12. М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Милостивый Государь и благодѣтель
Фома
Nикитичъ
со всѣмъ Твоимъ благопріятнымъ семействомъ!

Усердно желаю здравствовать душевно и тѣлесно.

Пріятное Ваше писаніе пущенное съ почтою отъ 29го Октября и при ономъ 5 рублей ассигнаціями во всякой исправности получилъ, и содержанію по силѣ слабаго моего понятія внялъ; изъ оего вижу Ваше неограниченное усердіе и благорасположеніе къ моему ничтожеству. По моему ничтожному /пред/разсудку, кажется, я отнюдь незаслуживаю таковаго Вашего благорасположенія, ниже когда либо возмогу! Но по вѣрѣ Вашей, всемилостивый и великодаровитый Господь, да воздастъ Вамъ своею благодатію, и чрезъ недостойные усты получить благоназидательность души своей утѣшити радованіемъ неизрѣченнымъ! Вы изволите писать о правилѣ келейномъ, и что по случаю попался Вамъ забытое Матерью Nазаретою; и Вы возусердствовали оное выполнять; потомъ же вспомнили, что св. Отцевъ преданіе неповѣлели Вамъ ничего не предначинать безъ совѣту предъуспѣвшихъ Старцевъ; то Вы по своей слѣпоувѣренности и усердію за благо разсудили и мою худость предпочесть за мнимаго отъ таковыхъ! А потому и сознаетесь въ своихъ немощахъ, приключившихся Вамъ. То и да будетъ Вашей любве извѣстно, что правило святыми Отцами предположено монашествующимъ и прочимъ въ мірѣ безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продолжать желающимъ, единственно для того, дабы празднымъ не быть; о немъ явственно пишетъ преподобный Исаакъ Сиринъ въ 11 словѣ: «не отъ самѣхъ въ день онъ осудитъ насъ Богъ, ниже опраздности отъ молитвы, но за неоставленіемъ сихъ, входъ бываетъ бѣсовомъ. В[се]/не/гда, бо обрящутъ мѣсто, и внидутъ и затворитъ двѣри чертога, рѣкше очи умныя, тогда исполнятъ насъ мучительнѣ, и не чисто яже подъ божественнымъ отвѣтомъ содержатъ дѣлателей своихъ со отмщеніемъ зѣлнѣйшимъ. И бываемъ подручницы, оставленія ради малыхъ сихъ, яже Христа ради попеченія сподобляются, якоже писано есть, отъ премудрѣйшихъ: Яже неповинуяй Богу свою волю, повинется сопернику своему. Тѣмже сія яже малая тебѣ являющаяся, якоже стѣны такъ<?> вмѣнятся предъ плѣняющими насъ, и прочее… Nо Вы [опре] любезнѣйшій неудивляйтеся сему, что Вамъ попустилось лѣность и разслабленіе, но ещё благодарите Господа, что непопустилъ Вамъ самочиненіемъ себя управлять и высокомудрствовать; но единственно попустилось для того, дабы Ты позналъ немощь свою и ничтожество, и немудрствова[ть]/лъ/ бы! Яже не подобаетъ мудрствовати, но по апостол/ь/скому завѣщанію смиренными вести себя, и прочее… Однако когда свободное время позволитъ Вамъ, и за благое разсудитъ оное правильцо выполнять, то я сіе почитаю за полѣзное и душеназидательное; и согласно съ вышеозначеннымъ св. Исаака выписаніемъ, за св. послушаніе проходи, а когда по какимъ нибудь объстоятельствамъ, упустишъ, то тайною исповѣдью пополнишъ. Равнымъ образомъ должно Вамъ разумѣвать и о воздержаніи: всевозможно да потщимся противъ лѣности и сна, понуждатися и бодрствовати, призываяй помощь Божію, молитвы святыхъ Отецъ и духовныхъ старцевъ. Ипаки когда чемъ побѣждены будемъ — покаяніемъ, раскаяніемъ и самоукореніемъ да навершаемъ; ипаки по апостольскому совѣту съ терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ.

А что Вы прислали 5 рублей для по[в]/м/иновенія брата Спиридона, и малодушіемъ смущаетесь, что якобы Вамъ много за него давать Богу отвѣтъ, яко нанесши ему скорбь: то я Вамъ со дерзновеніемъ скажу, что поминать Вамъ за любовь ко ближнему полѣзно; а чтобы излишне о прошедшемъ событіи скорбѣть — непохвально и присчетно; поелику хотя и неоспоримо, что Вы ему къ скорби вину преподавали. Напомните точно съ намѣреніемъ благимъ — Вы всегда [содавали ему] сердцемъ сострадали объ немъ, и намѣревались всегда ему сод[а]/е/вати полѣзное; но сіе попустилось къ наказанію его, за неограниченную гордыню во изможденіе плоти, да духъ его спасется! А насчетъ Вашего сознанія во обмѣрѣ и обвѣсѣ; то какъ сіе противно заповѣди Господней, Вамъ самимъ сіе извѣстно[,]/!/ Какъ и Ваша совѣсть ясно обличаетъ и угрызаетъ, и всегда Вамъ напоминаетъ, что слѣдуетъ Вамъ начало положить, сего не творить, и довлѣетъ Вамъ. Богъ же міра и любви да вразумитъ и просвѣтитъ Тебя, да, умудришися во смиреніи, ипаче сихъ Господь премилостивый да поможетъ Тебѣ, и да сохранитъ и покрыетъ отъ всѣхъ десныхъ и шуихъ сѣтей и намѣтовъ вражіихъ, и да проститъ Тебѣ всѣ согрѣшеніи Твои.

Сократя, пребыть имѣю съ моимъ обычнысъ почтеніемъ и благорасположностію Вашъ недостойный богомолецъ, многогрѣшный Iеросхимонахъ Леонидъ, со всею единодушною братіею униженно кланяемся.

отъ 2 Декабря 1831 года.