Письмо 14е

 

 

 Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т:!

 

 Получа письма отъ Мат: Игуменiи, тутъ же и отъ тебя, отъ 2го чис. Генваря посланные; отвѣчали къ Матушкѣ въ Курскъ, по ее назначенiю, 14 Генваря; и ожидали отъ нее о послѣдствiяхъ, какiя будутъ, увѣдомленiя; и тогда уже хотѣли и на твое многосложное письмо, по мѣрѣ скуднаго ума нашего, отвѣтствовати; но ты предварила наше намѣренiе вторымъ твоимъ писанiемъ отъ 17го числа, съ строгимъ предписанiемъ, дабы съ первою почтою отвѣтствовать. Что дѣлать; мы отъ послушанiя не прочь;- начинаемъ на 1е письмо твое: оправдались въ скорописанiи и неразборчивости твоихъ писемъ, резоны довольно уважительные, и мы не смѣемъ болѣе взыскивать, да намъ себя то и не жалко, да глаза нужно поберегать, а отъ твоихъ писемъ ихъ не убережешь. Ошиблась ты, бѣдная, приписывая намъ такую святость, что и не читавши все знаемъ. Сего дарованiя изъ древнихъ Св: Отцовъ немногiе сподоблялись. Ложная похвала въ одномъ родѣ съ укоризною; прiемля оную, уступаемъ твоей простотѣ.

 Пишешь ты, что за людьми видишь больше чѣмъ за собою, и осуждая ихъ, прельщаешь себя, что ты не осуждаешь ихъ, будто они въ будущiй вѣкъ не спосутся; чѣмъ являеш/ь/ся сама предъ собою правою. А прочти-ка о осужденiи въ Св. Евангелiи,

<4758>

какъ важно оное; тамъ не говорятъ о оужденiи въ будущiй вѣкъ, а просто запрещаетъ Господь не осуждать, да не осуждены будемъ; и аще видишь сучецъ въ очахъ брата твоего, а бревна въ очахъ твоихъ не чуеши, велитъ прежде изъяти бревно изъ очесе своего и тогда уже изъяти сучесъ изъ очесе брата [с]/т/воего. Ежели же намъ и кажется, что у насъ нѣтъ бревна, а видимъ суче[с]/ц/ъ въ братѣ; то симъ самымъ и доказываемъ, что есть у насъ бревно. Прочти еще по внимательнѣе у св: Аввы Дорофея поученiе о еже не судити искренняго; и у св: İоанна Лѣствичника степ: 10 о клеветѣ, которая въ томъ же родѣ что и осужденiе прiемлется. Изъ сихъ ученiй можешь извлечь себѣ пользу, когда имѣешь произволенiе имъ послѣдовать.

 Ты упоминаешь о поврежденiи N; старайся имъ внушать о томъ, чѣмъ онѣ повреждаются, и когда можешь не допу[щ]/ск/ай ихъ до онаго, и съ твоей стороны сего довольно.,, Азъ посадихъ, Аполлосъ напои, а Богъ возрости”. Всѣ твои старанiя безъ свышняго призрѣнiя и безъ ихъ произволенiя, тщетны. Но ежели ты N ~ ~ твоимъ наставленiемъ и охраненiемъ находящихся въ благомъ устроенiи; не можетъ ли подкраст/ь/ся съ десной стороны въ исправленiи — гордость? Которую врачуетъ уже самъ премилосердый Господь, или попущенамъ въ страсти, или другимъ средствамъ, дабы пришли во смиренiе. Григорiя Синаита сл: 117 въ концѣ, и многiе есть сему примѣры, какъ то: Марiя анепсiя Св: Аврамiя и , иже угоди Богу въ покаянiе и паче неже во исправленiи и проч….

 Въ письмѣ о посѣщенiи Архимандрита, пишешь ты о своемъ равнодушiи къ Его дѣйствiямъ и къ возносимой тебя клеветѣ; а въ послѣднемъ письмѣ твоемъ дерзаешь даже на всѣ скорби и прiемлешь всю вину на себя. Неужели ты тверже Петра Каменя вѣры? Но и тотъ поскользнулся при случаѣ напасти. Смирись лучше и проси Господа да введетъ насъ во искушенiе по немощи нашего смысла пострадать за самонадѣянiе что либо противное.

 Мы не знаемъ будущаго, но кажется что Владыка вашъ не уволитъ Матушку отъ должности. Начальники вѣдь не шашки, надобно испытать вину, да и скоро ли найдешь опытную; а она Ему уже извѣстна.

<4759>

 Относящихся къ тебѣ можешь проводить къ М. Л., когда Мат. Игум. на сiе соблаговолитъ, а безъ того мы не совѣтуемъ садит/ь/ся тебѣ въ затворъ, и чрезъ мѣсяцъ Матушку посѣщать тебѣ очень опасно, ибо

 . Возстающихъ на тебя крамолъ ты сама бываешь нерѣдко виновница — отъ своего языка; хоть ты и не даешь совѣта на то или другое, но многословiе твое и частые входы къ Матушкѣ подаютъ поводъ о семъ думать. А можетъ быть иногда и вырвется словцо некстати о какой сестрѣ, посудить ее немощи, и тѣмъ увеличить о ней мнѣнiе въ Мат. Игум:

 Ты сама видишь себя, что ежели бы не была такъ дерзка, то и не терпѣла бы столько.

 Спрашиваешь, что тебѣ отвѣчать на письма твоей Матушки и сестрицъ? Кажется въ этомъ ты довольно искусна и можешь дать отвѣтъ такимъ простушкамъ. Конечно безъ Игум: нельзя ничего имъ отвѣчать; а паче когда тебя хотя и равнодушный объемлетъ страхъ на счетъ твоего изгнанiя? Намъ , когда не погонятъ, то нѣтъ вины благословной къ выходу. Ежели только бѣжать отъ скорбей, то тамъ ихъ болѣе встрѣтишь; ибо Ефр: ученiе вѣрно тебѣ не понравится. Здѣсь ты отсѣкала волю людямъ, а тамъ должна свою отсѣкать. И когда станешь наставницу обличать въ чемъ либо, тебѣ некажущемся, то не избѣжишь крамолы; и сомнительно, чтобы могла ты тамъ улучить безмолвное и спокойное пребыванiе. На случай же( какъ тебѣ кажется) уже неминуемаго твоего выхода изъ обители, можно къ намъ написать по ласковѣе и по учитивѣе, поблагодарить ихъ за любовь и привѣтствiе, и что по болѣзни твоей до весны не можешь рѣшительно имъ дать отвѣта на согласiе, или отказъ. А тамъ видно что будетъ, можешь и написать такъ какъ дѣла будутъ идти. Но всего лучше, когда мат: прiѣхала, то и дѣло видно, и какъ она благословитъ такъ и напиши. А наствницѣ, когда знаешь, что тебя не послушаетъ, и не пиши ничего на счетъ ея умствованiя, а просто напиши что знаешь. Для насъ мнимо — безмолвный ихъ образъ жизни что-то непонятенъ; Мат: пишетъ, что три раза въ день видится съ ними въ церкви, а о кельѣ ни слова.

4го Февраля 1839 года.

<4760>

 

 Письмо 15е.

 

 Почтенная о Господѣ Мати Т:!

 

 Оба писанiя твои мы читали, изъ коихъ видимъ и малодушiе твое и успокоенiе, чредою тебя посѣщающiя. Дивит/ь/ся сему нечего, вся наша жизнь, брань есть духовная, въ коей должно обучаться отъ случаевъ, и познавать свои немощи въ малодушiи. Ты пишешь, что тебя не престаютъ гнать. Гдѣжъ вѣра твоя въ промыслъ Божiй? Безъ попущенiя Божiя и власъ главы вашея не погибнетъ, и птица не падетъ. Считай себя заслужившею то, что на тебя скорбнаго находитъ, то великодушн[е]/ѣ/е будешь носити скорби. Вспомни сколько сама ты другимъ оныхъ причинила? которыхъ ты и не ощущала, точно такъ какъ и другiе тебѣ нанося оные не ощущаютъ. Прочти у Св. Исаака Сирина 20ю главу, да въ 57мъ словѣ статью, коей начало:,, якоже предаеши”. и проч… Кажется оный тебѣ будетъ на пользу. Да дастъ тебѣ Господь прiидти въ разумъ истинны.

 Всѣхъ вашихъ о Христѣ Сестръ поздравляемъ съ текущимъ симъ высокоторжественнымъ праздникомъ, а съ ними купно и тебя; и пожелавъ вамъ отъ Господа всѣхъ благъ, я паче душевнаго мира и спасенiя, вруча[я]/емъ/ всѣхъ васъ покрову Божiю. и проч.

30 Марта 1839 года.

 

Письмо 16е

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Мати Т:!

 

 Письмо твое отъ 15 İюня пущенное получили мы 26 İюня при отъѣздѣ батюшки въ Тихонову Пустынь, такъ что батюшка здѣсь онаго и прочитать не успѣлъ; а взялъ туда съ собою; и оттоль ко мнѣ возвратилъ не мое разсмотр[е]/ѣ/нiе отвѣчать;- исполняя послушанiе батюшк[и]/ѣ/, по силѣ слабаго моего понятiя, вникая въ обширность письма, сколько могу тебѣ отвѣтствую.

 Описанная тобою исторiя бѣдной и жалкой А:, весьма непрiятна. Она бавши у насъ, съ чѣмъ пришла, съ тѣмъ и пошла; и батюшка ни какого рѣшенiя ей не здѣлалъ, зная ее коловратность и строптивость; а сказалъ:,, молись Богу, какъ

<4761>

Онъ тебя устроитъ, а не прямо на вашу Обитель. Объ Матушкѣ же Игум: батюшка ни какого пророчества ей не дѣлалъ. Человѣческiя наставленiя, хотя и опытныхъ людей, тогда только пользуютъ, когда имѣютъ свое благое произволенiе; а безъ онаго ничто не поможетъ. Самъ Богъ, хотящiй всѣмъ спастися, не нудитъ нашей свободной воли, но ожидаетъ нашего преклоненiя къ добру. А развѣ по особому его промыслу и смотрѣнiю, броздами и уздою востягаетъ кого, не приближающихся къ Нему. Такъ и объ ней оставилъ на волю Божiю.

 Пишешь ты, что Мату: Игу: проситъ прислать для А: песочку фунтовъ 10; охотно бы желали исполнить сiе прошенiе, но не только 10ти- а и 2хъ фун: не имѣется. Вотъ уже третiй годъ [вы]/ис/ходитъ какъ выписывали оный; и съ тѣхъ поръ мало по малу весь изшелъ. Мать А: напрасно смущается и такъ думаетъ, что только и можно употреблять песокъ, который отъ батюшки, а прочiе уже нѣтъ. Все что не отъ вѣры грѣхъ. Неужели другiе хуже е[е]/я/; но всѣ съ мирнымъ духомъ кушаютъ всякой, какой могутъ въ продаж[е]/ѣ/ найти песокъ. Тожъ и ей совѣтуемъ безъ смущенiя причащат/ь/ся онаго.

 Ты пишешь, чтобы скорѣй увѣдомить о здоровьѣ батюшки и на прежднiя письма дать отвѣтъ. Мы послали къ вамъ письмо отъ 13 İюня, изъ коего можете видѣть, что слава Богу батюшка здоровъ. А теперь находится онъ въ Тихоновой, но ожидаемъ скораго возвращенiя въ свою Обитель. Съ нимъ тамъ и О. Алексѣй, о которомъ ты нѣчто упоминаешь. Письма сего, когда еще онѣ были дома, я не далъ ему читать, хотя и желалось ему знать, что объ немъ пишешь; но въ Тихоновой уже не знаю, читалъ ли или нѣтъ; я предостерегалъ батюшку, что есть касающееся до него, не должное ему знать; но тамъ какъ воля его бала не знаю. Что касается до него, то кажется онъ теперь нѣсколько помягчелъ, и показываетъ къ Батюшкѣ расположенiе. Но имѣть тебѣ съ нимъ переписку, находитъ батюшка излишн[ею]/имъ/; и кромѣ того о немъ ты упоминала, хотя ты и многоплодна въ несвязныхъ своихъ мысляхъ, но у него всегда найдется больше и съ противорѣчiемъ. Для чегожъ напрасно терять время, и наводить смущенiе себѣ. Онъ изъ скита нашего давно уже вышелъ. Прiобрѣлъ было себѣ ученика молодаго, пылкаго офицера, знакомаго ему еще въ Петербургѣ, и съ такимъ усердiемъ и жаромъ предлагалъ ему свои ученiя, что тотъ, пресытившись,

<4762>

изблевалъ; и онѣ другъ друга оставили въ покоѣ. Сей случай послужилъ ему урокомъ, съ перенесенiемъ не малой скорби.

 Когдабы была воля Божiя, Матушки Игуменьи и тебѣ съ сестрами побывать у насъ, то при всѣхъ бы случающихся препятствiяхъ и неудобствахъ исполнилось бы ваше желанiе. Почему надобно покоряться волѣ Божiей, и ожидать съ терпѣнiемъ; ни кого не винить, но повиноваться власти, ибо нѣсть власть аще не отъ Бога; а противленiемъ власти, Божiю повѣленiю противляется. Мы столько не проницательны, что не можемъ понять сокровенныхъ судебъ Божiихъ;- изъ чего полагаемъ быть пользѣ, а тамъ сокрывается вредъ, до котораго Господь и не допускаетъ. Или испытываетъ терпѣнiе, которое, можетъ быть, принесетъ пользы больше, нежели исполненiе желанiя нашего. Прочти о стяжанiи вѣры у Петра Домаскина:,, истинно вѣрующiй бываетъ яко скотъ водимый волею Божiею, и во всѣхъ безъ смущенiя пребываетъ”.

 Объ А: писали же; но и теперь скажу, когда будетъ е[е]/я/ истинно правое желанiе къ принятiю образа; то не оставитъ ее господь безъ онаго; а ежели ищетъ штатнаго, то мы о семъ вещи не имамы. Не отъ любви къ онаму и смиренiя желаетъ, а отъ тщеславiя и гордости; то буде не получитъ, сама виновна.

 На описываемыя тобою немощи свои, просимъ отвѣта. Но ты сама всѣ оные рѣшила, и другаго ничего не сказать, какъ только то, чтобы старалась познавать свои немощи, зазирать себя и смириться. По чаще сокрушаться сердцемъ; ибо сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ.

 Л:- А: и М:, на письмя ихъ не пишу особыхъ отвѣтовъ: довольно что онѣ изъяснили свои немощи съ собол[е]/ѣ/знованiемъ о нихъ: пусть стараются смириться и полагать начало къ исправленiю себя……..

 

 

 

Письмо 17е.

 

 Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

 

 На многосложный твой свитокъ, съ сестрами присланный, и на письмо чрезъ почту писанное, желали бы отвѣчать достодолжно, но во всемъ чувствуемъ скудость: во времени, въ разумѣ и въ мысляхъ. Писавши къ Мат: Игум: несколько разъ

<4763>

были отвлекаемы, и какой тутъ можетъ быть слогъ; едва мысль сберется, а ее и разобьютъ; надобно опять искать въ скудномъ хранилищѣ. Вотъ и сей часъ тоже случилось, и не знаю въ какое время и сколько разъ приняться достанется за сiе письмо. Не ищи ни складу ни ладу, а только чернила и буквы читай.

 Во первыхъ скажемъ о твоемъ устроенiи и о боязни послѣдняго времени: увидишь изъ письма къ Мат:, что мы не можемъ пола/га/ть настоящаго времени скорби, что будто уже послѣднее время. Но премилосердый Господь, яко Отецъ чадолюбивый воздвигаетъ на насъ жезлъ, и наказуетъ скорбными, дабы исцѣлить отъ язвъ грѣховныхъ; о чемъ много есть въ писанiи прещенiй, угрозъ и примѣровъ. Св. Григорiй Синаитъ пишетъ:,, Сего ради попусти Господь наведенiя и плѣненiя и заколѣнiя умножи; отсѣщи хотя злобу, или спасти крѣпл/ь/шими врачествами.,, Посмотри на настоящее время, до какой степени возвысилась роскошь? не станемъ сего описывать подробно; но только скажемъ, дары Божiи употребляемъ не на пользу, не на нужду,- но на прихоти вредящiя душу и дѣлаемъ ихъ оружiемъ на погубленiе свое. До того чувственность овладѣла, что въ томъ поставляется все благо, чтобы наслаждаться, роскошествовать и славиться суетною славою. Милостивый Господь, не хотя смерти грѣешниковъ, наказанiемъ отъемлетъ дары свои, и многихъ симъ приводитъ въ чувство, и на путь истинный наставляетъ. Мы очень часто видимъ въ частности отторгающихся отъ свѣтскихъ удовольствiй, чрезъ попущаемыя на нихъ скорби, напасти или болѣзни; безъ чего бы онѣ не въ силахъ были сами собою отстать отъ крутящейся толпы, и прiи[т]/д/ти въ разумъ исти[н]ны. Послѣ, оглянувшись назадъ, видятъ въ какомъ онѣ были ослеплѣнiи, и къ какой приближались безднѣ, если бы Господь не отставилъ отъ нихъ путь неправды, о чемъ и Св. Пророкъ Давидъ вопилъ ко Господу:,, путь неправды отстави отъ мене.,, Въ нижнемъ же классѣ людей есть своего рода заблужденiй и грѣхи,- которые также требуютъ отеческаго жезла. Конечно, надобно скорбѣть и болѣзновать, видя и слыша таковыя скорби братiй нашихъ, и молить Господа о помилованiи и избавленiи отъ наказанiй; но не надобно [меж]/тако/душествовать, ибо оное никому ни какой пользы не принесетъ, кромѣ вреда тому, кто оному порабощается.

 Обратимся и къ твоему устроенiю: ты говоришь:

<4764>

худо живу и ни въ чемъ не исправляюсь, описываешь подробно свои неисправности; во всемъ ономъ видишь на себѣ долготерпѣнiе Божiе, ожидающее твоего покаянiя. Но ты каковая къ ближ/н/имъ твоимъ строгая взыскательница, и не только къ тѣмъ, кои тебѣ поручены, но и стороннимъ не уступаешь, ни малѣйшаго не имѣя долготерпѣнiя и снисхожденiя немощамъ другихъ, какого сама требуешь; о чемъ уже мною было писано и говорено, чтобы не дерзать руками или чѣмъ другимъ; пора образумиться! Да вотъ въ тебѣ и еще устроенiе достойное вниманiя и удивленiя,- ты хотя кого оскорбишь………..не сердиш/ь/ся на нихъ. Это очень чудно! А надобно тогда испытать твоего сердца, когда онѣ тебѣ тѣмъ же воздали. Не прельщайся такою своею мнимою добродѣтелью, но старайся болѣе видѣть свои грѣхи, чѣмъ другихъ, яко песокъ морскiй, какъ пишетъ Св. Петр Домаскинъ по седми дѣланiяхъ, и называетъ сiе просвѣщенiе души и знакъ здравiя ея. Ощущать же свои грѣхи въ чувствѣ, а не языкомъ только о нихъ возвѣщать; ибо въ чувствѣ бываемсе ощущенiе, всѣ чужiе пороки созади себя оставляетъ, и не крамолится о чемъ либо. Ты все называешь [недоумѣнiе]/уединенiе/, но оное по общему Св. Отцевъ ученiю допу[щ]/ск/ается только тѣмъ, которые въ обращенiи съ людьми ошумовали и обработали страстную часть души своей, а потому могутъ при помощи Божiей и на уединенiи съ бѣсы ратоборствовать; когда же мы, находясь въ царскомъ ополченiи, со многими вкупѣ, прiемлемъ раны и изнемогаемъ, то можемъ ли исходить на единоборство? Видно же и нѣтъ на сiе и воли Божiей, когда онъ не исполняетъ по твоему желанiю; должно сему покориться и стараться управлять жизнь свою, по ученiю Св. Отецъ въ покоренiи М: Игум:, и въ видѣнiи болѣе своихъ,а не ближнихъ пороковъ, а особо до коихъ тебѣ дѣла нѣтъ. Богъ силенъ ихъ управить на путь истинный. Пекись о стяжанiи богатства смиренiя, которое и добродѣтели твердыми творитъ, и отъ прелести избавляетъ.

 Изъ переписки твоей съ О. А. ни какой пользы не было, и весьма хорошо, что ты ее прекратила; ты мечтала о себѣ, что могла ему своими совѣтами [з]/с/дѣлать пользу, за то попустилось тебѣ быть искушенiю; но въ немъ сего не предвидится. Онъ теперь живетъ у От: Геронтiя, во время же бытности вашихъ сестръ он и О: Михаилъ прiѣзжали сюда; письмо, ваше присланное на почтѣ, читали, ибо тамъ и къ нимъ было приписано; а твоего большаго и въ глаза не видали. Объ О. М. кажется ты напрасно такъ мнишь;

<4765>

Онъ все такойже какой и былъ, и къ О. Геронтiю миренъ; что же дальше будетъ, это отъ насъ сокрыто. Постарайся умиротворить себя, и видѣть свои н[ѣ]/е/мощи и страсти; во всѣхъ же твоихъ немощахъ да подастъ тебѣ Господь исправленiя и прощенiе, и мы недостойные посылаемъ наше недостойное [прощенiе и] благословенiе. Во всякомъ письмѣ сего писать не требуется, довольно и заочнаго прощенiя — вѣруй безъ письма.

 Пишешь ты о Мат. А., вашей благочинной, что она къ тебѣ расположилась, открывается и совѣтуется;( на что послѣ и М. Игум. согласилась); ты хотя и мирна къ ней, но духъ не такъ то лежитъ, зато что прикрываетъ сестрины дѣла. Да ты объ нихъ и знать не должна; когда хочешь быть мирнѣе и сердце очищать, то не желай знать чужихъ недостатковъ, а всѣхъ считай свят[а]/ыми/. Довольно и того, что она свои немощи открываетъ, и ищетъ имъ врачеванiя; а другiе сами за себя дадутъ отвѣтъ, или судьбами Божiими како либо исправятся. Подстреканiи твои, ежели собственно къ ней относятся, то можетъ ее и воспользуютъ, а когда до ближнихъ ее, то это не такъ ловко, и для тебя порочно, испытывать чужiе пороки. Что жъ касается до меня Леонида, о ея принужденномъ отпаденiи, я на нее не имѣю ни единаго нареченiя, и желаю ей мира, здравiя и спасенiя, и въ знакъ моего мира посылаю ей, по желанiю е[е]/я/, имѣть отъ меня какую либо вещь — Парамантъ.

 О Ф: и А: какъ Матушку и тебя Господь наставитъ; а мы не имѣемъ права понудить Матушку на принятiе послѣдней.

 Съ М. о всемъ, въ чемъ она имѣла нужду, говорили, и она, кажется, соглашается жить съ вами общительно; но что приходили ей помыслы или сокрывать оные, конечно отъ врага, какъ и всѣ мы, часто принимая его зловредные совѣты, дѣйствуемъ по страсти, въ видѣ правды; да поможетъ ей Господь исправить путь заповѣдей Его.

 О М: ты написала такое представленiе, по которому ни какой Синодъ не можетъ разрѣшить постриженiя; кольми паче чемъ и уставъ Св. Отцами преданный, /который/ повелѣваетъ постригати прошедшихъ искусъ трехлѣтнiй- въ терпѣнiи и смиренiи; мы ей говорили, какъ Господь вразумлялъ къ пользе е[е]/я/. Она думаетъ получить мантiю и уже освободит/ь/ся отъ страстей, или получить облегченiе во браняхъ; но свовсѣмъ нѣтъ, сильной е[е]/я/ брани причиною гордость, какъ ты пишешь, что она не слушаетъ и всѣхъ учитъ, и дерзка въ поступкахъ и словахъ. Отъ чего это какъ не

<4766>

отъ гордости? поучи же ее смиренiю: когда смирится, то ибрани брани е[е]/я/ облегчатся.

 А: благоразумно поступаетъ не ища постриженiя, а ожидая когда Господь возвѣститъ начальницѣ; желанiежъ е[е]/я/ изъ какого происходитъ источника, изъ чистаго или изъ мутнаго, надобно разсмотрѣть; когда мутно, то надобно счистить.

 Сознанiя П. въ неисправностяхъ ея, а не противорѣчiе оному, есть добрый знакъ къ исравленiю; познанiе своихъ немощей, не малую приноситъ пользу, ибо оно смиряетъ, а на сiе Богъ презираетъ.

 А….ной сестрѣ В., отвѣте на письмо е[е]/я/ къ вамъ съ Бѣлогородскою М. Ж., и въ письмѣ образокъ Тихона Задонского.

 О милостяхъ Преосвященнаго къ матушкѣ, пусть кто какъ хочетъ такъ и судитъ; но судъ человѣческiй всегда больше неправымъ оказывается. Онъ благодѣтельствуетъ не лично для нея, но для спокойствiя и пользы всей вашей Обители; и твое мнѣнiе по сей части ложно. И все это прекратится отсутствiемъ его, какъ вы пишете: будто спокойны, непреставая себя укорять.

 Объ А.- А. и о дочери е[е]/я/ Е., о чемъ ты писала въ первомъ письмѣ, насчетъ ея отпуску, почитаемъ за излишне писать, ибо видимъ изъ другаго письма, что Матушка ее отпу[а]/ск/аетъ; и миръ ей по пути.

 Сестра Е:, такъ какъ еще въ силахъ, можетъ вамъ послужить, ради своего спасенiя и съ благимъ произволенiемъ обработать свою нравственность. Братъ ея нашъ экономъ О. Алексѣй, проситъ Мату: Игум: и тебя, не оставить ее материнскою любовiю и наставленiемъ.

 Ты просишь, написать вкратцѣ отвѣтъ, но возможно ли это, на четыре кругомъ исписанныхъ листа краткой дать отвѣтъ? тѣмъ еще затруднительнѣе, что всякое ваше письмо достается три раза прочитывать;[ а въ третiй когда] когда получится, послѣ батюшкѣ прочитаю,- а въ третiй- когда отвѣчать, ибо хотя и дважды прочту, ко всей матерiй не упомню.

 Напр/ас/но ты на М. за меня скорбишь, онъ истинно правъ, и аще что имѣетъ на меня какое пореченiе, то можетъ быть еще сотую часть знаетъ моихъ гнусностей; а о словѣ моемъ токмо вы слѣпотствующiе врачуете нѣчто, а здравствующiе умомъ видятъ мою пустоту.

11 Сентября 1839 года.

 <4767>

Письмо 18е

 

 Почтенная о Господѣ Мати Т.:!

 

 Прочитавъ твое писаніе, по силѣ слабаго нашего понятія, усмотрѣли твои обстоятельства въ соотношеніи другъ къ другу съ сестрами; на все оное подробно не находимъ нужды изъяснять, да и время не имѣемъ; а только скажемъ, чтобы ты въ поступкахъ своихъ имѣла зеркаломъ свою совѣсть, повѣряя оную съ заповѣд/ь/ми Христовыми, и съ ученіями Св. Отецъ; изъ коихъ приличныя къ твоему устроенію и мы тебѣ нерѣдко указывали и напоминали

( хотя сами и ничтоже благо сдѣлали). О содѣянныхъ благахъ не возносись, но благодари Бога; а о злыхъ приноси покаяніе; смиряйся, и полагай начало. Противниковъ своихъ считай своими благодѣтелями, и молись за нихъ Богу; и то горе, когда рекутъ вамъ вси человѣцы добро, и когда никто не покажетъ намъ нашихъ немощей, кроющихся подъ покровомъ самолюбія и мнѣнія. Да дасть Господь Мат. А. разумъ къ познанію истины и силы къ къ понесенію отъ своихъ завистниковъ укоризн[у]/ы/; только /да/ блюдетъ, да не возненавидеть ихъ. Посылаемъ ей наше недостойное благословеніе. О прочихъ лицахъ упоминаемыхъ тобою, подробно не находимъ нужды изъяснить: всѣ идутъ своимъ путемъ къ одному центру; т.е. всѣ хотятъ спастись; и силенъ Господь ихъ спасти недовѣдомыми намъ судьбами.

 Ефиму и О. Петру, письма твои отданы, сей послѣдній, замѣтя твою на него скорбь, говоритъ, что М: не такъ выразилась, какъ онъ говорилъ. Писемъ М: онъ давать не хочетъ, когда она не хотѣла имѣть его подлинныхъ, то на что уже печатать; въ коихъ 2 письма къ Е. М., не къ ней писалъ а къ Е. М. Онъ замѣтилъ, что ранодъ<?> писемъ написанъ ложно, какая нужда Греческому Патріарху въ Русскихъ письмахъ. Но довольно, оставь эту пустую п[е]/и/кировку. На сихъ дняхъ у насъ былъ О. М., и Д. А. Б., сей послѣдній послалъ къ тебѣ на прошедшей почтѣ новый Завѣтъ,- можешь его поблагодарить краткими строками.

 На маленькую твою записочку много бы можно написать, но будетъ празднословить; не отъ словъ, но отъ дѣлъ познается. Блаженъ иже сотворитъ и научитъ,- а не просто научитъ.

14 Nоября 1839 года.