24.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй и Прелюбезнѣйшiй нашъ о Господѣ собратъ о. I<оанникій> усердно жѣлаемъ тебѣ о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися и въ находящихъ благодушествовать!

Приятное ваше писанiе, пущенное отъ 13-го числа вами, мы получили того же месяца 17-го числа и благодаримъ за увѣдомленiе. Насчетъ же вопрошенiя вашего, положенiя мы ничтожнiи не знаемъ уже что и совѣтовать: видно мы за грѣхи наши пришли въ тупикъ, что некуда уже и ступить?.. Хощу я, недостойный, вамъ посовѣтовать, чтобы вы по слѣдомъ о. Г. просились на 6 месяцевъ, но едва ли удоастся? Ибо еще и та болѣзнь въ Настоятелѣ не въ послѣднемъ градусѣ, а притомъ вникнитѣ вы сами въ свое здоровье, какъ больному просится въ дальнiй путь, или перемѣщаться куда либо въ другой монастырь?.. Нынѣ вы сами знаете: больныхъ мало любятъ и не съ аппетитомъ принимаютъ. Но ежели вамъ посовѣтовать ѣхать на Валаамъ по опредѣленiю начальства, то при слабыхъ вашихъ силахъ чѣмъ тамъ вы будете заниматься? Да и съ кѣмъ будете имѣть душевное сношенiе? Ну кажется довольно по человѣчеству предложенiй, и – видитѣ во всемъ неудобство. Но видно по нашимъ человѣческимъ разсудкамъ и предположенiямъ что примирить себя по душѣ невозможно, а посему, по своему безумiю, ни нахожу и духу не собираю, чтобъ совѣтовать вашей любве просится худа теперь при таковыхъ слабостяхъ и обстоятельствахъ!.. Ежели уже необходимость потребуетъ, то что же будемъ дѣлать? – должно отправляться и на Валаамъ! – Слава Премилосердому Господу Богу что благомыслящiе и добра жѣлающiя для своихъ душъ тамъ жили и теперь живутъ, и намъ, если паче чаянiя обстоятельства понудятъ, должно повинутися на время… Вы, Прелюбезнѣйшiй, вспомнитѣ нашего всеобщаго Батюшку отца Ѳеодора – какъ онъ всегда предавался Воли Всемогущаго Попечителя и Промыслителя, да и непогрѣшилъ въ своемъ послѣдованiи, но достигъ благонамѣреннаго пристанища, и – насъ, съ тобою, поручилъ Всемогущему Промыслу… Онъ намъ всегда совѣтовалъ и увѣщавалъ располагатися на Промыслъ нашего Искупителя и Нелестаго Попечителя… Милосердый же Господь, исполняетъ и обращаетъ все въ Свою Волю и на пользу нашу хотя по видимому и противными намъ средствами и послѣдствiями.

А мы, при Помощи Премилосердаго Господа Бога потерпимъ да и посмотримъ какъ наша а-я судьба кончится, а равно и о. Г. посмотримъ какъ будетъ востребованъ, - но едва ли сiе случится.  Еще же и то можно сказать, не всё же будутъ дѣлать по нашему вѣроломству[i], но должны когда и мѣры воспрiять.. да кажется по видимому и головка показывается, - видно сподумавшись, надо воспослѣдовать въ труд другому.

…А о упоминаемыхъ вами приключенiяхъ, прилучившихся съ о. I. да вѣсть твоя любовь, что эти повстрѣчались событiя не безъ попущенiя Божiя, - вникнитѣ только потоньше въ положенiя предъидущiя и послѣдующiя предпрiемлемыя, ими. Но Премилосердый Господь, какъ писано у многихъ Святыхъ и у Св. Исаака Сирина: [въ коемъ и мягко словѣ неумомню]: - «всѣмъ немощамъ терпитъ Всемилостивый Господь, неизреченнымъ своимъ милосердiемъ подвигаемъ, но присно ропщущимъ не попуститъ дондеже не покажетъ». А особливо этакiя приключенiя попущаются наиолѣе для того, дабы мы, видя пострадавшихъ, предостерегали себя отъ попущающихъ вин[ii] къ таковымъ искушенiямъ. Но, о горе мнѣ окаянному! Не токмо я же уцѣломудряюсь примѣрами страждущихъ, но и самъ многими заушаемъ искушенiями – и не чувстую.

Еще для утѣшенiя души твоей, помянуть намъ вздумалось откровенiе[iii] бывшее достоблаженному нашему батющкѣ; въ коемъ на опытѣ изъяснено, что каковую вещь Премилосердый Богъ восхощетъ восстановить того никакiе обстоятельства отвратить не возмогутъ.

…Но и то помни, что сколько Премилосердый Господь попуститъ за наши согрѣшенiя врагу дѣйствовать, столько всеобщiй врагъ дiаволъ и дѣйствуетъ.

…А о присылкѣ нашего въ прежнемъ письмѣ назначенiя болѣе не безпокойся: слова Богу что такъ случилось, - что не было попутчиковъ; а то мы было расположились слатолюбствовать, но теперь на опытѣ видимъ что довольствуемся волпухами и рѣдкою, и также подкрѣпляемся: силы токовые жѣ.-

Итакъ, сократя наши скудоумные строки, и пожѣлавъ вашей любве мужества и долготерпѣнiя, - и надѣемся въ этомъ – ибо кажется вы болѣе терпѣли… да при помощи нашего Создателя потерпимъ и до конца [т.е. до посѣщенiя Милосердiемъ отъ Всещедраго и Всемилостиваго Бога]: и яко же Онъ Единъ всесиленъ и Всемогущь –«- устроитъ нашу, вообще и мою, судьбу въ спасительный конецъ, - остаемся ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники многогрѣшнiи Iеросх. Антiохъ и Леонидъ и монахи Харитонъ и Макарiй, - всеуниженно заочно кланяемся и просимъ вашихъ Святыхъ Молитвъ въ подкрѣпленiе нашихъ немощныхъ силъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

20-е Марта 1823 года.

Александросвирскiй монастырь

 

25. (къ тому же).

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй и Прелюбезнѣйшiй нашъ собратъ Отецъ Iоанникiй![iv] Усердно жѣлаемъ тебѣ о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися и благодушествовати!

Писанiе ваше, пущенное вами 18 сентября, мы получили 22-го того же месяца и благодаримъ за увѣдомленiе. Того же числа получили и письмо отъ Е. Т-ча; пишетъ что точно крайнею болѣзнею одержима А. И-на; и мы, по его жѣланiю, молебенъ отпѣли Божiю Угоднику Преподобному Александру Свирскому Чудотворцу; и ежели Богу угодно, и ей еще на пользу пожить, то надѣемся на Милосердiе Всемилостившаго Бога: «наказуя наказующаго смерти же непредающаго», что за молитвы Угодниковъ Божiихъ – Преподобнаго Александра и Батюшки Отца Ѳеодора – пооблегчится и возмужаетъ.

Васъ же прошу и молю Прелюбезнѣйшiй мой о. I. во всѣхъ находящихъ благодушествовать и, по возможности, подвизатися дабы «положити начало» при помощи Всемогущаго Бога за молитвы Угодниковъ Божiихъ. Аще отъ немощи и обычая злаго и согрѣшаемъ; но по силѣ да подвигнемся къ покоаянiю; поелику писано есть: «нѣсть грѣхъ побѣждаютъ Человѣколюбiе божiе». Наиболѣе же – въ конецъ да неослабѣваемъ и неотчаемся въ Милосердiи Создателя и Искупителя нашего. О чемъ довольно ясно пишетъ Св. Петръ Дамаскинъ на листѣ 84-мъ въ Словѣ 8-мъ: «занеже – убо грѣхъ удобенъ зѣло и праведнымъ, покаянiе же не всѣмъ удобно: убо еже не падати, или – еже подати и воставати; аще же пасти случится добро еже не отчаяватися и не удалятися Человеколюбiя Владычня: «можетъ бо, хотяй, сотворити Милость съ немощiю нашею, точiю того да не удаляемся, ниже да утѣсняеми отъ Заповѣдей понуждаеми и немогуще доспѣти да не оставляемъ, но – познаемъ яко единъ день предъ Господемъ яко тысяща лѣтъ, и тысяща лѣтъ яко день единъ. Ниже отчаяваемся, ниже да падаемъ но присно да полагаемъ начало. Палъ ли еси – востани, и паки палъ ли еси – востани, точiю Врача да не отступиши и самоубiйцы горшiй да не осудишися отчаянiемъ. Потерпи Его и Той Милость сотворитъ или обращенiемъ, или искушенiями или инымъ Смотрѣнiемъ тебѣ недовѣдомымъ. Имать бо дiаволъ обычай прилагати душѣ, кая либо обрѣтаетъ той предлежащая, или – радость, или мнѣнiе, или печаль, или отчаянiе, или – трудовъ безмѣрiе, или всесовершенную праздность, или аки бы чрезъ потребувещи, и разумѣнiе безвременны или помраченiе и неразсудную ненависть ко всѣмъ сущим» и прочее; за долготу письма оставляю послѣдующее, но еще хощеши прочти въ книгѣ, и обрящеши утѣшенiе.

А что васъ назначили Помощникомъ новоопредѣленному Казначею, то о семъ малодушествовать отнюдь недолжно; ибо, что безъ нашей воли и хотѣнiя опредѣлиться въ томъ во всемъ Помощь Божiя бываетъ, только намъ непременно должно памятовать себя и – своего званiя правила и намѣренiя. Хотя по Волѣ Божiей и попустится намъ въ означенной должности побыть сколько для искусу – причемъ при Помощи Всемогущаго будемъ только совѣсть свою хранить и умѣренности держаться, - то, не хуже твоего келлiаршества, которое съ хладнокровiемъ* ты проходилъ, - освободятъ тебя непомедля, увидя твою вялость въ дѣлахъ и во интересѣ. А к томуже имѣть будешь случай къ выходу – въ разсужденiе выѣзда въ столицу.

…Однако, при Помощи Всемогущаго, можно и теперь просьбу подать; когда не позволятъ для богомолься въ Кiевъ, то кажется можно проситься и для прiисканiя себѣ мѣста въ Калужскую, или Орловскую, Епархiю для чего перепиши прежде подаваемыя просьбы. Когда же паче чаянiя и неуволятъ по ихъ уловчивости, - тогда можемъ себя увѣрить, что видно Воли Божiей нѣтъ дабы намъ куда выйти, но должны потерпѣть; а виною остановки этой приписать саодѣваемые нами грѣхи; поелику писано есть: гдѣ Воля Божiя содѣйствуетъ тамъ и агарянскому сердцу Богъ возвѣститъ содѣлати Милость намъ, а кольми паче благочестивымъ священномонахамъ.

Я вовремя бытности моей, кажется, пересказывалъ тебѣ свое намѣренiе, - что не только самъ хотѣлъ отправиться въ путь, но и тебя выпросить у Митрополита; но ходъ дѣла совсѣмъ въ противность намѣренiю нашему вышелъ; чемъ одинъ изъ духовныхъ особъ разсуждая говорилъ: «видно или не на пользу вамъ преднамѣренный путь, или, еще, «не у время прiиде». Къ послѣднему у меня чувство болѣе расположилось и почувствовало съ прiятностiю.

На прошедшей почтѣ получилъ я письмо отъ о. Гаврiила и о. Израиля съ Ѳеофилактомъ – вообще пишутъ, что 17-го августа прiѣзжалъ къ нимъ Преосвященный Филаретъ Калужскiй*, и – про сеня яко бы изволилъ говорить утвердительно, что чувствуетъ о непременномъ моемъ прибытiи въ Оптинъ* или вообще въ Его Епархiю. И между тѣмъ объявлиъ Указъ изъ С. Петербургской Консисторiи о высылкѣ его (о. Гавр.) обратно на Валаамъ; а потомъ сказалъ: «если ты хочешь о. Гаврiилъ жить здѣсь, то я самъ напишу письмо къ Преосвященнѣйшему Митрополиту о увольненiи тебя и будь покоенъ»

Еще, мнѣ, яко человѣку плотскому и плотское мудрованiе имущему, пришло отъ праздности на умъ преподать вамъ совѣтъ: когда прiѣдетъ новоизбранный игуменъ I. и произведутъ его, - тогда ты, помолясь Премилосердому Господу Богу управляющему нашими судьбами, - пойди къ нему и со всевозможнымъ смиренiемъ припади къ его стопамъ и просись говоря: «на мнѣ первомъ явитѣ свою отеческую милость…» И когда на сiе понудишь себя сосмиренiемъ, то благонадеждно, что его сердце тронешь и нехотя соизволитъ твоему жѣланiю. Брате и отецъ любезнѣйшiй! Вы помните Святыхъ отецхъ Писанiе, что «наше и в нашемъ соизволенiи ко благу соизволяти, а Премилосердаго Бога утверждати»…

Мы на сей же почтѣ посылаемъ письмо къ о. Гаврiилу со братiею; и сколько могли, совѣтовали наиболѣе всего чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промыслъ Всемогущаго нашего Создателя и Искупителя. А равно и вамъ тоже совѣтуемъ: употреби вышеписанное по возможности силъ человѣческихъ; совершенiе же твоихъ жѣланiй предоставляй Промыслу Всемогущаго, поелику Онъ Единъ вѣетъ, что намъ на пользу и къ назиданiю, а мы иногда «невѣмы чесо проскимъ», потому и не получаемъ просимаго.

Отъ о. Пафнутiя также получили письмо, пишетъ намъ тоже…, мы ему отписали на прошедшей недѣли и два портрета Батюшкиныхъ* послали.

И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, «наказующему и возставляющему немощныхъ», по неложнымъ Кго Словесамъ: «сила бо Моя въ немощныхъ совершается»; а Премилосердый Господь за молитвы Батюшки нашего отца Ѳеодора да вразумитъ и просвѣтитъ вашъ разумъ къ содѣлованiю полезнаго; и да утвердитъ вашу любовь Своею Неизреченною Благодатiю къ Творенiю Его животворящихъ Заповѣдей. За симъ мы непотребнiи пребываетъ съ наичувствительнѣйшимъ пожѣланiемъ вамъ успѣховъ къ назиданiю душевному – ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники многогрѣшнiи Iеросхимонахи Антiохъ и Леонидъ; и монахъ Макарiй Грузиновъ, униженно кланяемся и просимъ вашихъ святыхъ молитвъ.

Еще, просимъ васъ: такъ какъ вамъ теперь есть нѣкоторая свобода шататися – справся, пожалуй, что Акилина Ив. Черкасова? Бѣдненькая, здорова ли она? Я что-то сомнѣваюсь и мнѣнiемъ побѣждаюсь о ея здоровьѣ; поелику, когда она на провожанiе насъ въ дорогу хлѣба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просилъ ее, чтобъ она выпила элексира немножко, - она поупрямилась. Мы къ ней два письма писали – одно чрезъ бабушку Ѳеклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрезъ Якова Ивановича Грузинова; но чрезъ оные руки ей не отъ кого получить; прямо же писать къ ней поусумнились, ибо она намѣрѣвалась перемѣнить квартиру; а какъ отвѣта отъ нея не получили, то еще болѣе сомнѣваемся. Пожалуйста спрося о здоровьѣ ея и увѣдомь непомедля. Да, еще, пришли при оказiи таковой же кушачекъ какой я для себя у тебя взялъ; ибо для человѣка единаго нуженъ.

Димитрiю Васильевичу Адинцову совсѣмъ его благопрiятнымъ семействомъ отъ насъ поклонись пожалуйста всеуниженно, а Михаилу Дмитрiевичу – особенно.

Окт. 1-е 1823-го года.

 



* Примеч. Покойный о. Iоанникiй будучи только въ санѣ простаго монаха, но уже былъ опредѣленъ въ должность Келлiарха въ Валаамской пустынной обители, но и послѣ, когда онъ покойнымъ Высокопреосвященнымъ Митрополитомъ С.-Петербургскимъ Серафимомъ былъ взятъ въ келейные, - ему неоднократно и съ настойчивостiю предлагали повышенiе въ Санъ Священства и мѣсто Настоятеля – онъ смиренно отказался слѣдуя духу покойнаго своего старца достопамятнаго Схимонаха Ѳеодора: и, вообще, къ чести о. Iоанникiя, и для матерiаловъ его бiографiи, можно сказать: что онх обладалъ въ высшей степени святою простотою, которая его вездѣ рѣзко отличала отъ окружающихъ, и внушала всѣм любовь къ нему и уваженiе. Въ продолженiе слишкомъ сорокалѣтняго своего пребыванiя въ Монашестве онъ имѣлъ много скорбей отъ завистниковъ, но при помощи Божiей прошелъ ихъ мужественно; и до конца жизни своей неоставляетъ иметь духовный совѣтъ и ученическое отношенiе къ Старцамъ; это послѣднѣ онъ проходилъ съ величайшимъ рвенiемъ, чему пишущiй строки сiи былъ нечаяннымъ свидѣтелемъ; и потому можетъ надѣется на довѣрiе чтущихъ худвя строки сiи, - которыя не лишены истины. О. Iоанникiй отъ старости лишился зрѣнiя за годъ до кончины своей, о коей пишетъ одинъ изъ знаменитѣйшихъ Старцевъ нашего времени о. М. такъ: «о. Леонидъ [имя данное ему въ Схимѣ] тако и спокойно отошелъ ко Господу послѣ непродолжительной болѣзни. Онъ все время слабѣлъ и таялъ какъ свѣча и наконецъ погасъ! Да будетъ ему вѣчная память!» Въ концѣ сей книжицы прилагается копiя съ собственноручнаго письма о. Iоанникiя, какъ достаточно объясняющее чувства его и даже жизнь, - можно сказать – примѣрную.

* Нынѣшнiй Митрополитъ Кiевскiй.

* каковое предсказанiе Преосвященнаго, какъ извѣстно, - дѣйствительно пополнилось. Прим.

* о. Ѳодора.



[i] Примѣч. здѣсь Старецъ говоритъ въ ироническомъ смысле как и во всехъ почти своихъ письмахъ, что показываетъ необыкновенную твердость его духа.

[ii] То есть: причинъ. Примѣч.

[iii] Примѣч. Въ рукописномъ пространномъ житiи о. Ѳеодора, писанномъ ученикомъ его нынѣ  Архимандритомъ о. Игн. Брянч. нынѣ – Еписком Ставропольский, упоминается въ рассказѣ о видѣнiи бывщемъ о. Ѳеодору во время нахожденiя его въ Немецкомъ монастырѣ, что лица, показанныя въ видѣнiи, семъ какъ враждовавшiя – были действительно той самой физiономiи какой и тѣ, которые были причиною великаго смущенiя на Валаамѣ въ 1818 году. Оное видѣнiе кратко разсказано  въ книгѣ: «Жизнь и подвиги Схимонаха Ѳеодора», изданной М. П. Грировымъ въ 1847 году – на стр. 17.

[iv] Прим. о. Iоаникiй, принявши Схиму въ 1852 году съ именемъ Леонида, скончался въ Скиту Оптиной Пустыни 4-го Дек. 1853 года.