58. VI.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая по духу дочь мать Анфія всеусердно жѣлаю тебѣ купно и съ любезнѣйшею вашею сестрицею матерью И. здравствовати душевно и тѣлесно, и о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися!

Пріятное ваше писаніе пущенное вами со А. И. «во всякой исправности получили, и, прочитывая оное, увидѣлъ ваше благополучіе, и, что, за молитвы видно матушки покойной Варвары, мановеніемъ Всемогущаго Господа, Матушка Г-жа Игуменія объ васъ печется и имѣетъ мнѣніе съ благонамѣренной стороны, - то ежели и ей Самъ Сінодъ, и, когда выйдетъ, то за таковую нужду хотя и повторятъ – постигутъ – что дѣлать? Подтвердимъ обѣты!!! Писано есть: «по нуждѣ – и закону премѣненіе бываетъ» - Примѣрно сему былъ и Батюшка отецъ Аѳанасій (Дороховскій), скончавшійся въ Площанской Пустыни – бывый старецъ Матушки Варвары, онъ по нуждѣ два раза въ Схиму постригался: первый разъ въ Бѣлобережской Пустыни, предъ отъѣздомъ нашимъ въ Соловецкій и Валаамх, постриженъ тайно по усердному его прошенію благоговѣйными Старцами; а потомъ въ Площанской Пустыни покойный о. Строитель Серафимъ, не знавши объ ономъ, выхотѣлъ его постричь въ Схиму публично, онъ же покойникъ не могъ достодолжно объяснится о. Строителю Серафиму, и рѣшился во вторый разъ быть постриженнымъ ради того, чтобъ не подать немощнымъ повода къ смущенію.

Слава Премилосердому Господу, возвѣстившему Батюшкѣ отцу Макарію ваши унылыя души утѣшать благоназидательнымъ Писаніемъ къ поощренію и ободренію печалующихъ духомъ. Но, о дочери по духу, теперь кажется вамъ ясно и самимъ видно, что васъ Всемилостивый и Великодаровитый Господь не оставляетъ на всячески удовлетворяетъ и утѣшаетъ, а потому мы должны по возможности слабыхъ силъ нашихъ благодарить Его Благоутробіе и не забывать всѣхъ воздаяній Его.

Что же вы, дочь, жалуетесь: яростная и плотская страсти хотя иотсупили на время, но недугъ малодушія временемъ наиболѣе гнететъ васъ, то, о Мати! И дочь, да будетъ твоей любве извѣстно, что всеобщій врагъ діаволъ свои брани и козни всегда премѣняя, обманываетъ и побѣждаетъ насъ таковыми злохитрыми и коварными злоухищреніями; и вы не утверждайтесь въ томъ, чтобы у васъ вовсе угасла ярость и плотская страсть; но развѣ на нѣкое время данъ вамъ отлогъ для отдохновенія, и не врагъ сію ослабу преподаетъ, но Милосердіемъ Божіемъ Благодать Его не видимо за молитвы отцовъ и матерей вспомоществуетъ; ибо аще бы не Божія Благодать насъ немощныхъ отъ сихъ браней не видимо защищала и подкрѣпляла, то едва бы кто возмогъ соблюсти въ непорочности себя. А какъ вы откровенно объясняетесь, что даже ни малѣйшаго слова претерпѣвать не можете, и что даже всякая малость васъ трогаетъ до самаго сердца, то дочь моя Ан. Сіе меня опечаляетъ до избытка, поелику намъ Самъ Спаситель во Св. Евангеліи Своими Пречистыми Усты изрекъ тако: «въ терпѣніи вашемъ стяжите (т. е. пріобучите), души ваши», и, претерпѣвый док онца – той спасенъ будетъ». И. С. Iліа Экдикъ въ главѣ 62-й пишетъ: «домъ убо души есть терпѣніе; обдержится бо въ немъ имѣніе – смиреніе, - питается бо тѣмъ». Изъ сихъ причинъ явственно, что въ насъ съ тобою мало обрѣтается смиренія, а потому еще намъ пренужно самимъ изыскивать кому повиноватися и объясни свои дѣянія и помышленія, отчего и сами вѣдомѣе будете, и по возможности силъ и къ вамъ приходящимъ благоуспѣшнѣе будете преподавать благія совѣты, да и не будетъ мѣстаъ мысленному врагу влачать мысли тщеславія, - что вы своими дарованіями утѣшаете приходящихъ, но между тѣмъ должны оображать что – за молитвы отца или наставницы своей. Такимъ образомъ пребудешь неподвижима отъ высокомудрія; по апостолу Павлу: смиренными мысльми утверждатися.

А что вы съ прискорбіемъ  извѣщаетѣ о постиающей васъ, по мнѣнію вашему неудобоносимой, бури искушеній, - то я, грубый, со дерзновеніемъ напоминаю вашей любве Духомъ Святымъ изреченный чрезъ Пророка Давида псаломъ (26-й): Господь просвѣщеніе мое и спаситель мой кого убоюся? Господь защититель живота моего отъ кого устрашусь? Внегда приближатися на мя злобующимъ еже снѣсти плости моя: оскорбляющіи мя и врази мои тіи изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полкъ, не убоится сердце мое, аще возстанетъ на мя брань на него азъ уповаю», и прочее. Хотя сила выраженія псалмовъ сихъ относятся къ невидимымъ всеобщимъ врагамъ, но однако по наущенію сихъ враговъ и человѣцы возстаютъ и смущаются, и насъ въ смущеніе приводятъ. А что насъ укоряютъ и поносятъ и нарицаютъ холопницами – мы должны совѣстію своею довольствоваться и по Заповѣди Господней да потщимся молитися за творящихъ намъ напасти… и Премилостивый Господь Своею Всемогущею Силою запретитъ нашедшей бури и въ мгновеніе ока превратитъ въ благопріятную тишину!

О! мати и дочь I.! мужайся и да крѣпится сердцѣ твое во благодушіе – сіи то наведенныя нами искушенія всячески преполѣзны, во первыхъ потому что приводятъ, хотя или нехотя, со смиреніемъ прибѣгать къ Покровительству и Помощи Божіей прося о защищеніи. 2-е, обнадеживаютъ, что мы, хотя и отъ ничтожныхъ ничтожнѣйшіи и слабѣйшіи всей твари, - но имѣемъ скорбная сообразно по Бозѣ жительствовавшимъ и во искушеніяхъ предъуспѣвшимъ и спасшихся; какъ за грѣхи наши попущены скорби, ко очищенію и смиренію так же, то благонадежіемъ и упованіемъ подкрѣпляемы – въ пагубное отчаяніе не попущаемся; и сіе насъ да несмущаетъ, что караулъ приставятъ къ твоей келліи,.. пусть потрудятся, и – уморясь, оставятъ, а намъ должно во всемъ терпѣніемъ и Благодареніемъ преповѣждать и Господь поможетъ. Слава Премилостивому Господу, что вы съ матерью К. духомъ поутвердились; а извнѣ врагъ воздвизаетъ брань, но и та скоро изчезнетъ… А на счетъ сестры С. да положимся на терпѣніе всевозможное и потщимся всячески съ своей стороны: какъ ей, немоществующей, не подать вины къ смущенію, поелику писано есть: «другъ друга тяготы носите и тако исполните Законъ Христовъ»; и Самъ Спаситель во Св. Евангеліи объяснилъ: «нѣсть болѣе любви да кто душу свою за други своя положитъ». А какъ сія добродѣтель – превосходнѣйшая и пренеобходимѣйшая, то да потщимся понести, хотя малыя немощи ближайшей сестры нашей! И паки речено: «вы сильніи несите немощи немощныхъ». Вы объяснитесь, что не можете терпѣть и оскорбляетесь, кто на васъ кревещетъ и поноситъ, о семъ прочти 127-. Главу Св. Марка Подвижника въ 1-й части Добротолюбия; она содержитъ сіе: «егда увидиши кого во многихъ безчестіяхъ болѣзнующа – вѣждь, яко помыслъ тщеславія насытився, непріятнѣ сердечныхъ сѣменъ жнетъ рукояти…»

Подобнѣ прочтитѣ Св. Сімѣона Новаго Богослова въ 1-й части, главу 31-ю, - и увидишь свое неможеніе и какія должно мѣры брать.

Господь же Премилостивый да просвѣтитъ и да вразумитъ васъ да умудритеся во смиреніи; и да поможетъ вамъ и да сохранитъ и покрыетъ отъ всѣхъ десныхъ и шуіихъ сѣтей вражіихъ, и да проститъ вамъ вся согрѣшенія ваша, и азъ, многогрѣшный посылаю мое отеческое прощеніе и благословеніе, и молитвами покойныхъ нашихъ отцевъ и достопамятныхъ матерей – Миръ Божій да почіетъ на васъ; а я пребываю навсегда вашъ недостойный богомолецъ многогрѣшный Iеросхимонахъ левъ со единодушными братіями.

Пречестнѣйшей Сестрѣ М. жѣлаю мужества и долготерпѣливаго пребыванія, и, хотя недостоинъ,  но умоляю Премилосердаго Господа да поможетъ ей, и да сохранитъ и покрыетъ отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ; и да проститъ ей вся согрѣшенія ея, и Азъ, недостойный, посылаю ей мое отеческое благословеніе и прощеніе; а равно и страждущей бедняжечкѣ Е. да поможетъ и ей Всемогущій и Великодаровитый Господь и да не предастъ ее въ совершенное наругательство злокозненному врагу діаволу, но да вразумитъ и сохранитъ Своею Всемогущею Силою, и да устроитъ на спасительномъ пути. – W. и Y. объявитѣ мое почтеніе и да ниспослетъ имъ Самъ Великодаровитый Господь Свое Свыше Благословеніе: однако W. Когда неположится совершенно сохранять двери огражденіями о устнахъ своихъ, то иначе невозможно ей освободится отъ смущенія и мучительства сладострастнѣйшихъ прилоговъ и такихъ же мыслей, и – отъ оныхъ происходящей скуки и унынія, влекущихъ въ помыслы всепагубнѣйшей отчаянности.