57. V.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ сестра, и по духу дочь, мать I.! – со всѣми васъ окружающими сестрами во единомысліи – всеусердно жѣлаю мирнаго и благоденственнаго пребыванія, и о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ радоватися.

Пріятное ваше для меня писаніе, пущенное вами съ почтою въ Сентябрѣ, мы удостоились получить 3-го Октября, и прочитавши внялъ по силѣ слабаго моего понятія сколько силы позволили; и ясно вижу что вы при таковыхъ скорбныхъ приключеніяхъ – коими угнетаемы до изнеможенія – побѣждаетесь и страждетѣ душевреднымъ малодушіемъ и тлетворною печалію, которая и послѣдніи твои силы разпроиваетъ и измождаетъ; что весьма претщетно для вашей слабой о бремененной души по всѣмъ частямъ; но отселѣ да положимъ начало, съ Божіею Помощію – за все находящее благодарить и терпѣть; и Премилостивый Господь, видя ваше послушаніе и тщаніе къ благоназидательнымъ дѣяніямъ, - всячески ниспослетъ Свыше Помощь и Благодать Свою, даруя благотишныя чувства и благодушіе препровождать жизнь вашу въ терпѣніи и благохваленія Господа Призвавшаго васъ въ Благотишное сіе пристанище – то есть въ званіе Ангельскаго образа обители вашей.

Что касается до лишенія опытной и преискусной старицы достопамятной Матушки Варвары, также и удаленія на время окормителя душъ вашихъ Батюшки отца духовнаго и наставника Макарія, - хотя сіи потери значительны, и неоспоримо обязаны приписать сіе лишеніе грѣхамъ своимъ и недостоинству, что лишились мы таковыхъ благоназидательныхъ окормителей душъ нашихъ; - но однако при всемъ этомъ должны вспомнить, что Премилосердый Господь все устроиваетъ въ душевную нашу пользу, къ тому жь Богъ неоскуденъ въ Милости и дѣйствы Благодати Его так же неоскудны, и гдѣ только восхощетъ явить Силу Свою – побѣждаются уставы и естества чинъ!!! Но о!, немысленная и косная сердцемъ дочь I.! что тако въ смущеніе и малодушіе вдаешься и почто унываешь и безмѣрно печалишися; и хотя вы точно лишились дражайшей и нѣжнѣйшей наставницы и матери, но вы лишились ее тѣлѣсно, а не душевно; потому, что она, достоблаженная взята отъ насъ тѣлѣсно, а духъ ея и благія останки подвиговъ ея: терпѣніе и злостраданіе въ находящихъ, непамятозлобіе и любовь безъ изъятія ко всѣмъ – не токмо къ благомыслящимъ и любящимъ, но и къ сопротивоборствующимъ, так же – и повиновеніе и послушаніе и вѣра ко благоискуснымъ останутся незабвенны. Сіи подвиги она продолжала до послѣдняго исхода изъ жизни сей; наконецъ въ дополненіе запечатлѣла благомудріе свое благопріятною кончиною, которой Премилостивый Господь ее удостоилъ; и воспріялъ въ Вѣчное Блаженство!!... гдѣ по апостолу: «яже око невидѣ и ухо не слыша – сіе Господь уготовилъ любящимъ Его.

Тогда одумаемся, для чего намъ печалится излишне хотя и ввиду нашемъ препошла наша наставница и учительница? Она и здѣсь васъ по возможности силъ и мѣрѣ вѣры вашей окормляла и вразумляла и защищала отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, но даже и въ тѣлѣсномъ облагодѣтельствовала оставивъ вамъ покров и убѣжище – келлію. – Когда мы вѣру и соблюденіе душеназидательныхъ ея наставленій будемъ сохранять и по онымъ исполнять; то и въ будущей жизни умилостивить и упросить Великодаровитаго Господа соединить и сопричислить любимое чадо свое къ себѣ въ едину обитель! Вотъ когда печалится слѣовало бы [только Боже избави всякаго человѣка] если бы наша мать-наставница духомъ жизнь свою начинала, а плотски кончила т. е. грѣховнымъ паденіемъ, и, непокаявшись, восхищена отъ среды насъ, или сама бы себя насильственно умертвила, такъ какъ случилось это въ Софроніевой Пустыни съ однимъ несчастнымъ, бывшимъ еще старцемъ или наставникомъ именитаго Филарета глин. Строителя; имя его Iеросхимонахъ Өеодосій, онъ удавился прельстившись за гордость, живя въ затворѣ /въ саду/ - о таковомъ погибшемъ должно рыдать и плакать!!!

Также равнымъ образомъ печалится и унывать удержитесь о прелюбезнѣйшемъ Батюшкѣ отецъ Макаріѣ, поелику хотя онъ отъ васъ, равно и отъ насъ, на время удаленъ но духомъ соединенъ; точно дальняго ради разстоянія уста его къ наставленію не могутъ дѣйствовать, но любовь его и десная рука перомъ дѣйствуемая – въ полномъ смыслѣ будетъ васъ окормлять и утѣшать по мѣрѣ вашего благаго произволенія и вѣры! А ежели вамъ сказать ясно, что если наставникъ и вблизи и повсечасно напоминаетъ намъ наши недостатки, съ сострадательностію совѣтуетъ и увѣщаваетъ охранятися злобы, то намъ злокозненный врагъ діаволъ, человѣконенавистный, непорѣдки предлагаетъ повинующимся ему въ помыслѣ – недостатки его человѣческія и влагаетъ презорство, дабы обезвѣрить насъ къ нему и хладнокровно принимать благоназидательныя его наставленія! Этимъ-то и лишаемся пользы; посему Св. и Богодухновенный отецъ СIмеонъ новый Богословъ и совѣтуетъ – неучащать входа своего въ Настоятельскую келлію, изъ предосторожности дабы не впасть въ презорство и дерзновеніе. Что же вы изволите упоминать, что во время пребыванія Батюшки въ монастырѣ вашемъ вы словно какъ во снѣ видѣли его, ибо во время послѣдней его отлучки вы почти нечувственны были, Слава Богу за сіе, потому что вы этимъ, за немощь свою; предохранены были отъ значительной скорби…

Что касается до вашего недоумѣнія и скорби о неполученіи отъ меня, непотребнаго, отвѣтственныхъ къ вашей любве писемъ то извольте выслушать долготерпѣливо и благодушно причины сему препятствующія, - во 1-хъ слабость моего здоровья, 2-е) со своими братіями ежедневное занятіе, 3-е) приходящіе и пріѣзжающія ко мнѣ благонамѣренныя разныя лица, - премного удерживаютъ и воспящаютъ удовлетворить ваши жѣланія; и скажу тебѣ, дочь моя любимѣйшая м. I., что сіе письмо оканчивается уже третію недѣлю; и по такимъ отрывкамъ вы можетѣ изъ содержанія его замѣтить, что не по свойству многіе слова помѣщены: [то есть нѣтъ ни складу, ни ладу].

О сестрахъ П. и А., что взяла матушка Игуменія много не скорби, поелику Премилостивый и Всемогущій Богъ силенъ и въ таковой молвѣ поддержать и сохранить; и о протекшемъ времени тоже не скорби – что худо иихъ врачевала и [сохраняла] наставляла; ибо такое наставленіе наиболѣе дѣйствуетъ ни нашимъ мнимымъ искуствомъ, но отъ ихъ вѣры и благопроизволенія соблаговеинствомъ. Но и теперь, дочь, если они и отъ игуменской келліи прійдутъ, вы должны, призвавъ въ Помощь Бога, дабы не видимо васъ вразумилъ и просвѣтилъ вашъ умъ и сердцѣ, преподать имъ лагоназидательныя и утѣшительныя словеса и совѣты въ утвержденіе ихъ душъ, и, хотя вы дочь I. сами жаждетѣ дабы вамъ кто изъ благомудрствующихъ душеполезное слово сказалъ, но писано есть о возлюбиши ближняго твоего яко самъ себе и проч.

Съ матерью К. сообращаться вамъ совѣтую яко съ единомудренною сестрою – не токмо въ тѣлѣсныхъ,но и въ душевныхъ; а особливо же когда Батюшка вамъ благословилъ съ нею духомъ неотлучною быть, а посему, уважая Батюшки о. Макарія благій совѣтъ, и к тому же сами вы объясняетѣ плоды ее къ Вамъ любви вовремя самой крайней нужды вашей болѣзни: она неотлучно вамъ служила какъ купленная раба, - и по таковой ея привержености къ Вамъ – кажется не должно употреблять женской хитрости… которая даже прямо противна нашему званію – что бѣсъ представляетъ мысль: когда она совершенно обучится рукодѣлію вашему – ей больше, чѣмъ вамъ будутъ давать работы, а вы уже безъ пропитанія останетесь. И на сіе извольте выкушать, что Богъ неоскуденъ въ Своей неизслѣдимой Милости къ намъ, Силенъ и всемогущь насъ пропитать Своимъ Неизслѣдимымъ Промысломъ, и – пропитать изобильно! И такъ дочь старайся всѣ свои внѣшнія дарованія преподать ей, тѣмъ болѣе, что она единомудренна, - и ты будешь въ числѣ дѣлательницъ Заповѣдей Божіихъ! Дѣланіе Заповѣдей Господнихъ животворитъ душу, и даже тѣло твое умиротворитъ и утѣшитъ до обилія.

Въ келейныя кажется пренужно вамъ принять какую изъ благомыслящихъ, а особливо при такой попущенной вамъ слабости, - это Господь вамъ да благословитъ. – А насчетъ сестры С. Старайтесь соблюдать дабы незамѣчать ея дѣяній и разныхъ уловчивыхъ ея сообращеній, тѣмъ всячески предохранитѣ себя отъ гибельнаго презорства – осужденія, которое крайнѣ помрачаетъ и разстроиваетъ всю нашу жизнь, но я вамъ скажу, что намъ должно ее любить, а непристойные ея дѣянія ненавидѣть, она по описанію – «своему господу стоитъ и Своему служа падаетъ», а мы кто? Что чуждимъ рабамъ будемъ судить? Также да стараемся сохранится отъ продерзости и понудимся всячески благоназидательнѣе быть, ибо мягкое слово премного вливаетъ благоговѣинства въ чувства слышащаго или слыщащей! Господь Премилостивый да просвѣтитъ тебя – да умудримся во смиреніи и паче сихъ написанныхъ моейю худостію; вспоминай «яко на всякое искушеніе – смиреніе, самоукореніе и терпѣніе побѣда». Господь Премилосердый да поможетъ тебѣ и да сохранитъ, и покрыетъ тя отъ всѣхъ десныхъ и шуіихъ сѣтей вражіихъ, и да проститъ тебѣ вся согрѣшенія твоя и азъ многогрѣшный посылаю тебѣ отеческое мое прощеніе и благословеніе, и молитвами покойныхъ и достоблаженныхъ: Батюшки отца Өеодора и матерей Варвары и Виталіи Миръ Божій да почіетъ на васъ, и я, непотребный навсегда пребываю жаждущій вашего спасенія не достойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ съ единомудренною братіею.

Ежели застанетъ въ живыхъ письмо сіе мать, и дочь мою, И. то объявите ей мое усердное и любовное почтеніе и испрашиваю свыше на нею Божіе Благословеніе, дабы тертѣла и благодарила Бога за все…