34.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшiй и Прелюбезнѣйшiй нашъ о Господѣ собратъ о. Iоанникiй! Усердно жѣлаемъ тебѣ о Единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ Христе радоватися и въ находящихъ благодушествовати.

Два ваши письма, одно съ о. Израилемъ, а другое по почтѣ исправно получили, равно получили въ цѣлости и посылки ваши. Благодаримъ вашу любовь по премногу, что и до днесь незабываете наше убожество, но памятствуетѣ по своему благорасположенiю; за что васъ и самихъ Премилосердый Господь не оставитъ всячески, но послетъ Своего Неизреченнаго Милосердiя Благодатную Милость.

…Что же касается до пересланныхъ вами о. Г. пустото наполненныхъ писемъ – просимъ Васъ сему мало удивляться; поелику кто законно живетъ въ послушанiи, тотъ отъ тризны послушанiя просвѣщается, а мы, съ нимъ, отъ самочинiя и самугодiя – самолюбiемъ омрачаемся! О, Брате! Да вникнемъ глубже и да узримъ козни всеобщаго нашего врага дiавола; каковы онѣ во всякомъ мѣстѣ имъ употребляемые! А особливо когда человѣъ не будетъ по возможности старатся имѣть попеченiе о вниманiи своему сердцу и «блюденiи ума», - кои прiобучаютъ чувства ограничивать свои дѣянiя и непогублять времени даннаго на покаянiе! А безъ сего «дѣланiя» хотя тѣломъ и удаляемся въ безмолвныя мѣста, но умомъ нашимъ бродимъ по всему свѣту. На что скажу вамъ слѣдующiй случа: былъ у насъ и гостилъ калужскiй, рыжiй, послушникъ Филиппъ, по видимому нѣкоторыхъ стоитъ въ церкви углубленъ и быаетъ какъ въ изступленiи, и точно такъ, только въ противной части; - потомъ приходитъ къ намъ въ келлiю витiйство высыпать…, мы замѣтивъ вредъ не стали послѣ и въ келлiю пущатъ, да и запрещали нашимъ с нимъ разговоры продолжать… Единою я, многогрѣшный, выхожу изъ церкви отъ вечерняго пѣнiя, а онъ по своей надменности при многихъ началъ мнѣ изъявлять свои дѣянiя, - я вопросилъ его: «брате Филиппе! Скажи пожалуй: когда ты въ церкви стоишь  гдѣ умъ свой нудишь ставить? Онъ отвѣчалъ: «я умъ свой въ небо впѣряю, и оотоль по всему свѣту развѣваю» - «охъ! какъ ты высоко и далеко лѣтаешь!» - сказали мы, «а насъ Господь да сохранитъ отъ таковаго вниманiя».

…По вашему жѣланiю постараемся вамъ выслать при оказiи Св. Исаака СIрина на время.

На счетъ вашего сомнѣнiя въ поставленiи подсвѣчника… на Св. Трапезѣ – ежели уже вошло такое небреженiе и нечувствiе, то что же будемъ дѣлать? – по таковой необходимой нуждѣ, - со страхомъ и благовѣнiемъ и нехотя будешь поставлять!.. То-то въ такихъ мѣстахъ жительствуя сохраняй чувства и совѣсть… тотъ кто развѣ о двухъ головахъ!.. Что же дѣлать?.. да не будемъ рта раззѣвать и себя до крайности разслаблять! А можетъ Всемогiй Господьнеудостоитъ ли васъ за Молитвы великаго предстоятеля нашего Батюшки о. Ѳеодора привести въ пристанище благоотинѣе!.. Прости Господа ради, что адресъ къ о. Пафнутiю забылъ приложить въ письмѣ къ вамъ, но теперь прилагаю многосложное и достопонятное; при вѣрной оказiи перешли оное къ намъ обратно.  А что вы упоминаетѣ о о. Ааронѣ, что онъ нездоровъ и имѣетъ родъ лихорадки – мы ему жѣлаемъ быть здоровымъ и благодушнымъ. Сiе мы яко человѣка почеловѣчеству и разсуждаемъ, но Премилосердый Господь – яко истинный нашъ отецъ и Попечитель – видно лучшее устрояетъ, попущая все для нашего назиданiя; а потому мы должны всѣ приключенiя принимать со свякимъ терпѣнiемъ и благодаренiемъ, вы ему, больному, отъ насъ все сiе изъявите и поклонитесь; и брату Борису не полѣнись поклониться. Сiе просимъ и молимъ вашу любовь купно съ возлюбленнымъ братомъ о. Харитономъ – вх находящихъ слабостяхъ и болѣзняхъ мудрствовать и терпѣть со благодаренiемъ.

Сократя пребываемъ съ нашимъ обычнымъ чувствованiемъ ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники – многогрѣшнiи Iеросхимонахи Антiохъ и разслабленный Леонид съ прочими единомудренными братiями, униженно заочно кланяемся и просимъ вашихъ святыхъ молитвъ въ подкрепленiе нашихъ немощей.