Писанное Московскому купцу Набѣлкину 1838 года 18 Генваря

М. С. О. Н. Г. Ι. Х. Б. н. п. н.

Милостивый Государь

Почтеннѣйшій Ѳеодоръ Ѳеодоровичь!

Во время Вашего богоугоднаго путешествія по Св: Обителямъ любезнаго нашего Отечества, посѣтили и нашу обитель, а по возвращеніи въ Москву, удостоили меня убогаго Вашимъ почтеннымъ писаніемъ отъ 15. Октября 1837. года писанное. На которое имѣя долгъ Вамъ отвѣтствовать, до сихъ поръ сего не исполнилъ, какъ по немощи силъ моихъ, такъ и по другимъ многимъ причинамъ, въ чемъ смиренно прошу, и уповаю получить великодушное Ваше снисхожденіе и прощеніе. –

Представленныя Вами, въ особой записочкѣ двѣ задачи: 1я что людей, оставившихъ міръ, для спасенія своего убѣгшихъ въ пустыни, міръ сыскалъ и умолилъ ихъ принять злато, для употребленія во спасеніе; и 2я что древнie Св: Отцы искали истиннаго богатства, и прославляли святость свою нищетою, но нынѣ имъ приносятъ великіе сокровища, и думаютъ этимъ угодить имъ, а они упросятъ и Бога; неужели Святые, бѣгавшіе сокровищъ, содѣлались посмерти сребролюбивыми? Не смѣю надѣяться на свой разумъ, чтобъ Вамъ, въ точности, справедливо рѣшить ciи Ваши недоумѣнія, но призвавъ въ помощь Господа, явить о семъ мнѣ понятіе, понуждаюсь войти въ разсужденіе, хотя бы и не наше дѣло было выдавать судъ о таковыхъ дѣлахъ. – 1е) По званію Божію, изъ удалившихся мipa древнія времена, нѣкоторые, при помощи Божіей, подвигами со смиренномудріемъ и остротою житія, умертвивъ свои тѣлеса, не потребовали богатствъ мipa сего; но слава, прошедшая о ихъ добродѣтеляхъ, привлекла къ нимъ многихъ, желающихъ получить спасеніе, которые не могли понести жестокости ихъ житія, требовали болѣе или менѣе немощамъ своимъ снисхожденія, хотя по временамъ и проявлялись между ними мужи высокихъ добро­дѣтелей для руководства прочими, и по Божію откровенію составлялись братства, устроивались постепенно Обители, Киновіи, Монастыри и Лавры, на созиданіе коихъ посылаеми были имъ отъ Бога, чрезъ царей и вельможъ, сокровища мipa сего, которыя они, если и принимали, то по многомъ отрицаніи, и не иначе, какъ испрося и на cie воли Божіей, чрезъ внутреннее или явное откровеніе, хотя и скорбя объ оставленіи своемъ безмолвія; но усматривая спасеніе ближнихъ въ Обителяхъ сихъ быть имѣющее, и въ позднѣйшія времена, пред­почитали своей пользѣ спасеніе многихъ душъ. Нахо­дившаяся въ Обителяхъ братія, простирающаяся иногда до тысячи, и болѣе и менѣе, требовали также содержанія; хотя и отъ труда рукъ своихъ многіe имѣли пропитаніе, но не отметали усердія приносящихъ отъ праведныхъ своихъ стяжаній; употребляя ихъ на монастырскія нужды: строеніе, на принятіе странныхъ, во многомъ количествѣ посѣщавшихъ Обители, и принимавшихъ пользу своимъ душамъ. Вотъ кажется причина, побудившая древнихъ Отцевъ принимать сокровища мipa сего: – причина спасенія душъ; ибо не всѣ могли быть совершенными какъ они, и паки: усердіе приносящихъ ciи дары, служило на спасеніе многимъ. Они же сокровища сіи принимали безстрастно, а потому – себѣ безъ вреда, а употребленіе оныхъ для общей пользы поручали также людямъ испытаннымъ въ добродѣтели, прочимъ же ни малаго о семъ не было попеченія: есть ли что, или нѣтъ, «имуще пищу и одѣяніе сими довольны были»[1]. Сему многіе есть примѣры въ житіяхъ Св: Отцевъ Палестинскихъ и Россійскихъ, и свидѣтельствуютъ, уцѣлѣвшія отъ разорѣнія времени и варварства, древніе монастыри Св: Горы Афонской и наши Россійскіе, что оные созидаемы были не малымъ иждивеніемъ отъ усердія благочестивыхъ людей присланнымъ, и Св: Отцами не отринутымъ. – 2е Прославленнымъ нищетою и святостію жизни, Св: Отцамъ приносятъ нынѣ сокровища, не потому, что будто сдѣлались они по смерти сребролюбцы; но Господь обѣщалъ прославившихъ Его прославить, почему народъ, движимый вѣрою и усердіемъ, притекаетъ для поклоненія святымъ ихъ мощамъ, получаетъ, ихъ ходатайствомъ и заступленіемъ, изцѣленіе своихъ недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ; приходятъ въ чувство, раскаяваются і исправляютъ жизнь свою. Здѣсь также славится Богъ во святыхъ Своихъ. Люди отъ благодарнаго сердца, приносятъ имъ, кто много, кто мало, кто двѣ лепты, а тѣмъ себя успокоиваютъ, исполняютъ свой обѣтъ; но Святые сего не требуютъ, кольми паче Богъ; а усердіе пріемлютъ, какъ жертву чистѣйшую сердецъ ихъ. Во славу Божію созидаются храмы и украшаются благолѣпіемъ, сооружаются и раки Святымъ и ризы; остальное же служить для содержанія живущихъ и служащихъ въ Обителяхъ оныхъ братій, хотящихъ спастися, и для пропитанія странныхъ. А въ нѣкоторыя времена, сокровища Обителей отдаваемы были Отечеству, на содержаніе рати. Приношенія же таковыя никогда не были принужденны, но добровольныя, не дѣлающія вреда и убытка приносящимъ, но паче еще доставляющія имъ удовольствія ирадость и Божіе благословеніе; почему и служатъ имъ къ спасенію; что Вы и на себѣ испытали – душевную радость, по окончаніи храма на Валаамѣ; слѣдовательно Богу, и Угодникамъ Его приношенія не противны. Кто же не имѣетъ расположенія и произволенія къ благотворенію, можетъ быть его и соблазняетъ cie. Св: Iоаннъ Златоустъ, къ приносящимъ ему жалобу на нищихъ, употребляющихъ даже непозволительныя средства, изуродованіе и проч. къ испрошенію мило­стыни, (и тѣмъ прикрывающихъ свое немилосердіе) пишетъ; что причиною сему ихъ неблаготвореніе, къ которому бѣдные, желая приклонить сердца ихъ, прибѣгаютъ къ таковымъ средствамъ. Великій Учитель Церкви побуждаетъ къ сему способу, какъ могущему удобно спасать ихъ души, вѣрно зная, сколько преклоняется Богъ къ молитвамъ милостивыхъ, и что жестокосердіе пагубнѣе соблазновъ. Ежели же представляется взорамъ Вашимъ, въ чемъ нибудь, неправое употребленіе сихъ приношеній, то это происходить част­но и рѣдко, оттого, что люди имѣютъ немощи, и по онымъ уклоняются отъ праваго пути.

Изъяснивъ Вамъ мое скудоумное мнѣніе, на Ваше недоумѣніе, оставляю на Ваше разсужденіе, или кого могуща болѣе, лучше и яснѣе Вамъ представить о сихъ предметахъ; а ежели я погрѣшилъ въ моемъ разсужденіи яко человѣкъ, то прошу меня великодушно простить, по Заповѣди. Многогрѣшный Ιеросхимонахъ Левъ.

 



[1] Тим. 6:8.