20-е

Игнатію Брянчанинову, см. его письмо[1]

Въ писаніи вашемъ къ собрату нашему О: Ι: отъ 2го Генваря написанномъ, не забыли и моей худости воспомянуть. Благодарю васъ за принятіе участія въ моемъ положеніи, о которомъ описывалъ вамъ О: Ι: въ прочемъ замѣтно изъ письма вашего, что онъ не такъ вамъ выразилъ наши произшествіи: Вы приняли такъ, что меня хотятъ куда нибудь перевесть въ отдаленное мѣсто, и говорите что сего бкзъ Синода здѣлать нельзя. Но сего не было намѣренія, и говорено было, что въ другой епаршеской монастырь могу быть переведенъ. Однакожъ доселѣ ничего еще нѣтъ; и я хотя при слабости моего здоровья нахожусь, но въ духѣ спокоенъ; посѣщаетъ пустая молва отъ охотниковъ разсѣвать пустыя новости меня нимало не тревожитъ: онѣ не вѣдятъ что творятъ: Господи не постави имъ грѣха сего.

Но вотъ еще новое обстоятельство подало поводъ къ умноженію сплетней и пустыхъ, но весьма оскорбительныхъ клевѣтъ: Бѣлевскаго Дѣвичьяго монастыря священникъ, молодой человѣкъ, имѣвшій прежде ко мнѣ нѣкоторое духовное расположеніе[2], вздумалъ причислить меня къ какой то сектѣ, и даже ереси, будто бы ученицы мои въ томъ монастырѣ исповѣдаются у одной рясофорной монахинѣ[3] предъ моимъ портретомъ; а народная молва приложила къ сему весма много нелѣпостей, что даже и описать трудно и излишно. Взялъ же онъ таковое мнѣніе отъ двухъ девчонокъ находящихся въ прелести, кои только ходили, такъ какъ и прочіе къ оной монахинѣ для откровенія помысловъ и совѣтовъ о своихъ недоумѣніяхъ по преданію отеческихъ книгъ. Но имъ двумъ сіе послужило вмѣсто исправленія претыканіемъ по дѣйству вражію. Онъ вознеивстоствовалъ за сіе, что не могутъ укрыться его козни, отторгъ ихъ дабы удобнѣе на нихъ дѣйствовать, и нарушить другихъ тѣлесное и душевное спокойствіе. Дошло сіе до Тульскаго Владыки. Онъ вызвалъ къ себѣ игуменью, священника и монахиню, потомъ на мѣстѣ поручилъ двоекратно секретно изслѣдовать, но ничего не оказалось противнаго вѣры, или похожаго на ересь. А за всѣмъ онымъ сію бѣдную монахиню выслали изъ монастыря лишивъ

// 54

послѣдней собственности, кельи, отъ труда рукъ своихъ съ потеряніемъ здоровья пріобрѣтенной, не найдя другой вины кромѣ той, что ходили къ ней по самоволію и за неповиновеніе; здѣлано же сіе въ угодность отца дѣвицы оклѣветавшей монахиню, Господина Н: И: Сомова подстрекаемаго священникомъ. Но о неповиновеніи не изслѣдовано. А съ нею и многіе должны быть высланы послушницы; и не только отъ нихъ не было неповиновенія, но онѣ то первые служили примѣромъ послушанія. О участіи якобы въ сей мнимой ереси дошла вѣсть и до нашего Владыки, что можетъ быть увѣличило въ воображеніи его ко мнѣ недовѣрчивость, что касается до меня, то какъ и Вамъ довольно извѣстна моя православная вѣра и далекость отъ всякой секты и ереси. Пребываю въ совѣсти моей спокоенъ, но невинно изгнанные страдаютъ, многіе не имѣя пристанища и пропитанія, нося на себѣ хульное хотя и не доказанное порицаніе ереси. Агаөонъ и святый мужъ, противъ всѣхъ укоризнъ не противоглаголалъ, а противъ названія еретика возразилъ. Описавъ вамъ сіи обстоятельства, прошу вашего совѣта, нужно ли что предпринять, дабы молчаніемъ не утвердилась бы вящше оная ложная молва и клевѣта, многимъ для предкновенія, и не торжествовала злоба; а между тѣмъ и не послужитъ ли что къ защитѣ невинности носящей ложно хульное имя? Вамъ виднѣе и по опыту извѣстнѣе да и знаете образъ мыслей высшихъ властей, какое можетъ произвѣсти на нихъ вліяніе сего ради дѣла, буде коснется до ихъ свѣденія.

11 февраля 1841 г.

 

24-е

Къ Архимандриту Игнатію

Самъ Господь возвѣстилъ Вамъ предстательствовать Высокопреосвященнѣйшаго Владыки московскаго Филарета о моей худости, и его премилосердое сердце изобрѣло средство къ поданію руки помощи въ облѣгченіи моихъ испытаній. По приказанію его постараюсь сколько можно отклонить отъ себя стеченіе народа, котораго впротчемъ теперь уже пять мѣсяцовъ весьма мало принимаю, и то по благословенію О: Игумена. А женскаго пола весьма остерегаюсь, покоряясь волѣ своего Архипастыря. По совѣту Вашему на сей же почтѣ посылаю я письмо къ его Высокопреосвященству (Митрополиту московскому выше 23е).

Я не въ силахъ принесть вамъ моей благодарности за

// 56 об.

Вашу любовь и усердіе къ моему убожеству, и къ защитѣ невинно оклеветанныхъ; Самъ Господь воздастъ вамъ за сіе, утѣшая васъ сердечною радостію, а паче въ день славнаго его воскресенія съ коимъ васъ усерднѣйше честь имѣю поздравить съ желаніемъ на многіе лѣта праздновать сей праздникъ.

Поручая себя Вашимъ молитвамъ, и желая вамъ здравія душевнаго и тѣлеснаго, съ нижайшимъ моимъ высокопочитаніемъ пребыть честь имѣю, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій

22 марта 1841

// 56 об.

 



[1] http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_6/txt54.html

 Письмо 2

Достопочтеннейшій отец Макарій!

Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфіи я получил.

Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца.

Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобія покорнейшим ко услугам

арх. Игнатій.

6 апреля 1842 года

О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв

[2] Священник Григорій Иванов, см. ОПТ-384. л. 55: «внушено тульскому преосвященному отъ священника Григорія Иванова и отца дѣвицъ оныхъ Г: Сомова

[3] Анфія