27-е

Арх. Игнатію (Брянчанинову?) Опт.-384, л. 56 об.-60.

Къ нему же

Честь имѣю поздравить васъ съ приближающимся высокоторжественнымъ и радостнымъ празднествомъ Рождества Господа нашего Ιисуса Христа. Желаю вамъ отъ искренняго сердца, праздновать какъ сей, такъ и будущія многія въ совершенномъ здравіи тѣлесномъ наслаждаясь тѣмъ миромъ, который даровалъ намъ премилосердый Господь пришествіемъ къ намъ единороднаго Его Сына Господа нашего Ιисуса Христа.

На почтенное ваше писаніе съ Алексѣемъ Поликарповичемъ присланное[1], я до сихъ поръ не отвѣчалъ, чемъ довелъ васъ до сѣтованія. Я имѣлъ въ предположеніи непремѣнно вамъ на оное отвѣтствовать, но не спѣшилъ, а высматривалъ изъ образа жизни О: Алексѣя[2], дабы сообщить вамъ мои скудоумные замѣчаніи. Однако всё я виноватъ, что въ тожъ время не извѣстилъ васъ о полученіи письма и о его пріѣздѣ, вмѣните сіе моей старости, слабости и простотѣ.

О: Алексѣй считаетъ себя счастливымъ и благодаритъ промыслъ Божій, призвавшій его прежде подъ ваше окормленіе, и къ вамъ чувствуетъ сыновнюю благодарную признательность; вы направили меня его на правый путь въ духовной жизни. Онъ руководствовался вашимъ наставленіемъ, и содержитъ оное въ своей памяти. Причина отлучки ево отъ васъ вамъ довольно извѣстна, которая вами и описана; она совсѣмъ не принадлежитъ къ духовной сторонѣ; но относится болѣе ко внѣшнимъ обстоятельствамъ, отстранивъ оные отъ себя, живетъ у насъ сколько возможно по внешности спокоенъ: получивъ ваше направленіе въ духовномъ окормленіи, не оставляетъ и здѣсь искать онаго отъ моей худости по вашей рекомендаціи; извѣстныя вамъ умственные его слабости изредка невольно посѣщаютъ его; онъ призываетъ на нихъ могущаго низложить всю силу вражію; исповѣдываетъ

// 58

оные предъ моимъ недостоинствомъ; что и приноситъ ему облегченіе, успокоеваетъ его.

Въ прочемъ дальнейшихъ дѣйствій и послѣдствій нельзя еще было усмотрѣть по краткости времени; только то могу вамъ сказать, что онъимѣетъ благое произволеніе ко спасенію, то и силенъ Господь призрѣть на оное, и спасти его своею благостію.

Сердечно соболѣзную, что огорчили васъ слухи, будто бы онъ пишетъ въ вашу пустынь къ братіямъ, поучая кому гдѣ и какъ жить. Я смѣло могу васъ увѣрить, что въ теченіи жительства его въ нашей пустыни трехъ съ половиною мѣсяцовъ ни къ одному изъ вашихъ братій онъ ни строки не писалъ, да онъ мало имѣетъ и переписки; но куда бы не писалъ, да онъ мало имѣетъ переписки; но куда бы ни писалъ, прежде приметъ благословеніе, и по написанію прочитаетъ мнѣ оное письмо. Тайно же онъ сего не дѣлаетъ. Съ этой стороны прошу васъ совершенно быть спокойнымъ. Онъ немало самъ удивляется и скорбитъ за причиненное вамъ именемъ его оскорбленіе, проситъ вашего благословенія и святыхъ молитвъ на укрѣпленіе его въ немощахъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

По переданію вашему, пославши письмо къ его сіятельству князу А: И: Г:[3] въ тожъ время и къ вамъ о семъ писалъ. А теперь слышу что его сіятельству угодно наградить меня своимъ отвѣтомъ, въ чемъ и вы съ своей стороны принимаете участіе и просите его о семъ. Приношу вамъ мою покорнѣйшую благодарность за таковое ваше ко мнѣ расположеніе, однакожъ я считаю себя не заслуживающимъ благоволенія такого государственнаго мужа, да спослетъ Господь на него Свою милость.

Поручая себя вашимъ св: молитвамъ, съ нижайшимъ моимъ почтеніемъ пребыть честь имѣю Вашего Высокопреподобія усердный Богомолецъ…

 

 

// 59 об.

30-е

Арх. Игнатію (Брянчанинову?) Опт.-384, л. 56 об.-60.

Къ нему же

Отъ 13го сего Декабря писалъ я къ вамъ и хотя поздравлялъ съ преддверіемъ праздника Рождества Господа нашего Ιисуса Христа, теперь паки сими строками поздравляю уже встрѣтивъ высокоторжественный и всерадостный сей праздникъ, и съ приближающимся новымъ годомъ; всецусердно желаю вамъ наслаждаться миромъ дарованнымъ намъ пришествіемъ Его, и приносить ему чувства сердечнаго благодаренія за неизреченныя Его къ намъ благодѣянія.

Почтенное ваше писаніе съ оказіею посланное, получено мною въ исправности 18 Декабря. Внимаю содержанію онаго нельзя не поскорбѣть сердцѣмъ о непріятныхъ событіяхъ извѣстной обители, произшедшимъ въ свѣденіе міру, чрезъ ихъ самихъ, и симъ навлекшихъ на все званіе наше поносъ и уничиженіе. Козни вражіи возмутили мирное пребываніе удалившихъ себя отъ міра, а страсти ихъ еще непобѣжденные довели ихъ до таковаго бѣдственнаго положенія. Но однако же все сіе и безъ промысла и попущенія Божія происходитъ, дабы нѣкоторые прошедъ чрезъ огнь скорбей искусніи явились, а другіе научившись чрезъ пострадавшихъ искушеніе будутъ осторожнѣе провождать жизнь свою. А и самое наказаніе послужитъ тѣмъ кои оное постраждутъ очищеніемъ. Глубина богатства премудрости и разума Божія, и судьба его для насъ непостижима! Благоговѣемъ удивляемся его безмѣрному милосердію которое показывается какъ въ долготерпѣніи, такъ и въ наказаніи. Предстательство же сильныхъ къ защитѣ или обвиненію виновныхъ или правыхъ можетъ дѣлать только то, что предъ усмотрено и въ премудрыхъ планахъ Всевышняго попустить опредѣлено.

// 60

Собратъ нашъ О: Петръ Григоровъ просившій васъ о содѣйствіи къ напечатанію жизнеописанія Задонскаго затворника Егора Алексеича, таперь находится въ отсудствіи ко пріѣзду сообщу ему о вашемъ о семъ стараніи, который не применетъ принести вамъ своей благодарности. О: Алексій Бочковъ по полученіи мною письма вашего, но я не успѣлъ сего скоро исполнить въ чемъ прошу меня простить.

На вопросъ вашъ въ Молдавіи и Валахіи о перекрещиваніи лютеранъ и протчихъ протестантовъ, могу только то сказать, что слыхалъ отъ жившаго тамъ довольное время покойнаго Старца О: Ѳеодора, что перекрещиваютъ, а почему именно о семъ не могу вамъ изъявить, ибо не случалось имѣть въ подробности о семъ съ нимъ собесѣдованія. А такъ какъ разсужденія возникшія нынѣ о семъ предметѣ относятся къ догматическимъ, и ежели есть недоумѣніи, нельзя ли употредить средствъ въ изданной въ семъ году книжицѣ царскихъ и патріаршихъ грамотъ на 4й страницѣ показанныхъ? Впрочемъ должно отнести сіе къ главѣ церкви Господу нашему Ιисусу Христу, и молить Его о семъ да сохранитъ церковь свою чисту во всѣй красотѣ ея православнаго исповѣданія, и внушивъ держащимъ кормило ея пастырямъ оградить къ безопасности твѣрдымъ оплотомъ изаніемъ яснѣйшіхъ и достовѣрныхъ соборныхъ правилъ, да подастъ намъ произволеніе и силу къ исполненію по нихъ, и къ достиженію въ миру духовнаго возраста, исполненія Христова.

 

 



[1] 11 іюня 1845 г. прибыл в скит проездом из Киева иеромонах Антоній (Алексей Поликарпович Бочков из ревельских) [Летопись, Ι: 103].

[2] схим. Леонид (Бочаров)

[3] возможно, А. Н. Голицын