99. (к тому же).
(по молитвѣ).
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ В. Н.!
Всеусердно желаю здравствовать вамъ душевно и тѣлесно и соблагодушiемъ пропровождать текущiе дни жизни вашей.
И, хотя я недостоинъ, дерзаю испрашивать на тебя Миръ и Благословенiе Божiе, и въ сознаваемыхъ тобою своихъ немощахъ поползновенiяхъ и грѣхахъ да проститъ тебя Премилосердый Господь за прошлое, и азъ недостойный посылаю мое прощенiе и Благословенiе, а въ будущее время старайся исправится. Далѣе пишешь, что родитель твой склоняется отпустить тебя въ монастырь только чрезъ 3 года. Слава Богу, что онъ такъ говоритъ – я радуюсь; но только о томъ сердечно сожалѣю, что до такаго долгаго времени отлагаетъ, надѣясь, что живы будемъ, но неизвѣстно – въ нашей ли волѣ состоитъ продолженiе жизни? Писано бо есть: отъ утра есмь, - до вечера не суть». И Iовъ праведный пишетъ: «вчерашни есмы», - вчерашнi день извѣстно прожили, а настоящiй день неизвѣстно проживемъ ли? И паки писано: «отъ утра до вечера измѣняется время». И Евангельскiй богачь явнымъ служитъ примѣромъ и доказательствомъ, что время жизни нашей состоитъ въ Волѣ Божiей, а не въ нашей: онъ, собравъ жита своя и благая своя думалъ на многа лѣта въ благоденствiи наслаждается и «реку, говорилъ, душѣ своей – душе! Имаши блага многа на лѣта многа – яждь, пiй и веселися, но обманулся бѣдный, - вмѣсто того «услышалъ Гласъ Свыше: безумнее! Въ сiю нощь душу твою истяжутъ отъ тебя, а яже уготовалъ еси кому будутъ? – То мнѣ кажется и вашъ Батюшка тому уподобляется, онъ говоритъ: два сына подрастутъ, тогда отпущу. – На дѣтей надѣется, а писано есть: «не надѣйтеся на князи, на сыны человѣческiя». Еще же къ тому: - «день Господень яко тать въ нощи приходитъ».
Теперь видите, что неизвѣстно живъ ли будешь ты или батинька; то – не должно отлагать до времени день спасенiя. И, сокротя, вручаю тебя Покрову Божiю и испрашиваю на васъ Миръ и Благословенiя Божiе и пребуду навсегда вашимъ богомольцемъ – многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ.
1840 года авгу. 18 д. Коз. Опт. Пустынь.
100-е. (къ тому же).
[По молитве].
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ Василiй Ник.! Желаю вамъ мира, здравiя и душевнаго спокойствiя получить отъ Подателя всѣхъ благъ Господа нашего Iисуса Христа.
Не поскорби на меня, Василiй Никитичь, что я пишу не своеручно сiе письмо, но диктую другому, потому что, - по старости и дряхлости моей и при томъ отъ многаго занятiя съ народомъ, - самъ я не въ силахъ.
Не желая болѣе огорчать васъ и родителя вашего, посылаю вамъ братца Ивана хотя ему и еще было бы нужно погостить, но въ теченiе его пребыванiя у меня – я предлагалъ ему, по силѣ слабаго моего ума, советованiя; и при Божiей Помощи сколько могъ старался пользовать его утѣшенiемъ, но послать оное состоитъ въ Волѣ Божiей; и, аще съ вѣрою принялъ онъ совѣты мои то получитъ врачеванiе скорбному сердцу своему. За симъ, сокротя, вручаю васъ, а равно и сесейство все Божiю Промыслу, и при томъ дерзаю испрашивать Божiя Благословенiя, пребывая навсегда жаждущiи вашего спасенiя – недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ. [Далѣе продолжается письмо собственною его рукою]. Крайне сожалѣ, что вы паки здоровьемъ слабы, на каковый предметъ посылаю вамъ Женевскаго бальзама баночку для употребленiя внутрь. Принимать же въ вашей болѣзни должно такъ: чайную ложечку оаго положить въ ротъ, запить горячею водою, а послѣ можно пить чай. Папенькѣ вашему посылаю краткое письмецо. За неисполненiе же вами епитимiи Премилостивый Господь да проститъ тебя и азъ многогрѣшный прощаю и разрѣшаю; но по видимому изъ письма вашего вы худо мою азбуку твердили, забывая по три поклона класть за родителя вашего, - старайтесь Господа ради.
101-е (къ тому же)
(по молитвѣ).
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ Василиiй Ни…!
Письмо ваше получилъ и, прочитавши, усмотрѣлъ, что вы стали здоровьемъ, при Помощи Всевышняго, поправлятся, чѣмъ очень утѣшился я. Желаю вамъ при Его же Всемогуществѣ и совершенное получить исцѣлѣнiе. Въ сознаваемыхъ же тобою: [въ письмѣ] немощахъ, грѣхахъ, посылаю мое отечествое прощенiе и благословенiе, и прошу впредь соблюдать свою совѣсть нескверною, и всевозможно понудьте себя къ исполненiю Заповѣдей Божiихъ, которыя заключатся въ любви къ Богу и ближнему.
И такъ, при пожеланiи вамъ мира, здравiя и спасенiя, пребуду навсегда жаждущiй вашего
812.
будущихъ соытiй. По совѣту вамъ положится во всемъ на Долю Божiю, то всегда дорога ваша ко спасенiю будетъ удобна.
И такъ, при сокращенiи сихъ строкъ, вручаю васъ Покрову Божiю и пребываю навсегда жаждущимъ вашего спасенiя – недостойный богомолецъ вашъ, - многогрѣшный Iеросхимонахъ Лев.
103-е (къ тому же).
(по молитвѣ).
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ В. Н-чь!
Письмо ваше получилъ и при ономъ гостинецъ отъ отца Петра во всякой исправности. Премного доволенъ вашею любовiю и Господь вамъ сугубо пошлетъ отъ Неизречимымъ
814.
пребываю жаждущимъ вашего спасенiя недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ.
P.S. Въ язъясненныхъ тобою поползновенiяхъ посылаю мое отеческое прощенiе и благословенiе.
104. (къ тому же)
(по молитвѣ).
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ В. Н-чь!
Письмо ваше получилъ и прочиталъ: изъ онаго вижу, что зять вашъ лишился смерти сыновъ своихъ и дочери и сѣтуетъ о разлученiи съ ними. По сей причинѣ пишу вамъ нѣсколько строкъ, полагая, что онѣ доставятъ утѣшенiе въ его скорби, а вамъ большее желанiе къ Небесному Жилищу, - которыя вы ему прочтите.
- Святое Писанiе показываетъ намъ, что мы чрезъ смерть теряемъ въ жизни сей и что прiобрѣтаемъ въ будущей: прiобрѣтаемъ жизнь вѣчную, возболѣзненную, - жизнь въ которой нѣтъ страсти смущающей, нѣтъ зависти изсушающей, нѣтъ бѣдъ оскорбляющихъ, къ которой нѣтъ дряхлой старости и младенческой слабости, но – состоянiе присноцвѣтущее, никакимъ перемѣнамъ не подлежащее, пребыванiе блаженное никакихъ предѣловъ неимущее, житiе непорочное, отъ всякихъ соблазнъ житейскихъ удаленное. Сiе въ высокой мысли своей воображая, блаженный Давидъ съ радостнымъ восторгомъ возопилъ: «Господи силъ! Блаженни живущiи и въ Дому Твоемъ – въ вѣки вѣковъ выхвалятъ Тя! Лучше день одинъ во дворѣхъ Твоихъ паче тысящъ» - Куда и мы должны отрѣшится: они, умершее только намъ предшествуетъ и даютъ чувствовать коль кратка жизнь наша. При томъ она состоитъ въ Волѣ Божiей, коей и совѣтую вамъ вручить себя.
При сокращенiи сихъ строк испрашиваю на васъ Миръ и благословенiе Божiе, пребывая навсегда жаждущемъ вашего спасенiя, - недост. богом. многогрѣшный Iеросх. Левъ.
1840 года. Дек. 31 дня.