъ, однакожъ время открываетъ, что мы яко видимъ великія о насъ попеченія, Бога творца жизни и опасенія нашего; и даже видимъ то, что таковыя попущенія Божія служатъ для нашего благоустройства. Жалуетесь вы: что упадаете духомъ отъ смущающихъ васъ козней вражіихъ: хула, уныніе, невѣріе и страхъ васъ безпокоятъ. Вы знаете, что жизнь наша есть брань или война съ невидимыми врагами. Какъ св: Апостолъ Павелъ пишетъ: нѣсть наша брань въ крови и плоти[1], и проч: и св: Апостолъ Петръ пишетъ: смиритесь подъ крѣпкую руку Божію, всю печаль вашу возверзите нань[2], яко Той попечется о васъ, трезвитеся, бодрствуйте, зане Супостатъ вашъ дiаволъ яко левъ рыкая ходитъ искiй кого поглотити»[3], емуже противитися тверди вѣрою; хотя онъ и тщится наносить пакости людямъ, но не можетъ ничего здѣлать, ежели не будетъ попущено отъ Бога, къ нашему наказанію или смиренію. Этому въ Святомъ Писаніи есть многіе примѣры, что безъ воли Божіей не можетъ ничего съ нами случиться, и то должно помнить и вѣровать, что выше силы нашей Господь не попускаетъ намъ искушенія. Смиритесь подъ крѣпкую руку Божію[4]. Это оружіе самое сильное на діавола, противу котораго онъ нимало не можетъ постоять. Вы можетъ быть не находите въ себѣ гордости, скажите: как смирятся хула, невѣріе, боязнь суть плоды гордости, въ невѣріи и хульныхъ мысляхъ не считайте себя виновнымъ или (виновною), хотя они и приходятъ на умъ но онѣ не ваши, а вы ими пренебрегите, отъ чего они изчезнутъ. Въ такое время читая со вниманіемъ: Вѣрую Господи и исповѣдую, яко еси Ты воистинну Христосъ Сынъ Бога живаго, пришедый въ міръ грѣшныя спасти отъ нихже первый (первая) есмь азъ молюся убо Тебѣ помилуй мя. И паки: Не остави мене Господи Боже мой, не отсупи отъ мене, вонми въ помощь мою Господи спасенія моего. Господи что ся умножишися стужающіи. Мнози востаютъ на мя, мнози глаголютъ души моей нѣстъ спасенія ему (ей) въ Бозѣ его. Ты же Господи заступникъ мой, и прочая до конца псалма 3го. Когда что дѣлаете доброе, молитесь ли или даете милостыню или такъ благодѣтельствуете ближнимъ, не принимайте помысловъ приписывающихъ вамъ за сіе похвалу, но помните слово Божіе, Аще и вся повелѣнная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы[5], Вамъ представляется что вы не умрете. Эта уже самая неистовая прелесть вражія, посмотрите на предковъ своихъ, гдѣ онѣ? Которые прежде васъ жили, они оставили васъ здесь, а сами отошли на оный вѣкъ, и пребываютъ нынѣ во своихъ мѣстахъ и ожидаютъ общаго воскресенія, то же приключится мнѣ и Вамъ и всѣмъ Христіаномъ, вѣруйте сему, духъ Божій возвратитъ вамъ силы и бодрость, соберетъ растерзанное скорбію сердце ваше, и откроетъ упованію вашему очи, видѣть милость Бога, и о немощахъ вашихъ изрѣкать судъ помилованія, ибо покаяніе вѣры изглаждаетъ ихъ изъ памяти Бога. Многогрѣшный Іеросхимонахъ Левъ.

 



[1] Еф. 6, 12.

[2] 1-е Петра 5:5–7.

[3] 1 Пет. 5:8.

[4] 1-е Петра 5:5–7.

[5] Лк. 17:10.