36.

Христосъ воскресе!

Ваше Предобiе! Прелюбезнѣйшiй о Господѣ собратъ о. I.! усердно жѣлаемъ тебѣ здравствовати душевно и тѣлѣсно и о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христѣ радоватися!

Прiятное ваше писанiе, пущенное вами съ о. Пафнутiемъ и при ономъ всѣ означенныя пожертвованiя благовѣтелей – испрвно все получили. – За ваше же лагорасположительное старанiе и благоволенiе всеусерднѣйше благодаримъ, ибо наичувствительнѣйше успокоеваемся вами. Но мы ничтожнiи благодарность нашу почитаемъ за ничто! Всемилостивый же и Великодаровитый Господь по Своему Неизреченному Милосердiю да вознаградитъ вамъ Своимъ Человѣколюбiемъ и Благодателю, за свѣ ваши братскiя любовiю наполненныя дѣянiя.

Касательно… вашу любовь увѣдомляя, что нашъ собратъ о. И., по надобности настоятелся, отправился въ Путилово съ лодочникомъ Бурчинымъ за надгробною плитою, дабы рѣшить четырехлѣтнюю завязку съ домомъ покойнаго А-на; при благопрiятномъ же случаѣ мы совѣтовали ему побывать къ вамъ.

О. П. прибылъ 25-го Апрѣля благополучно и о. Архимандритъ по его просьбѣ на время принялъ – пусть прежде присмотрится… и на его посмотрятъ… а тогда? – какъ Премилосердый Господь устроитъ…

А что вы пишите о вашемъ неудовольствiи на о. Казначея за неуваженiе вашихъ предложенiй и за злословiе его на васъ съ недогодванiемъ, что вы на это смутились, и при такомъ смущенiи и надменiемъ – хотитѣ мѣсто жительства перемѣнить; то на сiе, Прелюбезнѣйшiй, прошу и молю выслушать долготерпѣливо наше грубосложное предложенiе: я прежде вопрошу васъ: скажи пожалуй и съ соразсмотрѣнiемъ разсуди, - съ таковымъ негодованiемъ, смущенiемъ, рвенiемъ – до зѣла прiявши рану, до изнеможенiя, - какъ возможемъ мы каковый либо предпрiяти путь, ослѣплены будучи гнѣвомъ и недогодованiемъ до избытка; при таковомъ ослѣпленiи воистину истиннаго пути шествовати отнюдь не можемъ, а развѣ какъ бы ни кинулись куда изъ огня въ пламень; ибо предметъ перехожденiя весьма важенъ и начинать дѣло сiе какъ и прочiя должно съ долготерпѣнiемъ и благодушнымъ чувствомъ, тогда переходъ будетъ Полезенъ и основателенъ; и, оставя многiя выраженiя, совѣтуемъ вамъ оставить сей надменный капризъ яко незаконный и непотребный виною къ выходу и еще потерпите въ Л-ѣ. По возможности же слабыхъ силъ нашихъ да просимъ и молимъ со благодушiемъ Всемилостиваго Бога возставляющаго и укрѣпляющаго немощныхъ, дабы даровалъ Своею Благодатiю и Милосердiемъ и намъ, съ стобою, отверзенiе каковаго либо благоотишнаго пристанища къ положенiю благаго начала, и за терпѣнiе наше силенъ Господь и всемогущь все невозможное возможнымъ сдѣлать, только мы съ упованiемъ да потерпимъ – и всячески будетъ.

А что вы пишитѣ насчетъ высокопочтеннаго о. С. П. А. сiе, кажется, неоспоримо скачествилось у насъ съ нимъ, а потому мы требуемъ особенной Помощи Божiей! И – Слава Всемилостивому Богу устроившему удержанiе вашего языка отъ ревностнаго объяснительнаго разговора, а равно что удержала Всемогущая Сила отъ обличительнаго писанiя; и прошу васъ впредь – и молю – таковыхъ душевредныхъ помысловъ непринимать и не дарзать на таковыя дерзновенныя и варызительныя поступки; а должны мы вообще молить Премилосердаго Господа, дабы Самъ ими  жѣ вѣсть судьбами его исправилъ; ибо какъ видится мы съ нимъ «отъ человѣкъ неизцѣльны», но Самъ Господь единъ силенъ и Всемогущь возставить.

А на счетъ предложенiя благодѣтельницы А. Т. о письмахъ, я съ Божiею Помощiю буду старатся хотя я и давно это понималъ ясно; и какъ она сама писала; и теперь пишетъ для проформы П.В-чь; чему соображаясь и я упоминалъ.

Еще напоминаю твоей любве -: чтобы тебѣ всеобщiй врагъ непринесъ мнительнаго помысла будто мы удерживаемъ васъ въ Л-ѣ для своихъ прихотей – будто много служишь намъ присылкою потребностей  и раздачею писемъ; точно мы по нашему сладострастному жительству премного вами довольны и наичувствительны къ вашимъ услугамъ; но дабы для нашихъ прихотей кто повреждалъ свою душу? – Сего не жѣаемъ, хотя и чувство слабое имѣемъ и разсуждаемъ скудоумно. – Но и это да помнимъ: куда пойдемъ? Да и что найдемъ? А особливо съ нашими немощами душевными и тѣлѣсными…? Въ перек страшно и думать! И здѣшнее тоже никуда не годится; а Св. отцы на немирныя мѣсто жительства ереходить дерзать не повѣлѣваютъ; и притомъ – куда ни пойдемъ, а немощи и страсти съ собою понесемъ; а особливо ежели выйдемъ за неуваженiе нашего интереса тутъ и жди важнаго искушенiя! Да опять же и сiе помнимъ, что съ долготерпѣнiемъ только и уповаемъ жаждущiи сего успокоиваются. И мы сiе довольно понимаемъ, что чрезмѣрный вашъ трудъ подвигнулъ васъ на таковое рвенiе и негодованiе, сожалѣемъ, что при великихъ нашихъ трудахъ страсти наши бутѣютъ и младѣютъ; а сiе отъ того, что не приписываемъ труды сiи грѣхамъ своимъ; то есть не разсуждаемъ, что терпимъ оные за грѣхи.

Но однако да не отчаяваемся, а соблагодушiемъ да продолжаемъ теченiе дней нашихъ, и по возможности слабыхъ силъ нашихъ – смиряемъ себя и окаяваемъ, то, негли, Премилосердый Господь, видя наше терпѣнiе и смиренiе, умилосердится и изведетъ, яко изъ темницы, въ тихое пристанище и безмолвное. – Ваши покорные слуги и недостойные богомольцы – многогрѣшнiи Iеросхим. Антiохъ и Леонидъ, со всѣми единомудренными собратiями кланяемся.

Отъ 26 Апр. 1827-го года.

NЗ. Спаси васъ Господи и помилуй, что догадались оставить 50 руб. и со о. Изр. Сдѣлаешь расчетъ за все, и будетъ свобода головѣ твоей. Также и шаль издерживай – намъ шали не нужны, но не смѣмъ Е. Т. запретить, дабы ей не прочило чего противнаго или огорчительнаго. Андрею Евсеевичу скажитѣ, что я не помню упоминаемой имъ книги: «Дѣянiя Петра Александрiйскаго», ниже о. Макарiй помнитъ, а была у насъ его книжка, печатная, о еретикѣ Мартинѣ армянинѣ и о дѣянiи Кiевскаго собора на онаго, но мы ему оную возвратили – кажется, чрезъ Михаила Купрiяновича: [михайловскаго полка унтеръ-офицера и музыканта]; а больше мы книги у него не брали, вы прикажитѣ Дiомиду Кондратьевичу у него спросить нежели у его, то онъ и доставитъ. Скажитѣ, что его, Евсеевича, письмо получилъ и Отцу Исаакiю, вложенное, доставилъ; онъ ему отпишетъ, а отъ меня недѣльку должно ему потерпѣть, а, поуправившись, и я буду стараться отписать къ его честности.

Книгу Сiмеона Новаго Богослова у насъ письмѣ началъ было писать, и житiя 32 листа написалъ, - а остальное самъ дописываю, ибо его, послѣ выѣзда о. Израиля, на третiй день Архиманд. выслалъ – и только 6 листовъ осталось дописать, да грудь заболѣла, а то, съ Божiею Помощiю, какъ скоро окончу житiе, то съ лодочникомъ вышлю къ вамъ, тамъ прiищи писца остальное дописывать.

Батюшкѣ о. А., вашему прелюбезнѣйшему помощнику, объявите, что я его письмо получилъ и содержанiю внялъ, но на отвѣтъ потому не спѣшу, что онъ уже совершенно рѣшился подать прошенiе о перемѣщенiи въ П. или куда пошлютъ. Крайнѣ намъ жаль о таковомъ его скорокрутомъ поступкѣ, ибо его дѣло, по нашему скудоумiю, весьма невыгодное предпрiятiе; и не токмо во второмъ, но ниже въ первомъ будетъ мало совмѣстно, только послѣдуетъ одно искушенiе; а больше ждать нечего, однако я буду стараться, поуправясь, и его преподобiю отписать, какъ смогу.

Пожалуйте, изъявитѣ и Петру Мануиловичу мое высокопочитанiе съ поклоненiемъ и пожѣланiемъ терпѣнiя и мужественнаго сообращенiя; ибо по Господню Слову – без терпѣнiя не получимъ спасенiя!

 

38.

Ваше преподобiе! Предостопочтеннѣйшiй въ монасѣхъ о. Iоанникiй! Прелюбезнѣйшiй о Господѣ собратъ!

Прiятныя ваши два писаньица, пущенныя съ благонадежднымъ Архипомъ Ѳ.Бур. и при ономъ всѣ письма благодѣтелей и ихъ посылки – получили все во всякой исправности, а имянно: письмо А. И. Г-на Ч. и кулечикъ съ 20-ю яблоками и 5 войлоковъ; а второе – письмо Генеральши А. Ал. Г-жи К.

А что вы упоминаетѣ о книжкѣ Препод. Ѳеогноста мы къ вамъ не объ ней писали, а о тетрадкѣ, не болѣе какъ листиковъ въ шесть, гдѣ выписка отъ полнаго житiя Св. Григорiя паламы о молитвѣ - ?? старецъ Iона любопрелся со Св. Григорiемъ, мня, что непрестанную молитву творить должно только однимъ монахамъ, а мiрскiя отъ сего свободны; ангелъ же Господень, явившись ему, увѣщалъ его, дабы впредь не дерзалъ любопретися о вѣщи законнѣй и просилъ бы прощенiя у Св. Григорiя.

Дмитрiй А. Б-въ письмо прислалъ и обстоятельства… объяснилъ, но мнѣ, по слабости моей крайнѣй, - на отвѣтъ писать ни силъ ни духу нѣтъ; а к тому же еще и молвныя обстоятельства* сiе дополняютъ и голову набиваютъ.

Ежели, при случаѣ увидишь А.А. скажи, что письмо и посылки исправно получили, но за крайнею слабостiю писать никакъ не могъ, буду же старатся отвѣчать, ежели обстоятельства не воспрепятствуютъ. И скоратя, пребываемъ ваши покорныя слуги и недостойные богомольцы многогрѣшнiи: Iеросхимонахи Антiохъ и Леонидъ, со всѣми приверженными къ намъ и къ вамъ униженно кланяемся.

18-е окт. 1827 г.



* Старецъ имѣлъ много искушенiй отъ недоброжелательтвующихъ, жѣлавшихъ, внушенiемъ врага, пресѣчь переписку старца съ духовными его дѣтьми.