30.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Милостивая Государыня и Предостопочтеннiшая благодѣтельница Е. Т. совсѣмъ вашимъ благопрiятнымъ семействомъ – всусердно вамъ жѣлаемъ превожделѣннаго здравiя и о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися!

Во первыхъ честь имѣемъ васъ поздравитъ съ наступающею страстною Седмицею,  - о! дабы вамъ – и намъ – Премилосердый Господь даровалъ оную препроводитъ въ достодолжномъ благоговѣнiи и пощенiи, возъусердвуе къ прiуготовленiю къ Св. Тайнамъ Исповѣди и Св. Причащенiя Тѣла и Крове Господа нашего Iисуса Христа.

…Со извѣстнымъ вашей любве послушникомъ и нашимъ собратомъ о. Израилемъ благотворенiе ваше исправно получили и благодаримъ вашу честногсть за продолженiе вашего усердiя и благорасположенiя, нетокмо къ достохвальному и приснопамятному блаженной памяти старцу Батюшкѣ отцу Ѳеодору, но – и къ намъ по всему непотребнымъ. Всемилостивый же и Великодаровитый Господь, видя ваше благое произволенiе и благоговѣнiе хотя къ намъ и недостойнымъ, - но, всячески, по тепло вѣрѣ вашей, вознаградитъ вашему Благоумiю за все вами оказываемыя и изливаемыя благотворенiя и милости – не токмо въ Будущемъ вѣцѣ но и въ настоящемъ воздастъ со сторичнымъ усугубленiемъ*, поелику писано есть: аще кто пророка во имя пророче прiиметъ мзду пророчу прiиметъ; и такъ же: «прiемляй праведника во имя праведниче мзду праведничу прiиметъ», и прочая…

Но хощу вамъ, предостопочтеннѣйшая Е. Т., въ надеждѣ вашего благорасположенiя, напомянуть, яко – жаждущей и произволяющей продолжать добродѣтеля, - поелику въ Премудрости писано: «дождь премудрому вину и премудршiй будетъ», - такъ да будетъ вамъ вственно: дабы возможно вамъ свое благое намѣренiе выполнять и продолжать, то должно умѣренности держаться, то есть давать милостыню съ осторожностiю дабы неподать какаго зазора прелюбезному супругу вашему и чтобъ Попущенiемъ Божiимъ – а противнаго и всеобщаго врага дiавола дѣйствiемъ – не воспятилъ вамъ сей послѣднiй отъ сего душеназидательнаго дѣланiя, - вы меня извините, что я такъ дерзновенно и откровенно вамъ пишу – какъ къ совершенно знакомой, - хотя одинъ разъ васъ видѣвшiй, то есть когда вы съ Гаврилою братомъ приходили для посѣщенiя больнаго Батюшки о. Ѳеодора и наслаждались его душеполезными поученiями. Я, точно, самъ увѣренъ, что сiю добродѣтель трудно ограничить; а равно – и жестокосердiе, ей противоположное, однако разсужденiе при всемъ необходимо… Почемувасъ просимъ и молимъ, предостопочтеннѣйшая – повсечасно молите Премилосердаго Господа дабы Онъ Своею Неизреченною и Всемогущею Помощiю даровалъ вамъ разсужденiе; и 1-е какъ обходится и сообращатися съ своимъ почтеннѣйшимъ супругомъ, не нарушая по возможности своей совѣсти во лжи, а равно и въ прочемъ; поелику хотя ложь для покрытiяс своей добродѣтели и допускается совершеннымъ, но однако всякому православному христiанину должно блюстися лжи яко отъ яда смертоносна поелику лжи изобрѣтатель дiаволъ.

И отъ многаго малое напомянувше вашей любви въ предостереженiе васъ, препоручаю вашу участь въ Промыслъ Всемогущаго Создателя и Искупителя нашего Iисуса Христа, дабы вразумилъ и просвѣтилъ вашъ умъ къ познанiю истины и усовершилъ бы ваше благое теченiе въ благопотребный и душеспасительный конецъ, - пребываемъ ваши покорные слуги и недостойные богомольцы, многогрѣшные и самопослѣднiе – Iеросх. Антiохъ и Леонидъ съ единомудренною братiею; униженно заочно кланяемся.

 



* Прим. въ подтвержденiе словъ Старца надо читателю сообщить, что и до сихъ поръ семейство ея находится на ваысшей пточки богатства города С. П., хотя послѣ сего письма протекло 30 лѣтъ.