60. VIII.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобіе

Достопочтеннѣйшая о Господѣ сестра мать М.!

Купно со всѣми единомысленными о Христѣ сестрами, жѣлаю о Господѣ Единомъ радоватися и въ благодушіи пребывати!

Пріятное ваше писаніе, пущенное съ почтою – я, недостойнѣйшій, получилъ во всякой исправности, и, прочитавши, содержанію внялъ, изъ него вижу ваше жалостное положеніе и устроеніе… Но какъ имѣетъ расколеніе и произволеніе ко исправленію своихъ поползновеній, то и предполагаемъ, что Всемилостивый и Великодаровитый Господь, единственно по Своему Милосердію, всесиленъ васъ простить и возставить на правую стезю Святыхъ и животворящихъ Заповѣдей. Объясняемый вашъ вами поступокъ, что въ разсужденіи восхитилась яростною частію – это за гордость и за презорство другихъ вамъ попустилось, что мысленный волкъ вамъ поругался и въ таковое неистовство васъ ввелъ!.. А потому, какъ довольно пострадали – отъ сего должно познать свое непотребство и ничтожество, и, при Помощи Божіей, да положимъ начало по предостерегати себя. А всего нужнѣе, совѣтую вашей любве для уврачеванія себя и познанія въ тонкостяхъ искушеній гнѣвомхъ – прочитывать о сей душеплѣнной страсти въ 4-й части Добротолюбія статью Св. Кассіана Римлянина о Страстныхъ 8-ми помыслахъ и – именно о гнѣвѣ: числомъ четвертый; и я надѣюсь: когда вы будете почаще прочитывать сію главизну, то при содѣйствіи Благодати Божіей, молитвами угодниковъ Божіихъ, отъ сей страсти избавлена будеши. Теперь вамъ сдѣлалось понятно каковое дѣлаетъ ослѣпленіе сія пормачающая и ослѣпляющая страсть, что даже больную единоутробную сестру едва неразтерзала, - и воистину съ тобою великая послѣдовала Милость Божія, что сестрѣ даровалъ Господь таковое благодушіе и смиренныя словеса; что укротило твое ожесточенное и бѣсомъ дѣйствуемое сердце; и теперь мы съ тобою очувствовавшись, должны Св. Пророка Давида Духомъ Святымъ произнесенныя глаголати словеса: «наказуя наказа мя Господь смерти же не предаде мя», и паки: «благо мнѣ яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіямъ Твоимъ», и да будетъ твоей любве извѣстно, что это съ вами случились не безъ причины таившейся въ тебѣ самой, ибо издавно въ тебѣ закрались гордостныя помыслы противу матери И., что она, будучи пораженная болѣзнею и обремѣняетъ васъ и тягость наноситъ вашему сердцу дѣяніеми по всѣмъ частямъ… Таковыя помыслы, гнѣздившіеся въ вашей душѣ, подобно искрѣ тлѣющейся въ изгрѣбіи, вдругъ вспыхнули отъ вѣтра въ пламень жестокаго гнѣва, при прилучшейся малой противной вамъ вещи. А къ томужь и останки закоснѣлой прелести видно еще неистреблены совершеннымъ послушаніемъ и отсѣченіемъ своей треклятой воли, то и тая вспомоществовала къ сему душетлѣнному поступку. Сими событіями оказывается наше недостаточное устроеніе, то и твердо да помнимъ сіе: когда прідетъ къ тебѣ которая сестра для объясненія своихъ немощей, тогда со опасствомъ говори и со страхомъ Божіимъ, помышляй о себѣ не яко Старца, но яко единая отъ немощныхъ немощнѣйшая и недостойная того, чтобъ кого врачевать, яко сама въ тягчайшемъ недугованіи душею и тѣломъ лежащая; точію за святое послушаніе обязана сіе творить и продолжать, и не яко обладательница, но яко недостойнѣйшая совѣтовальница. Тако жде разумѣй и о Д. И. – благословляемъ и соизволяемъ вамъ ее по возможности слабыхъ твоихъ силъ наставлять, принимай, и Господа Бога проси, дабы даровалъ вамъ чувство и разумъ: съ здравымъ разсужденіемъ словеса произносить въ пользу души ея, и по возможности силъ нудится къ сострадательности. Ежели паче чаянія совершенно окажется немощь твоя и не возможешь удовлетворить и утѣшать по ея жѣланію, тогда, познавши свои немощи, кому слѣдуетъ отнестись письмомъ, и – умиротворишься совѣстію. Что дѣлать М-ушке!* видно мы недостойны съ тобою имѣть единомысленныхъ, - мы дожили имѣть единомысленныхъ, - мы дожили или рождены въ такія бѣдственныя времена въ коихъ сбывается древняя пословица: «овецъ не стало, то и на козъ честь пала!» И обратно сказать къ наставникамъ – не то же ли? Ибо вамъ ясно видно, что уже и меня, непотребнаго, слеповвѣрившіеся старцомъ почитаютъ; да не исключаетесь и вы изъ сихъ слѣпотствующихъ.

Вы гадательствуете, что ваше разстройство послѣдовало не отъ удаленія ли Причащенія Святыхъ и Животворящихъ Таинствъ Тѣла и Крове Христовы! И сіе – неоспоримо, это можетъ быть; но причины так же бываютъ отъ нашего нерадѣнія и неуготовленія да вразумитъ и просвѣтитъ тебя, да умудришися во смиреніи, Господь Премилостивый да поможетъ тебѣ, и сохранитъ, и покрыетъ тебя отъ всѣхъ сѣтей діавольскихъ, и да проститъ тебѣ вся согрѣшенія твоя вольная и невольная, и азъ многогрѣшный посылаю тебѣ отеческое прощеніе и Благословеніе, и молитвами преждеотшедшихъ нашихъ отецъ и матерей Миръ Божій да почіетъ на тебѣ; а я, хотя и непотребенъ по всѣмъ частямъ, но пребываю съ моимъ обычнымъ благорасположеніемъ – навсегда вашъ недостойный богомолецъ Iеросхимон. Левъ съ приверженною Братіею.

9 Марта 1832-го года.

P. S. Во время… всячески для благоговѣнія должно остерегаться въ неприкосновенности къ Священнымъ, но когда же за великую нужду подадутъ, то со страхомъ веліимъ должна отнесть, а не худо въ такомъ случаѣ матушкѣ Анг. Объясниться, и покойнѣе совѣстію будешь.

 



* Примѣч: здѣсь имя произнесено въ уменьшительном видѣ какъ принято это въ грамматикѣ