Игумену Иларию[1] Опт.-384, л. 54-55

21.

Къ Игумену Иларію

Отвѣтъ вашъ на письмо мое показываетъ мнѣ возбудившееся чувство ваше къ прежней ревности, которую вы имѣли въ исканіи спасенія; но оное однакожъ старается врагъ опять усыпить, наводя страхъ скорбнаго монашескаго житія и жалость оставить отрадное начальническое.

Я писалъ вамъ не понуждая васъ, но взирая на вѣру вашу, съ какою меня вопрошали, изъяснивъ свое бѣдственное устроеніе, представилъ вамъ отъ ученія святыхъ отецъ средства къ возстановленію онаго, единственно изъ любви къ вамъ и желанія спасенія; движимъ будучи сими же чувствами и теперь вамъ, подтверждая, скажу: хотя или не хотя непремѣнно должно когда нибудь снять сіи златыя узы начальства, смерть положитъ предѣлъ оному, и неизвѣстно когда, и въ какомъ положеніи застанѣтъ; а можетъ быть, измѣна судьбы, и прежде смерти предъ-уготовляетъ свободу отъ него, хотя и съ непріятностію; въ чемъ однако жъ дѣйствуетъ несомнѣнно промыслъ Божій по подобію отца, отъемлющаго у дитяти вредящія его вещи, но его утѣшающія, не взирая на слезы его. Страхъ скорбей будущихъ маловременныхъ, начертаваемый въ сердцѣ вашемъ, показываетъ скудость вѣры и упованія на Бога; а также любленіе пространнаго пути, а уклоненіе отъ узкаго. Какимъ же другимъ путемъ внидемъ въ царство небесное? Вы сами сознаете, «что сколько улучилъ плотскихъ мірскихъ радостей, столько придется долгъ воздать въ свое время горькими слезами» и не оставя оныхъ наслажденій подобитесь мурину, сѣкущему дрова и кладущему въ бремя, хотящему оноеподъяти и немогущу отъ тяжести; вмѣсто того, дабы убавить изъ онаго, онъ еще болѣе прилагаетъ, и паки тожде творитъ. Когда проходите начальство не для своихъ выгодъ и спокойствія, но для спасенія ближнихъ, то оное неминуемо сопряжено со скорбями и съ неспокойствіемъ. А ежели для чести, славы и наслажденія начальствовать, то и самъ и подчиняемые бѣдственно погружаются отъ волненія страстей, горе граду, егда царь его юнъ есть. и прочее (Еккл. 10, 16).

А мнѣ кажется, ежели вы войдете въ поприще, предпринимаемое вами съ упованіемъ и вѣрою въ Бога, и добровольнымъ произволеніемъ предадите себя испытанію скорби: то оныя не только будутъ для васъ удобоносимы, но даже и легки; съ помощію и благодатію Бога, рекшаго: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 30). Нѣкоторымъ братіямъ, сожительствующимъ съ вами, и скорбящіе о семъ вашемъ намѣреніи, справедливо ли поступаютъ? онѣ желаютъ своего спокойствія или спасенія, чрезъ ваше душевное бѣдствованіе; но должны и они надѣяться на Бога, спасающаго правыя сердцемъ, а не на человѣка.

При благомъ вашемъ намѣреніи, молите Господа, да утвердитъ Онъ его, и да сподобитъ исполнить по Его святой волѣ, ниспосылая помощь Свою и укрѣпляя въ предлежащемъ пути.

Прошу васъ не оставлять въ молитвахъ пребывающаго къ вамъ сь любовію и желаніемъ спасенія.

 



[1] Иларий, в схиме Иосиф (Березовский) († 17/30 марта 1853). Подвизался в Белобережской и Площанской пустынях. В келлии Макария Оптинского хранился его портрет В 1831 г. определен духовником в девичий монастырь. Казначей Площанской Богородицкой пустыни, с 1831 по 1834 гг., во время предсмертной болезни настоятеля Маркеллина (Патрикеева), фактически руководил обителью [НИОР РГБ. Ф. 213. К. 78. Ед. хр. 06. Л. 155 об.; Ф. 213. К. 79. Ед. хр. 09. Л. 52—53 об.; Собор Брянских святых: http://www.bryanhram.ru/index.php?id=467].