Письмо 10е

 

 

 Не находимъ противодостойно отвѣтствовать, на многосложное твое писаніе Мати Т:- умы нашихъ понятій весьма сокращенные, а письмы пространны: что скажемъ, и что возглаголемъ? называешь себя укоризненными именами, а людей чортомъ бранишь, и другими укоризнами пропекаешь. Можетъ ли Зловѣнная, когда это есть въ чувствѣ, людскія пороки видѣть и укорять?- не прельщая ложнымъ своимъ мнимосми-

<4751>

рвеніемъ; но простѣе поступай, и будешь спокойнѣе. О семъ радуемся, что Господь даровалъ мирнѣе перваго устроеніе, и болѣе желаемъ умудрятися во бранѣхъ духовныхъ.

 Анна Аполосовна за свою строптивое устроеніе, сама себя наказуетъ не находя мира, тишины и спокойствія; когда обратится къ смиренію, тогда увидитъ лучшій путь. Также и о Федосьи можно тоже сказать; да она видно щеточка прочищающая серебрецо ваше отъ ржавчины: послѣ и сама прочистится.

 О поминовеніи родителей, по нуждѣ прилагая свои, кажется не погрѣшаемъ: Ежели и даромъ прочитаютъ записку, убытку мало, а душамъ полезно.

 На леченіе Л: да будетъ Божіе Благословеніе; но удивительно отъ чего её постигаетъ такая болѣзнь: судьбы Божіи бездна многа, и не постижима. Ужъ письма твои насилу прочитываемъ, весьма трудно,- извиняемъ себя тѣмъ, что опасаешся вѣсу лишняго: Заблаговременно прикинь на вѣсы бумагу и конвертъ и увидишь. Нѣтъ, лучше сказать такая привычка

4е Февраля 1838 года

 

Письмо 11е

 

 

 Христосъ воскресенье

 Достопочтенная о Господѣ Мати Т.!

 На послѣднее письмо М: Игум: отвѣчали мы отъ 26го Марта, гдѣ писали къ тебѣ, и къ М: Л:; а 1го числа сего месяца получили твое писаніе, съ приложеніемъ твоей записки отъ А: Коб:, просящей отъ тебя совѣта, что ей дѣлать? Куда себя посвятить, въ Монастырь ли вступить, или замужъ идти;- ты же давъ ей отвѣтъ по своему разуму, просишъ меня Леонида написать; то какъ Богъ возвѣститъ въ ея пользу, такъ какъ она и сама желаетъ имѣть отъ меня наставленіе:- Не имѣя прозрѣнія о будущемъ, и не зная глубины судебъ Божіихъ, не смѣю взять на себя сего, чтобы рѣшительно дать отвѣтъ на столь важный предмѣтъ; но сколько могу, предлагаю отъ писаній на разсужденіе: въ ней видно колебаніе на обѣ стороны, и кажется имѣть совершеннаго званія къ Монастырской жизни, и онаго огня, о которомъ пишетъ Лѣствичникъ: какъ скоро почувствуешь его, то бѣжи скорѣе во Обитель. Случившееся ей маленькое горе, окучбило ее, и тутъ стала просить Бога, датъ ей мысль

<4752>

пойдти въ Монастырь; а того же видно не знаетъ, что въ Монастырской жизни, болѣе скорбѣй встрѣтится; а которые позваны Богомъ, пріуготовляютъ себя заблаговременно къ онымъ, и искушаютъ себя. Св. İоаннъ Лѣствичникъ пишетъ:,, всѣ оставившіе міръ, сотворили сіе, или ради будущаго Царствія, или ради множества грѣховъ своихъ, или ради любве Божія; ежели же ни одно изъ сихъ не предварило, то отшествіе оное безсловесно есть; ,, всѣхъ ради оныхъ, т: е: Царствія, грѣховъ и любви, претерпѣваетъ человѣкъ скорби, и сопротивляется стростямъ;- не имѣвшіе- же таковаго произволенія, не будетъ ли труденъ для нея путь Монастырской жизни? паче же когда она имѣетъ еще сомнѣніе ибоязнь — ежели не понесетъ Монастырской жизни, и выйдетъ,- то пропадетъ.

 Она совѣршеннаго обѣта не давала Богу идти в Монастырь; а только отъ скорби просила Бога дать ей мысль сію; но намерена еще это лѣто пофрантить, пока міръ наскучитъ: въ такомъ устроеніи, ежели дать ей совѣтъ идти въ Монастырь,- значитъ чтобы невольно ее принудить къ сему; и позжѣ когда встрѣтится что нибудь сопротивное, она будетъ раскаеватся и роптать на совѣтниковъ своихъ.

 Она не согрѣшитъ, ежели посягнетъ на заму/ж/ство; ибо Св. Апостолъ Павелъ пишетъ къ Коринфяномъ въ 1мъ посланіи, въ 7й главѣ, стихъ 3й;,, глаголюже без[ъ]-брачнымъ и вдовицамъ, добро имъ есть, аще пребудутъ яко же и азъ; аще ли не удержатся, да посягаютъ. Лучше бо есть женитися, нежели растизатися:,, стихъ 28й ,, и аще посяжетъ дѣва, не согрѣшила есть, скорбь же плоти имѣть будутъ таковіи:,, стихъ 34й ,, раздѣлися же на и дѣва, не посягшая печется о Господнихъ да есть свята и тѣломъ и духомъ; а посягшая печется о мірскихъ, како угодите мужу.,, стихъ 38й ,, тѣмъ же и вдаяй браку свою дѣву добрѣ творить, и не вдаяй лучше творить.,, смотри какъ Св. Апостолъ мудрено научаетъ, бракъ не укоряетъ, но безбрачныхъ предпочитаетъ; когда Апостоли говорили Господу: (Матф. Слов. 19. стихъ 10 и 11.),, аще тако есть вина человѣку съ женою, лучше есть не женитися; Онъ рае имъ: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имъ же дано есть, и могій вмѣстите да вмѣститъ.,, Изъ сего видно, что Господь не нудитъ людей къ безсупружному житію, но отдаетъ на волю; и что на сохраненіе въ дѣвствѣ должно быть званіе Божіе и помощь. Но какъ она опасается и вышедши за мужъ, что будетъ несчстлива, и въ томъ и въ другомъ двоедушествуетъ: хочетъ же вездѣ блаженствовать; я упомянулъ, что въ Монастырѣ нельзя

<4753>

пойдти въ Монастырь; а того же видно не знаетъ, что въ Монастырской жизни, болѣе скорбѣй встрѣтится; а которые позваны Богомъ, пріуготовляютъ себя заблаговременно къ онымъ, и искушаютъ себя. Св. İоаннъ Лѣствичникъ пишетъ:,, всѣ оставившіе міръ, сотворили сіе, или ради будущаго Царствія, или ради множества грѣховъ своихъ, или ради любве Божія; ежели же ни одно изъ сихъ не предварило, то отшествіе оное безсловесно есть; ,, всѣхъ ради оныхъ, т: е: Царствія, грѣховъ и любви, претерпѣваетъ человѣкъ скорби, и сопротивляется стростямъ;- не имѣвшіе- же таковаго произволенія, не будетъ ли труденъ для нея путь Монастырской жизни? паче же когда она имѣетъ еще сомнѣніе ибоязнь — ежели не понесетъ Монастырской жизни, и выйдетъ,- то пропадетъ.

 Она совѣршеннаго обѣта не давала Богу идти в Монастырь; а только отъ скорби просила Бога дать ей мысль сію; но намерена еще это лѣто пофрантить, пока міръ наскучитъ: въ такомъ устроеніи, ежели дать ей совѣтъ идти въ Монастырь,- значитъ чтобы невольно ее принудить къ сему; и позжѣ когда встрѣтится что нибудь сопротивное, она будетъ раскаеватся и роптать на совѣтниковъ своихъ.

 Она не согрѣшитъ, ежели посягнетъ на заму/ж/ство; ибо Св. Апостолъ Павелъ пишетъ къ Коринфяномъ въ 1мъ посланіи, въ 7й главѣ, стихъ 3й; ,, глаголюже без[ъ]-брачнымъ и вдовицамъ, добро имъ есть, аще пребудутъ яко же и азъ; аще ли не удержатся, да посягаютъ. Лучше бо есть женитися, нежели растизатися:,, стихъ 28й ,, и аще посяжетъ дѣва, не согрѣшила есть, скорбь же плоти имѣть будутъ таковіи:,, стихъ 34й ,, раздѣлися же на и дѣва, не посягшая печется о Господнихъ да есть свята и тѣломъ и духомъ; а посягшая печется о мірскихъ, како угодите мужу.,, стихъ 38й ,, тѣмъ же и вдаяй браку свою дѣву добрѣ творить, и не вдаяй лучше творить.,, смотри какъ Св. Апостолъ мудрено научаетъ, бракъ не укоряетъ, но безбрачныхъ предпочитаетъ; когда Апостоли говорили Господу: (Матф. Слов. 19. стихъ 10 и 11.),, аще тако есть вина человѣку съ женою, лучше есть не женитися; Онъ рае имъ: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имъ же дано есть, и могій вмѣстите да вмѣститъ.,, Изъ сего видно, что Господь не нудитъ людей къ безсупружному житію, но отдаетъ на волю; и что на сохраненіе въ дѣвствѣ должно быть званіе Божіе и помощь. Но какъ она опасается и вышедши за мужъ, что будетъ несчстлива, и въ томъ и въ другомъ двоедушествуетъ: хочетъ же вездѣ блаженствовать; я упомянулъ, что въ Монастырѣ нельзя

 <4754>

избѣжать скорби, да и въ мiрѣ оныхъ изобильно; и ни кто не похвалится безскорбною жизнiю; только та разница, что въ Монастырѣ несутъ скорби Царствiя ради и любве Божiя; а въ мiрѣ иногда страдаютъ отъ плоти, мiра и дiавола,- налагающихъ на нихъ тяжелыя вериги, которы[и]/е/ препятствуютъ идти путемъ заповѣдей Божiихъ, предлежащихъ всякому Христiанину. Ежелижъ кто рѣшительно расположился въ сердцѣ своемъ идти въ Монастырь, и послѣ прельстится мiрскою суетою, и мнимымъ счастiемъ выгодныхъ жениховъ, /и/ вступитъ въ супружество, а паче еще по пристрастной любви, то не избѣжитъ наказанiя и не минуемо постраждетъ отъ многообразныхъ искушенiй; сему многiе примѣры на опыт[е]/ѣ/ намъ извѣстны. Въ такомъ е[е]/я/ двоедушномъ положенiи, совѣтую ей молиться Господу Богу, не о томъ, чтобы далъ мысль идти въ Монастырь, но чтобы устроилъ такъ, какъ Его угодно волѣ, и какъ будетъ ей полезно; и ожидать преклоненiя сердечныхъ чувствъ, на которую сторону больше будетъ оный клониться, и познавать изъ сего волю Божiю; Который уже и случаи к сему расположитъ; молясь же не предавать себя излишней разсѣянности и ф/р/антовству, но сохранять себя въ благочестивомъ упражненiи; вѣдь и бракъ есть великое таинство, къ коему приступать должно не в[ѣ]/е/птѣвшись, а молвившись Богу, и предъ онымъ исповѣдаться и Св. тайнамъ пригоститься, повѣлеваетъ Св: Церковь; а когда будетъ и молиться, но дѣлать противное, разсѣеваться и франтить: то сердце преклонится скоро къ мiру, но это не чрезъ молитву и не по волѣ Божiей, а отъ того, что,, тлятъ обычаи благи бѣсѣды злые”;- она говоритъ, что молилась, но грѣшница; ктожъ будетъ молясь считать себя праведнымъ, ясно покажетъ свое безумiе. Мытарь былъ грѣшенъ, молился и былъ услышанъ;- учатъ Отцы Святiи, кто не помышляетъ себя грѣшна, молитва его нѣсть благопрiятна Богу; пусть молится хотя грѣшна, но со смир[ѣ]/е/нiемъ, и Богъ прiиметъ ее. Вотъ что могъ написать къ ей наставленiю; а ты можешь ей передать сiю матерiю, и какъ Богъ ее наставитъ, такъ и да сотворитъ.

 Ты пишешь о возставшей противъ тебя зависти, отъ участвующихъ въ Леонидиномъ положенiи: это/го/ нечего опасат/ь/ся; онѣ не могутъ ничего тебѣ причинить, чего Богъ не попуститъ. Некоторiи нечего опасаться, чтобы я ее понудилъ ходить паки къ М: Л:, это состоитъ не въ моей волѣ, но въ совѣсти и въ произволенiи всякаго. Отъ зубной болѣзни,

<4755>

избѣжать скорби, да и въ мiрѣ оныхъ изобильно; и ни кто не похвалится безскорбною жизнiю; только та разница, что въ Монастырѣ несутъ скорби Царствiя ради и любве Божiя; а въ мiрѣ иногда страдаютъ отъ плоти, мiра и дiавола,- налагающихъ на нихъ тяжелыя вериги, которы[и]/е/ препятствуютъ идти путемъ заповѣдей Божiихъ, предлежащихъ всякому Христiанину. Ежелижъ кто рѣшительно расположился въ сердцѣ своемъ идти въ Монастырь, и послѣ прельстится мiрскою суетою, и мнимымъ счастiемъ выгодныхъ жениховъ, /и/ вступитъ въ супружество, а паче еще по пристрастной любви, то не избѣжитъ наказанiя и не минуемо постраждетъ отъ многообразныхъ искушенiй; сему многiе примѣры на опыт[е]/ѣ/ намъ извѣстны. Въ такомъ е[е]/я/ двоедушномъ положенiи, совѣтую ей молиться Господу Богу, не о томъ, чтобы далъ мысль идти въ Монастырь, но чтобы устроилъ такъ, какъ Его угодно волѣ, и какъ будетъ ей полезно; и ожидать преклоненiя сердечныхъ чувствъ, на которую сторону больше будетъ оный клониться, и познавать изъ сего волю Божiю; Который уже и случаи к сему расположитъ; молясь же не предавать себя излишней разсѣянности и ф/р/антовству, но сохранять себя въ благочестивомъ упражненiи; вѣдь и бракъ есть великое таинство, къ коему приступать должно не в[ѣ]/е/птѣвшись<?>, а молвившись Богу, и предъ онымъ исповѣдаться и Св. тайнамъ пригоститься, повѣлеваетъ Св: Церковь; а когда будетъ и молиться, но дѣлать противное, разсѣеваться и франтить: то сердце преклонится скоро къ мiру, но это не чрезъ молитву и не по волѣ Божiей, а отъ того, что,, тлятъ обычаи благи бѣсѣды злые”;- она говоритъ, что молилась, но грѣшница; ктожъ будетъ молясь считать себя праведнымъ, ясно покажетъ свое безумiе. Мытарь былъ грѣшенъ, молился и былъ услышанъ;- учатъ Отцы Святiи, кто не помышляетъ себя грѣшна, молитва его нѣсть благопрiятна Богу; пусть молится хотя грѣшна, но со смир[ѣ]/е/нiемъ, и Богъ прiиметъ ее. Вотъ что могъ написать къ ей наставленiю; а ты можешь ей передать сiю матерiю, и какъ Богъ ее наставитъ, такъ и да сотворитъ.

 Ты пишешь о возставшей противъ тебя зависти, отъ участвующихъ въ Леонидиномъ положенiи: это/го/ нечего опасат/ь/ся; онѣ не могутъ ничего тебѣ причинить, чего Богъ не попуститъ. Некоторiи нечего опасаться, чтобы я ее понудилъ ходить паки къ М: Л:, это состоитъ не въ моей волѣ, но въ совѣсти и въ произволенiи всякаго. Отъ зубной болѣзни,

<4756>

когда какiя лѣкарства помогаютъ, почемужъ въ надеждѣ на помощь Божiю ихъ не употребить.

9 Апрѣля, 1838 года.

 

Письмо 12е.

 

 Почтенная о Гоподѣ Мат. Т.!

Нельзя помрачить сей истинны, что мы недостаточны вполнѣ удовлетворить отвѣтами многосложные твои писанiя; но имѣемъ произволенiе, сколько можемъ, въ нужныхъ пунктахъ отвѣтствовать. На 1е твое письмо, почти не находимъ что и писать, для того, что ты дѣлавши изъ человѣколюбiя къ N, ежели въ чемъ либо побѣдилась страстiю, укоривъ Мат. Л: и П:, видя ихъ сучьки, а свое бревно забывши,- то вѣрно уже о семъ принесла Мат. должное раскаянiе и получила прощенiе. Что же тебѣ Т. и Е: говорили, о семъ мы не упоминаемъ; дай Богъ имъ положить начало багое. На 2е же письмо тоже значительныхъ матерiй нѣтъ; за прiемлемые тобою отъ насъ укоризны, не приписываемъ тебѣ похвалы, ибо,, хваляй въ лице брата, предастъ душу его врагу”; но желаемъ, чтобы ты не смиреннословiемъ только себя украшала, а чтобы истинно себя таковою, какъ говоришь о себѣ, сознавала; а сему тогда повѣримъ, когда ни кого хуже себя не поставимъ; не поставимъ же тогда, когда удержимъ языкъ отъ укоризны на другихъ; вѣдь,, отъ избытка сердца уста глаголютъ”. Сама не можешь отъ другихъ [пере]/при/нять; поставь же себя на ихъ мѣстѣ, когда хочешь что-такое сказать. О. Алексѣй писалъ къ тебѣ отъ своего ума, а не отъ нашего наученiя, что писать. Просимъ принять отъ него а не отъ насъ. Мы письмо его читали, но прежде ничего не предваряли; что касается до меня Макарiя, какъ тебѣ прежде показалось, будто я тебя браню,- я о се[я]/мъ/ вещи вещи не имаиъ, это дѣло не мое, но по вѣрѣ твоей, благодать, дѣйствующая и недостойнымъ: оружiе похвалы не иматъ, но художникъ, онымъ дѣйствуяй.

25 Октября 1838 года

 

 

 Письмо 13е

 

 

 О лицѣ оскорбляющемъ тебя, или не тебя, но болѣе твоихъ приверженныхъ, молись Богу, ибо молитва

<4757>

за враговъ, смягчаетъ ихъ сердца; и уничижи себя, найди вину въ себѣ, и ненавиди оправданiя. Прочти бесѣды Св: Зосимы, изъ коихъ можешь обрѣсти пользу. Ты жалѣешь о юныхъ; но и для нихъ нуженъ искусъ къ стяжанiю терпѣнiя и къ познанiю своей немощи. Твое дѣло и въ сихъ случаяхъ побуждать ихъ къ перенесенiю укоризнъ хотя и напрасныхъ. И какъ имъ внушать, такъ и самой принимать таковыхъ людей, орудiемъ правды Божiей, дѣйствующимъ въ дѣлѣ нашего спасенiя, какъ пишетъ Св. Апостолъ:,, Аще неправда наша другъ къ другу, правду Божiю въ насъ содѣлываетъ, то что речемъ?” Во всемъ же прочемъ написанномъ тобою о своихъ немощахъ, Господь силенъ даровать тебѣ прощенiе. За симъ поручая тебя и сестръ, къ тебѣ благорасположенныхъ, покрову Божiю, съ желанiемъ вамъ мира здравiя и спасенiя. и проч…..

26го Nоября 1838 года.