5. /къ другому лицу/

N. N.

Отвѣтъ вашъ на письмо мое показываетъ мнѣ возбудившееся чувство ваше къ прежней ревности, которую вы имѣли въ исканіи спасенія; но оное однакожь старается врагъ опять усыпить наведя страхъ скорбнаго монашескаго житія и жалость оставить отрадное начальствованіе. Я писалъ непонуждая васъ, но, взирая на вѣру вашу съ какою вы меня вопрошали, — и, изъяснивъ свое бѣдственное устроеніе, представилъ вамъ отъ ученій Св. Отецъ средства къ возстановленію онаго — единственно отъ любви къ вамъ и жѣланія спасенія. Движимъ будучи сими же чувствами и теперь — вамъ подтверждая скажу: волею или неволею, но непременно должны когда нибудь снять сіи златыя узы Начальствованія – смерть положить предѣлъ оному; и неизвѣстно – когда  въ какомъ положеніи застанетъ; а можетъ быть измѣна судьбы и прежде времени предуготовитъ свободу отъ него; и – даже случится можетъ съ непріятностію… въ чемъ однако жь дѣйствуетъ Промыслъ Божій не сомнѣнно, по подобію отца отъемлющаго у дитяти вредящія его вѣщи и его утѣшающія, невзирая на его слезы.

Страхъ скорбей будущихъ — маловременныхъ — начертаваемый въ сердцѣ вашемъ, показываетъ скудость Вѣры и Упованія на Бога, а также и любленіе «пространнаго пути» и уклоненіе отъ «узкаго». Какимъ же другимъ путемъ внидемъ въ Царствіе Небесное? Вы сами сознаетѣ, что «сколько улучишь плотскихъ, мірскихъ радостей — столько прійдется и долгъ выдати въ свое время горькими слезами. Не оставя же оныхъ удовольствій подобитесь «мурину сѣкущу дрова и кладущу въ бремя; хотящу же оное подъяти и не могущее отъ тяжести – вмѣсто того дабы убавить изъ онаго, онъ еще болѣе прилагаетъ, и – паки тожде творитъ»*.

Когда держимъ начальство не для своихъ выгодъ и спокойствія, но для спасенія ближнихъ, то оное неминуемо сопряжено съ скорбями, а не съ спокойствіемъ;  а ежели для чести, славы и наслажденія начальстствуемъ, то и самъ и подчиненные бѣдственно погружаются отъ волненія страстей. Сказано: «горе граду тому егоже царь юнъ есть», и прочее. —

…А мнѣ кажется: ежели внидите въ поприще, предпринимаемое вами, съ Упованіемъ и Вѣрою въ Бога, и — добровольнымъ произволеніемъ предадите себя испытанію скорбей, то оные не только будутъ для васъ ни неудобоносимы но даже легки Помощію и Благодатію Бога рекшаго: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».

Нѣкоторые, братія сожительствующіе вамъ и скорбящіе о семъ вашемъ намѣреніи – справедливо ли поступаютъ? Они жѣлаютъ своего спокойствія а не спасенія – чрезъ Ваше душевное бѣдствованіе!!! Не должны ли они надѣяться на Бога спасающаго правыя ердцемъ, а не на человѣка? При благомъ вашемъ намѣреніи молите Господа да утвердитъ Онъ его и да сподобитъ исполнить по Его Святой Волѣ – ниспосылая Помощь свою и укрѣпляя въ предлежащемъ пути!.. недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ.



* Примѣч. – видѣніе бывшее Св. Арсенію Великому.