61. къ Г-ну N.                                                                                                         XI.

 

            Писанiе ваше, отъ 28 ч. февраля пущенное, я имѣлъ честь получить, чрез монаха нашего о. А., марта 29 ч., по прибытiи его въ пустынь. Вы изъясняете свои скорби, наветами и клеветскими неблагопрiяттвующихъ вамъ поносимые, и просите моего совѣта: какъ вамъ поступать? И чѣмъ оградить и подкрѣпить себя, противъ злодѣйскаго ихъ мщенiя?

            Зная свою скудость въ разумѣ, я паче въ дѣлѣ, долженъ бы молчанiем прейти выше во прошенiе, но, видя ваше смущенiе и, по Бозѣ вѣру къ моей худости, а, также, и сознанiя сознанiе ваше въ долгѣ Христiанскихъ обязанностей – вынужденъ изъ состраданi къ вамъ, забывъ свое недостоинство, и призвавъ въ помощь Премилосердаго Господа – дарующаго и безсловеснымъ гласъ слова въ пользу разумнаго Своего созданiя – и дерзаю простреть къ вамъ скудоумную мою бесѣду нехитросплетенными словами ристорскаго слога, но отъ искренняго желанiя вамъ укрѣпленiя и утѣшенiя въ скорби…

            - Я увѣренъ, что вы воспитаны въ нѣдрахъ святой нашей Матери Церкви Православнымъ Христiанскимъ ученiемъ, и – какъ вижу, изъ письма вашего – страшитесь дабы не дать отвѣтъ на Страшномъ Судѣ Христовомъ!... О, если бы сей страхъ руководилъ насъ во всѣхъ нашихъ дѣлахъ, то не было бы столько причиняемо другъ отъ друга скорбей и притесненiй. Святая Вѣра учитъ насъ, что и власъ главы нашей не погибнетъ безъ воли Божiей; и – птица не падетъ безъ Оной. Сiе основанiе и вамъ возможно положить на сердцѣ своемъ, равно и это что ни случается со мною – всё Божiимъ попущенiемъ ываетъ или за грѣхи въ наказанiе: [когда вы оными въ чемъ виновны яко человѣкъ], или – ради искуса – вѣры моей; и, нконецъ – для того дабы скорбели непопустить насъ до какихъ либо преступленiй; кои часто мы дѣлаемъ, - упоенные благоденствiемъ, и невходимъ въ совѣсть свою для разсмотренiя ея, и наказующiе и востающiе на васъ, суть ничто иное какъ орудiя, коими Богъ дѣйствуетъ.

            Сему твердо вѣруйте и съ покорностiю духа покаряйтесь, - и паче, когда при всѣхъ вашихъ усилиiяхъ же можете отвратить посланнаго Бича, но, неукрѣпившись, Вѣрою, смущаетесь и духомъ упадаете.

            Видно, что, еще, любитъ васъ Господь, ибо не хощетъ дабы вы шли пространнымъ путемъ; куда сей отводитъ – довольно извѣстно, но желаетъ вести путемъ теснымъ и прискобнымъведущимъ въ Живот Вѣчный. Мнѣ неизвѣстны, ваши дѣла и жизнь, но кто предъ Богомъ не грѣшенъ? Вы и зовите въ свою совѣть, помяните грѣхи свои и прiимите за оные посланные вамъ скорби; считайте себя сего достойнымъ, приносите Богу благодаренiе, и – увидите сами что эти самые скорби будутъ для васъ идобоносимы, и – совсѣмъ вскорѣ освободитесь отъ нихъ.

            Напротивъ же, когда будете обвинять ни себя а другихъ: [хотя бы въ таковыхъ случаяхъ вы были и невиновны; но – Правда Божiя дѣйствуетъ за другiя]: и будете на Бога роптать и непостижимый Промыслъ Его, то скорбь ваша болѣе увеличится, и нескоро и освободится можно.

            Вы болѣзнуетѣ, что, чрезъ злословiе и ябеды, сдѣлались вы ввиду старшихъ, равныхъ и ближнихъ своихъ дурнымъ человѣкомъ; - это явный знакъ самолюбiя. Ежели вы невинны, то совѣсть ваша должна васъ утѣшать по слову Спаситель нашего: «блаженны есте, егда поносятъ вамъ и изреснуть и рекутъ всехъ золъ глаголъ на вы лжуще. Меня ради, - радуйтеся и всеселитеся, яко мзда ваша многа на небѣсѣхъ (Матѳ. 5. 10-12.)

            А какъ послупать съ враждующими противъ васъ? – Спасительныя и животворящiя заповѣди Христовы повѣлѣваютъ: «любите враги ваши, благославите кленущiя вы, добро творите нанавядящим васъ, и молитесь за творящиъ вамъ напасть и изгоняющiя вы» (тотже стихъ 44); и: «всяку радость имѣйте, братiе мои, егда во искушенiе впадаете различны: вѣдяще яко искушенiе вашея вѣры содѣловаетъ терпѣнiе: терпенiе, же – дѣло совершенно да имать» (Iаковле 1. 2-4); и паки: «скорбь терпѣнiе содѣловаетъ, терпенiе же – искусство, искусство же – упованiе, упованiе же – не посрамитъ» (Римл. 5. 3-5).

            Въ удостовѣренiе того, что скорби посылаетъ намъ Богъ отъ любви своей святый апостолъ пишетъ: «его же бо любит Господь – наказуетъ: бiетъ же всякаго сына, его же прiемлетъ. Аще на казанiе терпите, якоже сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ: который бо есть сын, его же не наказуетъ отецъ. Аще же безъ наказанiя есте, ему же причалтницы быша вси, убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 6-9). Видите, что еще должно опасатся тому, кто живетъ въ благоденствiи и не имѣетъ никакихъ скорей.

            Итакъ утѣшайтесь тѣмъ, что Богъ любя васъ посѣтилъ… Но Онъ силенъ и избавить – когда мѣра Правосоудiя Его исполнится…

            Св. Апостолъ утѣшаетъ насъ: «всяку радость имѣйте»… (Iаковле 1.2), - конечно мiръ и чувственность скорби сiи дѣлаетъ вамъ чувствительными… но я уже сказалъ вамъ, что съ пространнаго пути не выгоденъ вход; отъ сего-то пути васъ Богъ и отвлекаетъ.

            Представляется вамъ, что чрезъ лишенiе чего нибудь – супруга и дѣти и ваши должны претерпѣвать недостатокъ, но они любя васъ, могутъ раздѣлить съ вами скорбь вашу и служить вамъ утѣшенiемъ. Ежели не будутъ они богаты, то вспомните для полученiя благъ вѣчныхъ бѣдность удобнѣе нежели богатство, и большая часть людей находится въ умѣренномъ, или бѣдном состоянiи, чѣмъ въ богатомъ. А это все творитъ Премудрый Промыслитель: неужели бы не могъ Онъ всѣхъ обогатить? Но какая изъ сего была бы польза? – Онъ смиряетъ и возвышаетъ, убожитъ и богатость и Воли Его кто противмится можетъ?

            Я думаю тамъ вы у себя можете у кого-нибудь сыскать книги сочиненiя Св. Димитрiя Рытовскаго: въ 1-й ихъ части есть небольшое его сочиненiе: «Аппологiя» въ утѣшенiе скорбящихъ», - которую извольте прочесть. Надѣюсь, что оная подастъ вамъ помощь ко облегченiю тяготящей сердце ваше печали и къ уповенiю на Бога.

Прiимите сiи скудоумные совѣты, излѣйте бальзамъ вѣры и надѣжды на скудное сердце ваше, предайте себя въ Волю Создателя нашего, и – Онъ пошлетъ вамъ утѣшенiе, - а паче въ наступающiй праздникъ Свѣтлаго Христова воскресенiя; прежде котораго вспоминая Великую Седьмицу Страстей Его – насъ ради воспрiятыхъ – увидите недостоинство нашихъ скорбей противъ Его невинно подъятыхъ нашего ради спасенiя; и воздавайте Ему благодаренiе. Итакъ, встречая праздникъ славного Кго Воскресенiя, жѣлаю вамъ съ семействомъ духовно торжествовать его съ сердечною радостiю и спокойствiемъ.

Испрашивая на васъ и на семейство ваше Миръ и Благословенiе Божiе, - съ почтенiем моимъ остаюсь.

Вашъ усердный Богомолецъ многогрѣшный I. Леонидъ.