Достопочтеннѣйшая о Господѣ о духу дочь

 Мать Тавифа!

Не скорби, что долго не удовлетворилъ тебя скуднымъ моимъ отвѣтомъ: извѣстная тебѣ слабость и знаніе съ усердствующими къ моему убожеству посѣтителями были сему причиною. Ежели примеш/ь/ благоразумно разсужденіе, что аще бы была воля Божія, получить тебѣ давно скудоумныя мои строки, то сіе и совершилось бы, а когда не получала, но /то/ видно нѣ/тъ/ воли Божіей, то и почіеши мирно. Сіе то разсужденіе да пребываетъ присно съ тобою, и во всѣхъ такихъ случаяхъ, то и миръ имѣйте будеши, хотя и скорбно что прилучится, вмѣняя себя того достойною; а отъ сего благодатію всесильнаго Бога сподобиш/ь/ся пріити во благое устроеніе, чрезъ дѣланіе заповѣдеи Божіихъ и памятованіе о своихъ грѣхахъ съ сокрушеніемъ сердца: якоже пишетъ Св. Петръ дамаскинъ въ 1й книгѣ на 17 листѣ — ,,И бываетъ яко камень утвержденный, и никакоже колебаемъ вѣтромъ, или волнами житейскими: но единаковъ присно пребываетъ, во обиліи и скудости, въ благополучіи и зловле/клю/ченіи, в честь и безчестіи и проч: — ,, Ежелижъ мы не имѣемъ такого устроенія, то внѣшнія наше дѣланія,

<4742>

хотя бы мы и опирались на оныя и надежду полагали, не имѣютъ силы насъ успокоить; ибо есть сѣятва кромѣ жатвы: однако не подобаетъ оставляти дѣланія оныя, но токмо не полагать паки надежды; но при оныхъ, яко средства/хъ/ къ достиженію своей цѣли, должно вящше обращать вниманіе на нравственное устроеніе. Прочти у тогожъ П. дамаскина во 2й книгѣ, въ 9мъ словѣ, объ оной дѣвѣ, получившей отъ нѣкоого Аввы здравое наставленіе, приличное къ сей нашей матеріи. Мнѣ довольно извѣстно, что ты все это сама знаешъ/ь/, но за нужное счелъ напомянуть о сихъ вещахъ, что какъ для себя пріимеши въ пользу, такъ и другимъ приходящимъ волею и ищущимъ пользы отъ тебя, смотря по устроенію каждой, можешъ преподать, что есть искомое. Но не нуждою и неволею иго налагай: хотящіи и прозволящіи, но невѣдящіи,пріемлютъ пользу; а нехотящихъ и не произволящихъ и самъ Богъ не нудитъ; хотя и печется различными способами о всѣхъ /спасеніи/ спасеніи. По усмотренію твоему себя, о имѣніи страсти къ наставничеству, неоспоримо можно это сказать, что не чужда ей, хотя и мнимъ, что отвергаемъ отъ себя приходящихъ; но потому можешь усмотреть ее въ себѣ, когда кто презрѣвъ твои наставленія, оставитъ тебя,- неравнодушное /будетъ/ имѣтъ къ той сестрѣ расположеніе. Безъ всякаго оправданія сознавай свою немощь; и снисходи другимъ въ оной, избѣгая строгаго объ нихъ сужденія. Я хотя и знаю твои недостатки въ дѣланіи духовныхъ и тѣлесныхъ добродѣтелей,, но слушая Св: İоанна Лѣствичника въ 26 степени сихъ словъ:,, Ежелиже которые отъ прежнихъ своихъ ко грѣху привыченъ обеспокоены бываютъ, а однако другихъ хотя словами одними учити могутъ: пускай учатъ. Ибо можетъ стат/ь/ся, собственныхъ своихъ словъ устыдившись, и за самое дѣло, когда нибудь примутся,,.

и прочее. незапрещаю и не вольняю тебя отъ сообщенія съ приходящими, въ вышесказанной силѣ! — Уча же другихъ кротости, терпѣнію, любви и смиренію и непамятозлобію, смотри паче въ себѣ сихъ плодовъ, произрастаютъ ли он/и/, хотя малыми быліицами? Матери Парфи: и Илорія благодѣльницы твои какое имѣютъ место въ твоемъ вертоградѣ? непроизраст/щ/аютъ ли ихъ слова въ тебѣ вмѣсто смиренія и любви, злопомнѣнія и словооправданія съ возраженіями, а паче противъ послѣдней, какъ сама ты слабою чертой изъясняешь[ всегда свои страсти малыми кажутся] что и сама противъ ней дерзка, [ по другимъ оные видятся гораздо въ большемъ видѣ]; для укрѣпленія тебя въ принятіи укоризнъ и поношеній, много /и поношеній/ есть у Св. Ав. дор. Лѣствичника, Симео: Бого: и прочихъ

<4743>

но я приведу тебѣ одну матерію С: Лѣствичника изъ 25 главы ,, чтобы насъ и по неволѣ привести сей добродѣтели /къ смиренію / то Божій промыслъ дѣлаетъ то, что никто такъ ясно грѣховныхъ своихъ ранъ, самъ видѣть не можетъ, какъ другой. Почему надобно, чтобъ мы заполученіе своего отъ язвъ исцѣленія не себѣ самимъ, ко ближнему своему и Богу, благодарность воздавали.,,

 Да научитъ тебя сіе ученіе, и другие отеческія, како принимать отъ ближнихъ укоризны. Хотя и не можешь, тотчасъ исполнить смиренія и любовь; но тщаніе и пользованіе, сильно преклоняютъ къ содѣйствію Божію помощь. Напрасно ты пріемлешь ложное мнѣніе, что Матушка поѣхавши въ коренную, отъ толь не возвратится. Ложь сего ныне уже событіемъ противнаго, обличилась: но ты явила свое маловѣріе и малодушіе. Престани отъ сего, и буди уповая на волю и помыслъ Божій пекущійся о нашемъ спасеніи. На принятіе в вашу келью Ангелины, ежели есть Матушкина воля, то и я на сіе соизволяю и благословляю; да устроитъ объ ней Господь полезное; и между вами дабудетъ миръ и по Бозѣ согласіе и любовь. Писать ей къ своему дядинькѣ совѣтую повременить; пусть поукротится смущеніе его противъ ея: Богъ силенъ его умиротворить, когда она будетъ того достойна. Не въ словеси а въ дѣлѣ вся сила состоитъ. — Сестра Мавра возвратилась изъ своей стороны; только она д. васъ и вы д. нея свободны; буд/ь/те покойны.

 Всѣхъ васъ, какъ тебя такъ М: М[и]/е/л[ю]/и/тину, Ангелину и Анну, поручаю покрову и помыслу Божію, да сохранитъ онъ васъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ, и да проститъ вся согрешенія ваша, и азъ недостойный посылаю мое отеческое прощеніе и благословеніе, и остаюсь вашъ усердный Богомолецъ многогрѣшный İеросхимонахъ Леонидъ.

 И со благоросположенною братіею кланяемся. И многогрѣшный İеромонахъ Макарій.