27.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй и Прелюбѣзнѣйшiй нашъ о Господѣ собратъ о. Iоанникiй, всеусердно жѣлаемъ тебѣ о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христѣ радоватися и въ находящихъ благодушествовати.

Благопрiятное ваше писанiе съ достопочтеннѣйшею Благодѣтельницею Ак. Ив. исправно получили и содержанiю, по скудоумiю нашему, вняли…

Гвоздья и навертку при посылкахъ отъ лодочника Балашева исправно получили; а равно и портретъ Батюшки о. Ѳеодора – малопохожiй в прочемъ. О худомъ своемъ здоровьѣ не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно, при Помощи Божiей, терпи со благодаренiемъ, благословляя Премилосердаго Господа попустившаго намъ таковую слабость къ чувствованiю о своей неизбѣжной и неминуемой смерти, ибо мы, - съ тобою, и бiемы нечувствуемъ, ниже умаляемся и непоощряемся къ покаянiю. Сiе нечувствiе существуетъ въ насъ наиболѣе отъ разсѣянности нашего ума, молвѣ и попеченiй о дѣлахъ внѣшнихъ; ибо худо стараемся хотя часно* поуединиться и наединѣ помолится; а потому – самому и пребываемъ яко безплодные смоковницы – нетворящiе ни малаго плода. Но что же будемъ дѣлать?..

Да смиримъ себя и да воспрiимемъ мытаревъ образъ покаянiя, повсечасно внутрь насъ вопiя: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному и по всѣмъ частямъ непотребному, и – не якоже, азъ хощу, но яко же Ты Господи хощеши – устрой о мнѣ вѣщь ко спасенiю. И за молитвы нашего всеобщаго Батюшки о. Ѳеодора Всемилостивый и Всесильный Господь, яко чадолюбвѣйшiй отецъ – негли и отмститъ нашимъ всеобщимъ врагамъ плѣняющимъ наши чувства и ума движенiя; и воскресить плѣненныя наши души отъ паденiя, всячески устрояя нашу участь въ благопотребный и спасительный конецъ. Итакъ когда Премилосердый Богъ по насъ то кто тогда дерзнетъ наны…

…Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Iисусу Христу! – вотъ уже мы на семъ свѣтѣ шестой десятокъ годовъ доживаемъ, но никогда ни единаго безпризрѣннаго больнаго по улицамъ валяющагося невидали, но всѣ милосердiемъ Его Создателя Нашего и Искупителя приняты Христолюбцами подъ кровы и по достоянiю упокоеваемы. Вы для утѣшенiя своей немощи вспоминайте Василiя «злонравнаго раба» изнанного господиномъ изъ дому во время глада како терпѣнiемъ спасеся? – о чемъ писано въ Житiи Святителя Нифонта.*

…Просьбу вамъ послать къ Игумену по формѣ совѣтуемъ, и – пославши да молимся Богу дабы о насъ лучше устроилъ; и ежели ему Господь возвѣститъ подписать, то да создателемъ за Промыслъ Божiй; а ежели и неподпишетъ, то все къ предбудущему прошенiю пригодится, а мы тогда потерпимъ – за грѣхи наши.

О. о-ихъ повстрѣчавшихся непрiятныхъ обстоятельствахъ писанное вамъ подробно отъ Х. и I. Письмомъ и чтобъ вы оное къ намъ непересылали, то почему же неприслалъ, а особливо съ А. И. Ч. или вы, правда, помраки* забились тамъ; но и позабыли – вѣдь у нихъ дѣло пошло другимъ оборотомъ; вы не подумайте чтобъ сiе неподѣйствовало въ пользу благомыслящихъ и спасти жѣлающихъ. Ваше же мнѣнiе въ разсужденiе ихъ междоусобiй: чему надо быть и мы подтверждаемъ.

…Брату Алексiю поклонись и скажи ему что это ни такъ ему попустилось, не просто, но видно или помыслилъ нѣчто о себѣ или каковая другая вина, подобная, отъ него послѣдовала; но да молится Господу Богу, управляющему нашею жизнiю и да призываетъ въ молитвѣ Батюшку Отца Ѳеодора: Господь всесиленъ все нисполать къ пользѣ души его и тѣлу; и – нашему собрату о. А. видится Премилосердый Господь, по неизреченному Своему Милосердiю, началъ попущать искушенiя, дабы почувствовалъ лаврскiе, потемняющiе его чувства, плоды. При случаѣ вашего съ нимъ свиданiя изъявя отъ насъ ничтожныхъ всеуниженное почтенiе и съ достодолжнымъ поклоненiемъ попроси его святыхъ молитвъ въ подкрѣпленiе нашихъ немощныхъ силъ душевныхъ и тѣлѣсныхъ; а равно и васъ о томъ же просимъ и молимъ.

И, скоротя сiи ничтожныя строки, пребываемъ съ обычнымъ почтенiемъ и преданностiю ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники – многогрѣшнiи Iер. Антiохъ и Леонидъ; и монахъ Макарiй; заочно всеуниженно кланяемся; и собратъ Сергiй кланятся и проситъ святыхъ молитвъ въ напутствiе къ Вологдѣ: на будущей недѣли намѣренъ онъ отсюда отправится. – При семъ посылаемъ вамъ еще 25 руб. для напечатанiя для насъ еще 100 эстамповъ, поелику уже всѣ у нас вышли. – Вы о. Iоанникiй когда вамъ здоровьѣ позволитъ и время, и поколь ты тамъ – самъ о семъ постарайся доложись о. Аарону. А ежели время не позволитъ или неможно, то попроси нашимъ именемъ валаамскаго послушника и сотрудника нашего Михаила Димитрiевича Адинцова дабы онъ тамъ побылъ пока выпечатаютъ.

29 мая 1824 года. Алекс. Св. монас.

 

28. /къ тому же/

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй и Прелюбезнѣйшiй нашъ собратъ отецъ Iоанникiй! Усердно жѣлаемъ тебѣ о единомъ Предсладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христѣ радоватися и благодушенствовати!

Благопрiятное писанiе ваше пущенное вами 19-го августа мы удостоились получить 22-го и содержанiю по силѣ скудоумiя нашего вняли. На вопрошенiе ваше при Помощи Всемогущаго Создателя нашего и искупителя Господа Iисуса Христа соизволяемъ повинутися обстоятельствамъ т. е. перейти в лавру въ свѣчники, - мы полагаемъ не для того только, дабы удобнѣе было выйти времени. Зовущу* но и для того что въ Лаврѣ воздухъ поздоровѣе, да и власть полная – взыски строгiе, хотя бы маленько человѣческимъ страхомъ намъ съ тобою хвостикъ поприжали бъ поменьше таскатися и разъѣзжать подъ видомъ покупокъ; чрезъ что и свои чувства разсѣеваемъ съ потерею цѣломудрiя и прiобрѣтаемъ душевную удаву – пагубное отчаянiе. Мы давно понимали и разсуждали, что ваше жительство на подворьѣ и сообращенiе безъ всякой осторожности съ женскимъ поломъ превосходитъ и усугубленiемъ лаврское, и пооткровеннѣе вамъ скажемъ, только одно имя содержит Валаамскихъ правилъ, а на дѣла наши кто посмотритъ изъ просвѣщенныхъ и опытныхъ въ дѣянiяхъ, то едва ли что не согласится лучше помолчать и Божiю Правосудiю предать. При этомъ нельзя ли мнѣ, хотя мало что, по долгу моему и обязанности, напомянуть вашей любви еще особенно – яко Свтяаго нашего всеобщаго старца Батюшки Ѳеодора племянику: да разсудимъ со вниманiемъ, чтобъ намъ таковаго святаго мужа родство и примѣрная жизнь, богодухновенныя наставленiя – вмѣсто существенной пользы да ненавящшее бы осужденiе обратились… а отчего?.. Отъ нашего небреженiя и слабаго произволенiя, ибо, и слышавши и видѣвши свѣтлыя и цѣломудрiемъ блистающiе совѣты и наставленiя, самовольно потомъ уклоняемся ко сластемъ и страстемъ, и наиболѣе – кх запрещеннымъ Божественнымъ Писанiемъ?.. И как я слышалъ отъ вѣрныхъ дерзаемъ самовольно и себѣ разрѣшать пить чаекъ съ сахаромъ, а тѣмъ конечно сквернимъ себя и свою совѣсть!.. О нечувствiя и помраченiя злонеистоваго! Во истину можно сказать – что бiемы и нечувствуемъ и ранимъ себя своимъ небреженiемъ!.. я не по малу во изумленiе прихожу и удивляюсь Всемогущенму Владыкѣ и Промыслителю Господу Iиесусу Христу имущему премногихъ сокровенныхъ рабовъ своихъ съ чистымъ произволенiемъ, не лукавою простотою и беззлобiемъ работающихъ Ему; и меня, недостойнаго, удостоилъ изъ оныхъ нѣкоторыхъ видѣть и собесѣдовать и нѣкоторую отраду получить убогой своей душѣ. И, сокротя, паки напоминаю да положимъ начало, при Помощи Всемогущаго, - хотя перейдя въ Лавру оставить сахаръ и прочiя душевредныя прихоти; а то, смотри, хотя я не могу вамъ прямо сказать, что «отъ сонмища» нашего отлученъ будеши; ибо связь Евангелiя Святого* - союзъ ненарушимый! Но отъ примѣра Святыхъ Отцовъ, [а особливо Св. Исаiи Скитскаго] хотя и страшно но ко облегченiю моей совѣсти прилично вамъ сказать: смотри! Ежели не будешь въ законномъ и къ назиданiю души твоей слушать многогрѣшнаго мнимаго* старца твоего Льва, то «отступленiе твое накажетъ тя»!..

Но да преподастъ тебѣ Милосердый Господь чувство ко благому и разсмотрѣнiе вредящихъ, я же, хотя и скверный и помраченный, но не помалу помню и то, что когда вы прiѣезжали при жизни нашего Батюшки о. Ѳеодора когда онъ вашу руку возлагалъ на свою выю, и бремена твои бралъ на свою отвѣственность, и о спасенiи твоемъ увѣрялъ, только бы ты слушалъ его совѣтовъ; а послѣ него кого вы должны слушать – самъ ты можешь понимать… Итакъ, когда и послѣ достоблаженнаго Батюшки будешь слушать его совѣтовъ, то тебя Премилосердый Господь не оставитъ Своимъ Неизреченнымъ Милосердiемъ, но всячески устроитъ твоей путь въ душеспасительный конецъ; чего и пребываемъ всеусерднѣйшими жѣлателями и покорными слугами - многогрѣшные Iеросх. Антiохъ и Леонидъ

25 авгу. 1824-го года. Александ. Свир.монастырь.

 

 

29.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй и Прелюбенѣйшiй нашъ собратъ о. Iоанникiй! усердно жѣлаемъ тебе о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христе радоватися!

Прiятное ваше писанiе пущенное вами отъ 15 Дек. мы получили 19-го того же месяца и содержанiю вняли. Слава Всемилостивому и Премилосердому Господу! Вотъ уже ты переведенъ и въ Лавру, - долго сватанъ но не скоро введенъ!.. Но, примѣнивъ наскученное мѣсто* и опасныя собращенiя ко вреду душевному влекущее, пренужно намъ съ тобою за молитвы всеобщаго Батюки отца Ѳеодора – съ перемѣною мѣста жительства измѣнить какъ воздержанiе чувствъ такъ и сообращенiе… А когда въ началѣ при Помощи Всемогущаго не понудимся къ положенiю благаго начала къ измѣнненiю вышеписанныхъ пренужныхъ предметовъ, то да смотримъ что пишетъ Св. Ѳеодоръ Едесскiй въ 6-й главѣ: «камень съ горы сваляйся ровно ще водное бытии претворяя. Сiя убо реченная всякими образы стяжавшему ихъ дѣлаютъ погибель». Посему прелюбезнѣйшiй да помнимъ мы свои обѣты данныя нами при постриженiи и Богодухновенныя наставленiя Предражайшаго и достопамятнаго твоего дядюшки Пр. Ѳеодора который намъ сiе преподавалъ и словомъ и примѣрными дѣянiями жительства своего. И да внимаемъ по возможности себѣ и своему сердцу и попещимся о назиданiи убогой души своей; - намъ бо съ тобою иной судъ будетъ нежели прочимъ невидавшимъ примѣрной его жизни и не слышавшимъ словесъ его «солiю духовною растворенныхъ!..

…Прости мя Господа ради и потерпи безумiю моему: мнѣ что-то приходитъ мнѣнiе да и чувствую съ болѣзнiю сердца объ… ибо нашъ о. Старшой и второй поначальникѣ… - видно въ немъ опять отрыгается прежняя валаамская химера коею дѣйствовалъ нерѣдко и въ вашихъ глазахъ!!.. Но прошу о немъ помолится дабы не погрязъ въ самомнѣнiе своемъ и любоначалiи! – Того ради за нужное полагаю дабы вы его письмо къ намъ переслали для познанiя слога его и мыслей. Къ намъ писалъ… и только свое пустосвятство изъявлялъ, а притомъ и малоумiе… И сокротя сiи наши худосложныя строки пребываемъ съ нашимъ обычнымъ расположенiемъ и сердечною преданностiю ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники многогрѣшнiи Iеросх. Антiохъ и Леонидъ – со всею единомысленною братiею заочно униженно кланяемся и просимъ вашихъ святыхъ молитвъ въ подкрѣпленiе нашихъ немощей душевныхъ и тѣлѣсныхъ.

Хотя нашъ о. Израиль и съ усердiемъ къ намъ стремится, но мы его хладнокровно ожидаемъ и неохотно потому, что нашъ о. Архим. съ инспекторомъ, враждуя другъ противъ друга заразились бумажными протестами, а потому и ожидаютъ слѣдствiя. К тому же губернскiй Архитекторъ на сихъ дняхъ дѣлалъ въ большомъ Троицкомъ монастырѣ подробную смѣту отдѣлки, для Архiерейскаго Дома, и увѣрялъ, что точно будетъ здѣсь Архiерейскiй Домѣ и Олонецкая Епархiя. А вышеозначенныя скаредныя бумаги?.. такъ выраженiе оныхъ посмрадитъ и оглушитъ слышащихъ, что всему ордену* нашему будетъ вони нестерпимо – стыда же и хулы переносить, но ниже слышать бы хотѣлось!!! Но что же дѣлать? когда грѣхи мои понудили на сiе Попущенiе премилосердаго Господа!

…Потрудитесь же написать о чемъ намѣрѣались…

Ч. 22 Дек. 1824 года. Алекс.Св. монастырь.

 



* т.е. хотя на часъ. Примѣч.

* Въ четихъ Минеи подъ 23-м числа Дек.

* Шуточная поговорка Старца.

* Старецъ, всѣмъ извѣстный своею жизнiю имѣлъ большую корреспонденцiю съ благочестивыми жителями и С. Петербурга. Почему О. I и служилъ ему не мало въ передачи писемъ, что не однократно увидимъ далѣе.

* Здѣсь Старецъ подразумѣваетъ бывшее себѣ порученiе его спасенiя отъ пострига.

* Этимъ словомъ Старецъ постоянно даетъ читателю разумѣть величайшую бдительность ума своего и произволенiе къ самоукоренiю. Примѣч.

* о. I . былъ на монастырскомъ подворьѣ въ С. Петербругѣ.

* т.е. монашеству