М. с. о. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и Возлюбленный о Господѣ братъОтецъ Макарій!

Подобно же и всѣмъ окружающимъ о Господѣ Вашимъ единодушнымъ братіямъ! Всеусердно желаю мира, здравія и спасенія.

Пріятнѣйшее о Христѣ Іисусѣ духу моему писаніе Ваше ко мнѣ худѣйшему, получено мною всецѣло во свое время. Содержанію онаго обычно съ помощію Божіею внялъ; старался же и отвѣтствовать на оное первѣе сего, но немогъ успѣть по причинѣ множества занятій мою слабость, къ тому же вразсужденіи нужнѣйшаго предмета и писать было нѣчего. Но нынѣ /же/ Слава премилосердому Господу, получилъ вѣрное изъ вѣстіе отъ Отца нашего С:<троителя> Іеромо:<наха> Моυсея, поелику онъ повыздоровленіи своемъ ездилъ въ Калугу ко Архіе:<рею> и принятъ былъ отъ него отечески ласково и преблагосклонно: и лично подалъ вашу прозбу и рѣкомѣндовалъ о вашемъ повѣденіи. На что охотно согласился принялъ и рѣзолюцыю наложилъ о принятіи, и позамѣчанію должно что уже и посланъ запросъ; и такъ пріобъятіи Божіей Матери образа хранимая прозба по видимому пошла въ дѣйствіе но остается намъ Стобою, умолять и просить руководительницу нашу и всеобщую заступницу присно Дѣву Богородицу, и дабы она всемогущими и всесильными Своими молитвами и ходатайствомъ, умолила сына Своего /Господа/ и Бога нашего Iисуса Христа, о устроеніи нашемъ ко благоназиданію убогихъ душъ нашыхъ. Вы пишите и сознаетѣ свое бѣзплодіе, сіе для менѣ худѣйшаго благопріятно! По елику писано есть да не посрамится всякая тварь предъ Богомъ. Слава премилостивому Богу, нашей обители монастыря и скита хотя и посещены были болѣзнями можетъ всѣхъ до 20ти но милосердіемъ тогожде, всѣ повыздоровѣли, послѣ всѣхъ и О: Строитель былъ боленъ съ два месица, нынѣ здраствуетъ; по полученiи вашего письма я по вашему желанiю, изъ яснялъ имъ какъ О: Строи:<телю> и О: Антонiю, и обои остались благодарными и 1й извинялся что немогъ къ вашей любве отъ писать, и просить дабы вы его за сiе извинили... Благодаренiе Господу и осемъ что Сестрамъ Евдок:<іѣ> и Еленѣ за молитвы вашы, и о: нашихъ, кажится повидимому пооблегчается въ ней дѣйствiе прелѣсти, и Господь силѣнъ и всемогущъ подать ей своею благодатiю помощь и чувство къ отъ сеченiю своей треклятой воли, которую употребляя и всякiя помыслы принимая, ввергнула сама себѣ въ ровъ пропасти; равно и кто начнетъ нудить себѣ, и повинуясь по преданiю С: Отецъ, и отъ секая свои хотѣнiи, даруется ему смиренiе, изъгоняетъ гордыню и со оною прѣлесть! Спаси васъ Господи, что вы подтвердили ей мои недостойныя совѣты, и Азъ окаяннейшiй такождѣ по своему слабому понятiю питаю себѣ надѣждою что ея Господь за бывшее ея младѣнчество и младоумiе; даруетъ освобожденiе! Отъ Отца Ioaннiкiя стехъ поръ мы ничего не получали ни какихъ свѣденiй но однако надѣждою себѣ питаемъ что въ скорости получимъ, или письмо или самаго! къ Екатеринѣ Iларiоновнѣ я отъ писалъ въ кратцѣ, и покрайней мѣрѣ отъ сумненiя освободится; слава Богу что у вашей обители хотя понаружности но мирно и покойно: и О: Игнатiю повидимому несудба чтобы ехать уворонежъ ко угоднику Божiю Митрофану, или не у время прiидѣ, или другое что нами непостигаемое; Господь всѣгда полѣзное для насъ посылаетъ и устроеваетъ; не безъ попущенiя Божiя бывшы во Влад: благочин: и отъ братiи; и что повидимому всѣ клѣится единогласно рѣкомѣндуется; и мiръ извѣсный которыя могутъ понимать и здраво разсуждать. А что какая польза можетъ воспослѣдовать; тогда на опытѣ кто увидитъ. А кто и тогда тоже и также понимать какъ и таперь; Но да будетъ во всѣмъ имя Господне благословенно отъ нынѣ и во вѣка; и якоже Его Святой воли угодно такое и да устроеваетъ, и попущаетъ, и Господь премилостивый да поможетъ тебѣ, и да сохранитъ тебѣ, и покрыетъ тебѣ, отъ всѣхъ сѣтей дiавольскихъ, и да проститъ тебѣ вся согрѣшенiя вольная, и невольная, и азъ многогрѣшный посылаю тебѣ отеческое прощенiе и благословенiе и молитвами почившыхъ достопамятныхъ Отецъ нашихъ Ѳеодора Клѣопы, и Афанасiя миръ Божiй да почiетъ на тебѣ, вашъ недостойный Богомолецъ много:<грѣшный> Iеросхiмо:<нахъ> Левъ со единомудренною братiею мыслѣнно заочно кланяимся... Собратiямъ О: Игнатiю, и О: Макарiю свидѣтельствую мое всѣусердное почтенiе, и премилостивый Господь — да сохранитъ любовь ихъ, и да даруетъ имъ тишину и благодушное пребыванiе. А наиболее чувство къ повиновенiю...

Еще васъ покорнейше прошу О: Макарiй здѣлай милость въ спроси Прасковью Михайловну, она ли прислала, ко мнѣ со имѣнитымъ Старцемъ О: Арсенiемъ худаго почерку осенью, письмо и 60 ко покурсу серебра, и просила, дабы я недостойный, написалъ в`Вятку къ дочери ея письмо отъ нея, и я получившы оное письмо немогъ хорошо разобрать и что писать, и въ какомто селенiи, и я позабылъ кажется неписалъ къ вамъ осемъ. А ежели неписалъ то прошу васъ за себѣ по сей части успросить ея и ежели нужно, отъ пишите; А то можитъ она обѣзпѣчилась что я отъ писалъ: — Далее рукой писца:

Можетъ быть Вамъ по личности въ Петерб.<ургѣ> или по рекомендацiи О. Iоанник.<ія> извѣстный мнимый Вал. Пустынникъ но впрочемъ добрый О. Пафнутiй, 19го сего Марта изъ Казани прибылъ было къ намъ и у насъ располагался отпразновать свѣтлую седмицу и далѣе; но какъ узналъ, что бывшiи еще въ ??? Пуст.<ыни> старинный его товарищь, а нынѣ Архимандр.<итъ> Паисiй въ Коренской Пуст.<ыни> благоденствуетъ, то хотя ему и очень нравилось по духу здѣсь, сообразясь же съ сѣверными обстоятельствами его, за нужное почли ему вскорѣ въ означенную Обитель отправиться. Тамъ его и родина; онъ Курской; а на родинѣ уже 20 лѣтъ какъ былъ, и сiе частію его побудило; какъ бы тамъ и непрiютился, изъ обстоятельствъ видно, что едвали и минётъ сего.

Марта 23. 1833. года.

Скитъ: ожидающiй искренно Васъ.

Далее рукой другого писца:: Присемъ и Азъ непотребнейшiи, купно съ матушкою моею Меланiей Ивановной свидетелствуемъ вамъ предостопочтеннейшiи Батюшко Отецъ Макарiй наше всенижайшее высокопочитанiе соиспрошенiемъ вашихъ благоприятныхъ молитвъ наподкрепленiе нашихъ немощныхъ силъ душевныхъ и телесныхъ и имеемъ честь поздравить васъ Батюшко съ наступающимъ высокоторжественнымъ празникомъ пресветлымъ Христовымъ воскресенiемъ и желаемъ вамъ встретить и препроводить въ душевномъ спокойствiи и сердечномъ радованiи… остаюсь вашъ недостойнной послушникъ многогрѣшный м: Макарiй и любезнымъ вашимъ единомысленнымъ братiеямъ земно кланяемся.

Далее рукой монаха Павла: При семъ и азъ окаяннѣйшiй чернецъ Паυелъ изъ душевнаго моего удовольствiя свидѣтельствую Вамъ Пречестнѣйшiй Батюшка Отець Макарiй! мое Вамъ глубочайшее почитанiе. Чувствительнѣйше благодарю Васъ Батюшка за памятованiе Ваше меня ничтожнѣйшаго, и благоназидательнѣйшiя прiятныя душѣ моей Ваши приписыванiя, въ писмахъ къ Батюшкѣ нашему О. Льву; каковыми–то и впредь усерднѣйше прошу Васъ меня грѣшника неоставлять. Господь /же/ Васъ да вознаградитъ за любовь Вашу! Испросивъ же Вашихъ св. молитвъ о мнѣ нерадивомъ: желаю Вамъ исполненiя того, что Матерь Божiя доселѣ хранила На полях слева вписано: за пречистымъ образомъ ея. А вконечномъ всеуниженнѣйше мысленно кланяюсь Вамъ. — Любез.<нымъ> Вашимъ и нашимъ бьратіямъ — присноблагомудреннымъ, позвольте изъявить мое почитаніе…!

 

 

Христосъ Воскресе!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и Любезнѣйшiй о Господѣ Собратъ,

Отецъ Макарiй!

Равно же и со стяжающимися о Господѣ единодушными Вашими братiями! Усердно желаю мира, здравiя, благоспѣянiя и спасенiя. Достигнувъ по благости Господней всемiрадостнѣйшаго праздниковъ Праздника — свѣтлаго Христова воскресенiя, изъ залога духа искренности, усердно же желаю Вамъ, есть ли благополучно встрѣтили сей спасительный день, то и всю св. пятидесятницу совершить Богу прiятными чертами вообще жизни. — Искреннѣйшее Ваше ко мнѣ писанiе, сопровожденное Вами съ почт.<ою> отъ 22. Марта, получено мною — всецѣло. Слава Богу! что Вы неотступаете отъ спасительнаго[1] любомудрiя и нынѣ, — находитѣ себя неблагоуспѣвшимъ: даждь намъ Господи сiе и всегда зрѣти очами сердца, дабы избѣгнуть всепагубнаго предъсужденiя, преслѣдующаго всякую добродѣтель, и, чрезъ едино высокомудрiе, лишающе мзды и самый залогъ упованiя, оный превозмѣряюще. Nе неизвѣстно Вамъ сколь тщетны подвиги высокомудраго; сколь преславно сооружаетъ бѣдный храмъ души — смиренная мудрость. — Чтожъ касается до благаго предпрiятiя Вашего переселится въ нашу здѣшнюю обитель: отъ 22го же истекшаго Марта писалъ я къ Вашей любвѣ чрезъ почту; на имя Ваше; кажется обстоятельно. Есть ли получили, то уже и изволите знать. Какъ по началу дѣла, то великая милость Божiя, поелику согласно съ желанiемъ о Господѣ сердца Вашего. Архипаст.<ырь> здѣшнiй благосклонно наложилъ резолюцiю о принятiи Васъ; полагаемъ, что уже и посланъ запросъ: можете ли ли быть уволены? Есть ли будетъ воля Божія, яко всесвятая совершенная: слѣдственно нетщетно будетъ наше ожиданіе. — Къ немалому удивленію вотъ 2. Мѣсяца, О. Iоанн.<икій> ничего непишетъ къ намъ, почему мы и незнаемъ нынѣ о существѣ его обстоятельствъ, о самомъ. Ожидаемъ какого–либо извѣстія отъ него, или о немъ; ожидаемъ либо и самаго видѣть. — Ne оставте сообщить намъ о письмѣ моемъ къ Вамъ, о запросѣ. —

Далее рукой Леонида<?>: Слава великодаровитому Господу что нашы Сѣвскія Старицы при покровительствѣ всемилостиваго Господа Бога помалѣнку поживаютъ, и находящія скорби и непріятности, хотя и нехотя но претерпѣваютъ, и во благодушіе предъ успѣваютъ. Но я кажится на Страстной къ нимъ отъ писалъ, и хотя слабой совѣтъ преподалъ; надѣюсь что по ихъ вѣрѣ успокоютъ свои чувствы, и со благонадѣжіемъ будетъ продолжать строеніе вмѣстѣ со Анною Ивано:<вною>. Но только когда будетъ ей присылка от`брата. А когда не воспослѣдуетъ присылка; то я совѣтовалъ Матери Анфіи, дабы она съ позволенія начальницъ: обои половины выстроила съ таковымъ положеніемъ, Анны Ивановны половину, строить срокъ положить въ годъ дабы она употребленную сумму уплотила. А когда несможетъ, тогда паче чаянія; тогда ей оставатся въ числѣ жилицъ. А когда нужда востребуется Матери Анфiи, то дабы ей, тогда позволено было продать ту половину каковой изъ благомыслящихъ и темъ пополнить свои нужды; Но въ дополненiе ежели вы по опытамъ тамо знаетѣ что лучше сего; то я прошу вашу любовь, вы извольтѣ имъ что лучшее совѣтовать. А мнѣ чтото чувствуется, едвали Анна Ивано:<вна> по ея положенiю жизни дѣлъ чтобы долго прожила; она всю свою внутренность перервала и нѣрвы, яростною частiю! А посему благоразумными и года тайствуютъ что жизнь ея кратковремѣнною… Но въ прочемъ Единъ Богъ вѣсть; однако силѣнъ Господь и всемогущъ, и объ ней бѣднинькой кому внушить попещися яко о своемъ созданiи… да еще и то вспомнимъ, по какому случаю они съ Матерью Анфiею соединены, вашей любве кажется довольно извѣстно, что не по какимъ самочиннымъ избранiемъ, но достопамятная Мать Варвара по своей благорасположенности и любви, при концѣ жизни своей, имъ пополовинѣ благословила; въ чемъ для утвержденiя, и вы способствовали когдаже почти по смотренiю Божiему, и отъ любви Старицы, начало воспослѣдовало имъ къ соединенiю, близъ друга-то силѣнъ Господь и далѣе имъ спомоществовать пребыть въ постоянномъ согласіи. А ежели Его всѣсвятая воля, и разлучитися имъ, то дальней крамолы не попуститъ Богъ! А что сiи, Ма: Маргарида Ивано:<вна>, и Анна Иван:<овна> попущены; Матери Анфiи, проказывать Азбучку поучатися не падательному пути Смиренiя, и познаванiе своихъ немощей и дабы нетѣряла того что преподаетъ прочiимъ; и когда она Анфiя при содѣйствiи Божiей помощи, за молитвы Отецъ нашыхъ и вашы будетъ продолжать три побѣдоносныя, орудiя, 1е терпенiе, 2е Самоукоренiе, 3е Смиренiе. Тогда всѣ преодолѣетъ, и побѣдитъ симъ благимъ всѣ злое! Господь-же премилостивый да поможетъ тебѣ, и да сохранитъ тебѣ, и да покрыетъ тебѣ отъ всѣхъ Сѣтей вражiихъ, и да проститъ тебѣ вся согрѣшенiя вольная, и невольная, и молитвами досточудныхъ Отецъ нашыхъ благоугодившыхъ Господу, и путь благопотребный показавшыхъ намъ топтанный ихъ многотрудными стопами миръ Божiй да почiетъ на васъ, вашъ недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iероcхiмо:<нахъ> Левъ, и со приверженною Братiею униженно кланяимся…

Превозлюбленнымъ о Господѣ собратiямъ, отцу Игнатiю, и Отцу Макарiю, изъ явитѣ отъ насъ ничтожныхъ, почитанiе и съ поклоненiемъ, и о дабы премилостивый Господь утѣшылъ васъ и ихъ Своимъ милосердiемъ и каковымъ Ему угодно рѣшенiемъ.

 

 

Ваше Преподобiе,

Пречестнѣйшiй и Боголюбивѣйшiй Батюшка, Отецъ Макарiй!

Имѣя счастiе при семъ изъявить глубочайшее мое почитанiе: приношу Вамъ со онымъ чувствительнѣйшую мою благодарность, что изволите незабывать меня непотребного. Желаю Вамъ Батюшка отъ Господа всѣхъ благъ, въ числѣ коихъ и долгоденствiя дражайшаго для насъ, и прошу Вашихъ святыхъ молитвъ обо мнѣ истинно окаянномъ, но не познающемъ сего крайняго горестнаго устроенiя: — Съ нелицепрiемнымъ благорасположенiемъ пребывая Вашимъ покорнѣйшимъ слугою, многогрѣшной и всеничтожный черноризецъ Паυелъ...! Всеунеженнѣйше мысленно себя повергаю предъ Вамъ, цѣлуя Ваше ручку, отъ коей чая Божiяго благословенiя, къ тому же и вопiя: Христосъ воскресе! Благословите!

Объемля духомъ искренности Вашихъ Любезнѣйшихъ Собратiй вкупѣ же и нашихъ о Господѣ: почтеннѣйшаго О. Игнатiя и О. Макарiя, восклицая равно: Христосъ воскресе! Христосъ воскресе! желаю имъ мира, здравiя, спасенiя; всеуниженно кланяюсь и прошу ихъ св. молитвъ, что прошу Васъ Батюшка: небудетъ ли воли Вашей объявить имъ?

Na сихъ дняхъ довольно получили писемъ мы; многiе съ сѣверныхъ предѣловъ; отъ О. Iоанникiя нѣтъ, да нѣтъ!

1833.4\9. Скитъ.

 

Христосъ воскресе!

Ваше Преподобіе.

Достопочтеннѣйшій и Любезнѣйшій о Господѣ Собратъ,
Отецъ Макарій!

Какъ я худѣйшій, такъ и окружающіи меня о Господѣ благорасположеніемъ братія мои, Вамъ, а равно и Васъ окружающимъ при чувственности духомъ искренности нелицепріемной, возлюбленнѣйшимъ о Христѣ братіямъ О. Игнатію и О. Макарію: Усердно желаемъ мира, здравія, благополучія и спасенія!

Два почтеннѣйшія Ваши ко мнѣ писанія, едино краткое и другое пространѣе, вкупѣ же единымъ духомъ любви начертанныя, я худѣйшій всецѣло получилъ. Благодаримъ Васъ за продолженіе незыблемаго усердія о Господѣ къ нашей худости: Господь же да возравномѣритъ Вамъ. — Что касается до извѣстнаго Вамъ предмета, то и мы еще никакого свѣденія неимѣемъ; не привезетъ ли что–либо О. Макарій. Аѳонс.<кій> изъ Орла Вамъ, а можетъ быть и мы узнаемъ: буди воля Господня! — Отъ О. І.<оанникія> нынѣ имѣемъ письма: слава Богу! онъ здоровъ; претерпѣваетъ навѣты со стороны Арх. Бѣлевцова, однако предполагалъ просится со Іеромон.<ахомъ> Отцемъ Исакіемъ въ наши предѣлы: да будетъ и о семъ воля Господня! Отецъ Іо:<анникій> также пишетъ, что О. Пафн<утія> дѣло худо, почему есть ли Богъ непоможетъ, то Архим. Паис.<ій?> мало что успѣетъ. Извѣстнаго Вамъ Лаврскаго Экон.<ома> О. Амвр.<осія> отъ занимаемой имъ должности всемилостивѣйше уволили, и также отъ Архим. Бѣлева гонимъ нынѣ. — Серафима съ золотымъ крестомъ, Аөонскаго видно кой какъ Сυнодъ приняли; опредѣлили въ Сергіеву пустынь въ число братства — близъ С. п. Хотя онъ ѣдучи въ Столицу много лишняго предпринималъ, и о себѣ заключалъ, но вѣрно мнѣніе не помогаетъ, а единъ точію Господь Богъ помощникъ — смиренномудрымъ, яко да не хвалится мудрый мудростію своею; богатый, богатствомъ; сильный, силою и проч. — Спаси Васъ Господи за труды, что потрудились Петр.<?> скапировать на родину ея письмо; точно объ этомъ–то я Васъ и вопрошалъ: да будетъ и со всѣми ими по мѣрѣ упованія милость Божія. — Душевно сожалительна Сестр.<а> Елена, что вѣритъ вражіимъ навѣтамъ: драгоцѣнное для ней сокровище по Бозѣ откровеніе, но что дѣлать, что она худо внимаетъ о томъ! Хотя изъ любви о Господѣ и должно имѣть о ней особенное назиданіе, однако же болѣе и болѣе ругать ее Господу во исцѣленіе совершенное. Nе малая и это кознь діаволя, что она стремится подъ видомъ назиданія къ знаменитой старицѣ N<азарет>ѣ! Хотя и не к`ней слова Спасителя міра относятся: но, отъ Nазарета можетъ ли что добро быти? Да даруетъ ей (Еленѣ) Господь содержать спасительное откровеніе къ кому слѣдуетъ о Господѣ, и не имѣть вѣры /ко/ мнѣнію собственному. — Къ М. А. я на сей почтѣ отписалъ елико мощно; — слава премилосердому Господу, что искушеніе возникшее въ <?>ρηνη не простерлось въ даль къ соблазну, но о<т>кровеніемъ пресѣклось. —

По обители у насъ благостію Божіею худаго непредвидится; а впредь остается уповать на Господа, яко же Ему изволится, тако и да будетъ желающе. Конечное поручая Васъ равно какъ и себя Господу: съ ис<к>реннимъ моимъ къ Вамъ о Господѣ благорасположеніемъ и остаюсь: Вашъ недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Леонидъ, и со приверженною Братіею униженно кланяимся, и О: Игнатію, и Макарію. Пожалуста за меня возврати Прасковьи Петровной 60 ко. гривѣнникъ и пятакъ серебромъ.

Присемъ и Азъ непотребнейшій свидетелствую вамъ предостопочтеннейшій Батюшко Отецъ Макарій мое усерднейшее высокопочитаніе и заочное поклоненіе, также и матушка моя Меланія Ивановна хотя при <???> изнеможеніи, свидетельствуетъ свое почтеніе и проситъ вашихъ Святыхъ молитвъ на подкрепленіе нашихъ немощныхъ силъ душевныхъ и телесныхъ. Вашъ непотребный послушникъ многогрѣшный М: Макарій.

Присемъ имѣя благословеніе отъ Батюш.<ки> О. Х. почему и почитая себя сщастливымъ: свидѣтельствую Вамъ Пречестнѣйшій Батюшка Отецъ Макарій! мое глубочайшее почитаніе. Чувствительнѣйше благодарю Васъ за памятованіе обо мнѣ всеничтожномъ. Желая же Вамъ отъ <???> славы мирныхъ, и премірныхъ благъ; мысленно себя предъ Вами всечувственно повергая; прошу Вашего благословенія и св. молитвъ: съ искреннимъ моимъ благоговѣніемъ и расположеніемъ души и сердца, честь имѣю пребыть покорнѣйшимъ Вашимъ слугою: многогрѣшный всенепотребнѣйшій чернецъ П<авел>ъ. Достопочтеннѣйшимъ Отцамъ: О. Игнатію и О. Макарію также позволте изъявить мое почитаніе: Желаю имъ небесныхъ и земныхъ благъ, и прошу ихъ св. молитвъ о безпрерывномъ грѣшникѣ П<авл>ѣ!

26.04.1833.

 

 

М. с. о. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Ваше Преподобiе,

Достопочтеннѣйшiй и Любезнѣйший о Господѣ Собратъ!

Отецъ Макарiй!

Равно же и возлюбленнымъ о Христѣ Отцемъ: О. Игнатiю и О. Макарiю!

Всеусердно желаемъ мира, здравiя и спасенiя. Изъ залога искренности отъ 25. Апрѣл.<я> писали Вашей любвѣ чрезъ посредство М. Анф.<іи>, чрезъ которую и нынѣ извѣщаемъ Вашу любовь: — Въ означенномъ письмѣ относительно дѣла Вашего ничего не было извѣстно; нынѣже хотя тоже незнаемъ какъ Господь благоустроетъ, однако какъ Батюш.<ка> О. Стр.<оитель> былъ недавно въ Кал.<угѣ> и узнавъ, что дѣло Ваше не имѣетъ никакого отзыву на согласiе о помѣщенiи Васъ въ здѣшнюю об<итель>, то и совѣтовалъ намъ, дабы мы извѣстили Васъ о томъ, а Вы бы сами лично просили Архим.<андрита> въ силу цѣли Вашего перемѣщенiя о увольненiи. И такъ, аще Господь восхощетъ, то Вы получа сiе письмо, есть ли неимѣете препятствiй благословныхъ, то неуклонно потщитесь поѣхать въ Ор.<елъ> и съ помощiю Божiею начинать лично просится. Въ этомъ случаѣ, есть ли рѣшительно Вамъ откажутъ, то впредь нетеряя надежды: можно попросится въ Вор.<онежъ>, а между тѣмъ хотя часно посѣтить и насъ убогихъ душею. Батюш.<ка> О. Стр.<оитель> сказалъ еще: что надобно бы и вскорѣ по запросѣ явится Вамъ къ Преос.<вященному> въ Ор.<елъ>, но вѣрно несколько мы ошиблись. Nе безъ воли Божiей и сей случай, слѣдственно же и да будетъ Его всесвятая воля!

О. Iоанник<ій> пишетъ, что подавалъ прошенiе и ему отказали; велѣно позволить ему просится въ какой-либо изъ Nовогородскихъ монаст.<ырей> а Вах. узнавъ о томъ весьма приглашали къ себѣ. Мы ему совѣтовали потерпѣть въ лаврѣ, и какъ Господь благосотворитъ предъ нами недостойными о семъ: — /ибо/ гдѣ очень зовутъ, тамъ проку мало бываетъ, что и изъ опытовъ довольно извѣстно; а гдѣ умѣренность, тамъ и впослѣдствiи оказывается благопрiятнѣе. Бывшiй Валентинъ А нынѣ Iеромонахъ Арсенiй Симонова монастыря проездомъ для богомолiя въ Воронежъ ко угоднику Божiю, прео: Митрофану новому чудотворцу, Но объяснилъ свое намеренiе что твердо располагается, отъ толь возвратясь, остатся на жительство, въ нашей святой обители, А наиболея въ Скиту, такъ его духъ приложился что говоритъ, кажется бы и невышелъ изъ него; но и ко мнѣ ничтожному оказываетъ свою довѣренность выше всякаго чаянiя; но однако Аще Господу будетъ угодно, то и всемогущъ, и его утвердить и укрепить, на камени заповѣдей своихъ, и привести къ совершенному Спасенiю. Богъ же мира и любви да устроитъ и оная полѣзное ко спасенiю убогихъ душъ нашихъ, и мы ничтожнiи да возложимъ на Господа, всю нашу судбу и печаль, и той всячески всѣ устроитъ по Его всѣсвятой воли, и да поможетъ тебѣ, и да сохранитъ, и покрыетъ тебѣ отъ всѣхъ сѣтей, и навѣтовъ дiавольскихъ, и да проститъ тебѣ вся согрѣшенiя твоя вольная, и невольная, и Азъ многогрѣшный, посылаю тебѣ отеческое прощенiе и благословенiе, и молитвами досточудныхъ Отецъ, блаженныя кончины улучившыхъ, миръ Божiй да почiетъ на тебѣ, вашъ недостойный Богомолецъ, Iеросхiмо:<нахъ> Левъ, и со приверженною братiею униженно кланяимся.

Присемъ благоприятномъ случае и Азъ непотребнейшiй свидетелствую вашему преподобiю почтеннейшему Батюшке Отцу Макарiю мое высокопочитанiе и достодолжное поклоненiе прося вашего благословенiя и святыхъ молитвъ наподкреленiе моихъ немощей душевныхъ и телесныхъ вашъ недостойнный послушникъ многогрѣшный м: Макарiй.

17.5.1833.

 

Присемъ имѣя благословенiе на сiе, съ неописаннымъ душевнымъ удовольствiемъ: свидѣтельствую Вамъ пречестнѣйшiй Батюшка О. Макарiй! Вамъ мое почитанiе душевное /и всеуниженнѣйше кланяюсь мысленно и/ желаю Вамъ по милости Божiей къ намъ переселится и прошу Вашихъ святыхъ молитвъ обо мнѣ многогрѣшномъ. Я Батюшка весьма недугую мнѣнiемъ, и нерѣдко симъ оскорбляю Батюшку О. Л<еонида>...! Помолитесь дражайшiй Батюшка! да избавитъ меня Господь отъ сего, и даруетъ смиренiе — коего неимѣю. Пребыть честь имѣю Вамъ душевно покорный недостойнѣйшій Iер.<омонахъ?> П.<авелъ>! Почтенно-любезнѣйшимъ О. Игнатію и О. Макарію также свидѣтельствую мое почтеніе.

 

 

М. с. о. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Ваше преподобiе,

Достопочтеннѣйшiй и Возлюбленнѣйшiй о Господѣ собратъ! Отецъ Макарiй!

Всеусердно желаю Вамъ здравствовати о Господѣ чувственно, душевно, духовно и спастися: равно же и окружающимъ любовь Вашу о Христѣ единоблагомудреннымъ.

Присемъ извѣщаю любовь Вашу, что Архипаст.<ырь> нашъ, обѣщавшійся посѣтить насъ худѣйшихъ, отложилъ его предпрiятiе таковое. Онъ обѣщалъ уже къ намъ быть по Апостольски, то есть: «аще Господь восхощетъ, живи будемъ, то сотворимъ сiе, или онь». Извѣстясь мы о таковомъ его справедливомъ предположенiи; почитая время настоящее благопрiятнымъ съ помощiю Божiею совершить непосредственный Вамъ извѣстный вояжъ въ столицу Москву и Тверь, я вынужденнымъ остался — просить о паспортѣ не лично.

Na означенное сiе намѣренiе, согласiе Nастоятельское, скорая къ тому оказiя, и благоволенiе Архипаст<ыря> послужили весьма; паспортъ мнѣ привезли изъ Калуги, почему завтра и отправляемся на сѣверъ. Естьли Богу будетъ угодно благополучно возвратится къ Успенскому посту въ обитель, то сопроводя оный, также намѣрены въ Воронежъ. Na сiе второе предпрiятiе есть воля также и согласiе О. С.<троителя>; паспортъ, и на сей предметъ срокомъ потерпитъ. Успенскiй постъ, разсуждаетъ О. С.<троитель> побыть въ обители нужнымъ: потомъ и въ Воронежъ. — Впрочемъ, у насъ нынѣ по милости Божiей кажется благополучно. — О. Арсенiй витаетъ поколь въ скитѣ; онъ старается преодолѣвать скуку, которая какъ примѣтно, вооружается на него; — не неизвѣстно, что доброе дѣло трудами о Господѣ созидается, хотя и не безъ помощи премилосердаго Господа. — О. Iоаник.<ій> недавно писалъ къ намъ; его положенiе почти въ одной чертѣ онаго состоитъ нынѣ. N<амгстни?>къ П...й, старается утѣснять, а соборныя защищаютъ добродѣтель его, паче же Богъ; нѣтъ однако рѣшительнаго въ разсужденiи желанiя его къ намъ присоединится. Отца Пафнутiя слава Богу уволняетъ Митрополитъ, есть ли только будетъ о немъ прошенiе изъ Курс.<кой> Епархiи. — При письмѣ О. Iоанник.<ія> пишетъ О. Nектарiй, Вамъ извѣстный, бывшiй Nиканоръ; его постригли 8. Маія.

И сократя пребыть имѣю съ моимъ высокопочитанiемъ и обычною преданностiю вашъ недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеросхiмо:<нахъ> Левъ, и со приверженною Братiею, которыя соучаствуя со мною, и униженно вамъ заочно поклоненiи и препровождаютъ...

Присемъ и я непотребнейшiй свидетелствую вамъ достопочтеннейший Батюшко Отецъ Макарiй, и всемъ вашимъ единомысленнымъ собратiямъ. Мое высокопочитанiе и достодолжное поклоненiе и прашу вашихъ Святыхъ молитвъ на подкрепленiе моихъ немощей душевныхъ и тѣлесныхъ и остаюсь вашъ недостойный послушникъ и многогрѣшный монахъ Макарiй. —

1833. Года. Iюля 2. Скитъ.

Почитая въ числѣ предметовъ счастiя сей случай, и благословенiе на сiе: съ искреннимъ моимъ удовольствiемъ, честь имѣю свидѣтельствовать Вамъ Пречестнѣйшiй Батюш.<ка> Отецъ Макарiй мое глубочайшее почитанiе. Желаю Вамъ отъ Господа всѣхъ благъ; всечувственно прошу Вашихъ богопрiятныхъ и св. молитвъ — въ подкрѣпленiе моихъ немощнѣйшихъ силъ душевныхъ и тѣлесныхъ: желающiй пребыть покорнымъ Вамъ, многогрѣш.<ный> чернецъ Павелъ... — Болѣзнь — бiенiе сердца, волею Божiею во мнѣ продолжается; хотя уже она и тихо дѣйствуетъ, однако не утолилась еще совершенно: помолитесь Батюш.<ка> любезнѣйшiй и о семъ Господа ради: да будетъ воля Господня! — Можетъ быть еще моей гордости это на пользу; произволенiе, каковое должно имѣть, во мнѣ очень слабо ко спасенiю, а слѣдственно и бразди потребна — есть ли мнѣ спастся.

Любезнѣйшимъ о Господѣ О. Игнатію, О. Макарію и Николаю Петровичу, позвольте изъявить мое искренее съ пожеланіемъ отъ Господа всѣхъ благъ почитаніе. Униженнѣйше мысленно имъ кланяюсь, и прошу св. молитвъ обо мнѣ грѣшникѣ.

 

 

М. с. о. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Ваше Преподобiе,

Достопочтеннѣйшiй и Возлюбленнѣйшiй о Господѣ Собратъ,

Отецъ Макарiй!

А равно и окружающимъ любовь Вашу о Христѣ единодушнымъ! Усерднѣйше желаю здравствовати чувственно, душевно, духовно, о Господѣ радоватися и спастися.

Почтеннѣйшiя письма Ваши ко мнѣ худѣйшему числомъ два — начертанныя изъ единой любви, получены: первое въ Твери чрезъ посредство Достопочт.<енной> Гжи Игумен.<іи> Досифеи, а второе отъ собрата Спиридона Аксенiевича. Благодаримъ Васъ за любовь; Господь, яко любве Источникъ, да возравномѣритъ Вамъ оную.

Что слухъ дошелъ до Васъ якобы изъ скита мо<ло>дыхъ братiй всѣхъ въ настоящую обитель, то подобный слухъ уже давно носился и носится, однако по милости Божiей мы никакъ сему быть не надѣемся изъ однихъ слуховъ, а развѣ Богу будетъ угодно попустить сiе. — Съ прискорбiемъ извѣщаемъ Васъ, что Батюш.<ка>О. Антонiй очень болѣнъ; онъ страдаетъ уже второй мѣсяцъ прежестокою рвотою — необыкновенною; получилъ онъ отъ Васъ два письма, и не на одно по причинѣ болѣзни не могъ отвѣчать; онъ свидѣтельствуетъ Вамъ его почитанiе.

Теперь у насъ о Господѣ витаетъ Василiй Nиколаевичъ — и другiе еще съ нимъ изъ Болхова же; они пробыть намѣрены и празд.<никъ> Успенiе Пресв. Богородицы — Царицы небесной.

Истинно и всеистинно изреченiе св. духа, что «ненадѣйтеся на Князя и проч. какъ Вы изволили писать въ [???] разсужденiи штата въ Вашей обители будущаго, посему-то аще Господь восхощетъ, то и паче Князей будетъ какъ довлѣетъ: да будетъ же воля Господня!

Относительно себя, извѣщаю Васъ, что естьли Богу угодно будетъ, то намѣрены 17го или 18. Авгу.<ста> выѣхать въ Воронежъ; но какъ Господь устроетъ, тожъ рѣшительнаго сказать не могу.

Желая, чтобы покровительство Отца небеснаго почивало на Васъ присно во спасенiе, о прочемъ поручивъ Васъ Господу: съ искреннимъ моимъ благожеланiемъ и остаюсь. Вашъ недостойнейшiй Богомолецъ многогрѣшный Iеросхiмо:<нахъ> Леон:<идъ> и соприверженною братiею, униженно кланяимся!

16.VIII.1833. Скитъ.

Присемъ и я недостойнейшiй свидетелствую вамъ предостопочтеннейшiй Батюшко Отецъ Макарiй и совсеми вашими единомысленными собратiями мое всенижайшее почтенiе и достодолжное поклоненiе и прошу вашихъ Святыхъ молитвъ наподкрепленiе моихъ немощныхъ силъ многогрѣшный монахъ Макарiй.

При семъ и я ничтожнѣйшiй свидѣтельствую Вамъ прелюбезнѣйшiй Батюшка О. Макарiй мое глубочайшее почитанiе. Желаю Вамъ всѣхъ благъ отъ Господа, мысленно всеуниженнѣйше кланяюсь Вамъ и прошу Вашихъ св. молитвъ. — Достопочтеннѣйшимъ трудолюбцамъ–боголюбивымъ: О. Игнатiю, О. Макарiю /и/ Nиколаю Петровичу позволте изъявить мое почитанiе съ пожеланiемъ отъ Господа Бога милости и спасенiя, и прошу ихъ св. молитвъ.

 

 

М: С: О: Н: Господи Iисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Прелюбѣзнейшій о Господѣ со Братъ Отецъ Макарій радоватися и здраствовати вамъ всеусердно желаю.

Съ Тимоөеемъ писаньицѣ ваше мы не потребніи получили, и порадовались о вашемъ благополучномъ прибытіи въ Орѣлъ, и часномъ благоуспѣшномъ по дѣлу совѣта о взятіи нужныхъ мѣръ, противу ухіщряемаго коварства. Что дѣлать что таковое непріятное дѣло попущено учавствовать завлечены содѣйствовать и нехотя; но въ прочемъ видитъ всѣ наши дѣла и намѣреніи... Братъ Спиридонъ отправляется къ вамъ; мы слава всемилостиваму Господу поколь долготерпящему премногимъ грѣхомъ моимъ находимся во обыкновенномъ положеніи... Господь же мира и любви да даруетъ тебѣ исполнить назначеніе неблазненно и безъ предкновенно, и во благопріятномъ устроеніи возвратитися въ тихое пристанище во С: обитель, вашъ недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеросхі<монахъ> Левъ.

Достопочтеннѣйшему и прелюбѣзнейшему нашему благопріятелю и по духу сыну Ивану Михайловичу и со всѣмъ его пріятнымъ сѣмействомъ свидѣтельствуемъ наше хотя и недостойное но усердное почтеніе съ пожеланіемъ Ему и всѣмъ здравія и душевнаго предъ успѣянія, и благодаримъ его за памятованіе и за послушаніе что по совѣту неоставилъ требующимъ помощи... Господь же премилостивый за его таковое благотвореніе и общеніе коими по Апостольскому завѣщанію благоу<го>ждается Богъ! да вознаградитъ своимъ милосердіемъ щедро и изобилно!

многогрѣшный Iеросхімо:<нахъ> Левъ.

Доре<ми>донту Васильевичу изъявитѣ ему мое всеусердное почтеніе, письмо я его получилъ, отъ козельскаго приказнаго но отъ писывать неуспѣваю за слабостію и занятіями, равно и Өеодору Яковлевичу и его супругѣ Екатеринѣ Сергеивнѣ и Варинкѣ и прочимъ кому случай попуститъ...

 

Его преподобію Достопочтеннейшему Iеромонаху Макарію въ домѣ Немытова.

 

 

М. с. о. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Ваше Преподобіе,

Достопочтеннѣйшій и Благолюбивѣйшій о Господѣ Собратъ, Отецъ Макарій! И совсѣми Вашими единодушными!

Усердно желаю здравствовати душевнѣ и тѣлеснѣ, и о Господѣ радоватися.

Въ духѣ искренняго мира и полноты сердца изображенное, пріятное же для меня, Ваше писаніе, /и прочіи два отъ Iларія и прочее…/ я худѣйшій получилъ съ почты всецѣло. Благодарю Васъ за превосходно–взаимную искренность, любовь и увѣдомленіе; и желаю всегда Вамъ предспѣвать въ столь благочестивыхъ чувст<в>ахъ сердца; хотя ничтожнѣйшій я сего и незаслуживаю, но несомнѣваюсь, что Богъ мира любомудріе Ваше сіе возравномѣритъ.

Чтожъ касается до предмета сожительства, то я Вамъ описывалъ точно чувство; прочіе невѣмъ аще тако Господеви изволися. Желаніе наше исполненіемъ Вашего предложенія восхищенно незыблемо, сверхъ коего да будетъ воля Божія. Дѣло же какъ требующее личности О. Стр.<оителя> съ Преосв.<ященнымъ>, молчитъ. Причина сему та, что О. С.<троитель> съ 7 Генв.<аря> до днесь находится въ болѣзни, которая пресѣкаетъ ходъ многихъ и благихъ предпріятій. Такъ онъ болѣнъ, что когда нужно было необходимо ѣхать въ Калуг.<у> для здачи вѣдомостей и прочихъ щетовъ, то посылали вмѣсто себя Iеромонаха Iосафа. Однакожъ аще Господь восхощетъ въ свое время приложить тщаніе неотчаяваемся Господу поспѣшествующу. А Бумага ваша лежитъ во извѣсномъ вашей любве въ покровительствѣ Б: М:  которая да содѣйствуетъ онасъ якоже Господу Iисусу угодно и надѣимся что, всячески устроитъ! ко благоназиданію убогихъ душъ нашихъ! только да с`терпѣніемъ тецѣмъ на предлежащій намъ подвигъ! вчерашній день, получилъ я непотребный конвертъ со вложеніемъ 20 р. Асиг:<націями> и письмы изъ коихъ которыя пренадлѣжать до вашей любви присемъ, со благонамеренными сими посылаю, прошу пополученіи оныхъ кому принадлежить удоблетворить, и утѣшить жаждущихъ.

Еще я вашу любовь увѣдомляю, что въ нечаянности повстречавшейся потребе былъ я уговоренъ, на 10ти дневную отлучку въ Корачевѣ пробылъ 4рѣ сутокъ, и во Орлѣ 2е сутокъ, Слава премилосердому Господу, по Его неизслѣдимому промыслу и помощи со мнимымъ успѣхомъ окончилъ важное послушаніе и благополучно возвратился во обитель: Борисовскую М: Iлларію со М: Өомаидою, застигъ я ихъ въ Болховѣ; и найдено въ ней немощъ согласно съ вашымъ означеніемъ, и побѣседовавшы съ ними сколько время позволило, посоветовалъ имъ чрезъ Орѣлъ, во Святую обитель, и преподано имъ по мѣрѣ вѣры ихъ, и Господь силенъ ихъ уврачевать, мой же недостойной совѣтъ состоитъ вотъ въ чемъ, 1е чтобы она (Елена) дабы отъ части и своей сестрѣ Евдокеи пересказывала отъ преставляемыхъ ей мечтательныхъ дѣйствъ и представленій, 2е чтобы, каждый день, отъ ходя къ постелямъ, непремѣнно прочитовала Евдокея, молитву да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его, до конца: и дабы животворящимъ крестомъ, оградить, одры, окны, и двери и въ надѣжде милосердія Божія, что имъ Господь премилостивый всячески поможетъ, и защититъ, отъ стужающихъ ей противоратующихъ враговъ истинны! и отъ многаго малое напомянувшы известя вашу любовь, и поручая себя и васъ покровительству всемогущаго Господа, и той да управить нашъ путь по Его Святой воли, и да поможетъ вамъ и да сохранитъ, и покрыетъ васъ отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ и да проститъ вамъ вся согрѣшенія ваша, и Азъ многогрѣшный посылаю мое отеческое прощеніе, и молитвами достопамятныхъ Отецъ нашихъ, миръ Божій, да почіетъ на васъ, вашъ недостойный Богомолецъ, Іеросхімонахъ Левъ, и соприверженною братіею, униженно кланяимся купно и съ вашеми духовными детьми, Игнатіемъ и Макаріемъ и прочіими. и просимъ с: молитвъ…

При семъ и я худѣйшій и окаяннѣйшій чернецъ Паυелъ, имѣя счастіе: свидѣтельствую Вамъ Пречестнѣйшій Батюшка мое глубочайшее почитаніе; отъ залога же искренности, желаю Вамъ благаго долгоденствія и спасенія. Чувствительнѣйше благодарю Васъ Батюшка за любовь Вашу, чего хотя существенно незаслуживаю, но Божественнымъ примѣромъ оной назидатися желаю; полагая, что для грѣшниковъ благія словеса нужднѣе, нежели для погрузившихся въ словѣ Божіемъ правыхъ сердцемъ: впрочемъ простите, невѣмъ аще истину пишу, взявъ сіе мнѣніе изъ того, что и Господь нашъ Іисусъ Христосъ для грѣшниковъ пришелъ на землю, призывая подобнымъ подобное. По примѣру Коего и Вы меня награждаете Вашею любовію, привлекая и самолюбца въ любовь Божію. Господь да вознаградитъ Васъ Батюшка! я же ничтожнѣйшій  испросивъ святыхъ Вашихъ молитвъ обо мнѣ непотребномъ чернцѣ; пребыть честь имѣю покорнѣйшимъ Вашимъ слугою. — Позволте изъявить мое почитаніе, съ пожеланіемъ имъ отъ Господа всѣхъ благъ, и прошу ихъ святыхъ молитвъ, благолюбивѣйшимъ Отцемъ: О: Игнатію и О. Макарію.

 

 

 

+

Честнѣйшій и любезнѣйшій во Христѣ собратъ,
Отецъ Макарій!

Пріятное письмо Ваше получилъ, за которое и благодарю. — Да даруетъ же Всемогущій совершить Вамъ съ назидательными успѣхами сердца и души благонамѣренный путь желая, не менѣе желаемъ и вожделѣннѣйшаго во Христѣ Вашего возвращенія[2] во обитель.

Что касается до нашихъ обстоятельствъ, то онѣ суть слѣдующія: — Мы благополучны; посѣтилъ насъ рѣдкій можно сказать нашъ Архипастырь, бывъ у насъ довольно веселъ и благосклоненъ, а по совершеніи однажды Божественной литургіи сказалъ братіи назидательное слово. Не менѣе въ немъ касался постыднаго любочестія мнимоблагородныхъ, коихъ частую тогда было присутствіе по причинѣ его пребыванія въ пустынѣ. Это было въ день Рожд.<ества> Св. Пророка и Предтечи Іоанна, почему и тема слова была: «чесо изведате въ пустыню видѣти?» (Матѳ. г. 12:7) и слѣдующій за симъ стихъ. Ежели есть нынѣ въ Россіи подражающіе св. Златоусту въ простотѣ слога и прочихъ обильныхъ не періодами а по умозаключеніямъ въ порядкѣ вещей проповѣдники, такъ онъ никакъ не можетъ быть по справедливости изключенъ изъ толикаго Богоугоднаго общества. У него не было великолѣпныхъ угрозовъ, замысловатыхъ тропъ, единственныхъ метафоровъ, геперболическаго слога, аллигоріи и другихъ расположеній краснорѣчія; но богатѣйшая и св. простота, прямая истина и извящнѣйшая въ чистосердечіи скромность. Нѣкоторые признавались, что когда онъ св. благодать сердца своего старался переливать въ сердца слышателей, то такъ плѣнилъ духъ предстоящихъ, что многіе не имѣли уже другихъ мыслей, поелику рѣшительно не однаго слова такого не было, которое бы было высокопарно и превыспренно, или не ясно. Вотъ истинный витія по опредѣленію премудрихъ! Такое слово интересно имѣть, и надѣемся. — Не хотимъ мы болѣ о словѣ семъ писать; а ежели бы нашли нужнымъ, то и безъ того, что только одинъ разъ слышали оное, весьма бы можно многимъ изъ него письмо сіе наполнить; одно слово: такъ оно растворенно дѣйствовало на сердца и духовныя силы, что какъ бы не слово оно было, а трость духовнаго Скорописца написующая на сердцахъ совѣтъ и волю Вышняго. Не рѣдкостно ли это въ нынѣшнія времена, когда проповѣдники стараются болѣе отразить свои знанія на кафедрахъ, нежели сдѣлать спасительное вліяніе посредствомъ чуждой тщетной философіи простоты и истины?

Нѣкоторые изъ нашихъ благодѣтелей предстали на насъ въ лицѣ Пастыря съ намѣреніемъ устроить нѣчто намъ для нихъ утѣшительное, по причинѣ зависти; но Полагающій душу за овцы (Iак. 10:15) уцѣломудрилъ ихъ, совѣтуя болѣе внимать себѣ — «Прежде времени ничтоже судить, дондеже пріидетъ Господь, иже приведетъ во свѣтѣ тайная тмы, и объявитъ совѣты сердечные» (Кор. 4:5). Хотя мы можемъ въ случаѣ семъ сказать и то, что рука Божія съ нами недостойнѣйшими по мерѣ нашего упованія на Него; однако не менѣе должно относить и къ благодатной прозорливости мужа украшеннаго вѣрою и смиреніемъ. Въ строгомъ же достоинствѣ его отличіи описать подражателя Архіерею грядущихъ благъ и не возможно. Онъ къ обильнѣйшему утѣшенію братіи не обинулся Самъ служить и всенощное бдѣніе. Сверхъ сего дабы не ослабить пространствомъ словъ истину священно касающуюся добротъ кроткаго Пастыря, разсудили мы умолкнуть…

Хотя, поелику «таковъ намъ подобаше Архіерей» (Евр. 7:26), и должно превозносить доблести мужа мудраго «яко да (и прочіе) видятъ добрые дѣла его и прославятъ Отца, иже на небесахъ (Мат. 5:16).

Душевно сожалѣю объ обстоятельствахъ Ан. А., но когда я худѣйшій нѣкогда писалъ ей: «Богъ видитъ правость сердецъ нашихъ», и это было нѣкоторымъ образомъ плодъ вѣры ея, то для чего же сомнѣватся въ благословенномъ во вѣки промыслѣ Небеснаго Отца? Развѣ десница Вышняго слабѣе руки смертнаго въ судьбахъ своихъ? (Злат.<оустъ>) Мы вѣрно забыли бѣдные «что, Богъ предположилъ, того человѣцы разрушить не могутъ» (Псал. 24:10). Не вси ли пути Господни милость и истина взыскующимъ завѣта и свидѣнія Его. Развѣ должно быть Христіанкѣ толь малодушною, когда мы хотимъ быть покорными судьбамъ міроправителя? Да,… не на словахъ ли мы Христіане потому? — Впрочемъ она не худо бы сдѣлала, когда бы по совѣту Вашему явилась доброму Г. Куз., тѣмъ паче, что онъ по самой вещи сострадателенъ и не неопытенъ въ такихъ дѣлахъ; но что будто онъ съ противоположной стороны, это, я думаю, одно мнѣніе ея. Но да будетъ во всемъ воля Тріединаго; для Него нѣтъ ничего невозможнаго устроить, что только согласно съ благостію, могуществомъ, непостижимою премудростію и прочими божественными Его свойствами.

Помощію любящаго благолѣпіе дому своего, заложенный храмъ благопоспѣшно возвышая, начали уже своды, такъ, что можно сказать: «и жребій въ храмѣ Господни угоднѣйшій» (Прем. 3:14), мы получили; почему и «благословенъ еси въ храмѣ святыя славы Твоея» (Дан. 3:53), произносить сердечно намъ довлѣетъ. — О конечномъ:

Просимъ Васъ засвидѣтельствовать почтеніе и всеблагожелаемость нашу, а имянно: отъ Бат. От. Строителя, отъ О. Ант.<онія> и отъ меня Достопочтеннѣйшему благодѣтелю Алексѣю Ивановичу; а вмѣстѣ поручая Васъ покровительству Господа, и пребываемъ.

Вашъ недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Іеросхімонахъ Левъ, и со братіею.

 



[1] В рукописи: спаситительнаго

[2] Было: возвращенія Вашего