62. къ Г-же N.         

 

            …Съ чувствомъ прискорбiя увидѣлъ я изъ письма почтеннаго М. Я. Извѣстiе о кончинѣ, по Волѣ Божiей, любезнаго вашего супруга. Знаю, что для васъ сiя разлука весьма горестна, и, судя по слабости нашего естества, нельзя не скорбѣть разставаясь навсегда съ самымъ близкимъ вашему сердцу, но гдѣ же искать утѣшенiе?.. – въСвятой Религiи!

            - Для невѣрующихъ – не имущихъ упокоенiя въ жизни вѣчной – точно неутѣшимо лишенiе ближнихъ. А мы, хотя и грѣшны, но имѣемъ упованiе: на милость Всещедраго и Человѣколюбиваго Бога Господа Iисуса Христа, искупившаго насъ безцѣнною Своею Кровiю и даровавшаго намъ по сей жизни Животъ Вѣчный…

            Святой Апостолъ такъ утѣшаетъ вѣрующихъ: «не хощу васъ, братiе не вѣдѣти о умершихъ – да не скорбите, яко же и прочiе неимущiи обѣтованiя упованiя. Аще бо вѣруемъ, яко Iисусъ умре и воскресе, тако и Богъ умершыя во Iисусѣ приведетъ съ Нимъ» (1 Солун. 4. 13). – Покойный супругъ вашъ былъ истинный христiанинъ сохранившiй Вѣру до конца жизни, и – съ оною отошелъ ко Господу, хотя и не сподобился видимо при кончинѣ Причастiя Святыхъ Таинъ. Еще болѣе васъ оскорбляетъ, что вы, не знаете сокровенныхъ судебъ Божiихъ… Но Онъ прiиметъ и желанiе его за самое дѣйствiе: ежели прочтите въ книгахъ Святыхъ Отцевъ – много найдете тому примѣровъ, - не смущайтесь этимъ и возверзити вы ваше упованiе на неизреченныя Щедроты и Милость Чловѣколюбвиваго Господа.

            По полученiи вашего извѣстiя и въ нашей обители поминовенiе начало совершаться: какъ въ монастырѣ на литургiяхъ, такхъ и въ Скиту при чтенiи Псалтиря. Жизнь вѣчную и сотворитъ ему Вѣчную память! А вамъ, съ сѣтующими вашими любезными дѣтками и ближними родными – пошлетъ Свое утѣшенiе Вѣрою и упованiемъ на Его енизреченное Милосердiе; съ каковымъ желанiемъ, а равно – мира, здравiя наслаждатися – остаюсь вашъ усердный богомолецъ Iер. Леонидъ.

 

68. (къ Г-мъ Лесниковымъ)[i]

            Духовная жизнь внутренняго человѣка, по сказанiю Святыхъ Отцевъ, раздѣляется на двѣ части: дѣятельную и умозрительную. Первая есть – сѣятва добродѣтелей на сердечную ниву исполненiемъ заповѣдей, вторая – радостная жатва: бракъ души, - очищенной отъ стрстей заповѣдями, - съ Женихомъ Христовымъ въ тайныхъ чертогахъ сердца совершаемый. Кто взойдетъ на бракъ сей не въ брачной одеждѣ, а – въ рубищахъ, то есть – кто несмысленно и дерзостно пожелаетъ, не совлекши съ себя рубище страстей, и не облекшись въ брачную одежду чистоты, войти въ брачный чертогъ внутреннюю клѣть сердца своего, гдѣ непрестаннымъ Богомыслiемъ совершается любовное бесѣдованiе человѣка съ Богомъ, - таковому, по словамъ Евангельскимъ, связываются руки и ноги, то есть: прекращается теченiе его по пути благочестiя, погибаютъ всѣ труды его, и ввергается «во тьму кромѣшную» то есть – въ невѣжество; которое горше всякаго невѣжества – раждающееся отъ гордыни, въ коемъ человѣкъ, не понимая самого себя, мечтаетъ что онъ всё знаетъ и будто служитъ примѣромъ добродѣтели. И нѣкоторые, ощитивши въ себѣ нѣкое желанiе къ добродѣтельной жизни, - о сей добродѣтельной жизни, яко страстные, страстно разсуждаютъ, то и полагаютъ вмѣсто основанiя своихъ подвиговъ самомнѣнiе и гордость, не могши, бѣдные, къ сожалѣнiю, распоздать лица ея, имѣя очи ума ослѣпленные страстями. Они прежде дѣятельной части стремятся ко второй, и такъ сказать – прямо изъ блудилища страстей безстыдно ищутъ прикасаться къ Честнейшему Владыкѣ!. Весьма рѣдкiе избираютъ тѣсный и прискорбный путь дѣланiя Заповедѣй, который заповѣдалъ нам Господь Iисусъ Христосъ. Потому то Онъ и изрекъ Святѣйшими Своими Устнами по окончанiи притчи о человѣкѣ, вшедшемъ на бракъ царева не въ брачной одеждѣ, что: «мнози суть звании мало же избранныхъ!» (Матѳ. 22. ст. 14).

            Возлюбленные о Христѣ братiя! Слыша таковые слова Спасителя, и отчасти видя исполненiе оныхъ, мы страха исполняемся и по вашему желанiю дерзаемъ сложить сiи худосложныя строки въ нѣкоторую вамъ предосторожнось потому что «врагъ нашъ дiаволъ, яко левъ рыкая ходитъ кого поглотити» (1 Петр. 5.8)- же только, для всѣхъ видимыми ясно, сѣтями распутства: пьянствомъ, блудомъ и прочимъ, но и для рѣдкихъ примѣтною прелестiю (сѣтiю) кали мнѣнiя или городости, кои часто скрываются подъ личиною смиренiя, какъ ядовитые змѣи подъ благоухающими цвѣтами.

            Такъ, - многiе изъ насъ читаютъ святое Евангелiе, но малые оное разумѣютъ какъ должно, потому что умственные ихъ уши неотворены для таковаго слышанiя, - какъ уже просящихъ у Бога вразумленiя при такомъ начинанiи. Почему Христосъ часто говоритъ: «имѣяй уши слышати да слышитъ» - желая симъ возбудить насъ от нерадѣнiя. – Мы же грѣшные, не умягчаемся и страданiями Господа Iисуса Христа, непоражаетъ насъ видимая ежечасная смерть какаго нибудь изъбратiй нашихъ, и – оттого то пренебрегаемъ спасенiемъ нашимъ№ а – когда и прiйдетъ маленькое желанiе спастись – принимаемся за оное опять не такъ какъ приказываетъ Святое Евангелiе, но какъ сами желаемъ, и потому исполняемъ не Волю Божiю, но свою, и дѣлаемся – рабами самомнѣнiя. Много въ нынѣшнемъ вѣкѣ видимъ подвижниковъ; много постниковъ, много такихъ, кои по цѣлымъ ночамъ простаиваютъ на молитвѣ; но, къ сожалѣнiю, очень мало смиренныхъ и кроткихъ, мало такихъ, которые бы украшались молчанiемъ устъ своихъ, а ни велерѣчiемъ, ко ибы угощали странниковъ, съ любовiю ходили за больными, насыщали голодныхъ, одѣвали нагихъ, посѣщали заключенныхъ въ темницахъ, … т. е. мало такихъ кои бы вниманiе своего спасенiя обращали но болѣе важные и необходимые добродѣтели… Нигдѣ прямо не сказано въ Св. Писанiи, что для спасенiя  души необходимо морить себя голодомъ, дѣлать многочиленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги; между тѣмъ Евангелiе говоритъ ясно, что именно за нелюбовь къ ближнему осудятся на Страшном Судѣ грышные, а праведныи за исполненiе оной будутъ оправданы. И когда волоша?? Сказалъ Спасителю: «учителю благiй, что благо со твою да имамъ животъ Вѣчный. – Онъ отвѣчалъ: аще ли хощеши вними въ Животъ соблюди Заповѣди» - Глагола Ему: «Кiя? – Iисусъ же рече: еже не убiеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидѣтельствуеши, чти Отца и Матерь и возлюбиши ближняго твоего яко самъ себе (Матѳ. 19. 16-19). М Св. Апостолъ разъясняя сiе говоритъ: «аще языки человѣческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко мѣдь звѣняща, или камень кимвалъ звещаяй. И аще имамъ пророчелъ ты, и вѣмъ тайны вся, и весь разумъ и аще имамъ всю вѣру яко и горы преставляти, любве же не имамъ, ничто же есмь. И аще раздамъ вся имѣнiя моя, и аще предамъ тѣло мое во еже сожещи его, любве же не имамъ – ни кая ми польза есть!» (1 Кор. 13. 1-13). И неоднократно повторялъ Господь Слова Свои сказанныя прежде юношѣ; такъ предъ Смертiю Своею говорилъ ученикамъ: «Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите», и: «имѣяй Заподвѣди Моя и соблюдаяй, той есть любяй Мя», и опять: «аще кто любитъ Мя слово Мое соблюдетъ» (Iоан. 14, 15.21.23.).

            Видите ли, возлюбленные, что соблюденiе заповедѣй рождаетъ любовь, и желающiй достигнуть оной не можетъ иначе, какъ сохраненiемъ Заповѣдей. Слѣдовательно: не имѣющiй любви – ничего не имѣетъ, или иначе сказать, - какъ любовь прiобрѣтается исполненiемъ заповѣдей, то, кто не исполняетъ Заповѣдей какъ слѣдуетъ, - награды не получитъ, какiе бы подвиги (мнимые) не имѣлъ! – И, еще яснѣе скажу, - не только обыкновенный мiрской человѣкъ, къ которому клонятся слова мои, никакой надежды ко спасенiю не имѣетъ когда онъ не исполняетъ какъ должно Заповѣдей Христовыхъ, т. е. когда смиренiе не полагаетъ въ основанiе своихъ подвиговъ и самочинно къ нимъ приступаетъ, но даже пророк и чудотворецъ, если не сохраняютъ всѣхъ Заповѣдей, отвергаются Христомъ Спасителемъ по сказанному: «мнози рекутъ Мнѣ въ онъ день: «Господи, господи, не въ Твое ли Имя пророчествовахомъ Твоимъ Именемъ бѣсы изгонихомъ, и Твоимъ Именемъ силы многи сотворихомъ?» - И тогда повѣмъ имъ: яко николи же знахъ васъ, отъидите отъ Мене дѣлающiе беззаконiе». Видите ли кто изгоняется за несохраненiе Заповѣдей?!! Но за принесенiе должнаго покаянiя – мытарь, блудница, разбойникъ сделались наслѣдниками блаженствъ нескончаемыхъ.

            Можетъ быть спроситъ здѣсь кто, отчего же многiе Святые Отцы дѣлали большiе подвиги, какъ напр. постились, безмолствовали, носили вериги: [послѣднѣе хотя и рѣдкiе]: отвѣчается всякому духовному возрасту прилична сообразная пища духоная – Святые Отцы, прежде, иполненiемъ заповѣдей очищались отъ страстей и когда очистились – сдѣлались такъ духовны, что иногда забывали аще въ тѣлѣ суть, или внѣ тѣла. – неощущая его потребностей какъ говорилъ Св. Макарiй Городскiй (Александрiйскiй): «вы еще плоть и требуете пищи, а я не требую нынѣ»: [Дост. сказ. о Под. С. Отцвев глава о Аввѣ Макарiѣ Городском статья 1-я]: ибо былъ онъ духовенъ и оправдывалъ на себѣ сказанное, ни о единомъ хлѣбѣ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ Глаголѣ Божiемъ изъ устръ Его исходящемъ, ибо Богъ, какъ Господь естества, содѣлываетъ человѣка, въ коемъ обитаетъ, превыше естества и нуждъ естественныхъ; коимъ напротивъ, мы плотеные, яко страстные и немощные, необходимо покараяемя. И каково было ихъ притомъ смиренномудрiя? Когда, и достигнувъ совершеннаго безстрастiя чрезъ непрерывное понужденiе себя къ добродѣтелямъ, - все еще почитали себя страстными? И, непреставая въ семъ подогрѣвать себя, - продолжали удручать тѣло свое подвигами. По сей то причинѣ и мужъ «въ себѣ Христа имѣвшiй» говорилъ: «умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да некакъ инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду» ( 1 Кор. гл. 9. стр. 27).

            Теперь видно кажется, почему Святые Отцы предпринимали великiя подвиги хотя так же въ иныхъ изъ нихъ излишнихъ подвиговъ непримѣтно[ii]. Сими словами никакъ не намѣрены мы сказать, что большiе посты, молитвы, колѣнопреклоненiя и прочiе подвиги, коимъ тѣло удручается, - во все ненужны, но желаемъ только склонить васъ къ благоразумной умѣренности въ нихъ, которую и Святые Отцы похваляютъ, - называя ее «Царскимъ Путемъ», и притомъ хотим обратить ваше главнѣйшее вниманiе на исполненiе животворящихъ и необходимѣйшихъ заповѣдей Iисусовыхъ.

            Любите, братiя, враговъ вашихъ, благословите клянущихъ васъ, добро творитѣ ненавидящимъ и гонящимъ васъ, побѣждайте благимъ злое (т. е. смиренiемъ; по заповѣди: «ударившему тебя въ обрати и другую; желающему взять свою ризу отда и срачицу». Лобзайте милосердiе, ибо Господь сказалъ: аминь глаголю вамъ: «понеже сотвористе единоу сихъ братiй меньшихъ – Мнѣ сотвористе» (Матѳ. 25.40). Когда с кѣмъ хочешь подружится и ему ввѣриться – узнай напередъ: любитель ли онъ Заповѣдей Господнихъ? – На сiе Спаситель говоритъ: «от плодъ ихъ познаете ихъ», ибо отъ тернiя, то есть: порочнаго человѣка, насобираютъ виноградныхъ лозъ, - то есть: заповѣдей цѣломудрiя и чистоты души, и отъ репейника (т. е. горделиваго и прелестнаго, (самочиннаго) насобираютъ смоквъ: - Заповѣдей смиренiя.

А какъ за исполненiемъ Заповѣдей, а иногда прежде, иные увлекаются осужденiемъ ближняго, то въ предостереженiе надо вспоминать совѣтъ евангельскiй вынуть прежде бревно изъ собственнаго глаза – то есть: изъ своего ума гордость, отъ коей происходитъ нужденiе другихъ, - и тогда, изучившись отъ своей немощи, возможнемъ вынуть (искусно) сучецъ изъ ока ближняго – то есть: случайное его поползновенiе, и – большею частiю въ то время когда насъ попросятъ о томъ, а если, не просимый, судилъ ты сучецъ въ глазъ братнемъ – знай извѣстно, что твой глазъ заваленъ бревномъ гордыни.

            Поминайте сказанное: отпущающимъ ближнимъ ихъ согрѣшенiя отпускаетъ и имъ Богъ собственные ихъ грѣхи. – «Просите и счастiя вамъ, ищите и обрящете; толщцыте и отверзется вамъ». Въ молитвахъ не просите наслажденiя благами мiра сего, но «царствiя Божiя» и «остальное (т. е. нужное и потребное) все приложится вамъ». Возлюбите искушенiя, ибо – блаженны, поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Любвзейте терпѣнiе; потому что не взявшiе Креста своего, то есть: терпѣнiе и благодаренiе за всё случающееся, - не могутъ быть учениками Iисусовыми. Когда нарушишь заповѣдь Божiю, возопiй мытаревымъ гласомъ: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному, а когда исполнишь оную, скажи себѣ: я рабъ неключимый и сотворилъ только повелѣнное. Милосердый же Господь, милуя нашу немощь, успокоитъ насъ въ своемъ Царствiи, когда будемъ нудится ко благу, и оправдаетъ на страшномъ будищѣ; гдѣ, по сказанному въ Евангелiи: «первые [то есть желающiе въ семъ мирѣ первенствовать] – будутъ послѣдними, а послѣднiе: [угичиэеггые и смиренные духомъ] – первыми…

 



[i] Просившимъ у него рукописнаго наставленiя для руководства по прiѣздѣ домой.

[ii] См. въ Дост. Сказ. о подв. Св. Отцевъ главу о Аввѣ Гимлянинѣ. Прим.