1-)е а) О благоразематрильномъ выборѣ себѣ истиннаго искуснаго Наставника, катораму душеспасеніе свое вручишь.

Пречестнѣйшая и предстопочтеннѣйшая Госпожа и по духу сестра Татіана Өеодоровна, всеусердно желаемъ вамъ о единомъ пресладчайшемъ Г<оспо>дѣ İи<су>сѣ радоватися и благодушествовати

 Многосложное пріятное ваше писаніе пущенное отъ 1го февраля, мы получили 14го тогожъ, и содержанію по силѣ скудоумія нашего вняли, и хотя почеловѣческому мнѣнію, сіе ваше дѣйствіе судить и совѣтовать весьма затруднительно, а особливо мнѣ страстному и по плоти живущему во всякомъ небрѣженіи - но хотя Вы пор своей неограниченно вѣрѣ и благорасположенію, высоко меня превозносите, но я съ помощію Божіею, чувствую хотя и прескверную совѣстію, но никакъ не могу согласится съ таковымъ повышеннымъ титуломъ самая совѣсть вопіетъ, что хотя кто повнѣшнему моему виду и попроизносу реченій, мнятъ быти святымъ, когда бы только кто могъ поглядеть во внутренность мою, и тогда бы возмущался яко псомъ смѣрдящимъ-. извольте насчетъ нашего старчества читать Св: Симеона новаго Богослова главу 70ю ,,Притворяющихся добродѣтельными, и кожею овечею по образу являющихъ, ино же сущихъ по внутреннему человѣку, всякія негли исполненныхъ неправды, полныхъ зависти и рвенія и сластей злосмрадія, яко безстрастныхъ множайшіи, и яко святыхъ чтутъ, не очищено имуща душевное око, ниже познати ихъ могуще отъ плодовъ ихъ: во благоговѣніи же и добродѣтели, и прос-

б) И о томъ, какъ опасно юнымъ и не опытнымъ прежде времени отхадить однимъ на пустыннажительство, лучше и полезнѣе жить въ монастырѣ и по силѣ своей прахадить послушаніе.

,,и прjстотѣ сердца пребывающихъ и святыхъ сущихъ ,,воистину яко прочіихъ отъ человѣкъ пренебрегаютъ, ,, и презирающе ихъ претекаютъ , изаничтоже вмѣняютъ. Глава 71я Глаголиваго и тщеславнаго, учительнымъ паче и духовнымъ таковій быти вмѣняютъ: молчаливаго же и отъ празднословія же блюдущагося, невѣжд[у]/о/ю и безгласнымъ быти утверждаютъ. Глава 72я Духомъ Святымъ вѣщающаго, высокомудренніи и гордостію недогующіи діаволею, яко высокомудра и горда отвращаются, отъ словесъ его ужасающася, паче нежели умиляющеся. отъ чреви же или ученій точно словствующаго, и противо спасенія своего лгущаго. вельми похваляютъ и пріемлютъ: и тако никтоже есть изъ таковыхъ добрѣ, и Якова есть вещь разсудити и увидѣти могущій. и Св : Исихій въ Добротолюбіи въ части 2и въ главѣ 63й пишетъ Вещь смиренномудрія, понеже высотворна есть по естеству. и Боголюбезна, и потребительна всѣхъ почти въ насъ золъ Богоненавистныхъ, сихъ ради естественно есть неудобообрѣтаема, и удобь обрящеши во единомъ человѣцѣ многихъ добродѣтелей дѣланія нѣкіи частныя, взискавъ же въ нихъ воле смиренія, едва обрящеши. Сего ради потребно многое тщаніе, дабы стяжати сію вещь. св: марка въ посланіи къ Николаю иноку: мнози бо многими труды, и постничествомъ, и злостраданіемъ проидоше труды многи Бога ради претерпѣша, но за самочиніе, и неразсужденіе, и нетребованія отъ ближняго пользы, таковые труды ихъ нетвердыми и суетными содѣлаша. Симеона Новаго Богослова 32я Аще отрешися восхощаши. и Евангельскому житію научитися, да не неискусну ниже страстну учителю себе вдаси. да не вмѣсто Евангельского діавольскому житію научитися: понеже добрыхъ учителей, добра учительства, злыхъ же злая, и сѣменъ лукавыхъ, всяко лукава суть воздѣланія. глава 33я Молитвами и слезами Бога умоли послати ти наставника безстрастна и свята. и опытуй же и самъ Божественная писанія святыхъ отецъ наипаче дѣятельная, да симъ противо приложивъ о учителя /и предстоятеля/ тобою учимая, и содѣваемая яко въ зерцалѣ видѣти

<4735>

,возможеши сія, и разумѣвати. И соглядающая убо св писаніемъ внѣдряти, и содѣржати та въ мысли: ложная же и чуждая различати же и отсылати, да не прельстишися мнози бо вѣждь, прелестницы и лжеучители во дне сихъ явишася. 34я Всяхъ невидяй, инѣхъ же наставля,,ти обѣщаваяся. прелестнихъ есть, и послѣдующихъ ему въ ровъ погибели ввергаетъ, по Г<оспо>дню гласу: слѣпецъ (ма 15 14) слѣ,,пца аще водитъ, оба въ яму впадутъ. ,,и прок: да видимъ предостопочтеннѣйшая въ каковое время, уже тому болел осми сожъ лѣтъ, и тогда много лжеучителей было. А нынѣ я немогу Вамъ и сказать. правда твердо помню видѣлъ многихъ повредившихся отъ имѣнитыхъ мнигиихъ святыхъ но исцѣлѣвшихъ мало. и потому продолжалъ твоей любве о семъ писать не съ тѣмъ чтобы васъ отвратить отъ душеназидательнаго врачеванія, отъ старцевъ, или старицъ. но дабы поразсмотревшы, и совершенно указавшы со твѣрдымъ извѣщеніемъ, кому предатися да не вмѣсто кормчія простому корабельнику, и во время дѣльной бури отъ неискусства дешувный нашъ корабль потопить и себя погубить- и въ 4й части Добролюбія в словѣ о разсужденіи листъ 159оборотъ ,, Авва Моисей рече: добро убо есть, ,,баче ни кіим либо глаголати, со старцемъ духовнымъ ,,разсужденіе имущимъ извѣщавати, не лѣжъ ради постѣдевшымъ: понеже многія на возраст старости зрящее и ,,своя помыслы изрѣкши, вмѣсто врачевства неискусство/мъ/ ,,слышащихъ въ отчаяніе впадоша. ‘’ и прочее: но отвсего да вѣсть твоя любовь и въ лѣствицы въ словѣ о благоразумномъ разсужденіи, которую я вамъ показывалъ статейку, и я о семъ непротивословлю, но по вашей неограниченной вѣрѣ и усердію силѣнъ и всемогущь премилосердый Г<оспо>дѣ İи<су>се Хр<ис>тосъ точно и моею прескверною рукою написать утѣшительное врачеваніе вашему обрѣмененному сіими событіями недоумѣнію — къ этому отъ помогутъ простосердечной и благонамѣренной новопостриженной старицы монахини Аполинаріи, которой молитва съ простотою, да поможетъ намъ содѣйствовать во благое и къ общей всѣмъ пользѣ какъ намъ чувствуется. Что все сіе въ семѣйствѣ Вашемъ содѣлалось событіе повидимому и не такъ пріятно, но всемилостивый и премилосердый Г<оспо>дь своимъ неизлѣдимымъ милосердіемъ и могуществомъ все сіе преобразуетъ во благое и всѣмъ Вашимъ напользу, какъ матушкѣ равно и сестрицамъ. А вамъ я мню что это всѣ представилось отъ мысленнаго и всеобщаго врага діавола въ смущеніе — но мы васъ просимъ и молимъ при всѣхъ таковыхъ приключеніяхъ быть благодушными, и все сіе событіе, А равно и себя да предадимъ всемогуществу Божію поелику Его Единаго только изъ невозможныхъ возможное содѣвать и утверждать, ибо его милосердія судьбы неизслѣдимы и отъ человѣкъ утаены. Что дѣлать хотя матушка ваша повидимому и исполнила свое желаніе совершенно не такъ похвально и не законно, но и сіе предадимъ Г<оспо>дней воли и покровительству, потому что ей простительнее, нежели кои ею постригали. А можетъ премилосердый Г<оспо>дь устроитъ и ею благое за ея простоту и беззлобіе — незаконность же ея состоитъ въ томъ, что по правиламъ святыхъ отецъ невѣлеко, безъ старицы постригать, а равно и безъ искусу но видно вмѣсто старицы О: Мелетій, да можетъ, и искусъ ея видѣтельствовалъ – я довольно того старца святаго знаю İеросхімонаха, я съ нимъ жилъ въ оптиной пустыни два года, потомъ онъ перешелъ ко мнѣ въ Бѣлобережскую пустынь когда я тамъ былъ уже строителем, и поживши у насъ ушелъ тайно въ пустынь. послѣ опять явился обратно въ монастырь свѣнской, и сколько тамъ хоживши опять ушелъ в пустынъ. только незнаю какую. А пристанище наиболее имѣлъ въ госпоже намъ знакомой, Екатерине Димитревкой Таптыковой, можетъ не ею ваша родительница поминаетъ, особу духовной жизни — но вы при помощи Божіей напишите отъ себя своей родительницы и старицы Аполинаріи, и проси ея и моли дабы она по своему благорасположенію. вмѣсто Кіева пожаловала къ вамъ въ монастырь для Богомоленья, и для васъ навѣданія или посѣщенія. а ежели ея сердцу Г<оспо>дь возвѣститъ къ вамъ притить, то пусть самъ Г<оспо>дь правитъ ея путь. А

<4736>

А мы съ тобою только должны по обязанности нашей молится за нея, а равно и за сестръ. и какъ прежде вамъ упомынуто дабы предавать всё могуществу Божію, онъ внукъ вѣсть что и како творить во благое — сесрицѣ юной Ефросиніи, вамъ совѣтуемъ отписать, дабы она поюности своей недерза[ть]/ла/ на пустынное жительство, къ которому никаковаго прибору неимѣется, да и кромѣ того пустится ей бѣдственно. дабы ей и послѣдняго виду цѣломудрія, внѣшнимъ звѣрямъ и во<л>камъ и медвѣдямъ и прочімъ. припомощи всемогущаго Бога, по нужде великой вручить себѣ нетакъ опасно. ко отгрѣхолюбивыхъ человѣкъ, и растлѣнныхъ разумомъ единой въ пустыни сохранить себе почти невозможно. А отъ мысленныхъ звѣрей полчищь діавольскихъ дабы со своею дерзостію непострадать еще пребѣдственная всѣго. да не думаемъ какъ Ей представляется, что въ мнимой пустыни сѣсть, и вины страстей не будутъ стужать, но еще болѣе ратовать будутъ. и извольте предложу вамъ единъ примѣръ, ежели только она вступитъ едина въ пустынною келью, и бѣсовскимъ дѣйствомъ услышитъ Ея грѣховый другъ, и воспалится необычны/мъ/ вождѣленіемъ. пойдетъ къ ней. и беззащиты. нетокмо по обычаю будетъ съ нею сообращатися, но дабы нерастлилъ, и во, вся, злая, и не довелъ бы до отчаянія препагубнѣйшаго — и вотъ какъ пребѣдственно начинать дѣла выше нашихъ мѣръ и возраста. о семъ и Св: İоанъ Лѣствеч: пишетъ въ 4м словѣ о послушаніи въ старопечат на 70м листѣ. ,, боязненно не искусному отъ множества воинъ, къ единоборству себя отлучати, и не безбѣдно иноку прежде искуса и обученія многа душевныхъ страстей, безмолвіе начати; есть бо, овому убо телѣснѣ, овому же душевнѣ бѣды пріимати. благо рече писаніе два, паче единаго, сиречь благо отцу съ сыномъ, дѣиствіемъ Божественнаго Духа, къ предпріятіямъ подвизатися. лишаяй слѣпаго вождя. и паствы пастыря, скитающегося наставника, младенца отца Его недугующаго врача, корабля кормчія, всѣмъ бѣда исходатайствуетъ. безпомощи

сый и противу духовъ братися начинаяй. умаряется отъ нихъ.” да вникнемъ О! Татіана въ силу сихъ Боговдохновенныхъ словесъ, изъяснено явственно, что благо отцу искусному съ сыномъ, а не съ дочерью, а какъ отецъ да не искусенъ то и паки пребѣдственно и опасно, и въ концѣ всѣго опаснея юному жити въ пустой пустыни умаряется отъ бѣсовъ — тогожде İоанна Лѣствич: на листѣ 69м сущу въ повиновеніи, діаволъ. невозможныхъ добродѣтелей желаніе влагаетъ, такожде и сущымъ въ безмолвіи не своя прилагаетъ. развѣрзи неискусныхъ послушниковъ умъ, и обрящешъ ту прельщену мысль. желаніе безмолвно, поста крайняго. молитвы парящи. нетщаславія крайняго, памяти незабытныя исхода. всегдашняго умиленія. безгнѣвія совершеннаго, молчанія глубокаго, чистоты преимущія. ихъ же смотрительнѣ въ начатцѣхъ неимуще, всуть прескочиши прельстившеся, прежде бо времени взыскати сихъ темъ врагъ сотвори, яко да не претерпѣвше во время, сихъ получатъ. и въ 4й части Добролюбія Св: Никиты стифата 1й сотницы глава 72я Слышахъ глаголющихъ: немощно кому въ навыкновеніе пріити добродѣтели безъ отшельствія далака, и бѣгства въ пустыню. и удивишся, како не определѣнное изволися тѣмъ въ мѣсте опредѣлити. и проч: гл: 73. иже посредѣ<?> царскаго ополченія подвоеводами и чиноначальники защищаемый же и вчиняемый, не возмогій во драки супостатовъ, дерзновенно что, и храбро на супостаты показати или паче единаго побѣдити отъ сихъ. како единоратовати и мать, и посредѣ многихъ темъ (тьма едина сотъ тысячь) враговъ воеводственно нѣкое дѣло покажетъ неискусенъ сый во брани; Аще же сіе въ человѣческихъ не возможно есть. много паче въ Божественныхъ. кто бо въ пустыню бѣжавъ на теченія бѣговъ, и страстей нашествія, безвѣстная и проявленная познаетъ; нападѣніе сотворитъ на техъ не первые обучився отсѣченія воли посредѣ собора братій подъиснымъ вождемъ таковыя брани, невидимыя воистину и мысленныя; аще же сіе невозможно есть, убо отнюдь невозможно есть, яко да инѣхъ таковый побѣдитъ, и инѣхъ научитъ на невидимыя враги победимъ. 74 Отчими отъ себе поносъ нерадѣнія, и уничижи презрѣніе заповѣдей Божіихъ: отвержи самолюбіе, и на плоть нещадно устремися, взыщи оправданій Г<оспо>днихъ и свидѣній Его: пренебрези славу и безчестіе: возненавиждь сластныя похотѣнія телѣсе: бѣжи сытости, Еюже подчревная распаляю

<4737>

распаляются: лобжи убожество злостраданіе: стани противу страстей: обрати чувства твоя ко внутреннимъ души: воззри внутрь къ дѣланію лучшаго: оглохни отъ человеческихъ вещей: истощи всю твою крѣпость на дѣланіе заповѣдей: плачи, долу легай, постися, злопостражди безмолвству, увѣждь конѣчное, не лже о тебѣ, но самаго себе: превыше смиренія видимыхъ буди: простри Умов твое око къ видѣнію Божію, и виждь сладость Г<оспо>дню отъ доброты созданій, и отъ туду сшедъ повѣждь братіи твоей, яже вѣчныя жизни. и тайны царствія Божія’. и се есть дѣло бѣгства отъ человѣкъ совершеннымъ прилѣжаніемъ, и конецъ еже въ пустыни пребыванія. (глав: 75я) Аще хощеши увидѣти благия. яже уготова Богъ любящимъ Его Св. пустыни буди отверженія своея воли, и бѣжи міра. котораго же сего: похоти очесъ, плоти, гордости помысловъ, и прелести видимыхъ. Село бо аще бѣжиши (İсаіи 58 ст. 8) міра, рано возсіяетъ на тя свѣтъ, узрѣніемъ Божественныя жизни, и исцѣленія души твоея; глаголю же слезы скоро возсіяютъ, и измѣненіемъ измѣнишися десницы (жал: 76 с 11 жал 98 с10) Ваши яко, и рана отъ толѣ страстей не приближится тѣлеси твоему. и тако посредѣ міра и людей пребывая, будеши яко въ пустыни живущѣ, и человѣка невидя. Аще ли же сего не тако бѣжиши міра, ничтоже тебе отъ бѣгства единаго единаго видимаго міра къ совершенству добродѣтелей и соединенію Божію прибудетъ. И жаль предостопочтеннѣйшая Т: О: отъ многаго малое, что и сколько возмогли молитвы и вѣра ваша, и съ родительницею Матерію Аполинаріею, напомнили и написали любви вашей, но О! дабы премилосердый Г<оспо>дь даровалъ по своему неизреченному милосердію прочитающимъ сію хартію, и понять силу писанныхъ отъ Святыхъ, и внявши, по возможности старатися, отъ противныхъ и выше силъ нашихъ, дабы не начихать, а душесказидительныя по силѣ проходить, и повсѣчано всемилостиваго Бога молить. и сокротя сіи скодосложные строки пребыть имѣемъ съ нашимъ наичувствительнейшимъ почтеніемъ и преданностію ваши покорныя слуги недостойные Богомольцы İеросхімонахи Антіохъ и Леонидъ, съ почіими единомудренными братіями. писма вашего отъ странницы мы не получали котораго вы пишете о положеніи вашихъродныхъ.

 Сестрицы Вашей юной по нашему сужденію и чувствованію, вы припомощи Божіей писать да потщитеся, (1г) дабы они отъ младоумія, и безмѣрной простоты и не понятія и отъ того дерзость и не познаніе своей немощи и ничтожества, чтобъ никакъ немогли дерзать на пустую пустыню нагия (т: о: едина) на жительство, и дабы себя безмѣріемъ въ конецъ неразстроили. А когда уже единою положилась въ монастырѣ жить. и дѣвственную покаянія жизнь продолжать. то бы жила въ монастырѣ. и проходила бы по своей силѣ послушаніе, и внимали бы только единственно своему спасенію. а переписки ниже личнаго свиданія съ тѣмъ лицемъ которой пристрастіе къ ней имѣетъ, и она къ нему, отнюдъ да не имѣетъ, А кажется бы всево лучше еже ли бы всемилостивый Богъ вложилъ бы ей благіе мысли пріѣхать къ Вамъ, и вкупѣ съ вами данное намъ время на покаяніе со благоговеніемъ и послушаніемъ препровождать. мы вѣрно и отъ опытовъ точно знаемъ что вамъ она пріѣдетъ на тягость не малую, но для неё на пользу потому что, и по святыхъ отецъ писаніямъ пренуждно ей удалится отъ того страстнаго лица подалѣ, дабы не токмо единымъ чувствомъ видѣніе/м/ не вредилась, но и слышаніемъ, и подалѣ съ немощію всемогущаго Бога мало помалу начала бы внутрь ея сердцъ рана заростать. А тамъ по близости трудно да и великаго требуется мужества и храненія, дабы противо-стать почти неудобъ исцѣлимой язвы, и только исцѣлевается единственно удаленіемъ. А ежели паче чаянія и она Ефросинья по своему совершенному деланію да не захочетъ къ Вамъ пріѣхать на сожительство. То и ея предоставте всемогуществу Великаго Бога, и о семъ мы вообще должны премилосердаго Бога, что вамъ за молитвы матушекъ. назначаю тея послушаніи предушеназидательніи о больныхъ попеченіе и послуженіе — А что вы изволите въ письмѣ своемъ выражать, что вы со удивленіемъ чувствуете во всей мѣры своей недостатки какъ внутренніи, такъ и внешніи’ – и сіе крайнѣ

<4738>

меня удивило! прости насъ Г<оспо>да ради мы уже тридцатой годъ продолжаемъ жительство въ монастырѣ, но еще таковаго чувства неощущаемъ дабы въ полной мѣрѣ познавать свои немощи внутренніи, и наружніи, но писано есть, блаженъ познавый немощи свои, да дастъ и вашей любви Г<оспо>дь блаженство, когда только вы въ точности познали немощи своя. Слава всемилостивому Г<оспо>ду, врачующему своимъ промышленіемъ убогіе душы нашы, и удостоилъ васъ, обрѣсти повашему благорасположенію, и усердію Старицу благонравіемъ и добродѣтелію украшенную, о чемъ и мы вашей радости сорадуемся, и утешаемся, что и въ нынѣшнія прибѣдственныя и искушающія времена всемогущій Г<оспо>дь подвизаемъ свои/м/ неизреченнымъ милосердіемъ для насъ недостойныхъ, хотя почти въ сокровенности но оставляетъ окормительницъ и наставницъ въ благоотишной путь. и мы теперь посему вашему счастію благонадежіе имѣемъ что намъ мало стужать будешъ. Но только намъ это что то сумнительно, что тайно ходить къ ней, потому что писано есть самимъ нашимъ Г<оспо>демъ и искусителемъ во святомъ Евангеліи: тако, нѣсть кто дѣлаяй въ тайнѣ, иже не откроется явѣ. Но когда узнаетъ М: Игуменія: дабы нестало васъ почеловѣчеству подозрѣвать и пренебрегать. Но когда будемъ уповать на единаго Бога, то онъ всесиленъ и всемогущь покрыть, или и завидящихъ сердца укротить и прову вашего незлобія умягчить. а что вы изволите писать что Ея Святыня наслышена о нашей худости съ хорошей стороны, да и Вы видно по своему быстромышленію довольно сами насъ по толку незнавши увѣличили. да изъ копій замѣтили что уже вы насъ успѣли выхвалить въ превосходной мѣрѣ роднымъ, но за все сіе по юности твоей, будь покойна прощаемъ.

 Но что желаетъ матушка маргарита, дабы мы написали Ей во утешеніе въ находящихъ Ей скорбяхъ дабы она покойнея и благодушнея могла переносить со упованіемъ — но долготерпѣливо вникни что мы твоей любве свои чувствы изъясняемъ, да вѣм О! татіано, наше слабое и поврежденное здоровье, повѣрте моей преоскверненной совѣсти что сіе ваше на отвѣтъ писмо съ великимъ понужденіемъ болѣе двухъ сутокъ понуждался до избытка увидя васъ тронутою таковою чрезвычайною перемѣною домашнихъ событій, и прі окончаніи такъ грудь заболела только терплю за молитвы Батюшкины и ваши, да словомъ сказать я вамъ пересказывалъ лично, что у насъ еще при жизни Батюшки Отца Өеодора здѣлано положеніе только отписывать на отвѣтъ писемъ и посылокъ, да и то которые заслуживаютъ вниманіе. А прочія остаются безъ уваженія которые посрѣдственнаго содержанія, но пусть мы должны бы уважить за старость возраста, и за добродѣтели успѣвшую — Но позвольте сказать хотя безъ всякаго прекословія, что точно она такова какъ вы въ письмѣ своемъ означили или хотя еще и превосходней, но чтожъ мы будемъ къ ней писать и утешать незнавши каковаго роду скорби и отъ каковыхъ винъ приходѣтъ, и съ каковымъ духомъ, она оные переноситъ, и что каковые чувствы бываютъ въ приходе скорбей и по окончаніи, всегда ли умиляютъ или ожесточаютъ когда сердце; да еще не происходятъ ли другія вины отъ Ея лица простоты дѣйствія и сообращенія съ сестрами: въ дополненіи каковаго она возраста, и каковыхъ качествъ и воспитанія поступила въ монастырь, и какова званія и какова ревность были въ ней и усердіе, и каковое было Ея вступя въ монастырь и каковыя проходила послушаніи ~ и проч: вы разсудите хотя по своему младому разуму, познавши вышеозначенныхъ дѣйствій и винъ можно ли хотя самому опытному и искусному старцу по свойству потрастоить утѣшительнымъ писаніемъ, дерзновенно увѣримъ, что даже вашъ пустыннихъ и вериги носившій коими мы по своему суевѣрію мало пользуемся батюшка О: Мелентій, а особливо да ежели онъ еще и сестре вашей Ефросиніи не отвращаетъ отъ пустыни, то едва ли и онъ можетъ посвойству м: Маргариту утешить — вотъ Вы бывши у насъ, да и по своей слѣпой вѣрѣ свою исторію почти всю расказали, да въ дополненіе, и въ писмѣ подробно дѣлали вопросы, и копіи

<4739>

меня удивило! прости насъ Г<оспо>дь ради мы уже тридцатой годъ продолжаемъ жительство въ монастырѣ, но еще таковаго чувства не ощущаемъ дабы въ полной мѣрѣ познать свои немощи внутренніи, и наружніи, но писано есть, блаженъ познавый немощи свои, да дасть и вашей любви Г<оспо>дь блаженство, когда только вы въ точности познали немощи своя. Слава всемилостивому Б<ог>у, врачующему своимъ промышленіемъ убогіе душы нашы, и удостоилъ васъ обрѣсти повашему благорасположенію, и усердію Старицу благонравіемъ и добродѣтелію украшенную, о чемъ и мы вашей радости сорадуемся, и утешаемся, что и въ нынѣшнія пребѣдатвенная искушающія времена всемогущій Г<оспо>дь подвизаемъ своим неизреченнымъ милосердіемъ для насъ недостойныхъ, хотя почти въ сокровенности но остввляетъ окормительницъ и наставницъ въ благоотишной путь. и мы теперь по сему вашему счастію благонадежіе имѣемъ что намъ мало стужать будемъ. Но только намъ это что то сумнительно, что тайно ходить къ ней, потому что писано есть самимъ нашимъ Г<оспо>демъ и искупителемъ во Святомъ Евангеліи: тако, нѣстъ кто дѣлали въ тайнѣ, иже неоткроется явѣ. Но когда узнаетъ М: Игуменія: дабы нестала васъ почеловѣчеству подозрѣвать и пренебрегать. Но когда будемъ уповать на единаго Бога; то онъ всесиленъ и всемогущъ покрыть, или завидящихъ сердца укротить и прову вашего незлобія умягчитъ. а что вы изволите писать что Ея Святыня наслышана о нашей хуМости съ хорошей стороны, да и Вы видно по своему быстромышленію довольно сами насъ по толку незнавши увѣличили. да изъ копій замѣтили что уже вы насъ успѣли выхвалить въ превосходной мѣрѣ роднымъ, но за все сіе по юности твоей, будь покойна прощаемъ.

 Но что желаетъ матушка Маргарита, дабы мы написали Ей во утешеніе въ находящихъ Ей скорбяхъ дабы она покойнея и благодушнея могла переносить со упованіемъ — но долготерпѣливо вникни что мы твоей любве свои чувствы изъясняемъ, да вѣм О! татіано, наше слабое и поврежденное здоровье, повѣрте моей преоскверненной совѣсти что сіе ваше на отвѣтъ писмо съ великимъ понужденіемъ болѣе двухъ сутокъ понуждался до избытка увидя васъ тронутою таковою чрезвычайною перемѣною домашнихъ событій, и пріокончаніи такъ грудь заболела только терплю за молитвы Батюшкины и ваши, да словомъ сказать я вамъ пересказывалъ лично, что у насъ еще при жизни Батюшки Отца Өеодора здѣлано положеніе только отписывать на отвѣтъ писемъ и посылокъ, да и то которые засложиваютъ вниманіе. А прочія остаются безъ уваженія которые посрѣдственнаго содержанія, но пусть мы должны бы уважить за старость возраста, и за добродѣтели успѣвшую — Но позвольте сказать хотя безъ всякаго прекословія, что точно она такова какъ вы въ письмѣ своемъ означили или хотя еще и превосходней, но чтожъ мы будемъ къ ней писать и утешать незнавши каковаго роду скорби и отъ каковыхъ винъ приходѣтъ, и съ каковымъ духомъ, она оные переноситъ, и что каковые чувствы бываютъ въ приходе скорбей и по окончаніи, всегда ли умиляютъ или ожесточаютъ когда сердце; да еще не происходятъ ли другія вины отъ Ея лица простоты дѣйствія и сообращенія съ сестрами: въ дополненіи каковаго она возраста, и каковыхъ качествъ и воспитанія поступила въ монастырь, и какова званія и какова ревность были въ ней и усердіе, и каковое было Ея вступя въ монастырь и каковыя проходила послушаніи ~ и проч: вы разсудите хотя по своему младому разуму, познавши вышеозначенныхъ дѣйствій и винъ можно ли хотя самому опытному и искусному старцу по свойству потрастоить утѣшительнымъ писаніемъ, дерзновенно увѣримъ, что даже вашъ пустыннихъ и вериги носившій коими мы по своему суевѣрію мало пользуемся батюшка О: Мелентій, а особливо да ежели онъ еще и сестре вашей Ефросиніи не отвращаетъ отъ пустыни, то едва ли и онъ можетъ посвойству м: маргариту утешить — вотъ Вы бывши у насъ, да и по своей слѣпой вѣрѣ свою исторію почти всю расказали, да въ дополненіе, и въ писмѣ подробно дѣлали вопросы, и копіи

<4740>

приложила, да и тутъ не такъ развязку своему недоумѣнію удовлетворительною получили! Что же касается до вашей зависти по человѣчеству не только не по/х/вально. но и любви къ ближнему чуждо, и хладнокровіе въ вѣрѣ къ Богу, но О! младенчества нашего съ тобою. но хотя и всѣ по своему мнѣнію. Немощи познала свои. но силу любви и благонадежія но всесильнаго Бога не ощутили, а по сему и въ мнимомъ вашемъ ощущеніи о немощахъ мы отъ гордости своей не довѣряемъ, поелику добродѣтели едина со единою дѣйствіемъ существуютъ.

 Письмо сіе писано Отцомъ Леонидомъ изъ Александросвирскаго Монастыря, (по всѣму видно что после кончины Схимонаха Өеодора 1822 Года. А въ 1828 Году О: Леонидъ уже былъ для поклоненія въ Кіевѣ. слѣдовательно въ семъ промежуткѣ въ 1826 Году.)

Это письмо писано, какъ съ значится въ подлинникѣ 17 Февраля, 1825 года, въ день Ангела Старца, Схимона Өеодора, какъ упоминаетъ о томъ намъ Бат. О. Леонидъ.