44.

Христосъ воскресе!

Ваше Преподобiе! Достопочтеннѣйшiй и любезнѣйшiй о Господѣ собратъ о. Iоанникiй! Всеусердно жѣлаемъ вамъ пребывать въ душевномъ спокойствiи и въ блаженномъ Упованiи на Милость Божiю препобѣждать всякое искушенiе великодушiемъ, здравствуя же чуственнѣ и духовно спастися.

Искреннѣйшее о Господѣ писанiе твое ко мнѣ худѣйшему, препровожденное вами 30-е Мая, всецѣло нынѣ мною получено; при первыхъ мысляхъ о немощи духа мира, оно кажется намъ горестнымъ, за неизреченную же будущую Славу – благопрiятнѣшимъ; а посему да будетъ о насъ Всесвятая Воля Господня и въ этомъ и во всемъ. Итакъ хотя и неисполняется наше жѣланiе, не увольняютъ всъ въ нашу обитель; и по видимому довольно прискорбно показывается, - будто притесняют; но повѣрь, о. Прелюбезнѣйшiй собратъ о. Iоанникiй – и да будетъ твое любве извѣстно, что или не у время прiшло, или дабы мы оставили отчасти хладность и слабость, и по прилѣжнѣе бы просили Всемогущаго Господа, чтобъ Онъ Всемогущею Своею Десницею спомоществовалъ намъ, аще угодно Его Святой Волѣ. И ежели будетъ на сiе Благоволенiе Божiе, то ничто не воспрепятствуетъ нашему дѣлу; ибо Св. Iоаннъ Златоустъ пишетъ въ Маргаритѣ: «что Богъ предположитъ, человѣцы разрушить не могутъ»; - И паки: Богъ идѣже хощетъ побѣждается естества чинъ». – Да вы возмитѣ въ примѣръ переходъ моего недостоинства изъ Св. монастыря въ сiю обитель – вѣдь пять годовъ удерживали потивъ усильныхъ моихъ прошенiй, а въ началѣ шестаго и безъ всякаго моего прошенiя, какъ бы за послушанiе былъ посланъ, и Господь Премилостивый невидимо устроилъ, что уволили. И отецъ Макарiѣ всѣ препятствiя и коварныя плевелы остались безъ дѣйствiй. И нынѣ Благостiю Всемогущаго Господа мирно и благодушно пребываемъ, съ вѣрою и благонадѣжiемъ уповая на Покровительство Великодаровитаго Господа, что и васъ, мало помедля, уволятъ и присоединенъ имаши бытии къ нашему малому обществу во едину ограду; только потерпи еще мало и всячески Всемилостивый Господь соутѣшитъ тебя. И сiе твое, хотя и невольное, пребыванiе и скорбныя и невольное, пребыванiе и скорбныя приключенiя послужатъ тебѣ, по времени, въ отпоръ отрыжекъ неминуемо послѣдовать могущихъ во время здѣшняго пребыанiя у египетскихъ котловъ [или лучше сказать петербургскихъ колебякъ и сиговой или лососинной ухи]. Потому я, по своему худому чувству. Совѣтую и съ своей стороны, что поколь Всемогущiй Господь не устроитъ о васъ Самъ разными обстоятельствами – не выходи по волѣ своей изъ Л. а особливо нерѣшайся идти къ тѣмъ кои зовутъ – тамъ мало проку! Да и въ Отечникахъ правилъ такихъ не обрѣтается, чтобы звать кого въ монастырь и – со обѣщанiемъ душевредныхъ обольщенiй! Да и не понимаю какъ не отказывать на такiя просьбы.

А о томъ, что спрашиваетѣ дозволенiя моего просится въ Новгородскiя монастыри, - то неужели послѣ сей просьбы поданiя нельзя вамъ продолжать жительство въ Л.? ежели же возможно, то какъ я выше сказалъ – изъ Лавры, потерпи, поколь еще не трогайся. А когда паче чаянiя принудятъ выходить, то лучше, по моему глупому разсудку, выйти тогда въ какой нибудь новгородскiй монастырь. Силенъ Богъ тогда по маломъ времени исполнить ваше благое жѣланiе устроивъ въ благоназидательное пристанище… А на счетъ бѣдности своей и малости знакомыхъ несомнѣвайтесь, - можетъ Господь и въ тамошнемъ мѣстѣ знакомыми васъ снабдить и утѣшить. Прямымъ же намѣренiемъ надѣется на благодѣтелей – противно Богу, но при Помощи Божiей и сiе неотвержено. А насчетъ того, чтобы выпрашивать васъ у Архiерея – о семъ и думать не должно.

И о  о. Макарiѣ запросъ посланъ, а и по днесь отвѣта изъ Орлов. Кон. не имѣется. И въ семъ мы полагаемся на Промыслъ Божiй, и что воспослѣдуетъ  должны за свято принять. У нихъ въ Площан. Пустыни и по днесь Строителя не опредѣлено, а Маркел всеъ въ въ хужашее достигаетъ положенiе… М. Ив. въ самомъ слабомъ положенiи: водяная в самой силѣ заливаетъ.

И, поручая васъ и себя Покровительству Всемогущаго Господа, - той да поможетъ тебѣ и сохранитъ оть всѣхъ сѣтей и навѣтовъ вражiихъ и да проститъ тебѣ вся согрѣшенiя твоя вольная и невольная; и азъ, непотребный, посылаю тебѣ отеческое прощенiе и благословенiе; и молитвами досточудныхъ отецъ нашихъ Ѳеодора и Клеопы, находящiя скорби претерпѣвшихъ и спасенiе улучившихъ, Миръ Божiй да почiетъ на васъ; Аминь, остаюсь Вашъ недостойный богомолецъ и духовный отецъ многогрѣшный Iеросхiмонахъ Левъ, и съ приверженною братiею кланяюсь униженно.

Приписка: «Почитая за душевное удовольствiе – свидѣтельствую вамъ, Пречестнѣйшiй Батюшка о. Iоанникiй! – и я, приничтожнѣйшiй, мое искреннѣйшее почитанiе, чувствительнѣйше благодарю васъ за любовь и помятованiе ваше меня недостойнѣйшаго. Взирая же духомъ, съ прискорбiемъ душевнымъ, на ваше благожѣланiе, окруженное препятствiями – я, хотя и недостоинъ, но осмѣливаюсь вопити предъ Господомъ: да избавитъ васъ отъ навѣтовъ и присоединитъ духъ вашъ чувствами къ Батюшкѣ и намъ. Пребыть честь имѣю съ глубочайшимъ моимъ къ амъ почитанiемъ и благожѣланiемъ – вашего Преподобiя всеничтожнѣйшiй послушникъ, многогрѣшный черноризецъ Павелъ… мысленно всеуниженно кланяюсь.

1833 года Iюня 2-го.