59. VII.

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшая по духу дочь, мать М.! всеусердно вамъ жѣлаю душевнаго мира и благодушнаго пребыванія.

Пріятное ваше Писаніе пущенное вами 30-го Марта съ почтою – мы получили во всякой исправности; изъ коего ясно видимо, что ваше устроеніе и положеніе течетъ съ слабыми успѣхами… Сожалительно!

Что же касается до тягости чувствоваемой вами при обращеніи къ вамъ значительныхъ лицъ, то вы должны помнить, что безъ труда и пролитія во внутренности крови спастися не возможно, поелику писано есть: «даждь кровь и пріими Духъ»; почему обязаны и съ понужденіемъ послушаніе продолжать по вѣрѣ окормляемыхъ Вами; а Всемилостивый Господь за ваше понужденіе и состраданіе къ ближнимъ – невидимо будетъ вамъ вспомоществовать да и вспомоществуетъ.

Вы жалуетесь и съ болѣзненнымъ тономъ, а по видимому будто и съ смиреннопроизношеніемъ, что вы ввергнуты въ малодушіе, - то сіи плоды произрастаютъ наиболѣе отъ тщеславныхъ о себѣ мечтаній…

На молитвы отцевъ – добро и похвально уповать, но слѣдуетъ при всемъ томъ и себя не забывать…

Вы по неограниченному своему усердію требуете всегдашнихъ моихъ отвѣтовъ и совершенно, - и въ противномъ случаѣ малодушествуете – это знакъ маловѣрія, не разсудительности, от самолюбія произрастаетъ и въ помраченіе вводитъ; - вы, забывши Божественнное Писаніе, запрещающее на тлѣнныхъ человѣкъ совершенно надежду полагать, а токмо на Единаго Всепремилосердаго Господа, - пострадали безразсудно, ибо Той Единъ воздвизаетъ нища отъ гноища хотя и чрезъ ангельское посредство, или по мѣрѣ вѣры сущихъ въ повиновеніи у искусныхъ отцевъ – и чрезъ человѣковъ; и воистину когда бы помнили Духомъ Святымъ произнесенныя въ Псалмѣ Слова, что: «надѣющіися на Господа яко гора Сіонъ неподвижится», и паки: аще не Господь сохранитъ градъ – всуе бдѣ стрегій» и: «аще не Господь созиждетъ домъ всуе трудишася зиждущіи» и прочее, и если бы сіе въ полномъ чувствованіи имѣли то не пострадали бы, к тому же какъ изволите объяснять: вы не только что чрезъ меня непотребнаго руководствуетесь, но равно и чрезъ другаго – Батюшку отца Макарія. И воистину, по мѣрѣ вѣры – невидимо Благодать Божія дѣйствуетъ, и утѣшаетъ и просвѣщаетъ всякаго жѣлающаго спастися.

Что вы по совѣту матушки М. и сестръ пили лѣкарство, за сіе Господь васъ да проститъ.

Если сестры поблагорасположенности къ вамъ просятъ духовной пищи, а вы, напротивъ, въ себѣ чувствуетѣ алчность сами, то, хотя мы сами, какъ выше сказано, о себѣ творити не можемъ ничесоже», но за великую нужду, по ихъ вѣрѣ, силенъ и всемогущь Богъ и отъ безплодной смаковницы напитать живоносно! И – если когда, яко человѣцы Божіимъ попущеніемъ ко смиренію нашему, и грубо каковой сестрѣ скажетъ или видъ не благовиденъ покажемъ, то о семъ, - воздохнувъ изъ глубины души, раскаяніемъ и самоукореніемъ дановершаемъ. Что вы объясняетма: при крайнемъ вашемъ изнеможеніи дерзнули сказать немощнѣйшимъ и поврежденнымъ сестрамъ, дабы вамъ дали хотя малый покой, - то сіе событіе представляетъ вашей любве искусъ и опытъ, чтобъ отнюдь такъ не отказывать: [то есть: эти слова, что не могу говорить, дайте мнѣ хотя малый покой, - за скулой удерживать]: видите что они отъ сего даже пострадали припадками, - все это въ ваше нравоученіе…

Итакъ видно дочь М., намъ съ тобою не столько другихъ приходится наставлять, сколько отъ ихъ собращенія учитися; и вотъ, паки, новый вышелъ вамъ искусъ, что должно о мертвецѣ своемъ пещися болѣе чѣмъ о другихъ: [то есть было, - что и своя сестра больная и – немощнѣйша изъ немощнѣйшихъ, и у тебя самой слабы силы, и выходятъ – въ обоюдныхъ немощахъ большое искушеніе, такъ ни на что не похоже было дѣйствовать какъ вы, - лучше бы, по моему младоумному разсужденію, тебѣ, отдохнувши въ своей келліи съ ними заняться, нежели въ чужія келліи ходить утѣшать и умиротворять – себя и сестру въ неустройство приводить]. А что вы просите дабы мнѣ, худѣшему, помолится о дарованіи вашей любви благоназидательныхъ произносовъ, то и въ семъ да будетъ тебѣ извѣстно, что молитва и праведнаго тогда вспомоществуетъ во благое, и, тогда Благодать Божія не оскудно дѣйствуетъ, - когда и просящій о молитвѣ покажетъ в всемъ произволеніе. Прежде же сего Богъ не преподастъ намъ оную – какъ не способнымъ ее принять: [по слабости духовныхъ силъ нашихъ въ разныхъ искушеніяхъ]: и непретерпѣвшимъ скорбей, коими едиными очищается нашъ внутренній человѣкъ, но по мѣрѣ терпѣнія и благодаренія за оныя, даруется отъ Всемилостиваго Господа Благодать Святаго Духа и дарованіе!

Еще позвольтѣ васъ, хотя мало, заочно укорить, а вы благодушно понесите это: вы тамъ какъ Аѳинянки* жѣлаете всегда одна предъ другою узнавать вездѣ, что есть ли письма отъ меня или отъ Батюшки; когда же къ одной пришлется, а къ другой нѣтъ, - вотъ тутъ и откроется крамола и бѣды, не получившихъ объемлетъ скорбь и малодушіе съ пагубнымъ мнѣніемъ: что и почему не пишетъ? И прочее… а того и не понимаете, что иногда пяти только строкъ не кончивши въ письмѣ кто либо прійдетъ и займетъ, - и осталось письмо до другой почты?..

Но и за предпочтеніе другой сестры намъ – оскорблятся, тоже знакъ – самолюбія. А что вы по простотѣ своей не поняли въ прежнемъ моемъ письмѣ строкъ моихъ собственно для союза и мира пишемыхъ мною, то и я почитаю вашу ошибку не прилучшаюся; но однако прошу благодушествовать и начало полагать, да… и не по многу понимать другое, - надо было вамъ другъ съ другомъ сообращатися, и другъ другу вовремя нужды вспомоществовать въ тѣлѣсныхъ, а особливо во время немощи, какъ и мать Е. помогала при крайнѣй болѣзни васъ обѣихъ, - другое же совсѣмъ дѣло открывать свои помыслы и чувства и получать отвѣты; да и какъ же вы не могли понять, что у васъ можетъ быть благоназидательнаго? Вы и сами даже повреждены были; да и теперь отрыгаетъ прелесть дѣйствы свои; а она, - даже съ значительнымъ усугубленіемъ? Даже въ явѣ бѣсъ, почасту, наруганіе надъ нею творитъ и сокрушаетъ; и какъ же имѣть откровеніе къ такой – бѣсомъ обладаемой и наругаемой! Даже – не токмо не полѣзно, но и другіе могутъ, видя сіе въ соблазнъ войти или въ поношеніе! Но вамъ слѣдуетъ отношеніе имѣть къ старшей матери… вашъ недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ.

 



* Примѣч.: этимъ словомъ Старецъ сравниваетъ ихъ съ древними жителями Горы Аѳины, гдѣ до крайности была распространена философія и риторство, что видно изъ Древней Исторіи.