19.

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобіе!

Препочтеннѣйшій во Iеромонасѣхъ N. N. Жѣлаемъ тебѣ отъ замѣченнаго фарисейства, при помощи Всемогущаго исправитися и потомъ о Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися!

Письмо ваше мы непотребніи получили отъ о. Iоанникія и прочитали; писать же на него отвѣтъ почти за излишнее, да и совѣсть наша непопустила; поелику – вы сами помните – во время вашего пріѣзда прошедшимъ постомъ, мы съ вами въ келліи нашей въ первый вечеръ сколько занимались? Говорили до 10 часовъ откровенно и довольно о всемъ нужномъ переговорили; и, кажется, когда есть еще у тебя какое благодатное чувство, довольно можно бы было пользы принять. Пишите о передѣ… но неужели вы забыли, что, при отъѣздѣ вашемъ въ Валаамскую обитель, рѣшительно было вамъ сказано… что отпущенъ на Промыселъ Всемогущаго Бога… А намъ уже о тебѣ пещись совѣсть болѣе не попускаетъ; въ дополненіе сего о. I. Потщится вамъ дополнить…- по вашему устроенію. И сократя пребываемъ ваши покорные слуги: многогрѣшніи, немощніи и недостойные Iеросх. Левъ и Схим. Өеодоръ, кланяемся, а молитвъ твоихъ не просимъ, дотолѣ пока въ душепагубномъ своем фарисейскомъ мудрованіи пребывати будеши. Когда же ты Премилосердымъ Господомъ Богомъ въ семъ душеспагубномъ мудрованіи раскаешься, и раскаешься отъ сердца, а не однимъ только внѣшнимъ видомъ, понеже Богъ зритъ на сердцѣ, а не на лице; и когда воспріимеши крототсть и смиреніе по Словеси Господню въ святомъ Евангеліи реченному: «научитися отъ Мене яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ»; изъ чего видно, что Господне ученіе повелѣваетъ смирятися не внѣшнимъ только видомъ, но и по внутреннему человѣку, и когда ты таковымъ будеши по слову Господню: «блаженни нищіи духомъ яко тѣхъ есть Царствіе Божіе»; - тогда уже будемъ просити васъ о неоставленіи насъ въ святыхъ молитвахъ въ подкрѣпленіе нашихъ немощей душевныхъ и тѣлѣсныхъ*.

О, Премилосердый Господи! Не попусти намъ бѣднымъ пострадати таковое какъ пострадалъ тотъ мнимый святый, о коемъ Гласъ съ Высоты сшедшій повелѣвалъ трезубцами душу его исторгнуты, понеже ни на единъ часъ упокоился Духъ Божій въ той душѣ. Сему подобна и другая повѣсть* самимъ С. Евфиміемъ о сѣдящемъ при столпѣ и умирающемъ видѣнная и разсказанная, и подобно тому въ кратцѣ упомянутая въ 3-й части Добротолюбія въ концѣ 2-й Книги святаго Петра Дамаскина на листѣ 105-мъ; которую повѣсть аще восхощеши прочитай и подробно уразумѣши силу ея.

Мая 31-го числа 1821-го года.

Александросвирскій монастырь.

 



* Примѣч. Переписчика. Чтобы понять истинный тонъ этаго письма надо читателю знать, что оно адресовано къ такому лицу, котораго душевное спасеніе преимущественно было при постригѣ отдано на попеченіе о. Леонида.

* Въ житіи С. Евфимія Вел. Подъ 20 числомъ Iунуарія месяца.