21. /къ тѣмъ же/

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Прелюбезнѣйшіе наши Отцы и собратія о. Г<еронтій> и о. I. усердно жѣлаемъ вамъ о единомъ Пресладчайшемъ Господѣ Iисусѣ радоватися и благодушествовати.

Пріятное писаніе ваше мы недостойніи получили и 2 ор. Калгану и инбирю отъ служителя нашего Филиппа Ефремова и покорно благодаримъ за увѣдомленія ваши. Мы не помалу удивляемся прелюбезнѣйшій нашъ Батюшка о. Г… что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужихъ мнимыхъ вами недостаткахъ, а кольми паче о Настоятельскихъ обстоятельствахъ. Мы о распоряженіи Начальниковъ отвѣта Богу давати не будемъ; а они за насъ подчиженныхъ неотмѣнно отвѣтъ Богу дадутъ. Аще и святый будетъ Настоятель, а мы будемъ стропотны и непокоривы и по своимъ волямъ ходящіе накакой намъ пользы не будетъ, а развѣ большее осужденіе будетъ. Внимаемъ себѣ и о своихъ душахъ печемся како предстати предъ судищемъ Христовымъ и отвѣтъ отдати Богу за содѣянная нами дѣла, словеса и помышленія, а не о другихъ намъ, самимъ немощнымъ, пещися; но оставимъ та сильнымъ и здрвымъ и могущимъ пользовати другихъ. А о семъ ты неудивляйся, что по пріѣздѣ твоемъ и по прочтеніи писемъ, о. I…ю напало большое разслабленіе отъ унынія: если бы онъ располагался въ Волю Божію о жительствѣ своемъ, какъ и мы многогрѣшніи прежде вамъ совѣовали, то бы, получа и прочитавши письма, непременно долженъ ощутить облегченіе и разрѣшеніе въ душѣ своей. А теперь видно отъ дѣйства, что онъ сложился по треклятой своей воли, какъ ему бѣсъ внушилъ и совѣтовалъ, и теперь увидѣлъ, что его воля, совѣтуемая отъ бѣса лукаваго, не исполняется, и отъ того онъ унываетъ и сокрушается. Но только вы будьте увѣрены отъ насъ что мы не обременяемъ васъ и непонуждаемъ, чтобъ вы насъ слушали и нашего совѣту держались; а мы только дѣлаемъ, чтобъ намъ совѣсть свою очистить и на Страшномъ Судѣ отвѣта Богу не отдать; а вы когда будете по своимъ волямъ житии и по своимъ хотѣніямъ, которыя противны воли Божіей, будете творити свой судъ, носити и бремя будете, а мы чиста пребудемъ отъ крове вашея; а вы что будете сѣять то и пожнете. Ваши покорные слуги, многогрѣшные, немощные и разслабленные по всему Iеросхим. Левъ и Схимон. Өеодоръ земно кланяемся и просимъ вашихъ св. молитвъ въ подкрѣепленіе нашихъ немощей душевныхъ и тѣлесныхъ.

14 Марта 1822 года.

Отъ книги Св. Iоанна Лѣствичника съ толкованіемъ печатанной въ Москвѣ, отъ Слова 4-го о послушаніи листъ 80 на оборотѣ «Сущее отъ невозможныхъ есть еже своей воли противитися діаволу, и да препрятъ тя въ лѣности живущіи, и въ единомъ безмолвномъ мѣстѣ претерпѣвше или во общемъ житіи, да бываетъ намъ, еже отъ мѣстъ ратуемое отхожденіе нашего тамо благоугождѣнія указаніе. Еже бо ратоватися знаменіе есть еже ратовати. Толкованіе: Невозможно есть, да сопротивъ станетъ діаволъ своей воли когда, онъ бо разслабленна всякаго человѣка хочетъ житии и въ небреженіи, и не творити Волю Божію. Аще нѣкихъ обрящетъ таковыхъ не сопротивится имъ. Аще бо имъ возпротивится, своей воли сопротивится всяко. Не возможно же бытии сему когда».

Кланяются вамъ о. Өеофилактъ и о. Израиль и просятъ вашихъ святыхъ молитвъ. Отцу Амфилохію и о. Варсанофію свидѣтельствовали отъ васъ ваше почтеніе и они остаются благодарны.

 

20. /къ другому лицу/

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнѣйшій и прелюбезнѣйшій нашъ о Господѣ братъ! Жѣлаемъ тебѣ о Господѣ радоватися и благодушествовати.

Писаніе ваше получили и содержанію по силѣ скудоумія нашего вняли, на что, при помощи Всемогущаго и отвѣтствуемъ. Вы просите о выходѣ съ подворья въ нашъ монастырь или на подворьѣ остаться, и полагаетесь о семъ на нашу волю. Мы съ Божіею Помощію, по возможности нашей, мало не по-тонку, однако уразумѣли довольно усмотрѣли ваше на подворьѣ пребываніе и сообращеніе въ должностяхъ вашихъ и со отцемъ вашимъ Игуменомъ, и удивились вашему неистовству излокозненнымъ усильственнымъ поступкамъ вашимъ, коими раздражаете и огорчаете старостныя сѣдины его, и видно не устрашаютъ васъ словеса Св. Апостола Павла: «противляйся власти повелѣнію Божію противляется». И съ тсковымъ беззаконнымъ вашимъ жительствомъ никогда невозможете миръ Божій имѣти въ душахъ вашихъ, а развѣ обрученіе геенны; и мы, съ Божіею Помощію, уразумѣли изъ обстоятельства вашихъ и сообращеніи, что вамъ теперь благословной вины необрѣтаемъ насильственно выходить въ неизвѣстныя мѣста. Въ подтвержденіе мы наслышаны отъ вѣрнаго человѣка, что и Архипастыря нашего соизволенія и воли нѣтъ вамъ къ выходу и Господа ради васъ вообще съ о. Г… просимъ и молимъ постараться исправити злые ваши нравы и не употребляти своей треклятой воли, но во всемъ повиноваться Отцу Игумену, въ чемъ только нѣсть преступленія заповѣди Божіей и преданія Св. Отецъ, и пожити до времени, поколь Премилосердый Господь восхощетъ и доколѣ Его святая Воля будетъ. И посылаемъ вамъ бумагу, хотя и худонаписанную рукою о. Гавріила, соглаголанную отъ устъ нашихъ, и по сей бумагѣ всевозможно старайтесь при помощи Божіей въ написанныхъ неполезныхъ поступкахъ испрвитися, нежели законно и по совѣсти положите начало, то при помощи Всемогущаго Бога увидите на опытѣ внутрь души отраду и покой. И скоратя пребываемъ съ нашимъ обычнымъ почтеніемъ и преданностію ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрѣшный и недостойный Iеросхимонахъ Левъ и Схимонахъ Өеодоръ земно кланяемся и просимъ вашихъ святыхъ молитвъ въ подкрѣпленіе нашихъ немощей душевныхъ и телесныхъ.

15 ф. 1822 г.

Александросвирскій Монастырь

О. Г. И о. I. Написанныя сіи статьи съ Божіею Помощію нужно исполнити.

Во первыхъ пренужно прощенія просить у о. Игумена за прослушаніе, что не пошелъ считать кружечной суммы, и дабы впредь, съ Помощію Божіею, когда позовутъ, быть готовымъ.

О. I. За самочинную покупку и за преслушаніе прежде назначенной о. Игуменомъ епитеміи должно потщиться, испросивъ у него благословенія на трапезѣ, выполнить.

Въ какое послушаніе не положены, то должны мы свой стихъ помнити, а въ постороннія другія отнюдь не мѣшаться безъ благословенія о. Игумена, или отъ него кому поручено будетъ правленіе, таймечно, какъ для себя такъ и для прочихъ никаковыхъ вещей не покупать; поелику сіе вмѣняется въ святотатство, какъ о семъ пишетъ Св. Сімеонъ новый Богословъ въ главѣ 56-й.

Въ Волю Божію всегда должно располагатися, а какъ Волю Божію познати, о томъ со смиреніемъ старшихъ Отецъ или братію вопрошати, о чемъ пишетъ Св. Iоанъ Лѣствичникъ въ Словѣ 26 о разсужденіи благоразсудномъ, въ началѣ Слова.

Безъ благословенія о. Игумена, или кому начальство поручено будетъ, по тюрьмамъ для посѣщенія не ходить; а равно и къ своихъ единоградцамъ мірскимъ людямъ безъ благословенія отнюдь не таскаться.

Въ келліи двумяъ полезнѣе сидѣти, нежели единому, но только съ единомысленнымъ и въ мудрованіи согласнымъ.

При Помощи Божіей всевозможно должны стараться на обѣды не ходити, - кромѣ развѣ когда необходимо случится по великой нуждѣ, по приказанію о. Игумена, или по нуждѣ въ дорогѣ.

Начальствующихъ и прочую братію всевозможно, при Помощи Божіей стараться ни въ какихъ подозрѣніяхъ не зазорить и не нуждать. Аще случится, яко человѣку, кому провинитися: то должно вскорѣ раскаятися и полагати начало.

Въ книгѣ Св. Исаака СIрина пріискать нижеписанныя Слова и совниманіемъ прочитати.

Въ Словѣ 30 въ концѣ: яко не подобаетъ прекословити помысломъ лукавымъ; но возверзати себе а Бога, и проч.

Въ Словѣ 36 въ концѣ: не Духъ Божій живетъ во иже въ покои пребывающихъ, но діаволъ и проч.

Въ Слове 37 въ концѣ: Всякаго человѣка пользуетъ искушеніе и проч. До конца.

Въ Слове 55 Вопр. Аще подобаетъ всѣмъ заповѣдемъ Господнимъ хринимымъ бытии, и проч. Вопр. и отвѣты до конца.

Въ Слове 78: Да невзыщеши пріяти совѣтъ отъ кого несуща въ пребваніи твоемъ и проч.

Въ томъ же 78: Егда обрящеши миръ на пути твоемъ неизмѣненъ тогда убойся, и проч. Въ томъ же 78 въ концѣ: яко отъ духовнаго жезла въ преуспѣяніе и ращеніе души бываемая искушенія и проч. до конца.

Слово 79-е – О гордыни. Все сіе Слово многажды совниманіемъ прочитывать до конца.

Въ Словѣ 50 въ концѣ: Лучше бо намъ смерть въ подвизѣ нежели житии въ паденіи.

О. Г. Не полезно для жительства возвращатися на Валаамъ, поелику его тамошнее жительство оказалось не къ смиренію ведущее, но къ тщеславію и гордыни.

Всевозможно стараться признавати свою немощь. На единѣ съ женою не сообращаться, хотя и случится написати поменцы и проч., а наибольшее въ своей келліи покрайнѣй мѣрѣ чтобъ былъ третій.

Всячески при Помощи Божіей остерегатися въ начальническія дѣла не мѣшатися, но только тому опасно внимати и исполняти со страхамъ Божіимъ, которое отъ Начальства за послушаніе поручено будетъ.

Кромѣ нужной собственной потребы и своей благословной вины подъ себе для разъѣзду извощиковъ не нанимать и безъ нуждныхъ потребъ по С. Петербургу не разъѣзжать.

Отъ усердствующихъ вамъ христолюбцевъ денегъ для своихъ особенныхъ потребъ не брать, дабы для собранія денегъ и намъ не уподобитися Iидѣ предателю. А когда вамъ въ чемъ прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смиреніемъ у о. Игумена, или кому поручится начальство. А развѣ нѣчто особенно какой возусердствуетъ; то можно предложить когда усердно расположится, - на неугасимо горящее кандило Иконы Божія Матери сколько кому на сердцѣ Премилосердый Богъ положитъ, на деревянное масло, и сіе принять.

Въ дополненіе вамъ, Прелюбезнѣйшіе наши Отцы и собратія присовокупимъ: аще восхощете вы насъ послушати многогрѣшныхъ и недостойныхъ; то вы сами не должны о себѣ ничего начинати никаковыхъ дѣлъ о перемѣщеніи съ подворья ни въ какое мѣсто. Но когда при всѣхъ нашихъ вышеписанныхъ предосторожностяхъ каковой возчувствуете въ сеюѣ душевный вредъ: тогда просимъ васъ немедленно, сколь возможно, обстоятельно, письмомъ къ намъ многогрѣшнымъ написать на разсмотрѣніе. И тогда аще Премилосердый Господь потерпитъ грѣхамъ нашимъ и живы будемъ, то съ Божіею Помощію по возможности и по волѣ нашей, что усмотримъ полезно душамъ вашимъ потщимся написать къ вамъ.

А когда вы будете по волѣ своей начинати или дѣлати, то вы сами свой судъ и бремя носити будете, а мы, хотя многогрѣшніи и недостойніи, но пребудемъ чисты отъ крове вашея.

Многогрѣшный и непотребный писалъ сіи статьи Iеросхимонахъ Левъ, купно съ совѣтомъ единомысленнаго своего Схимонаха отца Өеодора своею рукою. Я и свидѣтельствую о семъ многогрѣшный и недостойный Схимонахъ Өодоръ.