2е) Молитвами святыхъ отецъ нашихъ Г<оспо>дѣ İи<су>се Хр<ис>тѣ Боже нашъ помилуй насъ

 Предостопочтеннѣйшая въ послушницахъ Татіана, Феодоровна/х/, усердно желаемъ тебѣ о единомъ пресладчайшемъ Г<оспо>дѣ İи<су>се Хр<ис>тѣ радоватися, и въ находящихъ поношеніихъ благодушествовати.

 Мносложное но благопріятное ваше писаніе пущенное вами со сестрою Анисьею, и при ономъ матушки Маргарите усерднаго благотворенія, трое чортахъ и отцу Макарію парамантъ. и за векъ въ благотвореніи и благорасположеніи, благодарныхъ чувствованій на бумаги сей перомъ изъменить заскудоуміе наше не въ силахъ. Но великодаровитый и премилосердый Г<оспо>дѣ всячески ей пополнитъ. Но на силу содержанія вашего письма, вточности отвѣтствовать и разрѣшать мы за слабостію и крайнею дряхлостію не в состояніи, но развѣ что только сколько ваше вѣра и съ молитвопродолженіемъ спомоществовать возможетъ, и подкрѣпить разстроенныя наша чувствы, но удовольствію вашего благаго желанія со благоговѣніемъ.

 Но во первыхъ, вы пишите что при помощи Божіей хотя всячески старались согласно ей нашимъ совѣтамъ, своихъ родныхъ, просить и умолять, дабы онѣ не дерзали выше ихъ мѣръ предпринимать жительство, и дабы ихъ благое начало, не разрушалось обрушеніемъ непотребнымъ оканчаніемъ. Но предостопочтеннѣйшая Т: О: да вѣсть твоя любовь, хотя мы съ тобою, продолжали ихъ одерживать. но когда же за недостоинство наше, имъ не <нрзб>вѣстилось послушать, или попущенье смотрительно отъ всѣ общаго врага, мало поползнутися, и дабы наискусѣ познать свою имъ немощь, и во всю свою жизнь смиряти себя и окаявати и потому наше съ тобою только по заповѣди Г<оспо>дней желать произволять всѣмъ для любви ко благому и утверждать, и въ содѣйствіе приводить въ созиданіе душевное, единому всемогущему Богу, а по сему мы че-

[Х]/Ж/ительствовавшей въ Горицкомъ, Воскресенскомъ монастырѣ.(4реписьма къ ней).

<4732>

чего не можемъ да немощь нашу кому помощи, то должны всѣ о/ко предоставить всемогущему Богу, который только единъ можетъ и невозможное, возможнымъ сотворить и въ пользу страждущимъ обратить. Косательное же ваше преданіе къ старицѣ Маргариты, то мы не достоиніи по своему скудоумію полагаемъ, что устроилось почину и не безъ промысла всемогущаго, единственно да молитвы батюшки Старца Отца Ософана(#), и матери Аполинаріи. И мы благонадѣжіемъ почитаемъ себя. Это и чувствуемъ. Сіе событіе устроилось, в пользу и назиданіе убогой души вашей. Только да внимаемъ себѣ о Татіано! и да внимаемъ всевозможно всываемымъ отъ всеобщаго врага чрезъ помыслы краткіе къ бѣзъ вѣрію къ наставникамъ или наставницамъ. о семъ теперь ваше желаніе премилосердный Г<оспо>дѣ исполнилъ, и своимъ неизреченнымъ милосердіемъ и невидимою помощію устроилъ васъ М: науменіи предать преопытной и примѣрной старицы. А тѣмъ нам болѣе утверждается ваша польза и душевное назиданіе, что уже ничего почти невидя, востаетъ препятствовать. Извнѣ, то есть чрезъ простыхъ и не искусныхъ сестръ, льстить ихъ молодушіемъ и на зависть поощряетъ, но мы да хотщимся прибѣгать яко младенцы беззлобавыя во время устрашающихъ к объятіямъ, отцемъ и матерямъ, тако и мы съ тобою въ таковыхъ случаяхъ да непрестанно, призываемъ себе въ помощь всѣпремилосердаго Бога, и Пречистую Его Матерь дѣву Богородицу. А по нихъ и Старицы по обычаю всѣ извѣщавай. да [и]/не/ мни чтобы врагъ оставилъ тебя ратовать и отвѣргать отъ старицы, когда хотя увидишъ зависть сестръ утихшую, иногда опасайся внутренней. Это есть. начнетъ врагъ въ мысли вамъ представлять недостатки и слабости старицы, въ словахъ въ дѣлахъ и обхожденіихъ неискусство и прочее, но мы по Свѣствичнику, ,, да отражаемъ сего врага благоразумнымъ противоречіемъ, вода же мысль твоя понуждает тебя не тому чтобы ты осудилъ, или похулить своего наставника, то ты о сего оскочи, а нибы о блудодѣянія, и змію сему не давай отнюдъ ни обнадеживанія, ни мѣсто, ни входу, ниже какого приступу. А напротивъ воскликни къ нему о прелѣстникъ! не азъ пріяхъ судъ надъ ми/мъ начальникомъ, а онъ надо мною: не азъ надъ нимъ, но онъ суді2ею на до/мною поставленъ. до здѣ о 4й степени: И Святые Симеонъ Новый богословъ въ 3мъ образы о молитвы пишетъ тако:,,Ты ме влюбленнѣ. Аще хощети спастися, долженъ ем начатии сей третій образъ отсюду. По совершеннѣмъ послушанім, о немже предрекохомъ, яко подобаетъ ти хранити оное къ духовному твоему отцу, и творити вся дѣла твоя съ чистою совѣстію аки предъ /лицемъ/ : Бога. Кромѣ бо послушанія не возможно николеже быти совѣсти чистой: и совѣсть твою къ тремъ вещемъ подобаетъ ти хранити чистую: первые къ Богу, потомъ къ духовному твоему отцу, и третіе ко инымъ людемъ и вещемъ.

 О предосторожности же къ безвѣрію явствѣннее написал въ Додротолю: 4й части осодоръ епискотъ Одесскій глава 40я со отцемъ духовнымъ вселився, и пользу ощутивъ отъ него, никтоже тя да отлучитъ отъ любве его и совокупленія, не осуди его, не всемже незлослови обличаемь, или біемь, не вдаждь слуха твоего никомуже какь глаголющу, не сочитайся съ клеветающимъ какь, да непрогнѣвается на тя Г<оспо>дь, и потребитъ тя отъ книгъ животныхъ. Глава 41. отреченія подвигъ, покореніемъ, якоже отъ искуса навыкохомъ, сего же преходяй, треми да огродится знаменіи оружія, вырою, реку, и надеждою, и любовію, и подвигомъ добрымъ подвигався, правды пріиметъ вѣнецъ. Глава 42я. Не буди дѣломъ отца твоего судія, но заповѣдемъ совершитель, обычай бо бѣсовомъ того недостатки показывати тебѣ, да твои уши оглушатъ къ глаголемымъ отъ (него,) или на брани не крѣпка тя и страшлива покажутъ воина, или пребывати въ невѣрствія помыслахъ, и разслабивши тя повинующася имъ слаба сотворятъ ко всякія добродѣтели образу. Глава 43я Отеческий преслушаяйся заповѣдей, первыхъ обѣтовъ отреченія преступнихъ обрѣтается: послушаніе же пріемый,

<4733>

и свою волю мечемъ смиреннаго смысла отсѣкъ: сей обѣщаніе исполни, еже предъ многими послухи Хр<ис>тови обыщася. Глава 44я Назнаменавше разумѣхомъ, и ясно научахомся, яко въ покореніи отечестѣмъ пребывающаымъ, зѣло завидятъ вразе живота нашего бѣси, скрежещуще зубы своими на ня, и всякія ухищряюще козни Еже отступити имъ и лишитися отеческихъ нѣдръ. И вины показуютъ имъ аки благословны, раздраженія приводятъ, ненависть на отца возставляютъ, того наказанія яко блядословія являютъ, обличенія же яко стрѣлы изощрены подтыкаютъ. И что рече свободь сый, и рабъ бысть, и паче рабъ немилостиваго, и не разумнаго, и невѣжды, и неразсудительнаго, и яростнаго сего бысть человека суща по всѣму тебѣ подобна, доколѣ же игомъ ратным стараешисяи свободнаго свѣта не узриши. Посемъ гостинницы, и недужныхъ посѣщенія, и убогихъ милованія влагаютъ. Посемъ конечнаго молчанія, и подвиги иноческія яже въ молчаніи, дѣлати похваляютъ, и всѣхъ злыхъ плевелъ образъ съ сердце насѣваютъ страдальца и воина Хр<ис>това благочестиваго, да токмо отъ духовныя ограды того ижденутъ, и отъ безмолвія тишины извлекше, къ мятушийся душѣ пагубнѣй бури въ море вергнутъ. Посемъ яко плѣнника въ свою власть пріемше, но злый тѣхъ воли послѣдовати сотворятъ. Глава 45я . Тебѣ же въ покореніи отчи сущу, вражія борющія тя лесть да не утаится, ни обѣщанія своего Еже къ Богу забывай ни бѣсовскимъ паруганіемъ побѣжденъ бывай, ни обличенія, ни укоренія отбѣгай, ни влаганіем злыхъ помыслъ повинуйся, ни лютости отеческія бѣгай, ни самоволія дерзостію, смиренномысленному и благому безчествуй игу, но Владычнее въ сердцы положивъ слово: яко претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ. съ(матв. 10.22) с терпеніемъ тецы2 на предлежащій ти подвигъ, взирая на начальника вѣры и совершителя İи<су>са. А что вы пишите и просите во отвѣтъ написать къ вамъ тогда когда предъ – усмотримъ что бы вамъ наше писаніе вмѣсто пользы не привело въ тщеславіе; но какъ съ слѣпъ ее сердечныма очима; А потому дара прозрѣнія не имѣю, и ниже достоинъ, но довольно наслышанъ отъ отецъ и отъ части на опыте видѣлъ, что которые въ послушаніи пребываютъ, и съ простотою всѣ всываемый помыслы духовнымъ отцамъ объясняютъ, то того, нитокмо наше писаніе повредитъ, и въ тщеславіе привести, но и самый діаволъ ни въ чемъ отнюдъ неможетъ поколебать-. А потому и со благонадѣжіемъ пишу сіе: А что вы пишите, что о наслышке завистницъ, и когда вамъ приходитъ боязнь дабы не смутить матушку игуменью, то о семъ дабудет вашей любви известно, что Св. İоаннъ златоустъ въ Маргарита пишетъ: что Богъ опредѣлитъ, человѣцы разрушить не могутъ. А что не попрежнему къ вамъ замѣчаетѣ С: Иу: то /мы/ своему мнѣнію повѣрте, да и будте тѣмъ довольны что во время бывшей нужды довольно пользовались благосклонностями и снисхожденіями теперь по видимому вамъ оные так нужны, то и не дѣйствуетъ въ Ее сердце дабы безъ нужды ласкать васъ. Еще вы награне ее<?> сестры Евдокіи Ивановной писали прибавленіемъ, признавались что со всѣмъ не сообразно съ писаніемъ жительство проходите; на что вамъ во свидѣтельство İоанна Лѣствичника о 4нн слова Удивлятися убо святымъ трудамъ добро есть. А подражати спасительно: но желать въ короткое время съ житіемъ ихъ сравнитися . Есть безумное и не возможное дѣло. Но слава Богу, и о семъ что мы прочитавши святыхъ высокотворные дѣяніи, и сравнивши съ своимъ жительствомъ, хотя будемъ себе зазирать и окаявать. А темъ да обучаемъ себя смиренномудрствовать, и отъ многаго малое напомня твоей любви, и просимъ великодушно простить и извинить во ошибкахъ. А мы пребываемъ съ нашимъ почтеніемъ ваши покорные слуги,- и недостойніи Богомольцы многогрѣшныи İеросхимонахи Антіохъ и Леонидъ, со единомысленными. Подательницу сестру сію мавру Аөонасьев: просимъ поновости и по младости Ея лѣтъ въ нужномъ не оставлять, не дѣломъ то словомъ, или ко вопросу Ея благимъ совѣтомъ; поелику писано Есть: другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ Хр<ис>товъ. съ нею же посылаемъ вашей Любви, икону

<4734>

Преподобнаго Александра Свирскаго маленькую, а на случай волосиковъ батюшки Отца Өеодора мы забыли при отходе вашемъ награди/ли-ли/ васъ симъ благословеніемъ, и ежели имѣете сіи, то можете наградить, изъ приверженныхъ изъ благоговѣнныхъ каковую сестру или мать 1го Декабря 1823го Года Александро-Свирскій Монастырь.