М. С. О. Н. Господи Iисусѣ Христе Боже нашъ помилуй насъ!

Ваше преподобіе! Достопочтеннѣйшая о Господе Сестра и по духу дочь, мать Варвара со всѣми привѣрженными къ вамъ Сестрами, усердно желаю душевнаго мира, терпѣнія и упованія со благодушіемъ!

Писаніе ваше пущенное вами отъ 12-го сентября мы ничтожніи оное получили 16-го и прочитывая оное видимъ, что и поднесь вы еще неуспокоились, но малодушіемъ преодолѣваемы! А к тому же и отъ мнимой преданностію сестры А. и прочіхъ подобныхъ разтравляема рана ваша сердечная и возобновляема; и болея вашу С. Обремѣняетъ и въ крайнее изнеможеніе ввѣргаютъ! Но позвольте же вамъ яко преискреннейшей дочери сказать; да и для лучшаго уразумѣнія и понятія вашу любовь вопроситъ, скажите пожалауйста что сіи попущеніи отъ частиописанныя вами на насъ съ тобою; не ужели вы мните, безъ Божія мановѣнія; воистину намъ должно благодарить премилосердаго Господа, вся премудро об насъ бѣдныхъ строящаго и врачующаго тщеславіемъ и гордостію недугующія души наша! Во утвержденіе же и утѣшеніе помѣщаю здѣсь Отца Iисаака скорина, отъ 35-го слова: «Путь Божій крестъ повседневный есть, никтоже бо на небо взыде со слабою. Сея бо путь вѣмы гдѣ и окончавается. Иже всѣсъ сердцемъ издавшаго себе Богови, никогдаже хощетъ Господь безпечальна быти. Сіе же есть еже пещися во истинѣ, но и отъ сего разумѣется, яко во Бога промышляемъ есть, егда послѣтъ ему присни печали, и паки отъ 36-го словаъ въ концѣ, вѣсть Господь, яко нѣтъ мжно въ покои тѣлеснымъ сущимъ, пребыти въ любви Ео: и сего ради возбрани и къ ?? покоя, и сласти того, и парядъ, 27-го слова всякаго человѣка пользуетъ искушеніе. Аще бо Паνла Апостола пользуетъ искушеніе, вяка уста заградятся, и повиненъ будетъ весъ міръ Богови. Подвижницы искушаются, да приложатъ богатству своему, слабіи, да во вредящихъ сохранятъ себе, и спящіи,  да на возбужденіе уготовятся, и далече сущіи, да приближаются Богу, свой же, да со дерзновеніемъ вселятся. И такъ прочитавши, сіи Богодухвѣннаго мужа выраженіи, увѣщавающіи насъ ко ббагодушію, и мужествѣнному терпѣнію! А посему вы обязаны нетокмо малдушествовать но и благодаритъ всемилостиваго Бога за всѣ находящія скорби и непріятности; и со упованіемъ проситъ отъ Господа терпѣнія; и говоритъ слова Святого пророка Давіда, въ скорби помянухомъ тя Господи и въ малѣ наказаніе твое намъ. А что вамъ приходитъ разсужденіе; что ежели бы вамъ удалось въ тишинѣ занятся съ моимъ недостоинствомъ и преговоритъ нужное и недоумѣнности всѣ рѣшила бы; то бы точно совершеннабы во всемъ успокоилась бы; но во мати и дочь ежели бы только такоаове мнимое нами лучшее средство да на пользу вамъ было тобы, всячески премилосердый Господь всемогущею своею благодатію устроилъ Бы сіе! Но онъ яко всѣвѣдуетъ своими неизслѣдимыми судьбами устроеваетъ всегда лучшее и полѣзнейшее! Ято же касающееся да вашего поступка съ мужес: подвижницею А. И. тимыя искры о повѣденіи килейныхъ аздуло вѣтромъ нетерпѣнія вспыхнуло на явное объясненіе; дѣйствуемы яростною частію; но хотя вашъ поступокъ не похваленъ потому что Отецъ Макарій великій пишетъ: Аще кто брата врачуетъ и съ яростію; то не его врачуетъ но свою Страсть исполняетъ, но однако, что идъ устъ выскочилъ того уже непоймаемъ. А при всемъ томъ да познаваемъ свою немощь и ничтожество, а что я говорилъ у нея по праздникамъ вамъ обѣдать, то вы понимайтѣ я оворилъ для некоего умиротворенія и дабы вдругъ неподать вины, къ явному разрыву. А когда уже у васъ здѣлался противъ моего мнѣнія; то уже сіе само собою оказываетъ что сей мой Совѣтъ, несовмѣстенъ… И хотя вы ошибку неприлучшеюся здѣлали, что насреду Анну выставили, но однако потому благодушествуемъ что лжи, неприбавляли прощенія проситъ ей Анне и во второй расъ должно понудится но прежде слѣдуетъ, Ане умиротворитъ себѣ, таковымъ образомъ молитися за нее тако, каждое утро и вечеръ, класть по три поклона, говоря Спаси Господи и помилуй благодѣтельницѣ мою А. И. и Ея Отца молитвами, прости и моя согрѣшенія; а в дополненіе должна Анна сама себе виновною, во всемъ; умственно и чувствѣнно, говоря сама себѣ таки, окаянная я и неумѣла сама себе внимать, а распустила свои чувствы. Глаголаніе зрѣніе и слышаніе, и всеобщій врагъ увидѣлъ мое непотребство; представилъ моимъ глазамъ мѣчту на сестру Пелагію будто бы она со Страстію Сообращается съ молодымъ юношею и прочее… А потомъ и оклѣветала Его, Старцу и Старицы и за мои таковыя грѣхи произошло смущеніе! И когда сколько время сіе она потвѣрдитъ и себя самую виновницею сочтетъ тогда премилосердый Господь; за исполненіе сего Евангельскаго заповѣданія, вообще имъ уврачуетъ Сердца и съмягчитъ ко умиротворенію, тогда со благонадѣжіемъ и дерзновеніемъ смѣло пойдетъ прощенія просить, и тѣ встрѣнутъ со уваженіемъ!

Еще вамъ извѣщаю что хотя наша смутительная буря и поутихла; но по зависти внушенію и увѣличиванию; злоказненныхъ предлоговъ, преосвященный чрезъ о. Строителя, отказалъ Мелань Ивановной помѣстится для жительства, въ нево построенныя кельи. А назначена быть общею гостиницею. А она наняла туже самою квартиру въ которой при васъ была и Өеодосья съ нею помогаетъ ей, и Слава премилосердому Господу сверхъ всякаго чаянія мирна и покойна, благодушествуетъ, и насъ навѣщаетъ, и къ ней посылаю навѣдыватся. – Писмы ваши умѣсное и одно изъ Болхова получены съ посылками въ всякой и справности да кажется я вамъ писалъ всемъ; Мать Тавифа еще и поднесь уводныхъ, но только между разговоровъ, я замѣтилъ ея наклонность Болея въ Борисовку, потому что тамъ церковный порядокъ благолѣпней! А къ вамъ хотя и расположности имѣетъ, но церковной П. утрощаетъ, поелиху она привыкла къ чиноположенію строгому! Анастасьино событіе! Положимъ на Божій судъ, возвратилась благополучно, пошла ко благонадежной благотворительницы… и препоруча васъ всѣхъ покровительству всемогущаго Бога и его назслѣдимому милосердію, остаюсь отъ болѣзни восстающей. А васъ недостойный Богомолецъ многогрѣ. Левъ съ братіею кланяемся.

14-го сентября 1830 года.