53.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшая и Препочтеннѣйшая въ монахиняхъ Матушка I.! усердно жѣлаемъ вамъ о Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христѣ, радоватися и благодушествовати!

Пріятное ваше писаніе получили сего 8-го Мая и содержанію вняли, на что и отвѣтствовуемъ, но только съ великимъ понужденіемъ. О скромности нужной въ сообращеніяхъ съ матерью Х. – за не нужное поставляю писать, а за ошибку въ этомъ Премилостивый Господь да проститъ васъ и вразумитъ во благое. А сказывать про письма Х-ѣ – мы вамъ предоставляемъ слѣдовать обстоятельствамъ и своей совѣсти.

Касательно… когда вашему сердцу извѣстится то можешь сказать… этакую малость чрезъ переписку, - въ правило же вамъ предать это отнюдь неприлично, да и не можетъ существовать съ пользою. А что касается, да откровенія ея, - мы Васъ нудить къ сему многотяжескому игу отнюдь духу не собираемъ, - да и нравъ ея отчасти предвидимъ и закоснѣлость полученную ею въ препровожденіи жизни или по своей воли или въ ея сообращеніи съ различными наставниками и наставницами, что много ей повредило и разстроило до крайности. Это намъ понятно. Но какъ она пишетъ и объясняетъ свою крайность, при томъ и свою, хотя и посредственную, приверженность къ Вашему благонравію, отчего ощущаетъ иногда, отъ васъ, нѣкоторую отраду въ своихъ встрѣчахъ, - по таковымъ причинамъ, мы совѣтуемъ ей по ея вѣрѣ – къ Вамъ объяснятся для облегченія отъ наводненія злыхъ помысловъ и страстей, колеблющихъ наши души. Для чего, вспомнитѣ вторую заповѣдь Господню, въ которой повелѣвается любить ближняго яко самаго себя. Чѣмъ же и какъ любить? Никакъ невозможно и сего исключить – дабы въ чемъ можемъ не вспомоществовать ближнимъ; и всевозможно да стараемся въ прощающемъ и состраждущемъ духѣ утѣшать, но – дабы только по силѣ, - сирѣчь: а когда кто самъ при назиданіи другаго повреждается, то совѣтуетъ Святіи отцы слѣдовать лучшему, то есть – себѣ внимать и себя сохранять. И такъ по сей части внимайтѣ и усматривайтѣ силу свою и совѣсть. Можетъ, Благостію Вышняго покрываема, - по силѣ и вспомоществуешь требующимъ, не скрывая таланта Богомъ даннаго, - ибо какъ сказано въ С. Евангеліи: « ему же дано много и взыщется много». – И также: другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ Христовъ».

При благоразсмотрѣніи въ нуждѣ бываетъ полезно и самой посовѣтоваться съ благомыслящими, - и это похвально – окаявать себя предъ всѣми. А скорбѣть кажется не о чемъ, но вникать въ свою совѣсть и не безпопоится будто мать Х. вовлекетъ васъ въ молву, просимъ по этой части быть покойными. Но открывать помыслы вашей любве видно мать Х. еще духу не собрала, хотя чувствуетъ, что въ разсужденіи малодушествуетъ, но – будто ты не понесешь ея немощи – однако это мы только гадательствуемъ, впрочемъ ежели вашему сердцу Богъ возвѣститъ, то во время каковой нужды – ради заповѣди Господней не оставляй ее. А что вы пишитѣ, что вы ни подъ какимъ видомъ несогласитесь принять ее совершенно въ окормленіе въ разсужденіи своей немощи, - мы съ семъ васъ не опровергаемъ, да едва ли и она совершенно можетъ предатися; кажется – можно гадательствовать, что отнюдь не можетъ повышеписаннымъ закоснительнымъ навыкомъ. Писано есть: «духъ бодръ, да плоть немощна».

Что я вамъ напоминалъ на счетъ игументства – въ томъ прощенія прошу, я васъ обезпокоилъ своимъ безуміемъ; ей, матушка, истинно вамъ признаюсь, - и не ласкаемъ, и отнюдь не жѣлаемъ, ниже мыслимъ, чтобъ вы Игуменіею были; или бы замѣтили въ васъ склонность къ либоначалію; но сердечно утѣшаемся вашему ио семъ благопріятному и рѣшительному отвѣту; но надменіе и тщеславное мнѣніе внутрь вопіетъ, что едва ли гонзнетъ мать I. игу… Но однако прости Бога ради, и благодушествуй, и мирствуй потому что отъ безумія сіе пишу. Я вамъ, Матушка, истинно объясню что у меня самаго отнюдь не было чувства и воображенія быть начальникомъ, но Премилосердый Господь попустилъ искуситеся да Милостію Своею и освободилъ.

Но что по вѣрѣ вашей и отъ частаго понужденія чувствуете облегченіе въ страстяхъ – о семъ благодарите Премилосердаго Господа Бога облегчавающаго ваше бремя. Однако – бодствуй, и блюди, постерегайся – паки врагъ съ наглостію пріидетъ и начнетъ потрясать вашу душевную храмину, но вѣруй, что и Помощь невидимо отъ Господа пріидетъ и подкрѣпитъ и возставитъ кх благоотишію.

Что жь касается до вещелюбія и мшелоимства сирѣчь: /излишество различныхъ вѣщей/ то – сія немощь, по разсужденію Святыхъ Отцевъ – горше и пребѣдственнѣе сребролюбія, но да пополняемъ и окаяваемъ себя и Господь всесиленъ насъ и судьбу нашу въ благоотишный и спасительный устроить конецъ. О пищи – держи прежденаписанный вамъ нами совѣтъ, и – будешь спокойна. – Уединеніе и хотя чувственное молчаніе – безпрекословное и неоспоримое есть средство къ спасенію, и опыты всегда показываютъ и Стіи утверждаютъ, что способствуетъ ко всякому благому дѣлу, и – обратно дѣяніе. – И молитву Iисусову проходи какъ творишь и пріидетъ время, тогда самое дѣло и Милосердіе Божіе просвѣтитъ и вразумитъ вашу душу какъ и кого вопросить, и послеся что ищешь и жѣлаешь, - писано въ Тропарѣ Священномученикамъ Отцамъ, что: «дѣяніе обрѣлѣ еси, богодухновенне, въ видѣніи восходъ..» Молитву творить обыкновенно – это дѣяніе, каковую бы кто не творилъ, а видѣніе или восхищеніе ума то даръ Божій отъ Благости Божія къ намъ. Канонъ вамъ читать совѣтуемъ акаѳистный одинъ, но только со вниманіемъ сколь возможно. Это справедливо, что кто бы ни былъ, подвижникъ или постникъ, но живущій по своей воли, и самъ собою окормляйся, - утвержденія и благаго разсужденія въ немъ отнюдь не увидишь, того-то ради Св. Сімеонъ Нов. Богословъ пишетъ въ словѣ 6-мъ, что лучше ученикомъ ученика именоватися нежели самочинно житии. О семъ же и Св. Марко подвижникъ въ посланіи къ Николаю иноку, въ 1-й части Добротолюбія, на оборотѣ 47-го листа пишетъ: «Мнози многими труды и постничествомъ и злостраданіемъ проидоша и труды многи Бога ради претерпѣша; но самочиніе, не разсужденіе и нетребованіе отъ ближняго поьзы, - таковы ихъ труды нетвердыми и суетными содѣлаша».

Касательно вопроса о молитвахъ – будто къ матери К. писано мною начало, кажется долженъ быть и конецъ, - послѣ всякаго правила непременно должно читать: Достойно есть яко воистину: Слава и нынѣ Господи помилуй 3-жды молитвами Святыхъ Отецъ нашихъ Господи Iисусѣ Христе… до конца, и отпустъ простолюбинный, Гоподи Iисусе Христе до конца. А дважды въ сутки должно присовокуплять послѣ обычнаго отпуста то есть послѣ: Господи Iисусе Христе, поутру послѣ утреннихъ молитвъ и ввечеру послѣ молитвъ на сонъ грядущімъ; - «ослаби, остави прости Боже согрѣшенія наша, до конца, потомъ молитву: «ненавидящихъ и обидящихъ насъ, находящуюся въ концѣ великаго повечерія потомъ по вседневную Исповѣдь, которую можно сыскать въ месяцесловѣ Кіевской печати, въ концѣ самомъ книгѣ». Каноны читать хотя и должно бы послѣ повечерія, но когда вамъ невмѣщается – оставьте; а когда позволитъ случай и время, то прочитавши каноны должно и молитвы при канонахъ читать и конецъ обычный сдѣлать.

О угрожающихъ насчетъ слѣдствія отъ Преосв. – если паче чаянія будутъ по единой спрашивать: не видали ли такаго-то человѣка, часто ли прихаживалъ ко Игуменіи или къ келейнымъ ея, то этаго нельзя сказать и лгать, что ни разу не видали, а сказать – что какъ то случилась видѣть, что прошелъ, да и многія ходятъ, но наше званіе не позволяетъ любопытствовать о приходящихъ, а обязаны бываемъ смотрвъ землю и внимать себѣ, да церковному пѣнію и чтенію. О поведѣніи другихъ никакъ нельзя ничего говорить, такъ скажи всѣмъ своимъ единомысленнымъ, - чтобъ затвердили эту азбуку, что мы не знаемъ и не видимъ и незамѣтили ни въ какой сестрѣ никакаго зазора. Поелику Господь и безъ насъ кого захочетъ за грѣхи наказать и исправить – и, исправитъ; но в прочемъ благодушествуйтѣ и уповайте на Всесильнаго Бога да дастъ вамъ мужество и мудрость и соразсмотрѣніе, и да не попуститъ выше вашея мѣры искушенія, и – да Неизреченною Своею Благостію да покрыетъ и сохранитъ васъ непоколебимыхъ отъ всѣхъ противныхъ всрѣчь. И мы непотребніи пребываемъ искреннѣйшими пожѣлателями, вашей любве; благихъ и душеспасительныхъ успѣховъ – ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники убогіи и многогрѣшніи Iеросхимонахъ Леонидъ и Схимонахъ Өеодоръ – заочно земно кланяемся и просимъ вашихъ Свтыхъ молитвъ и всѣ наши собратія и Отцы единодушно вамъ кланяемся – и всѣмъ вамъ единомудреннымъ сестрамъ.

15 мая 1817 года, Валаамскій Мон.

P. S. Намъ удивительно, что это значитъ, что вы молчитѣ о сестрѣ Надеждѣ Яковлевнѣ – примирилась ли или отправилась въ Уіевъ съ кемъ. По молчанію вашему мы мнимъ, что примирилась.

У насъ есть слухъ, что Преосв. Вашъ подалъ просьбу на покой и надеждно, что въ скорости его уволятъ.

 



и да извѣстно вашей любве будетъ, что кто съ большею вѣрою вопрошаетъ то, по толикой же мѣрѣ и Господь преподаетъ разумъ отвѣтствующему въ сказаніи отвѣта.