Черн. Автограф 213-79-07: В: М.  (монахинѣ Сѣвского монаст.) 1839. г. окт. 31. № 15

Список 214-370.

13. /къ другому лицу/

N. N.

Сколь возможно понятно нашему*, изъ письма твоего усматриваемъ твое устроеніе; въ которомъ ты, будучи оскорбляема, смущаешься и доходишь до малодушія. Посему и предприняли написать тебѣ нѣчно въ утѣшеніе: не отъ своего разума, но отъ Писанія Св. Отецъ дѣятельно прошедшихъ путь жительства сего и намъ оставльшихъ Богодухновенныя свои ученія.

Тебѣ хочется, чтобъ единъ Господь былъ цѣлію твоею жизни – Его Святой Волѣ покаряться, Ему Единому угождать, Его только славы искать и для Него, и въ Немъ, любить ближняго какъ самаго себя. – Благая и спасительная цѣль! Къ коей всякому стремится непременно должно. Мы къ сему обязаны Святымъ Крещеніемъ; и – за Любовь Спасителя – чѣмъ инымъ можемъ воздать какъ неисполненіемъ Заповѣдѣй Христовыхъ? По слову Его: любяй Мя заповѣди Моя соблюдаетъ – непременно должны мы нудится на всѣ Заповѣди Христовы въ Евангеліи предписанныя. Зачѣмъ же дѣло стало? Дѣлай, исполняй такъ, какъ видимъ мы, многіе подобострастные намъ люди исполняли.

Но въ твоемъ устроеніи противное есть сему, по слову Св. Апостола: «вижу инъ законъ воудѣхъ моихъ противоюющь закону ума моего, и плѣняющь мя закономъ грѣховнымъ», и паки: - «не еже хощу сіе творю, но еже не хощу сіе содѣваю». Вникни въ житіе Святыхъ, которые проходили жительство сіе: въ какой они находились борьбѣ со страстьми, въ нестроеніи, немощахъ, скорбяхъ?.. К тому же, мы имѣемъ сильнаго противоборца – врага діавола, противящагося всему доброму, какъ пишетъ Св. Апостолъ Петръ: «супостатъ нашъ діаволъ яко левѣ рыкая ходитъ искі кого поглотити». И Св. Апостолъ Павелъ: «нѣсть наша брань къ крови и плоти но къ началамъ и ко властѣмъ и къ миродержителемъ тьма вѣка сего къ духовомъ злобы поднебѣснымъ».

Видиши – съ кѣмъ имѣемъ брань? Бренные, немощные – съ духомъ злобы противникомъ Богу! Онъ при злобѣ своей столь хитръ, что буде неуспѣетъ низложить въ порокъ приводитъ гордость и творитъ мненіе подсады къ обольщенію.

Художество Художествъ и хитрость хитростей есть дѣло спасенія, а не просто какъ захотѣлъ такъ и сдлалъ.

Святіи Отцы дѣятельно прошедшіе путь сей и стяжавшіе богатство. Благодати чрезъ дѣланіе заповѣдей Христовыхъ оставили намъ примѣры въ ученіяхъ своихъ, - что бываютъ на жестокой сей брани поползновенія и паденія; и – совѣтуютъ да не смутимся во времяуклоненія и даже отчаемся. – А кто хочетъ инымъ путемъ идти, т.е. никогда неуклонятся въ поползновеніе, таковыхъ называютъ «частію волковъ». Прочти о семъ 43-ю главу у Каллиста въ 2-й части Добротолюбія; ибо Тебѣ хочется неуклонно идти безъ обученія и безъ брани.

«Пустоты нѣтъ въ природѣ» - пишешь ты, - «нѣтъ ее и въ сердцѣ человѣческомъ: если оно незанято любовію къ Богу, то вѣрно какимъ нибудь пристрастіемъ или къ человѣку или вещи». – Хочешь вдругъ совершенства не обучась и не претерпѣвъ вражіихъ нападеній, не познавъ своихъ немощей – не смирившись; просто сказать: ты хочешь бывъ еще младенцемъ, стать совершеннымъ мужемъ; или, - вступя въ службу нижнимъ чиномъ, сдѣлаться вдругъ Генераломъ, и, начавъ учатся азбукѣ вдругъ читать книги. Не многими ли трудами, подвигами и временемъ дошла до сего святіи?

Для чего же ученіе ихъ мы имѣемъ, какъ не для того, чтобы чрезъ оное, познавая въ себѣ страсти - сопротивлялись имъ; а въ уклоненіи къ нимъ – навершали смиреніемъ, самоукореніемъ и покаяніемъ, отнюдь не надѣясь на свои дѣла, на свои мысли, или на свой разумъ. И такимъ образомъ, очищаясь отъ страстей, приближалисъ бы къ Богу.

Ты, стужаема отъ страстей, смущаешься. Это – знакъ гордости; о чемъ пишетъ Св. Дороѳей*: «и страсть же, аще стужаетъ намъ – не должны есмы ни въ семъ смущатися: еже бо смущатися кому стружаему отъ страсти – безумія есть и превозношенія; и – отъ еже невѣдети свое устроеніе, и – отъ еже бѣгати труда, яко же рѣша Отцы».

Когда же побѣждаешься или уклоняешься въ поползновеніе, послушай о семъ ученіе Св. Исаака Сирина: «егда падетъ да не забудетъ убо таковый любве отца своего, но аще и приключится ему въ различныя впасти согрѣшенія да не будетъ не радя о благомъ; и – теченія своего престатіе не творя; но и побѣждаемъ паки да востаетъ къ подвигу на сопростивныхъ своихъ; и разореннаго зданія на всякъ день начало основанія да полагаетъ, пророчески слово во устѣхъ имѣя даже до исхода своего отъ міра сего: да невозрадуешися о мнѣ сопротивниче мой яко падохъ, паки бо азъ восстану, и аще во тьмѣ сяду Господь просвѣтитъ на мя».

И никакъ же отъ брани да престанетъ даже до смерти, и да не предастъ побѣжденію душу свою отчаяніемъ, дондеже есть въ немъ дыханіе – и въ самоъ побѣжденіи своемъ. Но аще и на всякъ день сокрушится ладія его, и истопленіемъ постраждутъ бремена его да не престанетъ снискивая и пекійся, купно же  и заемля, и во ины корабли сѣдая, и о надеждѣ пловый; дондеже Господь увидѣвъ подвигъ его, и умилосердився о сокрушеніи его, нисполетъ намъ Милость Свою, и дастъ ему движенія крѣпка, но еже претерпѣти и сопротивитися палительнымъ стрѣламъ вражіимъ. Сія бо есть премудрость данная отъ Бога, и сей есть премудрый недужникъ – неотсекій надежды своея». И ниже – Св. Мартиніане: «подобаетъ бо намъ о семъ воспріяти всяку брань воздвижему отъ страстей естественныхъ и приключенія міра сего и пребыванія, - отъ частости злобъ бѣсовскихъ, ими же обыкоша сопротивлятися намъ - и всякія сихъ подсады. И неубойтесь за частость и прибытность лютости брани сей и неусумнитеся заприбывательность подвига, и не приклонитеся, ни вострепещите отъ воинитовъ враговъ и невпадите въ пропасть безнадежія, аще случится вамъ негли и поползнутися на время и согрѣшити. Но что либо ни постраждете на сей величайшей брани, и въ лице аще пріимите и уязвитеся – ни како же да возбранитъ васъ отъ благаго намѣренія вашего».

И въ Добротолюбіи въ сочиненіяхъ Св. Iоанна Карпафійскаго прочти сама приличныя сему главы: 4-ю, 22, 29, 30, 43, 44, 51, 54, 62, 64, 66, 73, 79, 84, 85-ю. Онъ же пишетъ* же глаголю бо яко непороченъ живеши – терпя во иноцѣхъ; но, аще и зѣло грѣшенъ еси, - скорбь души твоей и злостраданіе честнше есть у Бога, превосходящія житейскаго добродѣтели; печаль твоя и жалѣніе и воздыханія и сетованія, и слезы, и мучительство совѣсти и недоумѣніе помысла, и еже нуждатися мыслію, и рыданіе, и плачь ума и плачевовопльствіе сердца, и сокрушеніе, и смущеніе, и окаяваніе, и дряхлость, и уничиженіе, - сія вся и таковая, яже множицею случается въ желѣзную пещь искушеній ввергаемымъ, честнша и благопріятнша по превосхожденію отъ благоугожденія міряникова».

Да и все слово это – весьма полезно твоему устроенію. И. Св. Исаакъ Сіринъ* пишетъ: «не благоволилъ бо есть Богъ да упокоятся въ возлюленніи тѣлеси Его, дондеже суть, но паче восходѣ бытии тѣмъ, донелѣ же суть въ мірѣ семъ». Тутъ перечисляетъ между прочими скорбными и тѣ кои къ тебѣ откосятся, и далѣе продолжаетъ: «нѣцын же отъ нихъ въ вольныхъ скорбѣхъ суть; и ни въ втрудѣхъ страстей своихъ… и прочее». И въ Словѣ 58-мъ: «еже нѣкимъ случаемъ грѣха поползатися явительно есть естественныя немощи, за неже полезнѣ попустилъ есть Богъ души пріятельнѣй той быти страстей – ко убоданію совѣсти». И во многихъ главахъ у него есть, что пупущается побѣждатися отъ страстей за возношеніе – да смиримся.*

Еще твои слова: «бываетъ день – два покою, а потомъ опять мучительное томленіе. Паки слыши Св. Исаака Сирина въ 78-мъ словѣ глаголюща: «егда обрящеши миръ на пути твоемъ неизмѣненъ тогда убойся, за неже далече отстоиши отъ правыя стези ходимыя страдательными ногами Святыхъ. Къ сему прилична такъ же и 43-я глава у Калиста въ Добротолюбіи, что бываетъ буря и паки ведро. И у Св. Петра Дамаскина много есть о семъ же, что бываетъ рать и заступленіе, страхъ и надежда; отчего душа обучается искусству и приходитъ въ смиреніе и благодушіе… недостойный богомолецъ многогрѣш. Iеросх. Левъ.

 

11 января 1840 года



* Примеч.: Старецъ пишетъ во множественномъ числе – отъ смиренномудрія.

* въ поученіи% «о еже терпѣти искушенія», листъ 83-й на оборотѣ.

* См. постническое слово о искушеніяхъ подвизающихся.

* Слово 36-е.

* Слова: 51, 57, 58, 61.