41.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобiе?

Достопочтеннѣйшiй о Гоподѣ собратъ о. Iоанникiй! Всеусердно жѣлаемъ Вамъ радоватися о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христѣ, и находящая претерпѣвати со благодушiемъ и благодаренiемъ!

Писанiе ваше и при ономъ 10 р. асиг. во всякой исправности получилъ Сентября 6-го, и, прочитывая оное – содержанiю внялъ. На которое и краткосложно нынѣ отвѣтствую: Во первыхъ Премилостивый Господь да проститъ вамъ, что вы долго не писали; да я, многогрѣшный, и не имѣлъ на васъ за сiе хотя, что нибудь взыскивать; а только по возможности силъ моихъ умоляю Господа Всемогущаго, дабы даровалъ вамъ терпѣнiе въ находящихъ; ими же да управитъ душу твою къ совершенному спасенiю. Хотя я, непотребный, по человѣчеству и соболѣзную сердцемъ о теперешнемъ вашемъ положенiи, а особливо о нерѣшимости вашей состражбу до избытка; но притомъ паки и благонадежiемъ себя питаю, что васъ по сей скорби, за молитвы батюшки отца Ѳеодора, Всемилостивый Господь утѣшитъ и исполнитъ по жѣланiю твоему. Поелику писано есть въ 33-мъ Псалмѣ: многи скорби праведнымъ и отъ всѣхъ ихъ избавитъ тя Господь. И Св. Исаакъ СIринъ въ 37-мъ Словѣ пишетъ тако: «всякъ сынъ необученъ – непрiемлетъ богатство дому отца своего, во еже помощися отъ него; сего ради, прочее, искушаетъ Богъ и томитъ, таже показуетъ дарованiе. Слава Владыцѣ въ лечбахъ (терпкихъ наслажденiе здрвiя намъ приносящему». А что вы объясняетѣ, что Алек. Ив. передалъ вамъ мысли М-а, что даже и слышать не хочетъ о увольненiи васъ; а притесненiя и сплетни еще умножаются, то мы, о. Прелюбезнѣйшiй! Возверзимъ всю нашу участь и самихъ себя на единаго Промыслителя и Покровителя – Премилостиваго и Всемогущаго Господа. Той по Своему Милосердiю насъ защититъ и противоратующихъ умиротворитъ, и на милость приклонитъ. А Васъ прошу и молю – со благодаренiемъ и упованiемъ продолжать жительство там же, поколь Премилосерый Господь, видѣвъ наше терпѣнiе и смиренiе – соблаговолитъ и невидимо вложитъ въ сердцѣ Архип. васъ отпустить. … Вы вспомнитѣ, что мы поступили въ монастырь не деньги собирать но оплакивать грѣхи своя и совершенно – спастися, посему извольте долготерпѣливо выслушать: вы изъ своихъ доходовъ довольно благодѣтельствовали бѣднымъ; - и странныхъ принимали – подкрѣпляя, насыщая и утѣшая; и сами отъ благотворительности по Заповѣди ощущали благопрiятность въ своихъ чувствахъ! А теперь уменьшенiе должнаго вамъ изъ уркжечнаго числа если съ благодарностiю претерпите, то сiе вмѣнится вамъ въ сугубое благотворенiе.

Да вы возмите въ примѣръ и исторiю моего пребыванiя въ Свирскомъ 5-ть лѣтъ противъ моей воли; - хотя по видимому и не было сильнаго притисненiя подобнаго вашему, однако кто чувствовалъ на опытѣ тотъ видѣлъ… и сами вы означаетѣ, что единъ страдалецъ проходитъ и вящшую тризну отъ Главъ Нач…. А мы съ тобою не помнимъ и ублажаемаго всею Церковiю Многострадальнаго произнесшаго сiи слова: «аще благая отъ руки Господни прiяхомъ, то злыхъ ли не стерпимъ».

Ризница отъ Адинцова пересланная къ Черкасовымъ – съ камлотомъ и 12-ю аршинами драдидама – мы получили вѣрно; но какъ послана была безъ ящика то вся помялась. До прiѣзда нашего о. U. – который выпросился въ Орелъ и Карачевъ съ родными и благодѣтелями повидатся и мнимую свою нужду пополнить, - сiя ризница лежитъ у меня до его распоряженiя. И двадцать молитвъ получены. Удивляюсь же я вамъ, что вы начали его прихоти исполнять – онѣ едва ли ограничится могутъ…

…Жалко, что Евфимiя Осиповна пострадала отъ пожара; я надѣюсь, что ее Господь не оставитъ; при случаѣ поклонись ей отъ меня и хотя 10 р. (за нашъ счетъ): отошли ей съ вѣрнымъ. Право жалко по человѣчеству и о. Строителя VVА-го; однко видно еще достоинъ оказался такаваго посѣщенiя и даннаго ему времени къ достодолжному раскаянiю и развязкѣ запутанностей…

Слуха, насчетъ обители, до васъ дошедшiя, хотя отчасти и неоспоримы, но и то посмотримъ – въ нынѣшнiя пребѣдственныя времена – гдѣ и въ которой изъ самыхъ примѣрныхъ обителей найти возможно надлежащее устройство порядка и правилъ; а особливо въ мнимыхъ общежитiяхъ – гдѣ единодушiе въ братiи? А въ нашемъ Скиту, поколь Премилостивый Господь длоготерпитъ премногимъ грѣхомъ нашимъ есть до 15-ти и въ монастырѣ около 10-ти къ намъ приверженныхъ и единодушныхъ. Чего же еще теперь жѣлать? А YN-чь человѣкъ мiрской и сердечными очами слѣпой – на еины лицы смотритъ. – Въ Книгѣ Св. СIмеона Нов. Богослова прочти главы 70-ю, 71 и 72-ю и обрящешь на сiе полную развязку. Господь Премилостивый да вразумитъ тебя и да просвѣтитъ, да умудришися во смиренiи, ида поможетъ тебѣ и да сохранитъ, покрыетъ отъ всѣхъ десныхъ и шуiихъ сѣтей вражiихъ; и да проститъ тебѣ вся согрѣшенiя вольная и вольная; и азъ многогрѣшный посылаю тебѣ мое отеческое прощенiе и благословенiе и молитвами покойнаго отца нашего Ѳеодора миръ Божiй да почiетъ на тебѣ. За симъ остаюсь – твой недостойный богомолецъ Iеросхимонахъ Левъ, и съ приверженною братiею униженно кланяюсь.

P. S. О. И Слава Богу, совсѣмъ опредѣленъ и помаленьку мирствуетъ, хотя и отрыгаются еще Свирскiя сиги и лососи; однако уповаетъ и клаяется вамъ.

О. А. крайнѣ нездоровъ не токмо тѣломъ, но и душею и первый противоратующiй на насъ, но дѣйствовать не можетъ потому, что всѣмъ отвратителенъ дсдѣлался.