Молитвами С<вя>тыхъ О<те>цъ нашихъ Г<оспо>де Іи<су>се Хр<ис>тѣ Б<о>же нашъ помилуй насъ.

Пречестнѣйшіи и прелюбѣзнейшіи нашы о Г<оспо>дѣ Отцы и Собратіи О: Гавріилъ, и О: Ѳеофилактъ, О: Азраиль, усердно желаемъ вамъ о Единомъ Г<оспо>дѣ Іи<су>се радоватися и благодушествовати —

Пріятное ваше писаніе пущенное вами 18го Августа мы получили 12го Сентября, и содержанію посилѣ скудоумія нашего вняли — и благодаримъ вашу любовь за благія пожеланіи вашы, обнашей участи —. Что желаете и нашу гнилось прісоединить къ вашей благомудренной дружине; Нотолко видно стало замоимъ недостоинствомъ но надѣжду и мѣемъ что вашы молитвы можетъ иуспѣютъ — и недостойнаго просоединить —. Васъ же прелюбѣзнейшій нашъ Отецъ Гавріилъ просимъ и молимъ во всѣхъ пріключающіхся обстоятелствахъ — благодушевствовать и мирну подуху пребывать — вы по<???>е что намъ общій нашъ Батюшка О<те>цъ Ѳеодωръ <???> повозможности полагатися на всѣмогущаго Попечителя нашего и Искупителя промыслъ и онъ самъ во всю жизнь свою себе воздагалъ соупованіемъ — и достигъ въ тихое пристанище — — — Такω имы прелюбѣзнейшій повозможности произволѣніе свое и намѣреніе да показуемъ — и помни что наше произволяти — А премилосердаго Б<о>га, нашу судбу, къ назиданію утвѣрждати — И такъ ежели Г<оспо>ду Б<о>гу угодно, и намъ полѣзно то воспрепядствовать, намъ въ нашемъ намѣреніи человѣцы невозмогутъ — Толькобы наше намѣреніе бѣзпримѣсу было, даиствѣрдымъ упованіемъ, возлогаемся на Его всѣмогущій промыслъ —. Но ежелишъ паче чаянія хотя и случится что васъ на третіе сообщеніе и неуволютъ тогда мы должны повиноватися попущаемымъ обстоятелствамъ, и вышшему началству, коими содѣйствуетъ премилосердый Б<о>гъ, но есѣ<???> кползѣ нашей и кназиданію

устрояетъ, вы ито въспомнитѣ, когда С<вя>тіи и вѣликіи Отцы Паісій великій и Іоаннъ Коловъ, сожителствовали въ бѣзмолвіи Единодушно, и успѣли въ мѣры велики — и по Б<о>жію дохновѣнію, началω молитися дабы имъ узнать еще кобла<го>угожденію что бы имъ начати, и осемъ требовати соизволенія въ премилосердаго Б<о>га — и получити отъ всѣмогущаго, дабы С: Паісію поступить вовнутреннею пустыню, для назиданія бѣзмолвниковъ — А С. Іωанну поближе ко всѣлѣнію человѣческому, дабы устроевать киновіи[1] къ назиданію общежителствующихъ —. Но почеловѣчеству коково имъ было другъ отъ друга разлучитися. — Но имы хотя многогрѣшніи и повсѣму недостойн[ому]/іи/ и мы недостойни. Такъ молитися какъ они и ожидать таковаго извѣщенія за премногую нашу немощь и нечувствіе —. Но премилосердый Г<оспо>дь тойже и доднесь, помилосердію Своему сотворяетъ Свою милость, и имиже Самъ вѣсть Своими неизреченными судбами —. И снами <???> сердцамъ Архіп: нашимъ —. Но нонешній постъ получилъ я писмо отъ <???>нікія, онъ увѣдомляетъ что О: Іωанафанъ Игуменомъ утвѣржденъ С: Синодомъ и посланъ указъ дабы къ производству явился —. И такъ Батюшка О: Гавріилъ да располагаемся въ волю Создателя нашего, и когда премилосердый Г<оспо>дь возвѣстить началству отпустить васъ извалаама, то будемъ почитать что кползе нашей начинаемое бѣзмолвное сопребываніе —. А ежели паче чаянія да неуволютъ, то видно еще рнужно намъ потерется и пооболванится отъ могущихъ нашу химѣру порастресать — и преуготовлять къ познанію своихъ немощей и ничтожества —. ОСебе же вашу любовь увѣдомляю что слава премилосердому Б<о>гу долготерпящему пребѣсчисленнымъ моимъ бѣззаконіямъ возвратился 24го Августа, обратно въ монастырь и О: Архі: встреченъ преласково и любовно, и пребываю въ тойже келліи — А потракту удостоился быть въ Тифине и поклонитися чудотворному образу Пречистыя Богородицы Тифинской, и преподобному Антωнію Дымскому. Но напрощаньи въ Столицы, попрастудилъ зубы и около шеи, почти и доднесь побаливаютъ, но запремногія грѣхи моя, еще мало мне сего наказанія но болшаго долженъ ожидать —. И аще Г<оспо>дь восхощетъ и живи будемъ то вѣсною намѣреваюсь и паки просится въ намѣреваемый путь — А когда премилосердый Г<оспо>дь устроитъ имиже Самъ вѣсть судбами то<???> время неслучилось, хотя изимою располагаюсь съ Его помощію — — .

Васъ же прелюбѣзнейшій О. Ѳеофилатъ прошу имолю — ежели толко восхощешъ послушати мене грѣшнаго человѣка то я тебе хотя и недостоинъ, но скажу почувству своей душе, что тебе потвоему характеру и горячему нраву пренужно понудится въ начинаемомъ твоемъ послушаніи, и ежели съ Божіею помощію понудишъ себе для спасенія твоей душе и ктомужъ станешъ себе укорять, а поступки и сообращеніи властителскіи повѣленіи — нужно намъ приписавать своимъ прежде содѣяннымъ грѣхамъ и текущимъ — то вскорости премилосердый Г<оспо>дь преподасть тебѣ чувство; облехченіе въ совисти, и миръ помысломъ и души твоей — вы неподумайте чтобы ето вамъ прилучилось просто, но мы щитаемъ что замолитвы Батюшкины Господь тебе определилъ сіе тризнище къ назиданію души твоей —. Вы вспомните, когда вопросилъ С: Моυей Муринъ С: Захарію Каріонова сына, и что онъ ему сказалъ снялъ куколь и ногами потопталъ, и сказалъ С: Моυсею Аще, такъ кто несотрется якоже сей куколь неможетъ быти инокъ. И С: Акакій въ Лѣствицѣ упоминаемый, прежде видити<???> смотреніемъ Б<о>жіимъ пришелъ къ жестокому старцу просто, А потомъ когда посовѣту С: Іωанна Саваита, началъ терпеть, и прочее — потомъ получа чувство внутренняго назиданія иутешенія — уже искорбѣлъ что когда недосадится или небіенъ былъ отъ Старца А почиталъ завѣликую тщету —. Да исамъ С: Іωаннъ Саваитанъ осебе повѣдалъ, подъ именемъ Антіоха. Когда пришелъ къ Старцу, и онъ его содѣ<???> и онъ благодатію вразумленъ<???> упрасилъ Старца отпустить его — и когда пришелъ въ Асію предалъ себе въ послушаніе да инощію ходилъ поступенямъ совѣршати правило, и ту послѣ трехъ летъ увиделъ въ видѣніи, о отпущеніи себѣ долга 10ти литръ — А когда уже пришелъ онъ отъ тризненнаго послушанія въ совершенство, и получилъ даръ разсужденія —. И пришли кнему три послушника просились кнему въ сожителство и когда немогли его упросить дабы принялъ, то хотя далъ бы имъ благо и советъ гдѣ кому полѣзно сести; и вы прочтитѣ что онъ сказалъ третьему совѣтовалъ сыскать прежесточайшаго въ человѣчестемъ естестве, и отъ того пить хулнанія и бѣзчестія и укоризны — и прочіе —. И мы тебе прелюбѣзнейшій О: Ѳиофилактъ совѣтуемъ и просимъ, пожалуй сочти себе вместо сего третьяго, и почти запромыслъ всѣмогущаго, и благодари Его повсѣчасно что удостоилъ тебе въ таковое благоуспѣшное сопребываніе —. А что намъ стобою всѣобщій врагъ влагаетъ помыслы въ Соловки — то буть увѣренъ что куды мы стобою непойдемъ. А страсти наши съ нами, не отлучно пребудутъ, и бѣстерпенія, и смиренія, никто изнасъ немѣчтай спастися —. Поелику Спаситель Г<оспо>дь во С<вя>томъ Евангеліи сказалъ, въ терпеніи вашемъ стяжите души ваши, и претерпѣвый доконца той спасенъ будетъ, да скажишъ пожалуй накакой мы будемъ конецъ жить, въ монастырѣ, и скакими чувствами пріуготовляемъ себе къ воспріятію монашескаго образа, и припострыженіи, чего будемъ отъ рясатся и что будемъ обѣщатися, прочитайте въ требнике обѣты монашескіе и увидишъ къ каковому подвигу С: О<т>цами искусъ намъ предположенъ, да и утверждено тамъ и раздроблено въ положенныхъ молитвахъ, что значитъ креста ношеніе — и отврещися себя, А что ты просишся въ Скитъ отъ непознанія своей немощи, и намъ мнится что едвали ты можишъ помѣстить такое бѣзмолвіе, и плоды принести мѣсту — сіеже мы говоримъ не навсю вашу вашу жизнь. но за таперешнее стремлѣніе. Вы вспомните С: Антонія новаго въ Скитскомъ патерике въ литере А: глава 37я прочитай и посмотри какъ его врагъ діаволъ <???>олъ чрезъ помыслы хотелъ отвлещи его отъ тризненнаго венца, да и онъ былъ опытенъ, и жилъ воуединеніи кажется годовъ до 20ти прежде въ ступлѣнія во общество —. Прости Брате О: Ѳеофилактъ что твоя любовь принудила мнѣ сквѣрному за быть свои ничтожествѣнныя мѣры — и продолжить таковыя продлителныя для образа на поминовѣніи —.

А и вамъ О: Ізраила какъ вы сами ополчиваетѣ свои отъ врага всѣваемыя помыслы, и воистинну тако есть позволтѣ вопросить васъ что даноли намъ знать кто прежде умретъ прео: или мы, или кому прежде воспослѣдуетъ перемѣнить ему Епар: или намъ бѣзмолвіе, воистинну скажешъ бѣзовсякаго прекословія что неизвѣсно — А намъ должно всѣгда носить покаяніе осодѣянныхъ нами отъ юности нашей, и дослѣдующаго часа. И утвѣрдително тебе скажемъ что ето помыслы влогаемыя отъ всѣобщаго нашего врага, дабы подвидомъ благословныхъ или нужныхъ винъ смущать твою душу <???> и на премилосердаго Г<оспо>да Б<о>га Создателя и Искупителя нашего, А намъ заповѣдано быть готовымъ на всякъ часъ и минуту зане смѣрть яко тать приходитъ и прелюбѣзнейшій за молитвы нашего всѣобщаго Батюшки О<т>ца Ѳеодωра какъ онъ посвоему благорасположенію всѣгда намъ совѣтовалъ возвѣрзить всю свою печаль и недоумѣніи, на премилосердаго Б<о>га — И Той да вразумить и утвѣрдить и даупремудрить ваши души противу злокозненнаго врага діавола, и даукрѣпить васъ Своею благодатію совѣршати Заповѣди С<вя>тыя и достигнуть въ возрастѣ совѣршенства — и пребываемъ вашы покорные Слуги и недостойные Смолитвѣнники многогрѣшные Іеросхі: Антіохъ и Леонидъ и монахъ Макарій Грузиновъ, униженно заочно кланяемся и просимъ вашыхъ С<вя>тыхъ молитвъ въ подкреплѣніе нашихъ немощныхъ силъ душевныхъ и телѣсныхъ —. А Братъ Харитонъ подвигнулся было сомною умѣсте ехать квамъ А какъ прожилъ срокъ пачпорта въ нашемъ монастырѣ и въ С: Петербурге помоему совету подалъ прозбу въ С: Сυнодъ о выдаче ему пачпорта въ Кіевъ и по отъ езде моемъ члены синода отъ казали ему А приказали ему пачпортъ выдать обратно всоловки — онъ писалъ комнѣ что ево оставляютъ въ Лавре въ помошники свечнику Мелхиседеку — и мы отъ писали чтобы на время для обороту согласился, но еще отвѣту неполучилъ —. А ему закрайнею слабостію нехочится обратно въ Соловки да и нащетъ хі<???>

Отцу Іосифу вашу записачку вручилъ онъ благодарить за ваше приписаніи Аи сестрицѣ Матери Аркадіи, современемъ располагается писать — Атаперь озабоченъ послушаніемъ всѣ еще присвечахъ — А равно прис<луч???>аи и отъ мене изъ явить усерднейшее почтеніе съ поклоненіемъ.

Отъ 24го Сентября 1823го Года Алѣксандро Свирскій монастырь.

 



[1] Киновия — общежительный монастырь.