М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

ваше высокопреподобіе

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ, Матушка Игуменія

Анатолія[1].

На письмо ваше отъ 5. маія съ Еле: Ал: присланное, отвѣчали мы вмѣстѣ съ нею въ одномъ письмѣ отъ 28. маія. А напротчія никому не успѣли написать и до сѣхъ поръ все находимся въ молвѣ съ пріѣзжающими и приходящими.

Такъ же получили письмо ваше и отъ Отца Алексія Сергіевой пустыни монаха; онъ отзывается вашимъ материнскимъ расположеніемъ и гостепріимствомъ. Таперь онъ находится у насъ, и для него очень нравится наша жизнь, особенно скитская; только неизвѣстно навсегдали останутся унего такія чувства: но ето должно предать волѣ Божіей. Таперь онъ располагаетъ пробыть унасъ нѣсколько времени, и поѣхать въ Петербургъ, а тамъ по устроеніи дѣлъ своихъ, возвратится сюда, или тамъ останется; ежели найдетъ какія сему препятствіи.

Ему хотя и показалась наша жизнь, и онъ надѣется найтить себѣ здѣсь успокоеніе; только мы сомнѣваемся въ себѣ, что неможемъ быть для него полезными: онъ довольно съ образованнымъ умомъ и тонкими понятіями въ различеніи вещей. Въ чемъ напротивъ мы себя находимъ много недостаточными: отъ чего ему можетъ встрѣтится сугубая брань. Впротчемъ мы его неотвергаемъ, но сердечно его полюбили и желаемъ имѣть съ нимъ сожительство. Ибо что отъ человѣкъ невозможно, отъ Б<о>га же вся возможно при недостаткѣ нашихъ разума и дѣлъ, сильна дополнить пользу, вѣра его.

Отецъ Михаилъ пишетъ что былъ у васъ и принятъ былъ вашимъ материнскимъ расположеніемъ: зачто мы съ своей стороны приносимъ усерднѣйшую благодарность. Онъ еще невозвращался. Евангеліи и Апостолы два экземпляра, каждый въ двухъ книжкахъ, давно отосланы въ Курскъ къ Г: Лабозинымъ; которыя вы таперь вѣроятно получили.

Ваша Мать Леонида съ сопутницами своими была унасъ и отправилась отъ насъ въ Карачевъ 16 числа сего іюня. Что нужно было съ ними говорили; и повидимому она кажется успокоилась, а далѣе что будетъ не знаемъ. Въ случаѣ немощи ея, вы ее понесите материнскимъ снисхожденіемъ: ибо вси есьмы въ бѣдахъ.

[Анна Глухая пишетъ письмо, что послала сукно и 100 чотокъ; по мнѣ въ етомъ нивъчемъ нѣтъ никакой нужды, и денегъ неимѣю платить ей: ужъ какъ она хочетъ съ нимъ распоряжается.

Протчее сукно получили отъ Елены Алек: 60ар<шинъ> и отъ О: Алексѣя, Маврина 67ар<шинъ> и Фомандина 34ар<шинъ> да мухояру трубку; но о всемъ етомъ, таперь ращоту немогу вамъ дать, а современемъ, и при оказіи деньги пришлю; только 40 р<ублей> должные Маврою вычту.]

По жалобѣ вашей на мнимую дочку вашу Тавифу, представте ей ученіе св: Іоанна Лѣствичника, что гордый инокъ прекословитъ силно: и отвергъ обличеніе благословное, или /не/ благословное, своего спасенія отвергся. И Св: Иліи Экдика глава «слѣпа есть безъ смиренномудрія истина; руководителя употребляетъ прекословія, и утверждается послѣ на твердыни злопомнѣнія. О прекословіи же много есть у Св: Марка Подвижника, и у Св: Симеона Новаго Богослова; пусть сама потрудится прочитать оные, и слѣдовать ихъ святому ученію. А Мат: Аркадіи въ немощи ее брюзглювости, надобно себя понудить къ оставленію ее; въ противномъ случаѣ она возобладаетъ ею.

Поручивъ себя вашимъ св: молитвамъ, желаемъ вамъ и всѣмъ вашимъ о Хр<ис>тѣ Сестрамъ здравствовать душевно и тѣлесно, съ истиннымъ нашимъ почтеніемъ пребываемъ, ваши усердные Богомольцы многогрѣшный іеросхімонахъ Леонидъ

и многогрѣшный іеромонахъ Макарій.

<дата написания не ранее января 1832 г ред..>

 

Писано къ М. Игумен<іи> Анатоліи

_________

Уже и силу возмутъ и превозмогутъ. Ето похоже на невѣріе и малодушіе. Неужели онѣ могутъ что здѣлать безъ Б<о>га? А что Ево Святой волѣ угодно будетъ попустить и избѣжать неможемъ. Но Онъ человѣколюбнѣ вся устрояетъ, и посылая какое искушеніе, даетъ и силу къ понесенію онаго. Между тѣмъ владыка вашъ еще съ вами; а ежели и другой поступитъ, не можетъ ли и онъ такъ же вамъ покровительствовать, когда Б<о>гъ ему возвѣститъ, а противники такъ же останутся ни съ чемъ.

О употребленіи вами пищи съ елеемъ не въ показанные дни, по немощи вашей, предлагаю вамъ разсужденіе изъ письма молдавскаго Старца Софронія къ Схимонаху Афанасію Свѣнскому: «Отъ Б<о>жественныхъ бо правилъ, душа, аще и за нѣкую болѣзнь свою и немощь, мало что нарушающая, то страха ради Божія, смиреніемъ любовію и слезами, да поливается. Презорстваже ради или нерадѣнія ради небрежетъ, то намъ страшно о семъ есть и глаголати.» Соображаясь съ симъ, имѣя свою немощь, и нарушая предписанныя Отцами установленія о разрѣшеніи; смиряйтесь укоряйте себя и кайтесь, и при исповѣди отъ духовнаго Отца просите прощенія, и разрѣшенія. А чтобы попустить вамъ мнѣ и дать свободу на разрѣшеніе, а себя связать; здѣлать не могу. Вы тогда не будете уже и за грѣхъ считать чрезъ мое разрѣшеніе слѣпо ввѣрившись. А такъ оставляю ето на вашу совѣсть и разсужденіе по вышеписанному. (на друг. листикѣ. Съ новой строки. —

Оставленную у васъ дѣвочку, постарайтесь удалить отъ себя, чтобы избавится ложныхъ подозрѣній и пореченій; подобный примѣръ былъ уже въ Сѣвскѣ. Онѣ приняли изъ человѣколюбія по простотѣ своей, а послѣ ето обратилось во искушеніе. Отъ каковаго да избавитъ васъ Г<оспо>дь. И поручая васъ Его всесильному покрову, да сохранитъ Онъ васъ отъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ, и да проститъ вамъ вся согрѣшенія ваша, и азъ недостойный посылаю мое прощеніе и благословеніе и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный іеросхімонахъ Леонидъ.

и многогрѣш<ный> іер<омонахъ> Макарій

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше Высокопреподобіе

Достопочтеннѣйшая Матушка Игуменія

Анатолія.

Почтенные ваши писаніи отъ 12. іюля и отъ 22. Августа получены нами своевременно; первое въ бытность мою Леонида въ Тихоновой П… которое мною Макаріемъ туда къ Батюшкѣ въ скорости доставлено; а имъ обратно сюда привезено; на оба вмѣстѣ таперь вамъ отвѣтствуемъ:

въ перьвомъ письмѣ пишите вы, что ожидали посѣщенія владыки, а во второмъ, что уже удостоилась обитель ваша его посѣщенія и Архипастырскаго благословенія, съ изліяніемъ на васъ его милостей; коими поправляетъ вами и вашихъ подчиненныхъ не умышленные подѣламъ ошибки. Сердечно о семъ радуемся, и желаемъ, да съ благословеніемъ Архипастыря и Божіе благословеніе на васъ и на обитель вашу ниспошлется.

Желаніе ваше успокоить родительницу вашу при старости лѣтъ, въ вашей обители, хотя и похвально, но послѣдствіи доказываютъ вамъ неудобство, по неимѣнію ее къ сему произволенія. То уже и незнаемъ какъ Б<о>гъ дастъ исполнить вамъ до конца долгъ любви своей и почтенія къ ней. Сколько можно старайтесь успокоивать и умиротворять старушку, можетъ быть и дніе живота ее не долго продлятся. Впрочемъ какъ Б<о>гъ устроитъ, да будетъ на волѣ Его.

Г:Г: Лабозины посѣтили нашу обитель, поѣхали чрезъ Тихонову въ намѣренный путь къ святымъ мѣстамъ; хотѣли на обратномъ пути паки насъ посѣтить. И вотъ ужъ двѣ недѣли прошло какъ отъ насъ отправились. Часы ваши обои отправлены въ Курскъ, съ Екатериною бывшею здѣсь Ивана Васильевича Антимонова, дочери ево нянькою: вы вѣрно найдете и получите ихъ въ Курскѣ; очемъ просимъ насъ увѣдомить.

Вы желаете знать объ О: Алексіѣ Бачковѣ: прилагаемъ присемъ ево своеручное писаніе, изъ коего увидите о его расположеніи. Но къ оному добавимъ вамъ то, что онъ прежде побылъ у насъ 4 недѣли, нашолъ для себя мѣсто и наше сожительство пріятнымъ, и жела[в]/я/ получить развязку и растатся съ Петербургомъ, (а сіе требовало личнаго его тамъ присудствія) 12 іюля отправился туда, и при помощи Божіей исправивъ должное возвратился къ намъ 31. Августа благополучно и мирствуя духомъ. Просимъ вашихъ св: молитвъ о укрѣпленіи ево въ духовной брани. Желаніи его клонятся ко благу, на которые Г<оспо>дь силенъ ниспослать свое благословеніе.

Мать Макарія была здѣсь и въ Тихоновой, изъявляла свое желаніе на переходъ въ Рязань, но никакъ нехотѣла чтобъ одна е[е]/я/ воля тутъ была; а чтобы и наша. Я Мак<арій> одинъ безъ Батюшки не могъ сего рѣшить, проводилъ ее въ Тихонову къ Бат: О: Леон<иду> а Я Леон<идъ> совершенно отъ сѣкъ ее предпріятіе. Чтожь бы изъ етого вышло? Хоть вамъ Матушка и тягостно ее увасъ пребываніе, но просимъ понести немощь ее и нашу. Вѣроятно она нетолько тамъ неисправилась бы, но еще и въ хуждшее положеніе моглабы придтить: ктожъ бы далъ за ето отвѣтъ, какъ не мы, попустившіе ей таковое преселеніе? Она съ покорностію повиновалась отреченію сему, и дала слово васъ во всемъ слушать, и имѣть свою трапезу. О письмѣ она говорила что писала къ вамъ, но о колкостяхъ въ немъ бывшихъ не упомянула; какъ оно писано не ею, то и мысль не должна быть ее, а можетъ быть подписала изъ угожденія, по неразумію. За сіе здѣланъ ей должной выговоръ, простите ее.

Татіана ваша съ матеріею была у насъ, говѣла, причащалась Св: Таинъ, положила твердое намѣреніе возвратится подъ ваше покровительство и жить поисправнѣе. Пошла она отъ сюда наканунѣ пріѣзда къ намъ изъ Москвы Елены Алексѣевны: гдѣже доселѣ находятся, намъ неизвѣстно.

Я Леонидъ побылъ въ Тихоновой 5. недѣль, 3го Августа возвратился въ Оптину пустынь, къ ожидающимъ меня расположеннымъ ко мнѣ Отцамъ и Братіямъ, которыхъ большая половина найдется противъ противоположныхъ. Тамъ, увѣренъ я, что О: Геронтій и Братія были довольны моимъ пребываніемъ, но и здѣшніе непритворно желаютъ онаго. Чтожъ касается до посѣтителей, то и тамъ оные меня неоставляли; все кои не находя меня въ Оптинѣ, отправлялись въ Тихонову.

Надѣемся что вы таперь находитесь въ Курскѣ, куда и письмо сіе адресуемъ.. И поруча себя вашимъ молитвамъ, съ желаніемъ вамъ благоуспѣшнаго окончанія дѣлъ своихъ въ Курскѣ, и благополучнаго возвращенія во свою обитель, и во оной благоуспѣшнаго жъ во спасеніе пребыванія со всѣми вашими о Хр<ис>тѣ Сестрами; съ истиннымъ нашимъ почтеніемъ пребываемъ ваши недостойные Богомольцы

многогрѣшный іеросхімонахъ Леонидъ.

и многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

За присланные сукна отъ Сестеръ вашихъ, деньги я посылалъ, но незнаю всели удовлетворены: съ Леонидою посылаю «54 р<убля>» и съ Еленою Алексѣевною 80 р<ублей>. Да прежнихъ было дано Маврѣ ассиг<націями> 40 р<ублей> /которые и таперь вдолгу/. Почему просимъ васъ увѣдомить насъ осемъ; а мы не можемъ упомнить, сколько когда и чьего прислано. И Анна глухая прислала сукно и чотки: закоторые деньги можетъ быть не пришлемъ ли съ Лабозиными; а въ передъ скажите ей, чтобы отнюдь не присылала, не будетъ удовлетворена.

Отцу Гавріилу говорилъ о ево племянницѣ, онъ къ нимъ на сейже почтѣ пишетъ; но только ему нечемъ ихъ удовлетворить, ибо ево доходы оскудѣли.

Матери Аркадіи таперь не успѣли написать на ее письмо, развѣ съ Сестрою не напишемъ ли.

3. Сентября

1838. года

 

 

<Письмо Леонида, рукой Макария, подлинная только подпись, сверху на полях вписано издателями: ПЕРЕПИСАНО>

Христосъ Воскресе!

Ваше Высокопреподобіе.

Достопочтеннѣйшая Матушка Игуменія

Анатолія!

Сей день, егоже сотвори Г<оспо>дь, возрадуемся и возвеселимся въ онь. День сей есть, воскресеніе Г<оспо>да нашего Іи<су>са Хр<ис>та; въ лице одного сего дня св: церковь установила считать всю седмицу, и радоватися о преславномъ дѣлѣ спасенія нашего. Мы хотя не въ самый перьвый день, но въ теченіи седмицы начертавая сіи строки, поздравляемъ васъ, съ великимъ симъ торжествомъ, привѣтствуя васъ сими радостными для Христіанъ словами: Христосъ воскресе! Воскресшій Іи<су>съ, утѣшившій явленіемъ Своимъ утренняющихъ и искавшихъ Его женъ святыхъ, да утѣшитъ и васъ сердечною радостію, и да сподобитъ въ мирѣ душевномъ праздновать свѣтлый сей праздникъ, купно и совсѣми вашими о Хр<ис>тѣ Сестрами.

Письмо ваше отъ 30. Генваря пущенное, получили мы своевременно, и порадовались, что васъ Г<оспо>дь защитилъ отъ ложной клеветы и утѣшились, чрезъ добраго вашего Архипастыря; этого и ожидать надлежало, такъ какъ въ письмѣ вашемъ небыло ничего такого требующаго скораго отвѣта, а только то, очемъ мы желали знать, спросили васъ увѣдомить насъ; то мы и неспѣшили къ вамъ писать, поразнымъ причинамъ, по немощамъ, занятіямъ съ людьми, упраждненіямъ въ своихъ обязанностяхъ, такъ же множества писемъ, коихъ и таперь лежитъ болѣе 28 не отвѣчаны. А какъ только собрались во дни сіи написать къ вамъ, получили и другое ваше писаніе отъ 14 марта пущенное и двѣ недѣли въ пути находившееся. Изъ коего видно ваше малодушіе о нескоромъ полученіи нашего письма. Чего похвалить нельзя. Вы пишите чтобы утѣшить васъ къ празднику писаніемъ; но мы оное получили спустя 3 дня праздника.

Разные ваши мнѣніи о гоненіи, или о болѣзни меня Леонида, ложны и несправедливы. Слава Б<о>гу! Гоненія никакова нѣтъ, и здоровье мое въ обычномъ положеніи. Анна Алексан<дровна> несправедливо вамъ сказала, что О: Гавріилъ достигъ казначейства; а Отцу Вассіану запрещено носить схиму. Совсѣмъ ничево небывало. О: Гавріилъ боленъ, а О: Вассіанъ носитъ схиму, да еще /въ праздникъ/ разноцвѣтную различными шелками.

Пашу Дубровину никакъ недолжно нудить къ монастырю; а когда у самой будетъ желаніе, тогда и прочно будетъ. Вы знаете какъ сей путь тяжекъ вступающимъ безъ произволенія; на противъ же произволяющимъ: иго благо и бремя легко.

Сожалѣемъ о случившемся посѣщеніи пожаромъ вашей обители; однако за все надобно благодарить Б<о>га; а паче за сіе, что не допустилъ Г<оспо>дь вящше пострадать обители, находившейся въ такой опасности.

Объ Матери Леонидѣ мы недоумѣваемъ что вамъ написать; вы поставлены начальницею, должны дѣлать такъ, чтобы при частной пользѣ и общая соблюдалась; и какъ вамъ Г<оспо>дь возвѣститъ. Осяжите сердце свое, ежели видите, что не по страсти съ ними поступаете, отказывая въ ихъ требованіи, то и будте мирны и спокойны и ихъ утверждайте въ томъ, чтобы онѣ оставляли мнѣніи человѣческія, но принимали все яко отъ руки Божіей, и памятовали обѣты свои. Тогда и успокоются.

Желаемъ вамъ при новомъ вашемъ благочинномъ, дабы имѣли вы и обитель ваша успокоеніе, къ мирному устроенію и спасенію душъ вашихъ.

Поручая себя вашимъ молитвамъ, и взаимно испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе остаемся недостойные ваши Богомольцы

многогрѣшный іеросхімонахъ Леонидъ.

и многогрѣшный іеромонахъ Макарій.

Послѣ вашего письма къ Лабозинымъ, уже неоднократно мы писали.

 

 

 

 



[1] Игумения Анатолия - настоятельница Борисовской пустыни [Летопись Ι: 651]. Анатолия Яновская определена 10 янв. 1832; † 5 июля 1847 г.  [Строев 1877, 651]