105. (къ тому же)
(по молитвѣ).
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ В. Н-чь!
Письмо ваше съ приложенiемъ 5 руб ассиг. Получилъ; за таковое ваше ко мнѣ усердiе благодарю. Вы увѣдомляете меня о своей маменькѣ, - что сильно больна, чѣмъ вы огорчаетесь. Смотря на ея страданiя, и въ такой скорби, просите меня помолится и утѣшить васъ.
На прежнее ваше письмо я не отвѣчалъ по слабости здоровья и притомъ – ненаходилъ крайняго требованiя; но теперь будучи убѣжденъ, - пишу сiи строки, и, если съ вѣрою прiймите, получите утѣшенiе. Хотя Маменька ваша и болитъ, но вамъ надобно благодушествовать и помышлять слова Спасителя нашего Бога (Луки глав. 12 стихи 6 и 7): «Не пять ли птицъ цѣнятся пѣняземя двѣма и ни едина отъ нихъ нѣсть забвенна предъ Богомъ, но и власы главы вашея вси изочтенни суть; не убойтеся убо: мнозѣхъ птицъ унше есте вы». Сими словами ясно доказалъ Господь Свое о насъ Промышленiе. Совѣтую вамъ: отложите отъ сердца своего маловѣрiе и возложите на Промыслъ Божiй, всегда полезное душамъ нашимъ устроевающiй. За симъ, сокротя, вручаю васъ Покрову Божiю; и при испрашиванiи на Васъ Божiя благословенiя пребываю навсегда жаждущимъ вашего спасенiя недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхим. Левъ.
106. (къ тому же).
Достопочтеннѣйшiй о Господѣ Василiй Н-чь!
Отъ 16-го апрѣля письмо ваше получилъ, въ коемъ объясняешься, что во время молитвы находятъ скверныя помыслы, отъ чего ты и малодушествуешь. Въ такомъ случаѣ и разсѣянности мыслей на молитвѣ, Отцы Святые учатъ насъ не смущатся, но смирять себя и окаявать, - тогда можно успокоить себя. Въ чемъ и Святый Iоаннъ Лѣствичникъ укрѣпляетъ насъ поучая въ 4-й смтепени: «старайся всегда бродящiя свои мысли во едино собрать. Богъ не взыскиваетъ того, чтобъ ты вовремя молитвы совсѣмъ никакихъ не могъ имѣть другихъ мыслей, - неотчаявайся будучи мыслями расхищаемъ, но благодушествуй, созывая всегда бродящiя свои помыслы. Никогда бо не бытии расхищаему мысльми единому ангелу свойственно».
Еще просите совѣта: маменькѣ вашей лечится или нетъ? Я въ этомъ вполснѣ не могу распорядится, - какъ она хочетъ. Впрочемъ, для меня кажется, и для ея душевной пользы, лучше бы съ благодарностiю терпѣливо переность оную, и сiе терпѣнiе ея доставитъ ей христiанское утѣшенiе и благонадѣжiе на милосердiе Божiе удостоится въ Вѣчности Блаженства. И – грѣха не будетъ, если лечится у докторовъ, но какъ бы не вышло одна денежная трата. Уже сами видитѣ, что по сiе время нѣтъ облегченiя.
Сокротя строки сiи вручаю васъ Покрову Божiю и, при испрошенiи на васъ и семейство мира и Божiя Благословенiя, пребываю навсегда жаждущимъ твоего спасенiя – недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Левъ.
107. (къ тому же).
[по молитве]
Почтеннѣйшiй о Господѣ В. Н-чь!
Письма ваши получилъ во всякой исправности, - въ отвѣтъ скажу вамъ, что въ поползновенiяхъ силенъ Господь васъ проститъ. Но, если вы подлинно хотите прiйти въ любовь у Царя Небеснаго, должны оставить всѣ увеселенiя и забавы мiра сего и прилѣпится ко Господу всею душею и помышленiемъ и не возвращатся на то, что вы прежде признали мерзкимъ.
Почему такъ? Потому что какъ аосудъ, чѣмъ снова напоенъ будетъ, то запахъ тотъ уже трудно изъ него выведется. Такъ и человѣкъ къ какимъ нравамъ въ молодости прiобыкнетъ, отъ тѣхътрудно уже отстать по самый конецъ своей жизни. Вотъ почему вамъ должно удалятся отъ дурныхъ сообществъ.
За гостинцы благодарю и по вашему назначенiю раздаю. За симъ желаю вамъ мира и спасенiя, пребываю жаждущимъ вашего благоденствiя – недостойный богомолецъ вашъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Лев.
P.S. И паки подтверждаю: что когда «съ избранными будешь знатся – избранъ будеши, а со строптивыми развратишися».
Ивану Никитичу письма ненаписалъ по недосугамъ; для васъ обѣхъ, впрочемъ, одно сiе письмо прилично.
[Въ дополненiе характеристики о покойномъ старцѣ отцѣ Леонидѣ считаемъ приличнымъ помѣстить слѣдующую переписку учениковъ его – другъ къ другу -, гдѣ такъ же видно влiянiе его на умы благочестивыхъ современниковъ[i].
[i] Примѣч. Сiя переписка излагается въ полнотѣ для показанiя всѣхъ обстоятельствъ побуждавшихъ такъ относиться о Старцѣ.