Письмо 6е
Почтеннѣйшая
Мати Т…!
На многосложные твои писаніи съ Ел.. А… и
послѣ полученные симъ тебѣ отвѣтствуемъ: въ неисправленіяхъ
своихъ ты себя окаяваешъ, но видится что не имѣешь еще сердечнаго
самоукоренія, а толька на одномъ языкѣ. За что и попущается тебѣ
впадать въ страсть, что бы ты видя ихъ, признала себя точно хуждшую
всѣхъ: ( Св. Григор. Синаіта, галв. 115 и 117.) отъ плодъ бо ихъ
познаетеся, отъ избытка бо сердца уста глаголятъ. [Г]/Р/угаться- ч… и прокл:
совсѣмъ не прилично, не только иночествующимъ, но ниже живущимъ въ
мірѣ Хритстіанамъ. Христосъ въ Евангеліи даже за укоризненные словеса
повинными представляетъ сонмищу и геениѣ. Св. Исаакъ Сиринъ въ 89
словѣ пишетъ о вредѣ буія ревности:,, Аще немощные желаети уврачевати,
разумѣй яко недужніи прилѣжанія требуютъ паче нежели запрщенія.
Предлагая имъ врачевать ихъ немощи, помни о
св/о/ихъ, и не предавайся строгой взыскательности. Когда Господь терпитъ намъ
наши преступленія, не должны и мы снисходить ближнимъ нашимъ, имѣя свои
струны, которые врачуются и получаютъ прощеніе отъ Бога, когда мы ближнимъ
нашимъ оставляемъ и снисходимъ. Св. Апост. Павелъ въ 2мъ посланіи къ
Тимофею, во 2й главѣ учитъ:,, рабу же Господню не подобаетъ
сваритися, но тиху быти ко всѣмъ, учительну, не злобну, съ кротостію
показующу противныя. Егда како дастъ имъ Богъ покаяніе и разумъ истинны, и
возникнутъ отъ діавольскія сѣти, живи уловлени отъ него въ свою его
волю.,, Вотъ здравое ученіе; велитъ ожидать Божія на нихъ призрѣнія, дабы
возникли отъ діавольскія сѣти. Обличая же съ дерзостію и яростію, больше
нежели они, являетъ свою немощь.
<4748>
Когда же ты
представишь извѣтъ своей немощи, то что къ тебѣ ходятъ и
заграждаютъ тебя: онѣ тебѣ показываютъ въ тебѣ лежащую
нечистоту, дабы ты наставляя ихъ и себя очищала. Когдажъ бы никто тебя не
тронулъ, то опасно чтобы изъ человѣка не претвориться съ ……. Въ уклоненіе
же къ страсти п: чрезъ откровеніе другихъ, Богъ не попуститъ выше мѣры
искусите[ля]/ся/, на за пользу другихъ, и твою немощь исцѣлить. Когдажъ ты
точно думаешъ, что повреждаешся хожденіемъ къ тебѣ сестръ, то открывъ сіе
Мат: Игумен:, предай себя совершенно ее волѣ, безъ прекословія. Но лучше
слѣдовать разуму окормляющихъ насъ по Бозѣ, нежели своему, и свою
держать волю. Отъ того рождается смиреніе, а отъ послѣдняго гордость.