Письмо 10е
Не находимъ противодостойно
отвѣтствовать, на многосложное твое писаніе Мати Т:- умы нашихъ понятій
весьма сокращенные, а письмы пространны: что скажемъ, и что возглаголемъ?
называешь себя укоризненными именами, а людей чортомъ бранишь, и другими
укоризнами пропекаешь. Можетъ ли Зловѣнная, когда это есть въ
чувствѣ, людскія пороки видѣть и укорять?- не прельщая ложнымъ
своимъ мнимосми-
<4751>
рвеніемъ; но
простѣе поступай, и будешь спокойнѣе. О семъ радуемся, что Господь
даровалъ мирнѣе перваго устроеніе, и болѣе желаемъ умудрятися во
бранѣхъ духовныхъ.
Анна Аполосовна за свою строптивое устроеніе,
сама себя наказуетъ не находя мира, тишины и спокойствія; когда обратится къ
смиренію, тогда увидитъ лучшій путь. Также и о Федосьи можно тоже сказать; да
она видно щеточка прочищающая серебрецо ваше отъ ржавчины: послѣ и сама
прочистится.
О поминовеніи родителей, по нуждѣ
прилагая свои, кажется не погрѣшаемъ: Ежели и даромъ прочитаютъ записку,
убытку мало, а душамъ полезно.
На леченіе Л: да будетъ Божіе Благословеніе;
но удивительно отъ чего её постигаетъ такая болѣзнь: судьбы Божіи бездна
многа, и не постижима. Ужъ письма твои насилу прочитываемъ, весьма трудно,-
извиняемъ себя тѣмъ, что опасаешся вѣсу лишняго: Заблаговременно
прикинь на вѣсы бумагу и конвертъ и увидишь. Нѣтъ, лучше сказать
такая привычка
4е Февраля
1838 года
Письмо 11е
Христосъ воскресенье
Достопочтенная о Господѣ Мати Т.!
На послѣднее
письмо М: Игум: отвѣчали мы отъ 26го Марта, гдѣ писали
къ тебѣ, и къ М: Л:; а 1го числа сего месяца получили твое
писаніе, съ приложеніемъ твоей записки отъ А: Коб:, просящей отъ тебя
совѣта, что ей дѣлать? Куда себя посвятить, въ Монастырь ли
вступить, или замужъ идти;- ты же давъ ей отвѣтъ по своему разуму,
просишъ меня Леонида написать; то какъ Богъ возвѣститъ въ ея пользу, такъ
какъ она и сама желаетъ имѣть отъ меня наставленіе:- Не имѣя
прозрѣнія о будущемъ, и не зная глубины судебъ Божіихъ, не смѣю
взять на себя сего, чтобы рѣшительно дать
отвѣтъ на столь важный предмѣтъ; но сколько могу, предлагаю отъ
писаній на разсужденіе: въ ней видно колебаніе на обѣ стороны, и кажется
имѣть совершеннаго званія къ Монастырской жизни, и онаго огня, о которомъ
пишетъ Лѣствичникъ: какъ скоро почувствуешь его, то бѣжи скорѣе
во Обитель. Случившееся ей маленькое горе, окучбило
ее, и тутъ стала просить Бога, датъ ей мысль
<4752>
пойдти въ Монастырь; а
того же видно не знаетъ, что въ Монастырской жизни, болѣе скорбѣй
встрѣтится; а которые позваны Богомъ, пріуготовляютъ себя заблаговременно
къ онымъ, и искушаютъ себя. Св. İоаннъ Лѣствичникъ пишетъ:,,
всѣ оставившіе міръ, сотворили сіе, или ради будущаго Царствія, или ради
множества грѣховъ своихъ, или ради любве Божія; ежели же ни одно изъ сихъ
не предварило, то отшествіе оное безсловесно есть; ,, всѣхъ ради оныхъ,
т: е: Царствія, грѣховъ и любви, претерпѣваетъ человѣкъ
скорби, и сопротивляется стростямъ;- не имѣвшіе- же таковаго
произволенія, не будетъ ли труденъ для нея путь Монастырской жизни? паче же
когда она имѣетъ еще сомнѣніе ибоязнь — ежели не понесетъ
Монастырской жизни, и выйдетъ,- то пропадетъ.
Она совѣршеннаго обѣта не давала
Богу идти в Монастырь; а только отъ скорби просила Бога дать ей мысль сію; но
намерена еще это лѣто пофрантить, пока міръ
наскучитъ: въ такомъ устроеніи, ежели дать ей совѣтъ идти въ Монастырь,-
значитъ чтобы невольно ее принудить къ сему; и позжѣ когда
встрѣтится что нибудь сопротивное, она будетъ раскаеватся и роптать на
совѣтниковъ своихъ.
Она не согрѣшитъ, ежели посягнетъ на
заму/ж/ство; ибо Св. Апостолъ Павелъ пишетъ къ Коринфяномъ въ 1мъ
посланіи, въ 7й главѣ, стихъ 3й;,, глаголюже без[ъ]-брачнымъ и вдовицамъ, добро имъ есть, аще пребудутъ яко
же и азъ; аще ли не удержатся, да посягаютъ. Лучше бо есть женитися, нежели
растизатися:,, стихъ 28й ,, и аще
посяжетъ дѣва, не согрѣшила есть, скорбь же плоти имѣть
будутъ таковіи:,, стихъ 34й ,, раздѣлися же на и
дѣва, не посягшая печется о Господнихъ да есть свята и тѣломъ и
духомъ; а посягшая печется о мірскихъ, како угодите мужу.,, стихъ 38й ,,
тѣмъ же и вдаяй браку свою дѣву добрѣ творить, и не вдаяй
лучше творить.,, смотри какъ Св. Апостолъ мудрено научаетъ, бракъ не
укоряетъ, но безбрачныхъ предпочитаетъ; когда Апостоли говорили Господу: (Матф.
Слов. 19. стихъ 10 и 11.),, аще тако есть вина человѣку съ женою,
лучше есть не женитися; Онъ рае имъ: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имъ же дано есть, и могій вмѣстите да вмѣститъ.,,
Изъ сего видно, что Господь не нудитъ людей къ безсупружному житію, но отдаетъ
на волю; и что на сохраненіе въ дѣвствѣ должно быть званіе Божіе и
помощь. Но какъ она опасается и вышедши за мужъ, что будетъ несчстлива, и въ
томъ и въ другомъ двоедушествуетъ: хочетъ же вездѣ блаженствовать; я
упомянулъ, что въ Монастырѣ нельзя
<4753>
пойдти въ Монастырь; а
того же видно не знаетъ, что въ Монастырской жизни, болѣе скорбѣй
встрѣтится; а которые позваны Богомъ, пріуготовляютъ себя заблаговременно
къ онымъ, и искушаютъ себя. Св. İоаннъ Лѣствичникъ пишетъ:,,
всѣ оставившіе міръ, сотворили сіе, или ради будущаго Царствія, или ради
множества грѣховъ своихъ, или ради любве Божія; ежели же ни одно изъ сихъ
не предварило, то отшествіе оное безсловесно есть; ,, всѣхъ ради оныхъ,
т: е: Царствія, грѣховъ и любви, претерпѣваетъ человѣкъ
скорби, и сопротивляется стростямъ;- не имѣвшіе- же таковаго
произволенія, не будетъ ли труденъ для нея путь Монастырской жизни? паче же
когда она имѣетъ еще сомнѣніе ибоязнь — ежели не понесетъ
Монастырской жизни, и выйдетъ,- то пропадетъ.
Она совѣршеннаго обѣта не давала
Богу идти в Монастырь; а только отъ скорби просила Бога дать ей мысль сію; но
намерена еще это лѣто пофрантить, пока міръ
наскучитъ: въ такомъ устроеніи, ежели дать ей совѣтъ идти въ Монастырь,-
значитъ чтобы невольно ее принудить къ сему; и позжѣ когда
встрѣтится что нибудь сопротивное, она будетъ раскаеватся и роптать на
совѣтниковъ своихъ.
Она не согрѣшитъ, ежели посягнетъ на
заму/ж/ство; ибо Св. Апостолъ Павелъ пишетъ къ Коринфяномъ въ 1мъ
посланіи, въ 7й главѣ, стихъ 3й; ,,
глаголюже без[ъ]-брачнымъ и вдовицамъ, добро имъ есть, аще пребудутъ яко же
и азъ; аще ли не удержатся, да посягаютъ. Лучше бо есть женитися, нежели
растизатися:,, стихъ 28й ,, и аще
посяжетъ дѣва, не согрѣшила есть, скорбь же плоти имѣть
будутъ таковіи:,, стихъ 34й ,, раздѣлися же на и
дѣва, не посягшая печется о Господнихъ да есть свята и тѣломъ и
духомъ; а посягшая печется о мірскихъ, како угодите мужу.,, стихъ 38й ,,
тѣмъ же и вдаяй браку свою дѣву добрѣ творить, и не вдаяй
лучше творить.,, смотри какъ Св. Апостолъ мудрено научаетъ, бракъ не
укоряетъ, но безбрачныхъ предпочитаетъ; когда Апостоли говорили Господу: (Матф.
Слов. 19. стихъ 10 и 11.),, аще тако есть вина
человѣку съ женою, лучше есть не женитися; Онъ рае имъ: не вси
вмѣщаютъ словесе сего, но имъ же дано есть, и могій вмѣстите да вмѣститъ.,,
Изъ сего видно, что Господь не нудитъ людей къ безсупружному житію, но отдаетъ
на волю; и что на сохраненіе въ дѣвствѣ должно быть званіе
Божіе и помощь. Но какъ она опасается и вышедши за мужъ, что будетъ несчстлива,
и въ томъ и въ другомъ двоедушествуетъ: хочетъ же вездѣ блаженствовать; я
упомянулъ, что въ Монастырѣ нельзя
<4754>
избѣжать
скорби, да и въ мiрѣ оныхъ изобильно; и ни кто не похвалится безскорбною
жизнiю; только та разница, что въ Монастырѣ несутъ скорби
Царствiя ради и любве Божiя; а въ мiрѣ иногда страдаютъ отъ плоти, мiра и
дiавола,- налагающихъ на нихъ тяжелыя вериги, которы[и]/е/ препятствуютъ идти
путемъ заповѣдей Божiихъ, предлежащихъ
всякому Христiанину. Ежелижъ кто
рѣшительно расположился въ сердцѣ своемъ идти въ Монастырь, и
послѣ прельстится мiрскою суетою, и мнимымъ счастiемъ выгодныхъ жениховъ,
/и/ вступитъ въ супружество, а паче еще по пристрастной любви, то не
избѣжитъ наказанiя и не минуемо постраждетъ отъ многообразныхъ искушенiй;
сему многiе примѣры на опыт[е]/ѣ/ намъ извѣстны. Въ такомъ е[е]/я/ двоедушномъ положенiи, совѣтую ей молиться Господу
Богу, не о томъ, чтобы далъ мысль идти въ Монастырь, но чтобы устроилъ такъ,
какъ Его угодно волѣ, и какъ будетъ ей полезно; и ожидать преклоненiя сердечныхъ
чувствъ, на которую сторону больше будетъ оный клониться, и познавать изъ сего
волю Божiю; Который уже и случаи к сему расположитъ;
молясь же не предавать себя излишней разсѣянности и ф/р/антовству, но
сохранять себя въ благочестивомъ упражненiи; вѣдь и бракъ есть великое
таинство, къ коему приступать должно не в[ѣ]/е/птѣвшись, а
молвившись Богу, и предъ онымъ исповѣдаться и Св. тайнамъ пригоститься,
повѣлеваетъ Св: Церковь; а когда будетъ и
молиться, но дѣлать противное, разсѣеваться и франтить: то сердце
преклонится скоро къ мiру, но это не чрезъ молитву и не по волѣ Божiей, а
отъ того, что,, тлятъ обычаи благи бѣсѣды злые”;- она говоритъ, что
молилась, но грѣшница; ктожъ будетъ молясь считать себя
праведнымъ, ясно покажетъ свое безумiе. Мытарь былъ грѣшенъ, молился и
былъ услышанъ;- учатъ Отцы Святiи, кто не помышляетъ себя грѣшна, молитва
его нѣсть благопрiятна Богу; пусть молится хотя грѣшна, но со
смир[ѣ]/е/нiемъ, и Богъ прiиметъ ее. Вотъ что
могъ написать къ ей наставленiю; а ты можешь ей передать
сiю матерiю, и какъ Богъ ее наставитъ, такъ и да сотворитъ.
Ты пишешь о возставшей противъ тебя зависти,
отъ участвующихъ въ Леонидиномъ положенiи: это/го/ нечего опасат/ь/ся;
онѣ не могутъ ничего тебѣ причинить, чего Богъ не попуститъ.
Некоторiи нечего опасаться, чтобы я ее понудилъ ходить паки къ М: Л:, это
состоитъ не въ моей волѣ, но въ совѣсти и въ произволенiи всякаго.
Отъ зубной болѣзни,
<4755>
избѣжать
скорби, да и въ мiрѣ оныхъ изобильно; и ни кто не похвалится безскорбною
жизнiю; только та разница, что въ Монастырѣ несутъ скорби
Царствiя ради и любве Божiя; а въ мiрѣ иногда страдаютъ отъ плоти, мiра и
дiавола,- налагающихъ на нихъ тяжелыя вериги, которы[и]/е/ препятствуютъ идти
путемъ заповѣдей Божiихъ, предлежащихъ
всякому Христiанину. Ежелижъ кто
рѣшительно расположился въ сердцѣ своемъ идти въ Монастырь, и
послѣ прельстится мiрскою суетою, и мнимымъ счастiемъ выгодныхъ жениховъ,
/и/ вступитъ въ супружество, а паче еще по пристрастной любви, то не
избѣжитъ наказанiя и не минуемо постраждетъ отъ многообразныхъ искушенiй;
сему многiе примѣры на опыт[е]/ѣ/ намъ извѣстны. Въ такомъ е[е]/я/ двоедушномъ положенiи, совѣтую ей молиться Господу
Богу, не о томъ, чтобы далъ мысль идти въ Монастырь, но чтобы устроилъ такъ,
какъ Его угодно волѣ, и какъ будетъ ей полезно; и ожидать преклоненiя
сердечныхъ чувствъ, на которую сторону больше будетъ оный клониться, и
познавать изъ сего волю Божiю; Который уже и случаи к
сему расположитъ; молясь же не предавать себя излишней разсѣянности и
ф/р/антовству, но сохранять себя въ благочестивомъ упражненiи; вѣдь и
бракъ есть великое таинство, къ коему приступать должно не
в[ѣ]/е/птѣвшись<?>, а молвившись Богу, и предъ онымъ
исповѣдаться и Св. тайнамъ пригоститься, повѣлеваетъ Св: Церковь;
а когда будетъ и молиться, но дѣлать противное,
разсѣеваться и франтить: то сердце преклонится скоро къ мiру, но это не
чрезъ молитву и не по волѣ Божiей, а отъ того, что,, тлятъ обычаи благи
бѣсѣды злые”;- она говоритъ, что молилась, но грѣшница;
ктожъ будетъ молясь считать себя праведнымъ, ясно покажетъ свое безумiе. Мытарь
былъ грѣшенъ, молился и былъ услышанъ;- учатъ Отцы Святiи, кто не
помышляетъ себя грѣшна, молитва его нѣсть благопрiятна Богу; пусть
молится хотя грѣшна, но со смир[ѣ]/е/нiемъ, и Богъ прiиметъ
ее. Вотъ что могъ написать къ ей наставленiю; а ты можешь ей
передать сiю матерiю, и какъ Богъ ее наставитъ, такъ и да сотворитъ.
Ты пишешь о возставшей противъ тебя зависти,
отъ участвующихъ въ Леонидиномъ положенiи: это/го/ нечего опасат/ь/ся;
онѣ не могутъ ничего тебѣ причинить, чего Богъ не попуститъ.
Некоторiи нечего опасаться, чтобы я ее понудилъ ходить паки къ М: Л:, это
состоитъ не въ моей волѣ, но въ совѣсти и въ произволенiи всякаго.
Отъ зубной болѣзни,
<4756>
когда какiя
лѣкарства помогаютъ, почемужъ въ надеждѣ на помощь Божiю ихъ не
употребить.
9 Апрѣля, 1838
года.
Письмо 12е.
Почтенная о Гоподѣ Мат. Т.!
Нельзя помрачить сей
истинны, что мы недостаточны вполнѣ удовлетворить отвѣтами
многосложные твои писанiя; но имѣемъ произволенiе, сколько можемъ, въ
нужныхъ пунктахъ отвѣтствовать. На 1е твое
письмо, почти не находимъ что и писать, для того, что ты дѣлавши изъ
человѣколюбiя къ N,
ежели въ чемъ либо побѣдилась страстiю, укоривъ Мат. Л: и П:, видя ихъ
сучьки, а свое бревно забывши,- то вѣрно уже о семъ принесла Мат. должное
раскаянiе и получила
прощенiе. Что же
тебѣ Т. и Е: говорили, о семъ мы не упоминаемъ; дай Богъ имъ положить
начало багое. На 2е же письмо тоже значительныхъ
матерiй нѣтъ; за прiемлемые тобою отъ насъ укоризны, не приписываемъ
тебѣ похвалы, ибо,, хваляй въ лице брата, предастъ душу его врагу”; но
желаемъ, чтобы ты не смиреннословiемъ только себя украшала, а чтобы истинно
себя таковою, какъ говоришь о себѣ, сознавала; а сему тогда
повѣримъ, когда ни кого хуже себя не поставимъ; не поставимъ же тогда,
когда удержимъ языкъ отъ укоризны на другихъ; вѣдь,, отъ избытка сердца
уста глаголютъ”. Сама не можешь отъ другихъ [пере]/при/нять; поставь же себя на
ихъ мѣстѣ, когда хочешь что-такое сказать. О. Алексѣй писалъ
къ тебѣ отъ своего ума, а не отъ нашего наученiя, что писать. Просимъ
принять отъ него а не отъ насъ. Мы письмо его читали, но
прежде ничего не предваряли; что касается до меня Макарiя, какъ тебѣ
прежде показалось, будто я тебя браню,- я о се[я]/мъ/ вещи вещи не имаиъ, это
дѣло не мое, но по вѣрѣ твоей, благодать, дѣйствующая и
недостойнымъ: оружiе похвалы не иматъ, но художникъ, онымъ дѣйствуяй.
25 Октября 1838 года
Письмо 13е
О лицѣ оскорбляющемъ тебя, или не тебя,
но болѣе твоихъ приверженныхъ, молись Богу, ибо молитва
<4757>
за враговъ, смягчаетъ
ихъ сердца; и уничижи себя, найди вину въ себѣ, и ненавиди оправданiя.
Прочти бесѣды Св: Зосимы, изъ коихъ можешь обрѣсти пользу. Ты
жалѣешь о юныхъ; но и для нихъ нуженъ искусъ къ стяжанiю терпѣнiя и
къ познанiю своей немощи. Твое дѣло и въ сихъ случаяхъ побуждать ихъ къ
перенесенiю укоризнъ хотя и напрасныхъ. И какъ имъ внушать, такъ и самой
принимать таковыхъ людей, орудiемъ правды Божiей, дѣйствующимъ въ
дѣлѣ нашего спасенiя, какъ пишетъ Св. Апостолъ:,, Аще неправда наша
другъ къ другу, правду Божiю въ насъ содѣлываетъ, то что речемъ?” Во
всемъ же прочемъ написанномъ тобою о своихъ немощахъ, Господь силенъ даровать
тебѣ прощенiе. За симъ поручая тебя и сестръ, къ тебѣ
благорасположенныхъ, покрову Божiю, съ желанiемъ вамъ мира здравiя и спасенiя.
и проч…..
26го Nоября
1838 года.