22
Достопочтеннѣйшая
во Г<оспо>дѣ сестра и по Д<у>ху
дочь, мати Досифея.
День вашего Ангела
я очень помнилъ, и заочно васъ съ онымъ поздравлялъ, и приписывая къ вамъ 21 марта, имѣлъ намѣренiе
поздравить, но не помню, здѣлалъ ли ето, то хотя таперь примите поздравленiе
и желанiе вамъ здравствовать душевно и тѣлесно.
Въ писанiи вашемъ
отъ 18 марта пущенномъ,
вы изъясняете свое внѣшнее положенiе болѣзненное, и внутреннѣе, хотя и неисправнѣе, но въ
подвигѣ находящееся. Что касается до тѣла, не скорбите за него,
пусть оно наказуется: за безчинiя свои, зато душа
ощутитъ пользу. «Аще внѣшнiй нашъ человѣкъ
тлѣетъ, то внутреннiй обновляется. Слава премилосердому Г<оспо>ду,
даровавшему вамъ хотя малое разсужденiе, что творити,
противу страстныхъ навыкновенiй; и помогшему въ семъ предпрiятiи. Продолжайтеже
и въ передъ уповая на помощь Б<о>жiю, а не на
свою силу; ежелижъ помните отъ себя быти, то
немудрено паки
быть попущенiю; и не думайте что вы уже исцѣлились, все еще рана требуетъ
прилѣжанiя, да не паки возболитъ.
И въ протчихъ
мнимыхъ добродѣтеляхъ не высокомудрствуйте, и на немощныхъ не
возноситесь; помня свои прежнiя поползновенiя, коихъ и
нынѣ куча наберется, ежели разсмотрѣть. А и одно мнѣнiе
кромѣ протчихъ пороковъ довлѣетъ для
бѣсовъ. И помните притчу мыт<аря> и
фари<сея> таковыми разсужденiями, да поможетъ вамъ Г<оспо>дь
низложить всякое вражiе возношенiе.
Читать и писать надобно назначить время, дабы и на протчiя занятiя было
время; время всякой вещи подъ небесемъ; а что безъ временно, то и неполезно; а
паче когда еще по тщеславiю; но о семъ вы сами имѣете разсужденiе, и
слѣдуйте полезному.
О протчемъ же т. е..... не знаю что
вамъ и писать: нечево болѣе дѣлать, какъ терпѣть, принимая
наказанiемъ за грѣхи; и со временемъ силенъ Г<оспо>дь
исцѣлитъ оную страсть. Тетрадочки мои, перешлите сюда, когда случится
какая нибудь оказiя. А что вы пишите, о оглавленiе на
книгу с. Варсонофiя, въ
книгѣ оной, онаго нѣтъ, а было у меня приготовлено въ чернѣ,
но не нашолъ, со временемъ когда отыщу постараюсь
удовлетворить ваше желанiе.
Желаемъ вамъ всемъ
проводя сiю святую четыредесятницу въ мирномъ устроенiи, встрѣтить
праздникъ Хр<ис>това воскресенiя въ духовной
радости.
и поручая васъ
промыслу Б<о>жiю, призываемъ на васъ его благословенiе, и молитвами
отцевъ нашихъ да почiетъ на васъ миръ его, и да проститъ вамъ вся
согрѣшенiя ваша, и мы недостойнiи прощаемъ и разрѣшаемъ и остаемся
ваши недостойнiи богомол<ь>цы многог<рѣшный>
Iеросхiмо<нахъ> Леонидъ и многогрѣшный Iером<онахъ> Макарiй,
со всеми нашими братiями кланяемся.
О употребленiи
вами пищи 17. и 18. во славу Б<о>жiю да будетъ
безъ всякаго сумнѣнiя. О чемъ кажется мы и лично
съ вами говорили, но вы видно забыли. Токмо да будетъ между вами единодушными,
а не долѣе. Впротчемъ же аще кто въ вѣрѣ
изнемогаетъ, таковымъ Ап<осто>лъ повѣлеваетъ: зѣлiе да ястъ.
Весьма
сожалительно слышать о м. Марiамiи; я писалъ
къ ней, и вложилъ въ письмо Н<адеждѣ> О<нуфрiевнѣ>.
Доставили ли вы ей оное. Надобно не жалѣть ее, а опасат<ь>ся
судить; и старат<ь>ся всякому жизнь свою по совѣсти исправлять.
3. апрѣля
1834. года
23
Христосъ Воскресе!
Почтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ сестра и по Д<у>ху дочь
мати Досифея.
Не посѣтуйте на насъ что скоро не отвѣчали на ваше
письмо отъ 17. апрѣля
пущенное, хотя вы и нетерпѣливо ожидали нашего отвѣта. Мы не
выставляемъ вамъ сему причинъ: онѣ многоплодны. Оставляя все поздравляемъ
васъ встрѣтивши и проводя всерадостнѣйшiй праздникъ воскресенiя
Г<оспо>да нашего Iи<су>са Хр<ис>та;
да сподобитъ васъ Г<оспо>дь всегда оный праздновать съ чувствомъ
благодарности и сердечною радостiю.
Внимая вашему
писанiю, видимъ ваше бѣдственное устроенiе, и
сожалѣемъ о васъ. Подлинно за самомнѣнiе
попустилось вамъ паки впасти въ невоздержанiе; помняжь сiе въ передъ аще
поможетъ Господь исправить что таковое, (что однакожъ несть еще
добродѣтель) представляйте себѣ, что не своею силою сiе творите, и
прошедшее воспомянувъ смиритесь. Замет<ь>те въ
етомъ случаѣ что есть вамъ поводомъ къ поползновенiю? Послѣдованiе
своей воли, и отверженiе послушанiя. Ежели есть у васъ книжица 4 слова огласительныя къ монахинѣ, Никифора
Астраханскаго; прочтите второе слово, тамъ ясно увидите способъ къ побежденiю страстей чрезъ покоренiе своей воли другимъ. А отъ
противнаго лютое рабство страстей. О страсти гнѣва, довольно знаете сколь
она вредна, и не прiятна Б<о>гу, и на себѣ
видите его тиранство. Гдѣжъ должны учит<ь>ся
какъ оный побѣждать? Святые Отцы добре
потрудясь въ
дѣланiи заповѣдей Божiихъ, и въ
побѣдѣ страстей; оставили намъ примѣры и ученiи въ своихъ
богодухновенныхъ писанiяхъ, изъ коихъ нѣкоторыя вамъ воспомяну: св. Iоа<ннъ> Лѣствичникъ, св. Дорофей, о еже себе укоряти, Марка Подвижника посланiе къ
Николаю иноку и протчiи многiе, которые читайте не
простымъ разумѣнiемъ, но и на дѣянiе простирайтеся; но когда по
нѣкоторому обстоянiю и случится поползновенiе, не малодушествуйте и не
унывайте; ето есть знакъ гордости; такъ какъ и страсть гнѣва отъ гордости
же составляется; но когда по малу приметесь жительствовать съ покоренiемъ и
самоукоренiемъ, познавать свою немощь, то силенъ Б<о>гъ,
вамъ помощи. А сiе паки губительно, что дѣйствуетъ въ васъ помнѣнiе
зла; и забываете слово Г<оспо>дне: аще не отпущаете ближнимъ,
согрѣшенiй, ни О<те>цъ вашъ Небесный
отпуститъ вамъ согрѣшенiй вашихъ. Когда хотите отпущеннымъ быть вашимъ
согрѣшенiямъ, то отпущайтежъ и вы ближнимъ, и да
молитва Отче нашъ, не осужденно вами читается.
О протчемъ же, что
васъ беспокоитъ подозрѣнiи; мы писали вамъ,
принимайте равнодушно; впротчемъ, вы такъ же дѣйствуете въ етомъ
случаѣ страсть, только другаго рода. Вы смотрите свои страсти, сколь тяжко
съ ними борот<ь>ся, и видите себя
побѣждаему
отъ многихъ; какъ же хотите что бы другiе отъ нихъ не
побѣждались; я непохваляю въ ней етой ревности, но вамъ ставлю
примѣромъ ваши немощи. Хотя вы и думаете, что двухъ мѣсячная
отлучка можетъ ето искоренить, но мы не думаемъ, а только /на время усыпитъ
страсть; здѣсь нужно ее тщанiе и подвигъ, и Б<о>жiя
помощь. Вы все печетесь о книгахъ, но надобно чтобы
отъ нихъ пользу получити. Просимаго вами оглавленiя,
никакъ не могу отыскать. Писалъ къ Макарiю, не осталось
ли у него. О<т>писавши на ваше писанiе хоть не вполнѣ
удовлетворительные отвѣты, но по силѣ
нашего скудоумiя; вы же потщитеся дополнить сами люботруднымъ поученiемъ
отеческихъ писанiй, и симъ слѣдованiемъ. За вольное
жь ваше сознанiе и соболѣзнованiе да проститъ васъ Г<оспо>дь, и мы
недостойнiи прощаемъ и посылаемъ наше недостойное благословенiе, и остаемся
ваши недостойные богомольцы, iеросхiмон<ахъ> Леонидъ и многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
2. маія 1834 года.
24
Достопочтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ по Д<у>ху дочь мати
Досифея.
Читая письмо ваше
усматриваемъ, что вамъ не престаетъ быти беспокойство и смущение отъ тогоже и
тогоже. Требуется особенная Б<о>жiя помощь къ
исцѣленiю въ ... сей язвы. Сколько мы ни старались подавать совѣты,
приводя отеческiя писанiя, но все недѣйствительно: и тако надобно
оставить на волю Б<о>жiю, его сила, помощь и
время исцѣлитъ. А вы принимайте тягость сiю,
воздаянiемъ за извѣстное, и порожденiемъ своихъ страстей. Принимайте съ
самоукоренiемъ и терпѣнiемъ и благодаренiемъ, и съ тою мыслiю, что милосердый Г<оспо>дь проститъ ваши согрѣшенiя;
мы хотя и каемся, но не приносимъ никакого довлетворенiя. Ето же попущенiе да будетъ вамъ знакомъ, что любя наказуетесь. Ежелижъ
примите [въ] разумъ истины, и вмѣните себя землю, прахъ и пепелъ, тогда
благодушнее понесете, какъ сiе оскорбленiе, такъ и
протчiе толчки, о коихъ вы воспоминаете. Благодатiю Б<о>жiею имѣете
у себя довольно отеческихъ книгъ, поучайтесь съ нихъ, и къ себѣ
прилагайте, и просите помощи Б<о>жiей къ содѣйствiю вамъ исправить св<ятыя> его заповѣди.
И о употребленiи П. на себя не надѣйтесь, но просите помощи
Б<о>жiей, и держитесь совѣта, какъ о семъ лично съ вами говорили.
Простите что откровенно скажемъ, имѣете гордо мудрованiе, сего ради и
сила страстей васъ превозмогаетъ; и попущаются скорби
которые научаютъ васъ смирятися. Васъ нечево учить, прочтите сами о смиренiи и гордости у св. отцевъ, увидите
истину словъ. А мы убогiи ничтоже благо сотворшiе
предлагаемъ вамъ совѣты, а и сами опасаемся осужденiя за слова безъ
дѣянiй. Но можетъ быть молитвы ваши, и пол<ь>за вами приобрiтенная и насъ воздвигнутъ отъ рова страстей и
нерадѣнiя. Почтеннѣйшей матушкѣ казначеи Магдалинѣ
свидѣтельствуемъ наше почтенiе, и желаемъ ей
благоуспѣшнаго въ жительствѣ пребыванiя и благоустроенiя.
По сокращенiи сихъ
скудоумныхъ нашихъ строкъ, поручаемъ васъ покрову и промыслу
Б<о>жiю, и испрашиваемъ на васъ Его благословенiе, и да проститъ
премилосердый Г<оспо>дь вамъ все согрѣшенiя ваши, и мы недостойнiи
посылаемъ наше прощенiе, и желая вамъ здравствовать душевно и тѣлесно,
остаемся, недостойнiи ваши богомольцы многогрѣшный Iеросхiмо<нахъ>
Ле<онидъ> и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
27. июня
1834. года
25
М. С. О. Н. Г. I.
Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ по Д<у>ху дочь мати
Досифея.
Съ сердечнымъ
прискорбiемъ прiемлемъ участiе въ вашихъ скорбяхъ, и
тѣмъ паче, что не имѣемъ средствъ подать вамъ руку помощи къ
свобожденiю отъ узъ тяготящихъ васъ. Сколько могли по нашему
скудоумному понятiю предлагали совѣты ей, и снисходительно и строго; но
все не помогаютъ. Остается вамъ, обвиняя себя, и поставляя причиною сей
запутанности, принимать съ терпѣнiемъ, попущенное отъ Б<о>га
къ наказанiю за грѣхи ваши. Ето еще милость Б<о>жiя,
что здѣсь наказуетесь, для очищенiя, но горѣ, когда тамъ въ будущей
жизни оно постигнетъ: да избавитъ отъ сего васъ премилосердый Г<оспо>дь.
А когда со смиренiемъ и равнодушнее будете принимать, то и здѣсь
свободитесь, отъ таковой скорби. Видите сколько сила страстей дѣйствуетъ на бѣдные наши сердца, когда не имѣемъ
произволенiя противостать имъ; да еще и понимаемъ мало, что онымъ
раболѣпствуемъ. Вы просите написать, какъ вамъ поступать во всѣхъ сихъ случаяхъ? Истинно уже
недоумѣваемъ
что вамъ и писать; требуете ей особенной Божiей помощи
ко разрушенiю сихъ узъ, и исцѣленiю страсти. О семъ чтобы вамъ не быть съ
нею одной, изъ насъ мною грѣшнымъ Макарiемъ,
неоднократно вамъ было запрещаемо, какъ вамъ, такъ и ей; но чтожъ съ вами
/дѣлать/ когда вы неслушаетесь етого? Я не могу ей открыто писать противъ
вашего письма ко обличенiю; но вы можете ей напомнить, что вамъ было сказано: и
теперь тожъ подтверждаемъ, не для нашихъ выгодъ, а для
вашего обоюднаго спокойствiя. Ежели жъ не дѣйствуютъ
никакiя средства, то необходимымъ найдется до времени исцѣленiя страсти
совсѣмъ прервать ваше знакомство; /ибо/ какая въ ономъ польза? обѣ
лишаетесь спокойствiя, и не плодоприносите добродѣтелей. Въ смущенiи что
добраго, и что можете хорошаго сотворить. Ѣхать вамъ вмѣстѣ никакъ мы не совѣтуемъ /и не можемъ на сiе
согласит<ь>ся/: ето бы значило допустить опять растравить раны, да еще не
излѣченные. Одно средство къ исцѣленiю при Б<о>жiей
помощи, удаленiе отъ предмета, и неповиновенiе страсти подозрѣнiя. /съ
обѣихъ сторонъ <далее знак + и на другом листе вставка: она
подозрѣваетъ въ извѣстномъ, а вы принимаете съ мнѣнiемъ и
болѣзнiю сiе. Остав<ь>те ето и будете
покойнѣе. Предлагаемъ вамъ ученiе св. Исаака Сирина
«обличи силою добродѣтелей твоихъ, противноучащихъ тебѣ, а не
словопрѣнiемъ словесъ твоихъ. И кротостiю и
тишиною устенъ твоихъ, уста загради и умолкнути сотвори непокоривыхъ безстудiе.
Обличи невоздержныя, благородствiемъ житiя твоего, и
безъ студныя удержанiемъ очiю твоею./ — Ред.>. Она
думаетъ, что ищетъ дружества; но какая изъ нево пол<ь>за, когда не
приноситъ душевнаго спокойствiя, желаемъ вамъ обрѣсти въ семъ
дѣлѣ помощь Б<о>жiю и истинный
разумъ, како поступить къ лучшему исцѣленiю и обоюдному спокойствiю;
и поручая васъ
покрову и промыслу Б<о>жiю да покрыетъ онъ вся
согрѣшенiя ваша, и своимъ милосердiемъ да проститъ васъ, и мы недостойнiи
посылаемъ наше прощенiе и благословенiе.
пребываемъ ваши усердные богомольцы,
многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ и со братiею
кланяемся и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
4. iюля
1834. года
26
М. С. О. Н. Г. I.
Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ по Д<у>ху дочь мати
Досифея.
На письмо ваше мы
не успѣли какъ достодолжно отвѣчать; а таперь по недосугамъ
приимите хоть мален<ь>кiя ети строки: берегитесь искушенiй сами отъ себя;
а которые отъ людей, то выше мѣры не послетъ Б<о>гъ
искушенiй: ежели онѣ что и дѣлаютъ противъ матушки, то не безъ воли
Божiей. Когда ихъ есть намѣренiе
воспрепятствовать ей къ начальству, то етимъ еще милость съ нею сотворятъ,
избавивъ отъ т<ь>мы искушенiй, которые ее ожидаютъ и даже не
предвиденные. Остав<ь>те все на волю Божiю. Мы
не знаемъ ничево обстоятельно, и о смерти игу<меньи>
только видимъ изъ вашего письма; но догадываемся, что цѣль противниковъ
въ етомъ состоитъ.
Почтеннѣйшимъ
матушкамъ казначеи и другой Магдалинѣ свидѣтельствуемъ наши
потченiи да сохранитъ Г<оспо>дь ихъ и васъ отъ всѣхъ
сѣтей и козней вражiихъ; мы же пребываемъ ваши недостойные богомольцы
многогрѣшный Iеро<схiмонахъ> Левъ и многогрѣш<ный>
Iером<онахъ> Макарiй.
8 Ιюня
27
М. С. О. Н. Г. I.
Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая
о Г<оспо>дѣ по Д<у>ху дочь мати
Досифея.
Читая ваше письмо
отъ 14. iюля къ намъ
ничтожнымъ присланное, сердечно соболѣзнуемъ о сознаваемомъ вами въ
себѣ худомъ устроенiи: и не въ силахъ будучи
помочь, однѣмъ сердоболiемъ нашимъ вамъ служимъ. Наставлять же васъ не
для чево, имѣете довольно отеческихъ книгъ, и свѣдущи
въ оныхъ, и сами себѣ рѣшаете; остается только принят<ь>ся за
дѣло.
Хотѣнiе
исполнить свою волю, сколь смертоносно и душе пагубно, много сему есть
примѣровъ; да и главное наше намѣренiе и дѣло состоитъ въ
отсѣченiи своей воли и хотѣнiи; а иначе не только не истребимъ
страстей нашихъ, но болѣе дадимъ имъ силу, и рабами ихъ содѣлаемся. Христосъ пришелъ
во мiръ, не да сотворить волю свою, но волю пославшаго его отца; и
преслушанiемъ /перваго Адама/ смерть въ мiръ вниде; а послушанiемъ втораго
/Адама/, Хр<и>ста, животъ обрѣтохомъ. Объ
оставленiи воли и хотѣнiй прочтите у с. Петра Дамаскина на
12 листѣ на
оборотѣ, и слѣдуйте полезному.
А какъ мы
непремѣнно обязаны исполнять Заповѣди Б<о>жiи;
но злопомнѣнiе на оскорбившихъ есть тяжкое преступленiе Заповѣдей
Божiихъ: какъ то любите враги ваша; добро творите ненавидящимъ васъ, и
прот<чее>. И аще не отпущаете человѣкомъ согрѣшенiихъ, ни
Отецъ вашъ Небесный отпуститъ вамъ согрѣшенiй вашихъ. Ежели мы отъ немощи
преступаемъ Заповѣди, имѣемъ дарованное отъ Б<о>га
покаянiе и со смиренiемъ припадая, получаемъ прощенiе. Но тутъ какоежъ смиренiе, когда гнѣздится злоба въ сердце. Кое общенiе свѣту ко т<ь>мѣ, или Христова съ
велiаромъ. Истребите изъ сердца злопомнѣнiе; но стараясь ево исторгнуть,
не содѣйствуйте ему дѣлами вашими, но противное творите: берите
благословенiе отъ оскорбившихъ васъ; а то вы лишаетесь великаго дара Б<о>жiя, благодати, чрезъ благословенiе сходящаго и
не только не поминайте о оскорбленiи вашемъ, но и къ сердцу приходящiе мысли
уничтожайте./ — Ред.>.
И когда вы полагаетесъ на нашу волю, то мы вамъ совѣтуемъ, въ прописанные
вами дни служить въ кельи службу призывая своихъ священниковъ; да сотрется
злоба дiаволя, и изженется изъ сердца вашего злопомнѣнiе противное Б<о>гу, и препятствующее спасенiю вашему.
Помните, что
недовѣдомо находитъ смерть, и мы не знаемъ въ чемъ она насъ застанетъ.
Что вы въ письмѣ себя укоряете, ето не есть истинное самоукоренiе; но пишетъ св. Варсонофiй,
поруганiе бѣсовъ. Прочтите о самоукоренiи у св. Ав<вы> Дорофея, какую оно
должно имѣть силу, чтобы принесло пользу. Еще прочтите главы у св. Симеона Новаго Богослова 20. и 31. и у св. Марка Подвижника во вторыхъ главахъ 127. 193. и 209. Тамъ
увидите и свое устроенiе, и нужду и средство къ
исправленiю. Простите что мы вамъ пишемъ сiе, знаемъ, что у самихъ у васъ все
ето извѣстно; но истинно отъ сожалѣнiя къ вамъ пишемъ; хотя и время
мало имѣемъ: повѣр<ь>те, что многимъ
едва на другое, или на третiе письмо отвѣтствуемъ. Да исправитъ
Г<оспо>дь стопы ваша, и да сохранитъ отъ всѣхъ
сѣтей и козней вражiихъ, и да проститъ вамъ вся согрѣшенiя ваша, и
мы недостойнiи посылаемъ наше прощенiе и благословенiе. Письма отъ
мату<шки> казначеи мы не получили; просимъ сказать ей наше почтенiе, такъ
же и мат<ушкѣ> Магдалинѣ. Слава Б<о>гу,
что N<адежда> О<нуфрiевна> дѣло свое кончила, мы о семъ
радуемся, а что ей были хлопоты и мученiе, то видно надобно такъ етому быть
послѣ
непогоды, всегда бываетъ прiятнее ведро: равно и здѣсь нужны скорби,
чтобы радость и спокойствiе цѣнили; которыхъ мы иногда ищемъ совсемъ въ
противныхъ вещахъ; но милосердiемъ Божiимъ, броздами и уздою челюсти
востягнутся неприближающихся къ Б<о>гу. Урокъ
сей и всякому не мѣшаетъ къ себѣ
приложить.
Поручаю васъ
покрову Б<о>жiю, и желая да почiетъ на васъ миръ
Б<о>жiй, и да здравствуете душевно и тѣлесно, остаемся ваши
усердные богомольцы многогрѣшный iеросхiмо<нахъ> Леонидъ и со
благорасположенною братiею... и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
24. iюля
1834. года