80. М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Милостивый Государь и благодѣтель
Фома Никитичъ,

а равно благолюбивой сожительницѣ Вашей и всѣму Вашему благопріятному семейству!

Усердно желаю мира, здравія и спасенія. Чрезъ извѣстнаго Вамъ юношу Воронежскаго, писаніе Ваше ко мнѣ, худѣйшему всеисправно во свое время получилъ. Сей означенный Вамъ вручитель точно имѣетъ, бывши у насъ, ревность; но ревность хотя и благая, однако, Богъ вѣсть, въ каковый конецъ произыдетъ; потому что онъ очень предпріимчивъ, горячь и, кажется, неоснователенъ. Онъ вдругъ очень расположился остаться у насъ; ему также скоро все у насъ чрезмѣрно понравилось: но горе! что скоро же и усердіе погасло. И паки реку, что единъ Господь вѣсть въ какой конецъ его начало произыдетъ. Начало его обыкновенное: «много званыхъ, но мало избранныхъ» по слову Божію. Мы и до послѣдней минуты жизни сей должны трепетать искушеній, не малодушествуя противъ оныхъ, но смиренно умоляя Господа, да совершитъ начало нашего спасенія. Сей юноша пробылъ у насъ точію четыре дня; онъ отправился на Москву отъ насъ. Мы незнаемъ совершенно, гдѣ онъ нынѣ: Отецъ Пахомій Воронежскій [Его] /Елеос/вятопродавецъ засѣялъ въ немъ не такъ, кажется, благопотребное нѣчто.

Что же касается до намѣренія Евдокіи Михайловны, то по моему скудоумію почитаю ей полѣзнѣе воспитывать означеннаго младенца Бога ради, нежели странствовать. Итакъ съ моей стороны, по вѣрѣ ея, да будетъ ей благословеніе Божіе на сіе, чтобы воспитывать младенца, доколѣ Господь о немъ устроитъ. Во всякое время, аще Господь восхощетъ, можно передать кому; а нынѣ пусть Бога ради потрудится, странствіе чувственное оставитъ и преобыкаетъ къ странствію отъ страстей, и Господь да благопоспѣшитъ ей. Господь же премилостивый да вразумитъ и да просвѣтитъ воблагое, и да поможетъ Вамъ, и да сохранитъ и покрыетъ Васъ отъ всѣхъ навѣтовъ вражіихъ, — и да проститъ Вамъ вся согрѣшенія Ваша; и азъ, недостойный, посылаю Вамъ отеческое прощеніе и благословеніе и за молитвы Отецъ нашихъ досточудныхъ, миръ Божій да почіетъ на Васъ. Вашъ недостойный богомолецъ, многогрѣшный Iеросхимонахъ Леонидъ и со приверженною братіею.

О правилѣ, данномъ Вамъ, много не скорбите; потому что оныя намъ преданы, чтобы празднымъ не быть, и когда по разслабленію и лѣности невыполните, то покаяніемъ навершай.

1833 года. Скитъ.

 

 

Молитвою святыхъ Отецъ нашихъ, Господи Iисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

1. Милостивый Государь
Фома Никитичъ!

Всеусердно желаю много лѣтъ здравствовать и о одномъ сладчайшемъ Господѣ Іисусѣ радоваться, а наипаче укрѣпиться духомъ.

Писаніе Ваше я, худѣйшій, получилъ и содержаніе онаго по силѣ слабаго моего понятія внялъ, на которое сколько могу собрать силъ моихъ отвѣтствую; во первыхъ, Вы пишите, что по пріѣздѣ Вашемъ въ Кашенскую пустынь [пробыли] /прогостили/ тамъ полторы недѣли за отлучкою матери Назареты, а по прибытіи ея — трое сутокъ; и она Вамъ объяснила тамошнія искушеніи и смущеніи. Правда, что Маша, во время бытности своей у насъ, между своими искушеніями и признаніемъ довольно помѣстила и прочія, слышанныя Вами непріятныя событіи, но чтожъ будемъ дѣлать: гдѣ только въ нынѣшнія прибѣдственныя времена по обителямъ соблазностей и искушеній нѣтъ; а у насъ по истинну состоитъ, когда еще въ первенствующей церкви, даже во времена самыхъ св. Апостоловъ, столповъ церковныхъ, произникали Ереси. О семъ св. Апостолъ Павелъ пишетъ тако: «подобаетъ бо Ересямъ быти, да и смутни явятся»[1]. А какъ въ нашемъ произволеніи и тщаніи состоитъ, поелику писанъ есть: «ищущимъ Господа поспѣшествуется невидимо во благое!»[2] А что благонамѣренный старецъ Бѣлобережскій Варфоломей при прощаніи старицъ аллегорически об[ъ]личилъ и почувствовать тѣмъ преподалъ, сіе должно почитать за похвальное отъ богомудренныхъ. Что же касающееся до Вашей дочери Анны, то хотя она и жила сначала годъ у Матери Назареты, но по совѣту Старца Строителя Моисея — и я, непотребнѣйшій, тоже согласую съ тѣмъ, что у означенной старицы почитаю полѣзнѣе ей жить, нежели у Матери Назареты. А что Ваша дочь неимѣетъ, то что отъ того, что понудится на совершенное повиновеніе и отсѣченіе своей воли; а въ добавокъ видно, что и Мать Nазарета по плоцкой мягкости своей къ ней, отъ неискуства своего, подъ видомъ мнимаго утѣшенія, во истину влагаетъ ей самыя обладательныя выраженія о старицахъ: что, по ея высокомудрію, будто, онѣ не по Бозѣ живутъ; — и тѣмъ до крайности разстраиваетъ ея душевное назиданіе… О, плача[3] достойное Матери Nазареты положеніе и нечувствіе крайнее! Сама слѣпа въ своемъ положеніи, и другихъ[4] судить дерзаетъ, да еще повидимому превосходныхъ по всему ея святыни, и какъ чувствуется, старица оная справедливо Вамъ говорила, что Ваша Анна, какъ стала[5] часто ходить къ Матери Nазаретѣ, то стали плоды оказываться — прекословіемъ и любопреніемъ недуговать[6], — а гдѣ сіи тлетворные недуги вогнѣздятся, то тамъ и смущеніе и отчаянные помыслы, и, словомъ сказать, всѣ страсти волнуютъ и порабощаютъ; — и отъ таковаго то отчаяннаго помысла поражающаго ея охладѣвшее сердце и влекущаго въ міръ на совершенное разстройство! Вотъ наше съ Матерью Nазаретою каковое искуство и наставленіе къ юнымъ и новоначальнымъ дѣвамъ[7]. Изъ міру выманивать благоговѣйныхъ дѣвицъ, безъ всякаго расчета, оказалась искустною; а въ обители приведши, не столько къ подвигу обучить, сколько повредитъ. О семъ то самъ Спаситель во св. Евангеліи говоритъ (Матвѣя глав. 15. ст. 12): «слѣпецъ слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ».

И такъ Ваши чувства здравы: вмѣсто успѣха развращаетъ и охлаждаетъ, какъ даже явственно оказалось изъ послѣдствій дѣлъ. А что Мать Nазарета соглашаетъ Анну въ Сѣвскій монастырь, то я скудоумный на сіе не согласуюсь дабы ей туда перейтить, но пусть живетъ у старицы и ей повинуется и помыслы свои открываетъ. Къ Матери Nазаретѣ же, по винамъ объясненнымъ, ей ходить превредно, поелику мутнымъ напоѣніемъ напоя/е/тъ до утомленія. А какъ и Ваше сердце ощущало смущеніе, когда хотѣли ее къ Назаретѣ …., да и по отпѣтіи молебна всѣмъ благомыслящимъ старицамъ единодушно возвѣстилъ Господь въ дополненіе, и Мать Госпожа Игуменія утвердила[; и]/— и/ Васъ теперь прошу, возложа ея Аннину судьбу на покровительство Божіей Матери, пребывать [с]покойному и благодарить Бога, который силенъ и дочь твою сохранить, не токмо отъ той злонравной дѣвицы, но и отъ всѣхъ стезей вражіихъ, и даровать ей здравое понятіе въ истинномъ любомудріи; а равно и Твою любовь да вразумитъ и да прос/вѣ/титъ къ душеназидательнымъ стезямъ смиреннаго мудрованія и да поможетъ Тебѣ во всѣхъ Твоихъ стезяхъ, и да сохранитъ и покрыетъ отъ всѣхъ на[с]/в/ѣтовъ вражіихъ, и да проститъ Тебѣ и Марьѣ всѣ согрѣшенія Ваши[;] — и Молитвою св. Отецъ нашихъ міръ Божій да почіетъ на Васъ. Вашъ недостойный богомолецъ, многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ съ приверженною братіею кланяемся. — И Отецъ нашъ Антоній взаимно Вамъ кланяется.

Ваше письмо съ приложеніемъ здѣсь получили во время моей отлучки. Я, по великой просьбѣ ближнихъ благодѣтелей нашихъ, двѣ недѣли проѣздилъ, для умиротворенія единаго семейства, и, съ помощію Божіею, успѣлъ. Былъ въ Карачевѣ и въ Орлѣ, 15го Генваря возвратился и Отцу Антонію деньги вручилъ, которыя и записали для поминовенія Вашей матушки. Маріи Алексѣевнѣ мое почтеніе, и да ніиспошлется ей свыше Божіе благословеніе, а равно и Василью Николаевичу и прочимъ.

отъ 4го февраля 1833го года.

 

3, Христосъ Воскресе!

Милостивый Государь и Благодѣтель

Фома Никитичъ!

Усердно желаю Вамъ міра душевнаго, здравія, благополучія и спасенія.

Отъ залога спасительной вѣры и благорасположенія, духомъ любви Вами ко мнѣ, худѣйшему, писаніе, сіи благомудренныя вручительницы всецѣло сообщили. Содержаніе онаго по силѣ слабѣйшаго моего понятія внялъ. Гостинцы Ваши, пряники, съ усердіемъ принялъ, а что Вы часто очень оныя присылаете, то бранить Васъ за сіе не смѣю, [и] благодарить неумѣю, а предоставляю всѣ Ваши дѣла и благодѣянія всемогущему и великодаровитому Господу, и тотъ своимъ милосердіемъ и благостію да воз<рав>намѣритъ своимъ неизслѣдимымъ богатствомъ за всѣ Вамъ преизобильно! Слава премилостивому Господу, что хотя и попустилъ и наказую наказалъ любимѣйшую мою дочь Марію Яковлевну, но смерти (то есть грѣху не попустилъ) но невидимо, чрезъ откровеніе помысловъ уврачевалъ ея умъ и чув<с>тва, и по бури даровалъ тишину и спокойствіе духа. А сіе на пребудующее время послужитъ Вамъ обоимъ къ осторожности, и за терпѣніе неминуемаго мзда дается: и Господь ей да поможетъ во всѣмъ и да вразумитъ ее и да просвѣтитъ въ познаніе душеназидательности. —

О Аннѣ же Вашей я увѣренъ, что ежели только она будетъ слѣдить совѣту единой своей старицы, то тогда Господь ей даруетъ и откроетъ ипаче, паче болѣе, не токмо себя самую, но и многихъ вѣщей познавать и разумѣвать. А что она во второмъ письмѣ къ Вашей любви пишетъ, дабы я, худѣйшій, благословилъ чрезъ Васъ, ее побывать въ нашу обитель, то я все сіе предоставляю въ полную Вашу волю и благоразсмотреніе. Ежели Вы полагаете полѣзно, то ей отпишите, а я дѣвушкамъ къ себѣ приходить благословлять, отъ чрезмѣрной гордости духа не собираю. А кто придетъ не отсылаю, но по возможности силъ болтаю, и что слышалъ отъ старцевъ или прочиталъ въ св. писаніи, объясняю! Господь же премилостивый да умножитъ душевный міръ въ сердцахъ Вашихъ, и да управитъ Вашъ путь къ совершенному спасенію. Вашъ недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ со братіею кланяемся.

Братцу Вашему Nиколаю Nикитичу со всякимъ усердіемъ желаю и умоляю Господа, да освободитъ его отъ пьянственной страсти и да даруетъ ему трезвенную жизнь препровождать.

Благодареніе Господу, что Богъ премилосердый вложилъ въ сердцѣ Марьи Петровны докончить начатый бракъ, и избавитъ отъ печали невѣсту. Отъ моего благодѣтеля къ ней посылаю 55 рублей. Марьѣ Алексѣевнѣ мое почтеніе съ поклоненіемъ.

отъ 26го Апрѣля 1833го года.

 

8, М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Милостивый Государь и благодѣтель

Фома Никитичъ, равно же и всѣму Вашему благопріятному семейству!

Усердно желаю міра, здравія, благополучія и [д]/с/пасенія.

Писаніе Ваше ко мнѣ, худѣйшему, всеисправно во свое время получилъ, — содержаніе онаго по силѣ слабаго моего понятія внялъ; на каковое-то нынѣ, съ помощію Божіею, елико можно, начинаю отвѣтствовать. Вы изволите извѣстить о дѣвушкѣ Коняевой, — которой было много отсовѣтова[ю]/но/, въ разсужденіи ея молодости, въ церковь ходить /до времени/; а какъ Вы извѣщаете, что родитель ея уже преставился на вѣчную жизнь, и она уже достигла совершенныхъ лѣтъ, и намѣреніе ея не оскудѣваетъ, то премилосердый и великодаровитый Господь да благословитъ по благому ея намѣренію, и устроитъ ее къ совершенному спасенію.

И о старушкѣ твердо помню, и о развращенномъ духоборствомъ сына ея а втораго Михаила. Въ Iюлѣ мѣсяцѣ, бывше я въ Пѣстушинской обители, лично видѣл[ъ]/ся/ съ нимъ, и много увѣщѣвалъ его, и давалъ ему недостаточные совѣты. Онъ и самъ сознавалъ свое заблужденіе и прельщенгіе, и я просилъ усильно тамошняго духовника Васаріона, дабы они постарались, наблюдать его во опасности сущаго, но повидимому неусмотрѣли; погибель себѣ вѣчно, потому и поминать его отнюдь невозможно. А что Вамъ пишутъ изъ Пѣстуши, что его можно только поминать дважды въ годъ, то [пов] поминовеніи учинены о тѣхъ, кои безъизвѣстными смертьми похищены, иныя звѣрьми съѣдены, другіе въ морѣ потонули, другіе отъ разбойниковъ умерщвлены, другіе землею засыпаны, и прочими неизвѣстными смертьми (а не сами себѣ лишили жизни). А какъ надъ оными тѣлами по церковному чиноположенію погребеніе неучинено, отъ неизвѣстности — вотъ которыхъ два раза въ годъ поминать предположено по преданію св. Отецъ. Чтоже тамъ въ монастырѣ дѣлали надъ нимъ погребеніе, убѣгая отъ правительства дальнихъ притѣсненій, и монастырю порочности и прочее… Мнѣ хотя темно заочно судить, однако молодому человѣку своя воля душетлительна, и [въ] послѣдстві[и]/я/ ведетъ наиболѣе пагубныя. Вы возьмите въ примѣръ Михаила, /и/ въ монастырѣ погибшаго, своей волѣ и хотѣніемъ слѣдовавшаго и непослушавшаго нашего хотя слабаго совѣта. Поруча Васъ, и вс[ѣ]/е/ Ваше мірное семейство покровительству всемогущаго Господа, и Господь да вразумитъ Васъ и да просвѣтитъ во благо, и да поможетъ Вамъ, и да сохранитъ Васъ и покрыетъ Васъ отъ всѣхъ стезей вражіихъ, и да проститъ Вамъ всѣ согрѣшені[я]/и/ Ваши. И азъ, многогрѣшный, посылаю Вамъ отеческое прощеніе и благословеніе. Вашъ недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ, и соприверженною братіею униженно кланяемся.

По любви Вашей и милости гостинцы получили всеисправно; Господь да воздастъ и вознаградитъ Вамъ.

отъ 24 Iюня 1833 года.

 

 

64. М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Благолюбезнѣйшій о Бозѣ, по духу сынъ
Фома Никитичъ и Марія Яковлевна,

равно же и всѣму благопріятному семейству —

Усердно желаю мира, здравія, благосостоянія и спасенія.

Писаніе Ваше ко мнѣ, худѣйшему, получилъ и содержаніе онаго по силѣ слабаго моего понятія внялъ; на каковое то сими малѣйшими строками съ Божіею помощію и отвѣтствую Вамъ: Вы премного извиняетесь предъ моимъ непотребствомъ, а къ томуже и объясняете съ сознаніемъ своихъ немощей, — напримѣръ бани. Оныя потому показались мнѣ благопріятными, что я, ничтожный самъ часто ихъ употребляю. А что Вашей любви непріятность наносятъ своими письмами другъ противъ другой противоположными, то я, слабоумный, по своему разумѣнію, оправдываю Вашу дочь Анну и Мать Афанасію; а Мать Назарету не одобряю за ея дерзоссть, и что она лѣзитъ и не въ свое дѣло вмѣшивается. Вѣдь, кажется, ей въ прошломъ году, помнится мнѣ, ясно было отказано Вами и мною, дабы она неутруждалася бы болѣе, и неимѣла попеченія о Аннѣ Вашей[;]/./ Но пусть по ея приверженности и вѣрѣ относится той старицѣ, съ которою она жила, — да Вы вникните разсмотреніемъ на самое дѣло и увидѣте, что Анна, отшедши отъ Матери Назареты, стала гораздо мирнѣе. Сократя, пребываю навсегда Вашъ недостойный богомолецъ, многогрѣшный Iеросхимонахъ Левъ, со приверженною братіею; кланяемся.

отъ 26 Ноября 1833 года.

Извѣщаю любовь Вашу, что мы ожидаемъ извѣстнаго Вамъ благомудреннаго старца О. Макарія Площанскаго на жительство въ скитъ; Это дѣло долго вѣлось и когда совершится — значитъ по волѣ Божіей. Зная Вашу любовь нелицепріемну сущу, просимъ о означенномъ о Господѣ съ нами духовно порадоватися.

отъ [2]16 Ноября 1833 г.

Скитъ.

 

 



[1] 1 Кор. 11:19.

[2] Пс. 33:11.

[3] Вместо: О, плача — было: Оплата

[4] В рукописи: дригихъ

[5] В рукописи: стало

[6] недуговать вписано

[7] Было: дѣтямъ