39.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобiе! Прелюбезнѣйшiй нашъ о Господѣ собратъ о. Iоанникiй! усердно жѣлаемъ вамъ здравствовати душевно и тѣлѣсно!

Прiятныя ваши три писаньица мы, ничтожнiи, имѣли удовольствiе получить каждое въ свое время, и при оныхъ всѣ посылки во всякой испрвности: 1-е съ Б-нымъ, 2-е съ о. Ѳ, а 3-е съ бр. А. А равно и прочiе всѣ письма получены, но только удивительно, что отъ В. П. Бу-на подаренная о. С-му дастъ почтовой полулистовой бумаги – не оную ли вы прислали мнѣ съ бр. А.

За ваше старательное попечительное о нашихъ препорученiяхъ содѣйство, - вскпокорнѣйше благодаримъ. Премилосердый же Господь да воздаетъ вамъ Своимъ Милосердiемъ и Благодатiю за всѣ труды ваши и сострадательность – сугубо.

Насчетъ анекдотовъ о-го третьекласнаго монастыря… хотя для благонамѣренныхъ и для насъ недостойныхъ крайнѣ непрiятно и отяготительно слышать, а особливо для меня даже преболѣзненно – но что дѣлать?.. за премногiя грѣхи мои видно заслужилъ я - <?> развратною жизнiю и нерадивымъ поведѣнiемъ. Таковы плоды отъ приснаго своего собрата и сына!!! Но и слогъ писемъ, кои вы пересылали писанныя къ вашей лбве отъ и А. – крайнѣ намъ не нравится и до зѣла показывается отвратителенъ; также и мы увѣдомляемъ васъ, что и мы отъ Его Высокопреп. на нынѣшней почтѣ удостоились письмо получить, въ коемъ можетъ… и прикрываетъ свою застенчивость противъ нашей грубости и худости; - пишетъ яко бы Его высокопреп. уже давно писалъ къ намъ письмо, и на которое, съ сожалѣнiемъ и прискорбiемъ чувствуетъ свое недостоинство – и до днесь не получилъ отъ насъ отвѣта, однако увѣренъ въ нашей къ нему любви, и – со благонадежiемъ чувственность свою изъявляетъ, - что я не по какому либо негодованiю, или немирности, на отвѣтъ къ нему неотписывалъ, но видно за крайнею слабостiю здоровья, поелику онъ въ продолженiи моей любви никакого сомнѣнiя не имѣетъ; и такъ скомпоновалъ небылицу въ лицахъ и еще кой какiя загадки и нелѣпыя повѣсти… и оканчиваетъ письмо смиреннословiемъ мнимымъ. N. N.-вна видно изъ Х.  выпугалась, что за ея благоговѣйную обходительность едва не подрались старцы, но и что-то вздумала преобщирное письмо и къ намъ худѣйшимъ написать, но обдержительное: про сводную свою маминьку у кторой она изволила ночевать, во время бытiя въ I., не помѣтила ни слова – ни худаго, ни добраго; а по сему и замѣчаемъ, что довольно заправлена и научена отъ Великаго Старца. Однако и мы, при Помощи Божiей, къ ея мнимой святыни, по возможности силъ нашихъ, потщались написать и теперь едва ли будетъ писать намъ.

А какъ мы съ тобою оговорку дѣлаемъ – чужiя пороки видимъ и описываемъ, а о своихъ мало стараемся, да еще къ несчастiю и отлагательствами побѣждаемся, а к тому же еще и о достодолжномъ воздержанiи мало радимъ, то – о, Прелюбезнѣйшiй собратъ о. Iоанникiй! –

Господа ради прошу и молю тебя: да потщимся, по возможности слабыхъ силъ нашихъ, за молитвы Батюшки о. Ѳеодора, не дѣлать таковой душевредной привычки: дабы отлагать время за время прiуготовленiе къ Св. Таинамъ Исповѣди и Св. Причащенiя Животворящихъ Таинъ; отлагати сего отнюдь не должно; но съ твердымъ упованiемъ, рѣшимостiю и благонадежiемъ приступать къ Всевышенму Господу Богу, въ Таинствѣ Причащенiя присудствующему, помощи и Покровительства себѣ отъ сего ожидати, и отъ всѣхъ нашихъ немощей избавленiе и очищенiе да мнимъ, ибо Онъ Силенъ и Всемогущь. Итакъ паки напоминаю: всячески да стараемся почаще прiуготовлятися къ воспрiятiю Святыхъ и Животворящихъ Таинствъ – къ очищенiю нашихъ душъ и тѣлѣсъ.

А на счетъ нечастаго хожденiя къ I. I. за что вы выговоръ отъ нея получили – совѣтуемъ лучше претерпѣвать выговоры нежели со тщетою душевною и тѣлѣною таскатися по домамъ и разсѣевати свои чувства, уязвлятися и уязвляти прочихъ сердца – увлекаясь сладострастiемъ – противу совѣсти и обязанности нашего званiя. А особливо сiе опасно по неможенiю нашихъ чувствъ и послѣдующихъ «паренiй похоти, которые премѣняютъ и умъ незлобивый».

О П. И-мъ и прежде намъ писалъ М. В. подобное – мы полагаемъ, что онъ сшилъ вамъ небылицу въ лицахъ, и прикрылъ свой стыдъ; поелику ему нельзя въ С. Петербургѣ дать увольненiе, но въ той Губернiи, гдѣ отчина состоитъ.

На 2-е письмо. – Двое часовъ изъ починки, вами присланные, мы получили, а золотые Демидовы, часы за 50 р. неотдавайте, но подержитѣ ихъ у себя, пока рѣшительно къ вамъ не напишемъ: что или выслать къ намъ съ вѣрнымъ или прочее.

Знакомый мой сотоварищь о. I жѣланiе свое улучилъ – крестъ возложили и митру – пусть потрудится носить и о насъ Бога молить! А равно и Х. Х. [радо…] да утѣшаетъ себя чѣмъ знаетъ; слава Богу, что насъ длинными своими письмами

не утвруждаетъ.

Отецъ Ѳ. прiѣхалъ благополучно, и хотя съ нашей стороны и довольно рекомендованъ нашему о. Архимандриту – при благопрiятныхъ случаяхъ; но какъ противная партiя существуетъ еще не въ послѣднемъ классѣ, а к тому жъ, какъ намъ видится, и съ его стороны видимъ былъ недостатокъ при прiемномъ объясненiи, - а имянно: о. Архмандритъ назначилъ ему послушанiе быть помощникомъ Дiамида Кондратьевича: трапезнаго; а онъ пришелъ въ какую-то задумчивость, и показалось ему, что его назначаютъ въ привратники или сторожемъ, и – отказался: что не въ силахъ оное проходить. О. Архимандритъ объяснилъ ему, что у насъ слабыхъ обрѣтается довольное количество и Всемилостивѣйше отказалъ ему; однако, по его убѣдительной просьбѣ, оставилъ его пожить Праздникъ Пасъи, а потомъ отправится въ полуденныя страны, чрезъ С.-Петербургъ; но впрочемъ какъ устроитъ Премилосердый Господь – можетъ сдѣлается каковой и оборотъ – въ разсужденiе прiема.

На 3-е письмо: - Слава Премилосердому Господу, устрояющему все на поьзу нашу: и собратъ нашъ Х. прибылъ благополучно и привезъ все въ цѣлости, что только съ нимъ было послано; принятъ нашими всѣми Начальниками ласково и теперь поживаетъ – на клиросъ ходитъ.

Извольтѣ долготерпѣливо выслушать, теперь, насчетъ вашего вопросу о сообращенiяхъ вашихъ съ великимъ Игуменомъ I -: что уже и нравы ваши оказались разнообразны и переписка таковая же, какъ видно сiе частiю изъ вашихъ писемъ. Я вамъ скажу – сiя переписка, кромѣ обоюднаго вреда, пользы вамъ не принесетъ, а еще не усилила бы большей злобы и ненависти другъ къ другу; и по симъ обстоятельствамъ препохвально сдѣлать полную развязку какъ въ комиссiяхъ, такъ и паче въ перепискѣ. Да кажется сiе и сносно ему будетъ, поелику у него есть братъ бездолжностный, способный во всемъ ему потрафлять. Только со опаствомъ да внимаетъ себѣ, и потщимся умственно его любить, за немощь нашу удаляться, противныя же дѣла его ненавидить. Еще я не помалу удивляюсь: как вы безрассудно рѣшились ему слова писать нареченнаго, а нынѣ уже посвященнаго, Архiерея, - вы, я думаю, довольно знали, что о. Игу. I. безъ аппетита сiе приметъ, но со рвенiемъ будетъ оправдывать себя, а произносящихъ его дѣянiя ругать и укорять. Для сего то въ Премудрости Соломона сказано: «необличай злыхъ да не возненавидятъ тя», а позволено, только, облчать премудрыхъ, кои возлюбятъ за сiе, и преподавать вины премудрымъ да премудршiи будутъ. И вы въ точности знали и чувсвовали, что Игум. I., по его возвышенiю и ходу его линiи дѣлъ, не приметъ вашихъ предостерегательныхъ слуховъ, но напротивъ – язву, и брань, неудобопримиримую? А потому похвалю ли васъ за сiе? Воистину не похвалю къ таковымъ подобнымъ таковыя исторiи писать, но развѣ къ самымъ единомысленннымъ. А что вы означаетѣ: - отецъ Ѳ. подробно намъ разскажетъ о тиранскихъ поступкахъ о. Игумена I. – то, хотя и разсказывалъ намъ подробно и величественно, но намъ, по нашей обычяной дебелости, показались сiи тиранства и поступки умѣренными.

Благодѣтельницѣ Е Т. при личномъ свиданiи просимъ изъявить наше пренаичувствительнѣйшее почтенiе съ поклоненiемъ и всеусерднѣйшую благодарность зи ея великiя милости и благорасположенiе, кои изливаетъ она къ намъ непотребнымъ!

И, сократя, пребыть имѣемъ съ нашимъ достодолжнымъ высокопочитанiемъ и преданностiю покорныя ваши слуги и недостойныя богомольцы – многогрѣшнiи Iеросхимонахи Антiохъ и Леонидъ совсѣми единомысленными, и униженно кланяемся.

20 Марта 1828 года.