Христос воскресе!

духовная дочь Александра Ѳеодоровна, здравствуй о Господе, и благодушествуй во всѣмъ находящихъ приключенiяхъ;

жалость достойное ваше увѣдомлѣнiе что матушка наша Назарета нездорова, и мы хотя многогрѣшни и недостойни но должны молить и просить премилосердаго Господа, о ея здравiи и благодѣнствiи… Но только и то мы должны помнить, что Святой Апостолъ Iак.: пишетъ молитвыа правѣднаго спомоществуетъ, но когдажъ правѣднаго или Святаго спомоществуетъ во благое, и слѣдовательно и просящему, должно молитися повозможности сил; и уже тогда то, правѣдника спомоществуетъ во благое; но я хотя и молюсь, но всѣмъ извѣстно, что я грѣшникъ, а неправѣдникъ, какъ она матушка Назарѣта и сама отъ части могла замѣтить мои скаредныя и неблагопристойныя поступки… приличности ея Святыни, и коихъ хотя самую малѣйшую часть понужусь на сей хартiи объяснить всемъ намъ, а имѣнно, 1-е отца Пахомiя ябаловалъ въ дороги ехавши въ Кiевъ, и самъ съ нимъ баловался и виномъ простымъ упивался… 2-е во время ея бытности въ нашей Святой обители и въ моей келлiи когда она сидѣла, и я отъ Страстнейшихъ Страстнейшiй ея обычнаго тишину нарушалъ различными видами и распоряженiями во время питиiя чаю братiи. А особливо единою приказалъ, когда прiидетъ Деомидъ то бы его вытолкали въ шею, что было и ученено, и Ея Скромность на сiе до избытка соблазнилась и кому слѣдовало необъямнилась! 3-е когда я былъ еще изъ Кiева проездомъ, согласовалъ и спомоществовалъ о. Пахомiю, составить смѣшную выдумку, объявить простогу и бѣзволiе о. Макарiя; представить, ея, Анну, въ место Жени Пахотичков, и было смѣху значительно… 4-е на послѣдокъ у вашей келлiи жестоко востяговалъ ея преподобство! И указалъ съ грубостiю и невѣжествомъ ея сколько мнѣ хотѣлось за оставленiя Матрены и за поступки ея противу Анны.* Но хотя я и просилъ у ея Святыни прощенiя, а равно и она у мѣня; и по видимому простились; но какъ мы съ нею, мало когда травлялось таковых сухариковъ употреблятетъ; кои показались довольно невкусны, и несовмѣстны, а к тому жъ отъ презорства прежнихъ замѣчанiй змiеночикъ скрывавшейся въ ея недрахъ въ нутрии, улуча таковой жестокой случай и возмужавши оный скрытой змiй, и зачалъ ея безлобивому уму и ожесточенному сердцѣ, во оправданiе свой невинности таковаго жестокаго поступка, напоминать всѣ неподобныя дѣянiи и прозносы… И сколько болея воспоминала. А себе умствѣнно оправдывала, а сердцѣ свое и паче паче ожесточала, и теперь повидамъ о ея устроенiи разсудительны и полагаютъ о исцелѣнiи ея требуется особѣнной Божiей помощи, да и я сквернейшiй съ сим Согласую, 1-е что она имѣвши ко мнѣ некоторою[1] вѣру и благорасположенiи… но теперь въ таковомъ ея устроенiи трудно ей почувствоать к кому и таковую вѣру «А к тому жъ къ несчастiю ея презоривый бѣсъ, довльно полакомился и поторжествовалъ въ ея таковомъ долговременномъ смущенiи да еще и въ каковые святыя дни; и словомъ сказать, что по моему младоумному разсудку она теперь пришла въ тковой тупикъ что уже почти некуды шагу ступитьЮ но хотя сiи страхи и съ плачемъ и сокрушеннымъ сердцѣмъ пишу, но едва ли что сим малозначущимъ начертанiемъ помогу ея обоюдной болѣзни… посовѣтуйте ей совниманiемъ прочитать главу 31-ю Святаго Сiмеона Новаго Богослова которою полагаю, приличною къ ея таперешнему злостраданiю. Да позвольте мнѣ вамъ всѣмъ вообще яко близкимъ къ таковому презоривому недугу на помянуть Святаго Iоанна Лѣствичника отъ 4-й степени, о разбойникѣ о коемъ пишемъ Святой Iоаннъ Лествичник и упоминаетъ оное со удивленiемъ повѣдаетъ. Онъ же грѣхъ свой прямо возненавидевъ, и прездревъ всякой стоитъ, несумненно на то согласился. Аще хощечтъ и, отъ вѣтствовалъ онъ настоятѣлю, то и посредѣ всего града Александрiи учинити сiе не постыжуся. Таже собираетъ оный пастырь во храмъ всѣ свои овцы, числомъ триста тридцать, и приетъ правленiя божественныя лiтургiи (ибо день тогда былъ воскресный( по прочтенiи Евангелiя, вводитъ наконецъ непорочнаго онаго осужеденника, отъ некiихъ из братiй влекоемы умѣренными ударами наказуема, руцѣ имуща связаны, во власѣницу облечена, и пепломъ главу свою посыпавша, такъ что отъ однаго на него воззрѣнiя всѣ придержащIе значило. Потомъ егда онъ близ дверей цековныхъ прIиде, то священная онае и человѣколюбивая глава велiимъ гласомъ къ нему восклицаетъ: стана, недостоинъ бо ты сюда внити. Пораженъ убо будѣшь онымъ, из свѣтилища дошедшымъ до него, пастыревымъ гласомъ, (ибо онъ думалъ, яко же послѣ насъ удостовѣрялъ съ клятвою, что тогда негласъ человѣческiй, но гласъ грома слышалъ), поде себiе на лице свое трепетенъ; лежа убо на земли орошалъ оную слезами. Тогда паки отъ чуднаго онаго врача оспасенiе его всѣми мѣрами старающася, и всѣмъ лдямъ образъ спасенiя и прямаго смиренiя подающаго, понуждаемъ былъ изрѣщи порознь предъ всѣми вся имъ соделанная. А коковъ былъ оный Святынею мира словесныхъ овецъ блюститель, таковаго Пресвятой Господь послалъ ему строителя въ ту обитель. Ибо строитель человѣкъ былъ трезвый пред протчими, кротокъ столько, что такихъ людей мало. На сего великiй оный старецъ, въ пользу другимъ, притворнымъ образомъ разгневавшись во храмѣ, приказалъ его вонъ выслать прямо до времени. Но я зная, что онъ невиненъ въ томъ порокѣ, въ коемъ отъ пастыря, былъ обличаемъ, наединѣ упрашивалъ онаго настоятеля об немъ. Но премудрый сей начальникъ сказалъ мнѣ: и я сiе вѣдаю, отче, что онъ невинен: но какъ беззаконно и сомалѣнiя достойно вырвать хлѣбъ из устъ мячущаго отрока: равнымъ образомъ какъ себѣ самому, такъ и подвижнику вредитъ тотъ душевный приставникъ, который никогда не предлагаетъ ему случая получить вѣнцы, каковыя по его примѣчанiю онъ заслужить можетъ, либо чрезъ понесенiе обидъ, или безчестнiю, или уничтоженiя, либо посмеянiи. Первый вредъ есть, что настоятель отнимаетъ у подчиненнаго своего то награжденiе, которое бы онъ получить могъ за претерпѣнiе напраснаго наказанiя; второй , что онъ дбродѣтелiю одного инока могъ бы и другихъ воспользовать, но того не сдѣлалъ; третiй и самый величайшiй вредъ состоитъ въ томъ, что часто и тѣ самыя, коi кажутся быти трудолюбивыми, и терпѣливыми, но по времени залѣнившись, и какъ бы совершенно добродѣтельные, отъ настоятеля своего никогда не выдя обличенiя и выговору, напослѣдокъ снисканную въ себѣ кротость и терпѣнiе теряютъ. И паки въ житiи Святаго Пахомiя великаго маия 15-го дня, мѣжду прочiимъ помѣщено странное происшествiе съ церковнымъ причтомъ великолѣпно по обычаю церковному, но преподобный вшедъ въ Собранiе и вземъ гробъ опроверже и повелѣ съ бѣсчестiемъ влещи его по земли и така предати его земли и прочее. Но и прося таковыя подобныя событiя въ древнейшыя времѣна Святыми и преподобными отцами содѣянная странныя видѣнiю! И ежели бы намъ или мнѣ, и вамъ съ матушкою Назарѣтою, въ натурѣ, представить оныя зрѣлищи, и мы бы не увидѣвшы объ оныхъ утвержденiй Святыми отцами, и кто бы насъ вопросилъ изъ благоразсудительнѣйшихъ, что вы какъ таковыми поступками каковую пользу себѣ приобрѣли, то я о васъ вѣроятнаго ничего не могу скажать, а мы съ матушкою Назарѣтою, первыя бы соблознялись до избытка и не тѣхъ деконостных мужей!

Да еще я непотребный наслышанъ отъ благомыслящихъ, что нѣкоторая изъ старицъ и пожилыхъ лѣтъ заразилась отъ неосторожности. А наиболея отъ презорства сердечною болѣзнiю, и одному мнимому лѣкарю краемъ языка и яко почти отъ чужова лица объяснила, что она больна, а къ несчастiю тотъ мнимой лѣкарь таковыхъ сердечныхъ болѣзней, а особливо которыя отъ презорства; и не такъ искусенъ врачевать. А особливо же 1-е что ево неискуства; 2-е та отъ застенчивости и обычнаго стыда не могла ему, предъ шествующихъ винъ къ таковой жестокой сердечной болѣзни; и она съ прискорбiемъ жаловалась, ево душевному другу, что по однимъ догадкамъ ея неуврачевалъ тяжестною болѣзнь сердца; а я не знаю какъ вы о семъ осудите. А по моему младоумному сужденiю; что обои неправы то мнимой лѣкать за неискуство, а та за необъясненiе предпослѣдовшихъ винъ и за застенчивость со стыдливостiю; да едва ли и искусный врачь возможетъ безпослѣдняго уврачевать! Но видно она забыла Святого Iоанна Лествичника; объявляемыя раны неуспѣютъ на горшее но уврачуются; заехать мнѣ по различнымъ обстоятельствамъ невозможно; прошу прощенiя что яко человѣкъ въ чемъ можетъ погрѣшилъ; во первыхъ матушкѣ Назарѣте униженно кланяюсь, а равно и всѣмъ вамъ. А что бы мнѣ на нее сердится не дай Боже пусть будитъ мирна и покойна, и Господь ее за всѣ да проститъ и помилуетъ, и я грѣшный за все ея прощаю и меня да проститъ многогрѣшный  Лев.

 



[1] Но и прочiи мои неподобныя и скаредныя поступки изъ коихъ и многихъ малое напомѣнвувши Ея Святыни и паки прошу прощенiя о прошедшихъ, и молитвъ святыхъ о утвѣржденiи будущихъ, слѣдовательно не она пре до мною виновата, ноя собою занятый до избытка;